Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

дело, что не «неизменно», а в опреде-

ленных исторических условиях. В современных же исторических ус-

ловиях крестьянское движение против феодализма служит вовсе не

утверждению капитализма, оно как раз объективно расшатывает и ка-

питалистический строй, объективно содействует уничтожению капи-

талистического строя под руководством пролетариата. Оно тем самым

способствует и установлению диктатуры пролетариата. Но при этом

оно остается борьбой миллионов мелких и средних производителей

деревни за свое крестьянское хозяйство, за свою трудовую собствен-

ность.

Как было показано выше, в борьбе крестьян против феодализма

преобладала негативная сторона, они стихийно старались разрушить

существовавшую тогда систему эксплуатации. А буржуазия использо-

вала их разрушительную работу для замены в обществе старой, фео-

дальной формы эксплуатации — новой, капиталистической формой

эксплуатации. В этом смысле можно сказать, что крестьяне боролись

против реально существующей эксплуатации, а не за новую форму

эксплуатации. Как видим, эта революционная борьба крестьян против

феодализма отнюдь не тождественна борьбе за капитализм. Важно

прежде всего видеть противоречия в этой крестьянской борьбе, ее вто-

рую сторону — борьбу крестьян как эксплуатируемых непосредствен-

ных производителей против эксплуатации.

Не только к средним векам можно приложить истину, что лозунг

личной трудовой собственности имеет прогрессивное значение лишь

тогда, когда он направлен против феодального землевладения. И в на-

ши дни крестьянство множества зарубежных стран продолжает испы-

тывать феодальный гнет, оно само — живое наследие феодального

строя, не уничтоженное ходом капиталистической концентрации про-

изводства нигде, кроме Англии. Современное крестьянское движение

нельзя целиком подводить только под рубрику борьбы против капита-

листической эксплуатации: оно в большой мере остается антифео-

дальным. При этом лозунг «личной трудовой собственности» не стал

492

реакционным или служащим интересам укрепления капитализма.

Крестьянство в нашей стране, во всех странах социализма безого-

ворочно повернулось лицом к рабочему классу. Оно ищет союза с ра-

бочим классом во многих странах. Союз не означает одновременного

поворота крестьянства от своих — крестьянских — требований к чисто

пролетарским требованиям. В противном случае мы пришли бы к аб-

сурдному выводу, что крестьянское движение в нашу эпоху может

быть революционным только в том случае, если оно по существу явля-

ется уже не крестьянским, а пролетарским движением. Это означало

бы, что не революционным, реакционным являлось движение крестьян

в европейских и азиатских странах народной демократии, завершив-

шееся аграрными реформами. Оно означало бы, что не революцион-

ными, реакционными являются в наши дни такие лозунги, как: «Каж-

дому пахарю — свое поле», «Земля — тем, кто ее обрабатывает». Нет,

крестьянские массы, миллионы мелких и средних производителей де-

ревни отнюдь не должны отречься от самих себя, от своих совершенно

естественных лозунгов и требований, чтобы стать революционными.

Как известно, аграрные реформы в странах народной демократии не

были основаны на отказе крестьян от лозунгов «черного передела» и

«личной трудовой собственности». Например, в Румынии реформа

1945 г. была плодом подлинной антифеодальной крестьянской войны,

подлинным «черным переделом». В самом деле, что означают слова

«черный передел»? В. И. Ленин так объяснял смысл этого выражения:

«…Полный успех крестьянского восстания,.. перераспределение всей

земли в интересах крестьянства и согласно его желаниям («черный пе-

редел» или что-нибудь в этом роде)»69. Общеизвестно, что этот лозунг

сам по себе не выходит за рамки буржуазно-демократических револю-

ций, но думать, что крестьянство не может быть союзником и резер-

вом пролетариата в социалистической революции, если оно не отре-

чется от этого лозунга, — значило бы порвать с ленинизмом. С этой

позиции меньшевики боролись с ленинизмом. Если бы коммунистиче-

ские и рабочие партии для установления диктатуры пролетариата, для

начала строительства социализма нуждались в отказе крестьянства от

уравнительного раздела земли, то им оставалось бы одно из двух: или

не ставить вопроса о власти, а дожидаться, пока само развитие капита-

лизма лишит эти миллионы мелких и средних собственников-произво-

дителей в деревне всякого имущества, превратив их в батраков, в сель-

ских пролетариев, тогда уже они «отрекутся от иллюзий»; или, взяв

власть, насильственно лишить имущества, т. е. экспроприировать этих

мелких и средних производителей в деревне: не хотят «отрекаться от

69 В. И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции. —

Полн. собр. соч., т. 11, стр. 35.

493

иллюзий» по добру — пролетаризировать их насильно. Как известно, к

таким выводам неумолимо вели схоластические теории «горе-

марксистов».

Навряд ли было бы верно цитировать высказывания Маркса — Эн-

гельса, сделанные до революции 1848 г., о «консервативности», «реак-

ционности» крестьянства, об «идиотизме деревенской жизни», не учи-

тывая исторической обстановки, в которой эти высказывания были

сделаны. На первом этапе формирования марксизма задача Маркса и

Энгельса в самом деле состояла в том, чтобы особенно подчеркивать,

что только пролетариат является безоговорочно революционным клас-

сом. Как известно, лишь опыт революции 1848 г. заставил Маркса и

Энгельса дать разработку и крестьянского вопроса. Если мы обратимся

к высказываниям Маркса и Энгельса, сделанным после 1848 г., мы най-

дем здесь такую оценку революционной роли крестьянства: «Все дело

в Германии будет зависеть от возможности поддержать пролетарскую

революцию каким-либо вторым изданием Крестьянской войны. Тогда

дела пойдут превосходно»70. В лице революционного крестьянства

«пролетарская революция получит тот хор, без которого ее соло во

всех крестьянских странах превратится в лебединую песню»71.

Точно так же, вспоминая слова Ленина, обращенные против народ-

ников и эсеров, надо одновременно помнить и ту борьбу, которая ве-

лась Лениным с меньшевиками по вопросу о крестьянстве. Даже при-

емлемое для народников понятие «трудовое крестьянство» Ленин ис-

пользовал, выступая против меньшевиков. Надо помнить, что меньше-

вики не раз обвиняли Ленина в «народничестве». С точки зрения дог-

матического социал-демократического «марксизма» уступкой народ-

ничеству оказывается и все, что внесено в постановку крестьянского

вопроса опытом колхозного строительства в СССР, опытом социали-

стических стран Европы и Азии, программами коммунистических пар-

тий в странах капитализма.

Недостаточно говорить о руководящей роли пролетариата по отно-

шению к крестьянскому движению, если не учитывать при этом под-

линно объективных оснований для этой руководящей роли, для союза

рабочего класса и крестьянства. Объективные основания указала нам

политическая экономия феодализма. Отождествляя всякую крестьян-

скую собственность с буржуазной собственностью, можно прийти к

выводу, что раз буржуазияантагонист пролетариата, то и крестьян-

ство — антагонист пролетариата. Ясно, что для обоснования союза

70 К. Маркс — Ф. Энгельсу, 16 апреля 1856 г. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29,

стр. 37. 71 К. Маркс. 18 брюмера Луи Бонапарта. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 8, стр.

607 (примеч. 89).

494

пролетариата и крестьянства при такой «политической экономии» ос-

тавались бы только субъективные факторы: «переход крестьянства на

точку зрения пролетариата», «преодоление крестьянством собствен-

нических предрассудков» и т. д. Но какие объективные экономические

причины делают возможными эти субъективные сдвиги? Тут мало ссы-

латься только на разорение крестьянства капитализмом, на пролетари-

зацию крестьянства: вопрос о сельском пролетариате не совпадает с

вопросом о мелких и средних деревенских собственниках-производи-

телях, т. е. о крестьянской массе. При ложной политической экономии

феодализма выходит, что в основной крестьянской массе нет якобы

объективных предпосылок для союза с рабочим классом, что крестьян-

ство, следовательно, не может добровольно принять руководства рабо-

чего класса, — его надо или принудить к этому или предварительно

«раскрестьянить». Такая теория направлена против союза рабочего

класса и крестьянства.

Ей противостоит марксистское разграничение понятий «буржуаз-

ная частная собственность» и «собственность, основанная на личном

труде». Четкое разграничение этих двух понятий глубоко отражает

опыт строительства социализма в СССР.

Именно живой исторический опыт нашей страны углубил и уточ-

нил высказанную Марксом мысль, что буржуазно-капиталистическая

собственность не только отлична от основанной на личном труде ин-

дивидуальной собственности, но и является ее отрицанием. Отрицание

капиталистической собственности, т. е. социалистическая революция,

писал Маркс, снова создает индивидуальную собственность, но уже

приобретающую форму «кооперации свободных работников и их об-

щинного владения землей и произведенными ими средствами произ-

водства». Это — отрицание отрицания, говорит Маркс, и обрушивается

на буржуазную политическую экономию, на сикофантов капитала, за-

нимающихся смешением и отождествлением двух различных и проти-

воположных родов собственности — основанной на собственном труде

производителя и основанной на эксплуатации чужого труда72

.

Ленинский кооперативный план и колхозное строительство в

СССР, а затем в странах народной демократии, явились осуществлени-

ем гениальной мысли Маркса.

Вопрос о мелкой трудовой собственности и ее исторических судь-

бах имеет много общего с вопросом о товарном производстве и его ис-

торических судьбах, хотя это и два разных вопроса. Одинаково оши-

бочно смешивать и отождествлять с капитализмом и товарное произ-

водство, и собственность мелких и средних производителей, основан-

ную на личном труде.

72 См. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 766–768, 777.

495

Корень теоретических заблуждений такого рода лежит в смешении

товарного хозяйства с капиталистическим.

В общем, несомненно, правильно связывать личную земельную соб-

ственность с товарным производством. Разрыв с марксизмом начинает-

ся тогда, когда и то и другое отождествляется с буржуазными, капита-

листическими отношениями. Нельзя ставить знак равенства между то-

варным производством и капиталистическим производством, а поэто-

му также и между личной трудовой собственностью и буржузно-капи-

талистической частной собственностью.

И товарное производство, и собственность мелких и средних про-

изводителей, основанная на личном труде, — это категории историче-

ские, не вечные, имеющие в истории начало и конец, но отнюдь не

совпадающие с капитализмом. И товарное производство, и собствен-

ность мелких и средних производителей меняются в истории, они иг-

рают совершенно разную роль в зависимости от того, какие экономи-

ческие условия окружают их в обществе.

В рабовладельческом обществе существовал значительный слой

мелких крестьян-собственников, но капитализм отнюдь не зарождался

в их среде. При феодализме наряду с собственностью феодалов на

главное средство производства, землю, существовала собственность

крестьян и ремесленников на некоторые средства и орудия производ-

ства, на свое хозяйство, дом и т. д. Крестьяне в средние века постоянно

пытались бороться за распространение и на землю принципа личной

трудовой собственности. Но это им, как правило, не удавалось: собст-

венность на землю господствующий класс удерживал в своих руках.

Однако в том или ином ограниченном объеме личная трудовая собст-

венность мелких производителей на орудия и средства производства и

на продукт труда при феодализме была не «идеалом», а экономическим

фактом. И она выражала не зарождение буржуазного строя, а антаго-

низм самого феодального строя.

Противоречие крупной феодальной собственности и мелкой лично

трудовой собственности отражало противоречие основных классов

феодального общества, эксплуататоров и эксплуатируемых. Мелкая

трудовая собственность крестьян на протяжении многих веков фео-

дальной эпохи отвечала именно их положению трудящегося, эксплуа-

тируемого класса.

Позже, с зарождением и развитием в обществе капиталистических

отношений, не только крестьянство стало дифференцироваться, но и

по существу крестьянское товарное производство, крестьянская собст-

венность стали приобретать двойственный характер. Где господствуют

капиталистические экономические законы, там товарное производство

оказывается зачатком капиталистического производства, крестьянская

трудовая собственность — зачатком буржуазной собственности. Кре-

496

стьянское хозяйство становится средой, ежечасно и ежедневно, по-

стоянно и непрерывно выделяющей из себя капиталистов (а с другой

стороны, — пролетариев). Но за вычетом кулацкой верхушки, оно не

утрачивает и трудового характера.

Так вместе с подымающимся капитализмом складывается характер-

ная для крестьянства двойственность. В. И. Ленин неустанно характе-

ризовал крестьянство как двойственный, противоречивый класс в ка-

питалистическую эпоху и поэтому как «такой класс, который колеб-

лется»73. Его колебания между буржуазией и пролетариатом отражают

его объективную экономическую противоречивость: «Положение кре-

стьянина таково по его быту, условиям производства, условиям его

жизни, условиям его хозяйства, что крестьянин — полутрудящийся,

полуспекулянт»74

.

Таким образом, в природе самого крестьянина налицо объективные

предпосылки для союза как с буржуазией, так и с пролетариатом. По-

этому-то пролетариат как единственно последовательный революци-

онный класс может и должен бороться за руководство крестьянским

движением. Буржуазия, конечно, не «навязывала», не «подсказывала»

крестьянству собственнические лозунги, а опиралась на буржуазно-

собственническую природу самого крестьянства. Крестьянство

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн