критику Марксом трагедии Лассаля «Зикинген» за то,
что Лассаль ставил бюргерско-рыцарскую оппозицию выше плебей-
ско-крестьянской47
.
Итак, буржуазию мы считаем революционной и прогрессивной на
тех этапах, когда она шла в союзе с крестьянско-плебейскими револю-
44 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 83–84. 45 Там же, стр. 87.
46 Там же, стр. 89.
47 См. там же, стр. 89–90.
472
ционными массами и более или менее смело возглавляла их.
Но это не значит, что и на таких этапах революции не было скры-
того противоречия между буржуазией и «низами». Их конкретные ин-
тересы и соответственно их методы борьбы с феодализмом и абсолю-
тизмом были глубоко различны. Поэтому-то на протяжении всей рево-
люции и шла то невидимая, то видимая борьба за гегемонию, борьба, в
которой буржуазии было очень трудно удерживать перевес на своей
стороне.
В самом деле, к чему в конечном счете стремились массы во всех
великих революциях, хотя бы сами того ясно не сознавая? Все великие
революции, говорит Ленин, «стремились не только завоевать полити-
ческие права, но и вырвать самое управление государством из рук гос-
подствующих классов, всяких эксплуататоров и угнетателей трудя-
щихся, чтобы раз навсегда положить предел всякой эксплуатации и
всякому угнетению»48. Массы боролись против существующей формы
эксплуатации, а не за новую форму эксплуатации. Буржуазии же надо
было использовать борьбу крестьян против помещиков, для захвата
власти в свои руки и для замены феодальной эксплуатации капитали-
стической эксплуатацией.
Вот на это-то противоречие и указывал неустанно Ленин, обобщая
опыт всех буржуазных революций в истории. В своей классической ра-
боте «Две тактики социал-демократии в демократической революции»
Ленин писал: «Буржуазии выгодно, чтобы буржуазная революция не
смела слишком решительно все остатки старины, а оставила некоторые
из них, т. е. чтобы эта революция была не вполне последовательна, не
дошла до конца, не была решительна и беспощадна… чтобы эти преоб-
разования были как можно осторожнее по отношению к «почтенным»
учреждениям крепостничества (вроде монархии); чтобы эти преобра-
зования как можно меньше развивали революционной самодеятельно-
сти, инициативы и энергии простонародья…»49
Но несмотря на это глубокое противоречие, в XVII– XVIII вв. у кре-
стьянства не могло быть другого вождя, кроме буржуазии, а у буржуа-
зии не могло быть пути к власти, кроме как на гребне народной рево-
люции.
Крестьянская или крестьянско-плебейская масса не могла сама до-
биться победы. Она по самой своей природе обречена колебаться. «Это
показал, — говорит Ленин, — общий ход революций, в которых бывали
краткосрочные диктатуры трудящихся, поддержанные временно де-
ревней, но не бывало упроченной власти трудящихся; все в короткое
48 В. И. Ленин. Третий Всероссийский съезд Советов. Заключительное слово. — Полн.
собр. соч., т. 35, стр. 286–287. 49 В. И. Ленин. Полн., собр. соч., т. 11, стр. 38.
473
время скатывалось назад. Скатывалось назад именно потому, что кре-
стьяне, трудящиеся, мелкие хозяйчики, своей политики иметь не мо-
гут, и после ряда колебаний им приходится идти назад. Так было и в
великую французскую революцию, так было в меньшем масштабе и во
всех революциях»50. Крестьянская борьба была сильна своим стихий-
ным напором, отрицанием феодализма, ненавистью к угнетателям, но
она была слаба своей идейной и организационной стороной. Крестья-
не, прежде всего в силу своей распыленности как мелкие производи-
тели, не могли иметь ясной программы действий и создать сильную и
единую организацию для борьбы. Поэтому-то, говорит Ленин, кресть-
янина в истории всегда экономически и политически, в том числе во
время революции, объединяет и возглавляет либо буржуазия, либо
пролетариат51. Последовательно руководить основной крестьянской
трудящейся и эксплуатируемой массой, довести ее борьбу до ликвида-
ции всякой эксплуатации может только пролетариат. Но так как рабо-
чий класс был еще очень неразвит в XVII–XVIII вв., он не мог тогда иг-
рать такой роли. Оставалась одна буржуазия как возможный руководи-
тель крестьянства.
Это, однако, не значит, что буржуазия в XVII–XVIII вв. была эконо-
мически более развита, чем рабочий класс. Такое распространенное
мнение, как показано выше, глубоко ошибочно. Если говорить не о
торгово-ростовщической буржуазии, не связанной с производством, а
о буржуазии, представляющей капиталистические производственные
отношения, то буржуазия, как мы установили выше, всегда была эко-
номически развита ровно настолько, насколько была развита система
наемного труда, следовательно, насколько был развит пролетариат.
«Буржуазия с момента своего возникновения была обременена своей
собственной противоположностью: капиталисты не могут существо-
вать без наемных рабочих, и соответственно тому, как средневековый
цеховой мастер развивался в современного буржуа, цеховой подмасте-
рье и внецеховой поденщик развивались в пролетариев»52. Если мы на-
зываем мануфактурных рабочих XVII–XVIII вв. «предпролетариатом»,
то и буржуазия на мануфактурной стадии капитализма была экономи-
чески далека от буржуазии эпохи господства крупной фабрично-завод-
ской машинной промышленности. И вот именно эта ранняя буржуазия
и именно потому, что ее антагонизм с рабочим классом еще не развил-
ся до высшей ступени, играла революционную роль, становилась во
50 В. И. Ленин. Речь на Всероссийском съезде транспортных рабочих. — Сочинения,
т. 32, стр. 257–258. 51 См. В. И. Ленин. О продовольственном налоге. — Сочинения, т. 32, стр. 339. 52 Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, т. 19, стр. 190–191.
474
главе народных революционных масс. Ведь и английская революция
XVII в., и французская революция XVIII в. произошли еще на ману-
фактурной, а не на машинной стадии капитализма.
Революционность этой не вполне развившейся буржуазии была то-
гда следствием ее собственного антагонизма дворянству, господство
которого мешало развитию капитализма, но еще более следствием ко-
лоссального напора на дворянство со стороны его основного антаго-
ниста — крестьянства. Ранняя буржуазия сама по себе никогда не вы-
ступала с оружием в руках против феодально-абсолютистского строя,
хотя он ее и стеснял. Она предпочитала приспосабливаться к нему и
по мере возможности приспосабливать его к себе. Буржуазные «верхи»
срастались с феодальными «верхами». Но объективные противоречия
снова и снова ставили перед буржуазией вопрос о необходимости лик-
видации феодализма. Нарастание революционного подъема «низов»
создавало в конце концов кризис «верхов», расширяло трещину среди
«верхов». В условиях формирующейся революционной ситуации лиде-
ры буржуазии ощущали возможность захватить власть в свои руки, ес-
ли соединиться с «низами» и использовать в своих интересах их на-
тиск на феодализм. В этой атмосфере возможного и стихийно надви-
гавшегося социального взрыва даже не вполне развившаяся еще проти-
воположность между мануфактурным капитализмом и феодализмом
подчас оказывалась достаточной силой, чтобы побудить буржуазию на
революцию.
Как видим, революционная ситуация в XVII–XVIII вв. совершенно
так же, как и позже, порождалась прежде всего нараставшим подъемом
«низов».
Если мы хотим, пользуясь ленинским методом, изучать все револю-
ционные ситуации исторического прошлого, надо обратиться к обоб-
щениям Ленина, к раскрытию им понятия «революционная ситуация».
Напомним ленинские высказывания о революционной ситуации, со-
держащиеся в его работах «Маевка революционного пролетариата»,
«Крах II Интернационала». Три признака революционной ситуации
сформулированы в самом лаконичном виде в конспекте реферата
«Первое мая и война», составленном Лениным в 1915 г.: «Революци-
онные ситуации[:] (α) низы не хотят, верхи не могут (β) обострение
бедствий (γ) экстраординарная активность»53
.
Приглядимся к теоретическому содержанию этих ленинских опре-
делений под углом зрения их значения для исторической науки.
Почему полемический акцент Ленин всюду делал на необходимо-
сти кризиса верхов, на недостаточности обострения борьбы масс?
Потому, что это — продолжение той же борьбы с меньшевиками и
53 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 379.
475
прочими оппортунистами, борьбы против противопоставления «поли-
тического кризиса» — революции, против догмата, что политический
кризис как таковой не имеет отношения к революции, т. е. к открытой
революционной борьбе масс. Именно атакуя эту точку зрения, Ленин
настойчиво доказывает, что политический кризис, кризис верхов, спо-
собен развиваться и развивается в «общенациональный политический
кризис», т. е. в кризис, охватывающий и низы, развязывающий борьбу
низов. Мысль Ленина заострена, следовательно, против метафизиче-
ского отделения «бурь», разыгрывавшихся на политической поверхно-
сти, от процессов, происходивших в глубине общества, в положении и
настроениях масс, т. е. против отделения «событий» от «состояний».
Подчеркивание Лениным роли «кризиса верхов» вовсе не означает,
что не только низы, но часть верхов для возникновения революцион-
ной ситуации должна «не хотеть» жить по-старому и что, следователь-
но, революция немыслима, если в ней не участвует какая-нибудь часть
«верхов» — господствующих классов, например, буржуазия. Такое тол-
кование ленинского учения о революционной ситуации как раз соот-
ветствовало бы меньшевистской постановке вопроса. Ленин же гово-
рит, что «кризис верхов» выражается не в том, что кто-то в их рядах не
хочет жить по-старому, а в том, что они не могут управлять по-старо-
му и что происходящий на этой почве раскол в «верхах» развязывает
революционную активность «низов».
Следовательно, «кризис верхов» учитывается Лениным только как
один из показателей и факторов подъема революционного движения
низов. В этом смысле можно сказать, что все три ленинские признака
революционной ситуации в сущности сводятся к разным сторонам
единого вопроса об условиях подъема масс, их вовлечения в револю-
ционную политическую борьбу.
Сущность «кризиса верхов» в ленинских высказываниях определена
совершенно ясно: «кризис верхов» состоит в том, что прежние «осно-
вы государственного устройства» оказываются недостаточными для
удержания «порядка» и «законности». «Кризис верхов» состоит в том,
что «верхи» не могут управлять по-старому, «сохранить в неизменном
виде свое господство». Вот суть ленинской мысли: речь идет о невоз-
можности «управлять», «господствовать», «вести государственные де-
ла», т. е. об отношении «верхов» к «низам», а вовсе не об отношениях
внутри «верхов», между господствующими, эксплуататорскими клас-
сами или группами. Ничто в ленинских определениях революционной
ситуации не дает права предполагать, что под «кризисом верхов» он
разумел, скажем, недовольство буржуазии своим общественно-эконо-
мическим положением. Такие встретившиеся нам обороты речи, как:
«требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как
прежде», «чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старо-
476
му», — если взять их в контексте, — не означают, что для части экс-
плуататоров прежние условия хозяйства и жизни больше не приемле-
мы, скажем, в результате прогресса капитализма. Нет, слова «хозяйни-
чать», «жить», употреблены здесь отнюдь не в смысле «вести хозяйст-
во», а в смысле распоряжаться, сохранять господство, управлять. В са-
мом деле, ведь как поясняет Ленин свою мысль, что для революцион-
ной ситуации требуется, чтобы «верхи» не могли хозяйничать и управ-
лять, как прежде? Он не говорит о переходе буржуазии в оппозицию,
а, напротив, в объяснение своих слов говорит, что русская буржуазия
после 1905 г. сделала все зависевшее от нее для укрепления самодер-
жавия, для поддержки помещичье-крепостнической контрреволюции,
не щадила ни денег, ни совести, лишь бы обеспечить «мирное разви-
тие», — и все-таки в 1912–1913 гг. вся буржуазия «от кадетов до октяб-
ристов» принуждена констатировать, что самодержавие не смогло
обеспечить «порядка» и «законности», т. е. подавить революционное
движение «низов».
Вот в чем суть «кризиса верхов» по Ленину: прежде всего не в их
расколе и распрях, а в том, что даже при максимальной сплоченности,
при полном отсутствии раскола и распрей, «верхи» оказываются не в
состоянии удерживать «порядок», т. е. успешно, прочно сковывать си-
лы революции. Эта невозможность управлять по-старому становится
очевидной для самих «верхов». На этой-то основе очевидной невоз-
можности управлять по-старому и возникают раскол и распри: появ-
ляются те или иные конституционные и прочие проекты, долженст-
вующие обновить и укрепить власть, — проекты, поддерживаемые од-
ними, отвергаемые другими. Эти ссоры — не причина, а проявление
«кризиса верхов».
Те историки, которые иначе толкуют вопрос о «кризисе верхов»,
рассуждают так, как рассуждали некогда Мартов и Ерманский: «…Они
смотрят на верхи и не видят низов. Но если десять Рябушинских и сто
Милюковых ворчат и