Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

появляться самостоятельные издания стихотворных произведений, прежде всего декламации, написанные специально для исполнения учениками во время торжественных событий или праздников (анонимная «Просфонима» (1591); «На рожество Христово вѣршѣ» Павмы Берынды (1616) и пр.). Среди них выделяются «Вѣршѣ на жалосный погреб… Петра Конашевича-Сагайдачного» Кассиана Саковича (1622). В четкой композиции произведения, совершенном владении техникой стихосложения проявился незаурядный поэтический талант автора. Любимый прием Саковича — введение «прикладов» (примеров), преимущественно из античной литературы, которыми он подкрепляет размышления о быстротечности земной жизни, равенстве всех перед смертью и необходимости ежечасно об этом помнить. Хотя это произведение написано в связи со смертью гетмана, дух его жизнеутверждающий: хвала воинам — защитникам отчизны и Петру Конашевичу-Сагайдачному, в идеализированном образе которого автор воплотил храбрость и мужество воинов в борьбе с врагами.

Отдельными изданиями появляются панегирики и ляменты (плачи) без указания авторства — «Плач альбо Лямент по зестю з свѣта… Григория Желиборского» (1615), «Лямент по…отцу Іоннѣ Василевичу» (1628) и т. п. Привлекает внимание панегирик в честь львовянина Григория Кирницкого, который, оставив домашний кров, «без сумту, без достатку» двинулся искать счастья в мире и получил в Падуе степень доктора философии (автор — Яков Седовский, земляк Кирницкого; напечатан в Венеции в 1641 г.).

Во многих произведениях выразительно прослеживаются черты нового, барочного стиля, который приобретает в то время господствующее положение в европейской культуре и занимает ведущие позиции в украинской литературе второй половины XVII в.

С развитием театрального искусства связано появление в начале XVII в. интермедий — комедийно-сатирических сцен, написанных народным языком.

Таким образом, последняя четверть XVI— первая половина XVII в. в украинском литературном процессе была начальным периодом становления литературы нового идейно-эстетического качества. В ней постепенно выдвигались общественно-политические, гуманистические проблемы, а система средневековых художественных средств постепенно вытеснялась ренессансно-барочной поэтикой, в которой определенную роль уже начали играть реалистические тенденции.

4. МУЗЫКА. ТЕАТР

Музыкальное искусство. Развитие украинского музыкального искусства тесно связано с общим процессом формирования украинской культуры и характеризуется во второй половине XVI в. постепенным становлением черт национального стиля. В то время закладывались основы музыкального образования и теоретической мысли на Украине, возникали многие формы, жанры и виды народного и профессионального творчества.

В области музыкального фольклора, претерпевая некоторые изменения, обусловленные новой эпохой и социально-экономическими отношениями, продолжали развиваться песенные и инструментальные жанры, бытовавшие в народе в предыдущем столетии (календарные, семейно-обрядовые, эпические, лирические, шуточные, танцевальные). В лирических песнях отразились тяжелая жизнь закрепощенного украинского народа, обострение социальных противоречий. Мелодии протяжных лирических песен напевны, характеризуются свободной метроритмикой, некоторой импровизационностью в развитии мотивных образований. Протяжные песни исполнялись преимущественно хором, хотя было распространено и сольное исполнение (особенно песен о тяжелой женской доле).

Происходит дальнейшая эволюция эпических жанров. Зародившиеся в глубокой древности плачи и причитания развивались и позднее. На Украине сложились циклы традиционных похоронных плачей лирико-драматического характера. В основе мелодии лежат короткие попевки, варьирующиеся в соответствии с содержанием и особенностями мелодико-ритмической структуры народного стиха. Возникает целый ряд глубоко драматических песен о татарских набегах («За piчкою огні горять», «Ох у неділеньку рано-пораненьку» и др.). Среди особо популярных исторических песен о героях борьбы с татарской и турецкой агрессией в конце XVI — начале XVII в. необходимо отметить песню про Байду.

Центральное место в украинской музыкальной культуре того времени занимали исторические думы — самобытный эпический вокально-инструментальный жанр, в котором органически слились трагедийность с героическим пафосом и проникновенным лиризмом, глубина содержания с оригинальностью художественной формы, эпически повествовательный характер слова — с эмоциональностью музыкального выражения. Думам свойственно свободное построение поэтических и музыкальных фраз (основанных на произвольном количестве слогов), импровизационность речитативного изложения, развернутое инструментальное сопровождение. В думах заложены специфические черты народного музыкально-эпического творчества. Музыкально-образные особенности дум выражают стиль целой эпохи. Они влияли и на другие жанры фольклора и профессионального творчества не только на Украине, но и за ее пределами. С конца XVI в. слово «дума» часто встречается в произведениях польских авторов с характерными эпитетами «украинская», «запорожская», «подольская», «казацкая» и т. д. В 1597 г. появляется произведение польского поэта А. Чахровского под названием «Украинская дума», ставшее популярной песней.

Большую роль в процессе становления украинской музыки сыграло музыкальное образование, вначале распространявшееся среди городского населения через братства и братские школы, в которых ученики параллельно с общеобразовательными дисциплинами и церковным пением по нотам знакомились с элементами теории музыки, а иногда и композиции. Для этого использовались западноевропейские пособия (например, учебник И. Шпангенберга «Квестиопес музика»), но главным пособием при обучении пению были рукописные ирмологионы, содержавшие песнопения православной церкви. Пению по нотам обучали опытные регенты хоров, музыканты. В рассматриваемый период формируется п развивается партесное пение (от латинского «partes»). Это многоголосное гармонического склада пение по партиям уже в конце XVI в. достигло значительного профессионального уровня. Например, в 1591 г. во Львове в честь приезда киевского митрополита ученики братской школы исполняли «тройной» хор, т. е. двенадцатиголосное сочинение. В реестрах нотных тетрадей Львовского и Луцкого братств, относящихся к первой половине XVII в., числится много партесных сочинений для разных составов голосов (от трех до восемнадцати).

Во второй половине XVI в. многоголосное пение по нотам без сопровождения достигло такого совершенства, что православная церковь решила использовать его в противовес католической церковной службе, где пение сопровождалось игрой на органе. Высокий уровень хоровой профессиональной музыки способствовал развитию музыкально-теоретической и эстетической мысли. На Украине появились трактаты по музыкальной грамоте и основам композиции партесного многоголосия. Старейшим сохранившимся пособием является известная рукопись «Наука всея музыкѣ, аще хощеша, чоловѣче, розумѣти киѣвское знамя i пѣнѣє чинно сочиненное».

Казак Мамай. Картина XVIII в.

Потир. Образец украинского ювелирного искусства первой половины XVII в.

Фелонь. Образец шитья. 1620 г.

С введением многоголосного пения коренным образом изменилась запись церковных напевов. Вместо крюковой нотации применяется новая системаразновидность нотно-линейного письма, известного под названием «киевского знамени», которое давало возможность точнее записывать многоголосные музыкальные произведения. Нотные ирмологионы конца XVI в. показывают, что к тому времени новая нотация уже полностью сложилась, следовательно, родилась она значительно раньше. На ранних этапах формирования нового стиля (XVI–XVII вв.) возникли простые формы гармонического многоголосия (в большинстве случаев гармонико-полифонические формы виртуозно-концертного характера). Высокие художественно-эстетические качества партесной музыки способствовали быстрому ее распространению.

В XVI — первой половине XVII в. возникли такие жанры светской музыки, как бытовая песня для трехголосного ансамбля или хора (кант), сольная песня с сопровождением, а также цеховая инструментальная музыка.

Канты (светские и религиозные) слагались на основе стихотворной поэзии, написанной славянорусским либо книжным украинским языком. Существовали канты моралистически-поучительные, торжественно-поздравительные (величальные), антирелигиозные, шуточные, сатирические и т. н. Многим из них присуща тема социального неравенства и несправедливости.

Сольная песня с сопровождением как жанр светской музыки в сравнении с кантом более непосредственно и глубоко отображала внутренний мир человека, его личную жизнь, отношение к обществу.

Развитие инструментальной музыки привело к появлению в ряде городов музыкальных цехов по образцу ремесленных. В письменных источниках имеются сведения о существовании музыкальных цехов в Каменце-Подольском (1578), Львове (1580), в Степани на Волыни (1614), а несколько позднее и на Левобережье. Цеховые музыканты играли на свадьбах, крестинах, похоронах, во время народных гуляний. В их репертуаре были народные и распространенные в быту горожан и крестьян танцы, марши, инструментальные наигрыши.

Музыкальные цехи способствовали развитию народной профессиональной инструментальной музыки. Здесь зарождались характерные составы ансамблей украинских национальных инструментов, совершенствовалась игра на многих инструментах, создавались образцы инструментальной музыки.

Подобную прикладную функцию, хотя и несколько иную по содержанию, выполняли военные музыканты. Они играли во время походов и празднования побед или просто «музыкально оформляли» различные военные события (праздничные и обычные), исполняя марши, танцевальную музыку (гопак, казачок), лирико-эпические напевы. Использовались такие инструменты, как сурма, трубы, котлы, торбаны и т. д.

Основная тенденция в развитии светской музыки, музыкального искусства на Украине, как профессионального, так и народного, состояла в их творческом единении.

Театр. Во второй половине XVI — первой половине XVII в. на Украине продолжали широко бытовать народные игры со свойственными им театральными элементами. В последней четверти XVI в. вместе с появлением школ нового типа (Острожская, Львовская братская) возникает и школьный театр. Как и в гуманитарных школах Западной Европы, существовавших с XII в., где первоначально школьный театр имел лишь учебно-воспитательное назначение, а начиная с XVI в. стал использоваться в религиозно-политических целях, первые опыты украинского школьного театра, развивавшегося в конце XVI — первой трети XVII в. в виде простых форм — декламаций и диалогов, был вовлечен в идеологическую борьбу против католицизма. В Острожской и Львовской братской школах на уроках грамматики преподавались, хотя и в сжатом объеме, правила не только сочинения, но и чтения виршей, а на уроках риторики — правила сочинения и произнесения речей. Учителя писали вирши в виде декламаций — панегирики, ляменты и др. на светские и духовные темы, а ученики исполняли их на церковных подворьях и в школах на рождественские, пасхальные и прочие праздники, во время торжественных встреч именитых лиц и в других подобных случаях. Ученики один за другим выходили перед зрителями и декламировали текст, объединенный общей темой. Позже стали сочиняться и исполняться произведения, выдержанные в сугубо диалогической форме.

Первым дошедшим до нас образцом украинской школьной декламации является анонимная «Просфонима» (1591) — стихотворное приветствие в адрес киевского митрополита Михаила Рогозы по случаю его приезда во Львов. На титульном листе «Просфонимы» обозначено, что первую часть гость «в церкви пред народом от дѣтѣй прieм», а вторую — когда «в школу любезно посѣщающе пpiйде». Один из восьми отроков (действующих лиц) обращался к митрополиту с просьбой разрешить бедным школьникам просить милостыню. Это свидетельствует о том, что традиция хождения школьников, а позже студентов Киевского коллегиума и академии, известных в XVII–XVIII вв. под названиями «мандрованных дьяков» и «пиворезов», по селам и городам за подаянием восходит к концу XVI в. Содержание всего произведения убеждает, что украинская школьная драматургия уже в самом начале развивалась в русле полемической литературы и выполняла важную идейную функцию в тогдашней политической борьбе украинского народа с католицизмом и униатством.

Декламацией с элементами диалога является «Лямент дому княжат Острозских…» Демьяна Наливайко (1603). Возможно, этот плач исполнялся учениками Острожской школы.

Бытование школьных представлении в Остроге и Львове в конце XVI — начале XVII в. подтверждают высказывания выдающегося писателя-полемиста Вишенского. В своем послании «Писание до всѣх обще Лядской земли живущих…», сочиненном еще до 1596 г. на Афоне, Вишенский обвинял православных священников в том, что они якобы занимаются святотатством: «…Машкарники и комедийники во дворах Христа бога владеют», а в послании «Благочестивому государю Василию княжати Острозскому и православным христианом Малое России, так духовным, як и свѣтским…», написанном в 1599–1600 гг., упрекал

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн