Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

слова

подразумевают, что экономические основания для победы буржуазии

во Франции имелись уже задолго до 1789 г. и что, вступив в союз с

крестьянской революцией, она могла бы раньше одержать победу.

В самом деле, не существует исторического закона, раз навсегда ус-

танавливающего, на каком именно уровне развития капитализма ста-

новится возможной буржуазная революция. Теоретически она мысли-

ма, раз налицо капиталистический уклад: так, во Франции в первой по-

ловине XVII в. Фронда начиналась при ясно выраженной революцион-

ной ситуации63. Есть ли что-либо невероятное в том, что революцион-

ное движение буржуазно-демократического характера развернулось во

Франции еще за 150 лет до действительной революции? Есть ли что-

либо невероятное в том, что в России революционная ситуация имела

место в 1859–1861 гг., а буржуазная революция совершилась только в

1917 г.? «Ошибочно было бы думать, — говорит Ленин, — что револю-

ционные классы всегда обладают достаточной силой для совершения

переворота, когда этот переворот вполне назрел в силу условий обще-

ственно-экономического развития. Нет, общество человеческое уст-

роено не так разумно и не так «удобно» для передовых элементов. Пе-

реворот может назреть, а силы у революционных творцов этого пере-

ворота может оказаться недостаточно для его совершения, — тогда

общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятиле-

62 К. Маркс — Ф. Энгельсу, 27 июля 1854 г. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

т. XXII, стр. 49. 63 В нашей монографии «Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623–

1648)», (М.–Л., 1948) на конкретном материале сделана попытка показать, что в середине

XVII в. во Франции имела место революционная ситуация, что Фронда была началом

буржуазно-демократического революционного движения, сорванного из-за отступления

буржуазии.

482

тия»64. Разумеется, во Франции в длительный период между 1648–1653

и 1789 гг. происходило не только «гниение» феодально-абсолютист-

ского общества, но и дальнейшее расширение капиталистического ук-

лада в его недрах, хотя и очень медленное. Нет также оснований ут-

верждать, что на протяжении этого 150-летия во Франции не было ни-

каких волн революционного подъема или даже революционных ситуа-

ций. Социально-политический кризис 1749–1750 гг. несравним, конеч-

но, по своей силе и глубине с 1648–1649 гг., но все же и в нем можно

видеть черты формирующейся революционной ситуации, не превра-

тившейся в революцию. Будущие исследования покажут, нельзя ли го-

ворить об элементах революционной ситуации во Франции и в начале

XVIII в. (во время восстания камизаров) и во время общественных вол-

нений в 20-х годах XVIII в.

Словом, колоссальное революционное упорство народных масс

Франции, их все новые и новые выступления на протяжении длитель-

нейшего исторического периода, несмотря на целую серию неудач, на

целый ряд сорванных революционных ситуаций, вот что сделало в

конце концов буржуазию во Франции более революционной, чем где

бы то ни было. Во Франции оказывалось невозможным, как в Герма-

нии, длительно снять революцию с повестки дня истории. Революция

во Франции XVII–XVIII вв. все снова оказывалась в повестке дня, сту-

чалась во все окна и двери кулаками «низов». Тот, кто станет тщатель-

но изучать развитие прогрессивной буржуазной идеологии во Фран-

ции, заметит, что она делала резкий шаг вперед всякий раз в момент

непосредственно после) каждого из указанных выше революционных

подъемов «низов». Если предательство буржуазии и губило эти зачатки

революции, то лучшие умы и таланты буржуазии на каждом уроке все

яснее ощущали возможность иного пути. Хотя революция, о которой

идет речь, это «крестьянская революция», революция трудящихся и

эксплуатируемых народных масс, ее успех или неуспех зависел от по-

зиции буржуазии. Это наглядно показывает опыт Фронды. Народная

стихия не могла победить, пока ее не возглавила революционная бур-

жуазия. Буржуазная интеллигенция должна была дать народу идеи,

политические лозунги, определить непосредственные цели борьбы.

Буржуазия «могла претендовать на то, чтобы представлять интере-

сы различных трудящихся классов того времени»65

.

В той мере, в какой буржуазная интеллигенция (в России такую же

роль играла дворянская интеллигенция) действительно отражала и по

мере сил теоретически осмысливала нужды, чаяния и помыслы задав-

64 В. И. Ленин. Последнее слово «искровской» тактики. — Полн. собр. соч., т. 11, стр.

366–367. 65 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XV, стр. 508–509.

483

ленной феодализмом и отчаянно боровшейся народной массы, — в той

самой мере она была прогрессивной и революционной.

Объективная революционность французской буржуазии XVIII в.

состояла не в чем-то, что она делала помимо народа, а в повышении

революционного потенциала самих народных масс: массы слабее без

вождя, чем с вождем, слабее без идей, чем с идеями. Только буржуаз-

ная интеллигенция могла тогда внести подобие сознания собственных

интересов и общественно-политической ориентировки в стихийное

движение масс. Ее роль отдаленно напоминает роль революционной

партии.

Но, усиливая массы, буржуазия в то же время оплетала их своим

влиянием. Ее демократическая идеология была мостом к массам, но в

то же время этот приводной ремень был и потенциальной уздой, кото-

рая давала буржуазии положение ездока и сулила возможность, если

понадобится, сдержать понесшего коня народной революции. В этом

смысле передовая идеология французской буржуазии выражала ее

смелость, но и ее опасения: она отважилась на революцию только то-

гда, когда почувствовала, что достаточно крепко держит в своих руках

влияние на народ.

Передовая идеология французской буржуазной интеллигенции

XVIII в. далеко не полно, не прямо, не в чистом виде отражала интере-

сы народных масс и осмысливала их борьбу. Нет, подобно тому, как

Вольтер издал «Завещание» Мелье урезанным со всех сторон, лишен-

ным могучего революционного дерзания, так и вся идеология буржу-

азной интеллигенции отражала борьбу народа лишь более или менее

урезанно, приглушенно, искаженно. К тому же она искусно вплетала в

основной народный фон нити узкобуржуазных идеалов и требований.

Поддерживаемую большинством крестьянства идею защиты личнотру-

довой собственности от феодалов эти идеологи искусно обращали в

защиту буржуазной частной собственности. Их сочинения были обра-

щены не столько прямо к народным массам, сколько к широким кругам

буржуазии, внушая ей, чтобы она не боялась революции: смотрите, как

бы говорили они, в конце концов эта революция не такая уж всераз-

рушающая анархия

Как видим, сравнение передовых группировок буржуазной интел-

лигенции XVIII в. с революционной партией, усиливающей напор ни-

зов и превращающей революционную ситуацию в победоносную ре-

волюцию, может быть допущено лишь в очень ограниченном смысле.

Отношение к «низам» даже лучших революционеров буржуазии в кор-

не отлично от отношения к массам пролетарских вождей. Никто не

умел так беспощадно бичевать самодовольных критиков «хаоса рево-

люции» и «вакханалии самочинных действий масс», как Ленин. Из-

вестно пренебрежительное отношение Ленина ко всем тем, кто свысо-

484

ка смотрел на массы и учил их по книжкам. Ленин не уставал повто-

рять, что необходимо учиться у масс, осмысливать их действия, тща-

тельно изучать практический опыт борьбы масс. Вера в творческие си-

лы масс — это и есть та особенность в деятельности Ленина, которая

давала ему возможность осмыслить стихию и направить ее движение в

русло пролетарской революции.

Эта антитеза наглядно показывает, как обстоит дело с революцион-

ной ролью буржуазии в XVII–XVIII вв. Революционеры буржуазии

смотрели на массы свысока, «просвещали» их и не допускали мысли,

что революционная борьба самих народных масс — нормальный поря-

док в истории.

Ленинское учение о революционной ситуации, основанное на глу-

бочайшем понимании творческой и движущей роли «низов» в истории,

вооружает историка правильным методом для подхода к буржуазным

революциям XVII–XVIII вв. Ленинские идеи о французской буржуаз-

ной революции XVIII в. непримиримо враждебны всей меньшевист-

ской, оппортунистической традиции в толковании этой революции.

Рассмотрение этих идей снова приводит нас к выводу, что мар-

ксизм-ленинизм требует ясно различать две разные вещи. Феодальный

строй пал в результате революционной борьбы народных масс. Их

борьбу буржуазия использовала для того, чтобы захватить власть в

свои руки и заменить феодальную эксплуатацию — капиталистиче-

ской.

Наконец, здесь необходимо указать на существенное различие роли

масс в ранних буржуазных революциях, направленных против фео-

дально-абсолютистского строя, и в таких революциях более позднего

времени (например, в революциях 1830 и 1848 гг. во Франции), кото-

рые были направлены против тех или иных остатков феодализма, под-

час сильно трансформированных: против монархии, против ипотечно-

го гнета как преобразованной «верховной» собственности на землю и

т. п. В этих революциях ни буржуазия не действует уже столь револю-

ционно, ибо она обременена развивающимся антагонизмом с пролета-

риатом, ни народная масса не выступает таким широким фронтом и с

такой психологией, как в великих революциях XVII–XVIII вв. Слепой

гнев крестьянской массы против непонятных ей гнетущих социальных

сил может в этих исторических условиях обрести характер такой урод-

ливой карикатуры на крестьянское восстание, каким был пресловутый

переворот Луи Бонапарта, и вообще сделать крестьянство одной из

опор бонапартистских режимов в некоторых странах.

485

3. Пережитки феодализма и путь крестьянства

к социализму

После победы и утверждения капитализма вопросы антифеодаль-

ной борьбы народных масс не сошли с исторической повестки дня. В

XX в. еще оставались и остаются огромные пережитки феодальных

отношений и огромные многомиллионные массы крестьянства, пред-

ставляющие собой прямое наследие феодальной эпохи, вросшее в но-

вые исторические условия. Империализм кровно заинтересован в со-

хранении феодальных отношений в колониальных, зависимых и эко-

номически отсталых странах. На феодально-землевладельческие круги

этих стран, на помещиков и земельную аристократию опирается ино-

земный империализм. Империалистический гнет тесно сплетается с

феодальным гнетом. Поэтому и борьба против империализма, борьба

широчайших масс этих колониальных, зависимых и экономически сла-

боразвитых стран против колониализма и монополистического капи-

тала всегда является одновременно в той или иной мере борьбой про-

тив местных феодалов и пережитков феодальной экономики. Всякий

удар освобождающихся народов по империализму есть одновременно

удар по феодализму.

Поскольку основой основ феодализма является крупная земельная

собственность, сердцевиной всякого антифеодального движения и в

XX в. остается борьба за ее ликвидацию, за экспроприацию земли у

помещиков, князей, государей и передачу ее трудящимся.

Великий исторический опыт сначала народов СССР, позже — стран

народной демократии показал наиболее прогрессивный путь решения

этой задачи, путь, ведущий к укреплению не капитализма на развали-

нах феодальной земельной собственности, а социализма. Этот путь со-

стоит из двух этапов. На первом этапе земля феодалов делится между

мелкими крестьянскими хозяйствами. Помимо этого этапа нет пути

вперед. Всякие попытки непосредственно превратить большинство

помещичьих хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйст-

венные предприятия были бы авантюризмом и повели бы лишь к раз-

рыву союза рабочего класса с крестьянством; крестьянство в таком

случае не оказалось бы победителем в борьбе с феодализмом. Единст-

венная и естественная форма победы крестьян над феодалами-поме-

щиками, отвечающая всей логике их предшествовавшей многовековой

борьбы, это передел феодальной собственности, превращение ее в

лично трудовую собственность, будь то посредством национализации

или без таковой. На втором этапе с такой же логической необходимо-

стью совершается кооперирование крестьянских единоличных хо-

зяйств и более или менее постепенное объединение их земельных вла-

дений. Процесс кооперирования является естественным, необходимым

486

и добровольным, поскольку жизнь показывает, что сохранение систе-

мы уравнительного землепользования и равных мелких независимых

хозяйств на длительное время — это утопия. Система эта либо очень

быстро порождает расцвет кулачества, скупку или скрытую мобилиза-

цию земли, утерю большинством своей трудовой собственности, либо

для спасения последней побуждает крестьян — бедняков и середняков

частично объединять свою собственность, возвращаться на новой ос-

нове к принципам общины66. Однако этот последний путь имеет место

только при условии, что власть принадлежит трудовому народу во гла-

ве с рабочим классом, что в обществе укрепляется и развивается не ка-

питализм, а социализм. Дело не в том, что рабочий класс навязывает

будто бы крестьянству переход к коллективному хозяйству, экспро-

приирует у него землю, скот и орудия, заставляет его вступать в кол-

хозы, а только и исключительно в

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн