замки многих городов, в частности Каменца, Язловца и Львова, где замковые укрепления были дополнены высокими башнями, стены утолщены и надстроены. Усиление оборонительных сооружений позволяло лучше противостоять артиллерийскому обстрелу противника, появление выступающих за пределы стен башен позволяло вести прицельный артиллерийский и ружейный огонь по осаждающим вдоль стен укреплений. В конце XVI — первой половине XVII в. было построено множество новых замков, как деревянных, так и каменных, а также комбинированных. Конструкцию и архитектуру не сохранившихся комплексов величественных деревянных замков в Киеве, Владимире, Виннице и других городах можно представить по дошедшим до нас описаниям, а в некоторых случаях по планам и рисункам с натуры.
Новые каменные крепости часто имели регулярную планировку в виде квадратов (Жолква, Золотой Поток и др.), прямоугольников (Звягель, теперь Новоград-Волынский Житомирской области), треугольников (Токи, Зиньков, Олексинцы на Подолии). Все они представляли собой укрепления в виде стен с мощными башнями на углах. В первой половине XVII в. часто стали сооружать вместо стеновых замков бастионные с великолепными дворцами магнатов внутри. Замки, основу укреплений которых составляли бастионы, строились в форме квадратов (Подгорцы, Золочев на Львовщине, Чернелица на Подолии) или пятиугольника (Броды).
Следовательно, в создании городских и загородных ансамблей, к которым, кроме замков, можно отнести и укрепленные монастыри (Межирич, возле Острога, Почаев, Подкамень), постепенно утверждались регулярность планов, уравновешенность и симметрия объемов, т. е. черты, во многом характеризующие архитектуру времен Возрождения и раннего барокко. В то же время на Поднепровье и Левобережье продолжалось строительство укреплений на основе развития и совершенствования древнерусских приемов возведения деревянно-земляных укреплений.
Укрепление экономического положения городов и усиление их ремесленно-торговой верхушки повлияло на архитектуру жилища. И хотя в большинстве своем оно было еще деревянным, на Волыни, Подолии и в Галичине, особенно в крупных городах, начали строить жилые помещения из камня и кирпича. Во второй половине XVI в. городское жилище наряду с замками и культовыми сооружениями стало одним из ведущих объектов архитектурного творчества. Имущие горожане, светские и церковные магнаты, богатая шляхта становились заказчиками монументальных жилых сооружений, охотно пользуясь услугами иностранных мастеров, в частности итальянских, что способствовало проникновению на Украину ренессансных архитектурных форм.
В крупных городах на средневековой основе сложился новый тип жилого дома-каменицы, хорошо приспособленного также для нужд ремесла или торговли. В подвалах и на первом этаже таких зданий размещались склады, торговые и ремесленные помещения, конторы, второй, а впоследствии и третий этажи отводились под жилище. На первом этаже своды украшались резьбой на замковых камнях и консольных капителях, балочные перекрытия верхних этажей покрывались резьбой и росписями. Стены оббивались тканью или тисненой кожей, в светлицах — парадных комнатах — простенки между окнами обрабатывались сложной ордерной композицией с орнаментальной резьбой.
Уличные фасады членились горизонтальными тягами, а завершал их аттик с фигурным гребнем, за которым пряталась кровля со скатом внутрь двора. Ордерные порталы и обрамления окон, чтобы украсить несимметрично размещенные проемы, трактовались как самостоятельные композиции. Такие каменицы строились во многих городах, немало их сохранилось во Львове.
Стремясь увеличить размеры своих домов, наиболее богатые купцы сооружали их на двух-трех смежных участках с более сложной планировкой и обширным двором. Дворы украшали, как, например, в каменице купца Корнякта на площади Рынок во Львове (1580, архитектор П. Барбон), многоэтажными открытыми галереями с арками.
В первой половине XVII в. наблюдается стремление перейти от несимметричного решения, двучастного в плане, состоящего из большего и меньшего помещений, к симметричному, трехчастному решению передней части здания. Эта тенденция отразилась на характере перестройки старых камениц во Львове, а также строительстве новых — в Жолкве. Таким образом, совершался переход от принципов построения наружной формы здания изнутри к принципу взаимосогласованного учета требований внутренней организации и симметрии главного фасада.
Значительные изменения произошли и в строительстве культовых сооружений. Их архитектура приобретала многие черты, свойственные светским постройкам. От того времени до нас дошло, кроме каменных, немало и деревянных сооружений, в архитектуре которых можно установить определенную типологическую и стилевую общность. Наибольшее распространение в первой половине XVII в. получил тип трехдельных церквей в их трехконховом варианте, когда кроме алтарной апсиды к центральной части примыкало с севера и юга еще по одной апсидеконхе. Находящийся с западной стороны притвор (бабинец) часто увенчивался башней-колокольей. В деревянных храмах создавались завершения, сужающиеся кверху путем чередования четвериков и срезанных пирамид. Этот прием, который, вероятно, сложился еще в предшествующее время при строительстве оборонных башен, открыл большие возможности для создания объемно-пространственных выразительных композиций и надолго стал непременным признаком украинских деревянных церквей. Трехглавые деревянные храмы повлияли на архитектуру каменных. В то же время членения каменных храмов, особенности их пространственной организации (например, трехконховых церквей) и отдельные детали находили отражение в деревянных постройках (Дрогобыч).
Фасад дома Корнякта. Львов. 1580 г. Архитектор Петр Барбон
Эта трехдельность легла в основу композиции главного храма в ансамбле сооружений Львовского братства— Успенской церкви (1590–1631, архитекторы П. Римлянин, В. Капинос и А. Прихильный). В ансамбль входили также так называемая «вежа (башня) Корнякта» (архитектор П. Барбон) и часовня Трех Святителей (автор не известен). Ансамбль расположен в жилой застройке на Русской улице и отличается совершенством классических форм. В объемнопространственной организации сооружений использованы местные традиции строительства церквей и колоколен, но трактуются они в ренессансных формах в соответствии со вкусами времени. Интерьеры церкви и часовни наполнены ровным светом и отличаются сдержанностью и благородством форм вполне светского характера. Архитектуре костелов того времени присущи традиционная организация их в виде трехнефных базилик, как бы облаченных в ордерные формы (например, костел бернардинов во Львове, 1600–1630, архитекторы П. Римлянин и А. Бемер).
Внутреннии дворик дома Корнякта
В XVI — первой половине XVII в. в украинских городах строилось немало усыпальниц феодалов и богатых мещан. Большинство их трактовалось в виде кубов, перекрытых полусферическими куполами (Львов, Каменец). Обращает на себя внимание богатый скульптурный декор главного фасада и интерьера в часовне Боимов во Львове (1609–1615). Своеобразна архитектура церкви-усыпальницы в Низкеничах (1643–1653), в которой к центральной части с трех сторон примыкают круглые в плане башни, а с четвертой — прямоугольная, перекрытые куполами. Интересно также архитектурное решение небольшой церкви-усыпальницы Богдана Хмельницкого в Субботове с ее барочным фронтоном.
Пятницкая церковь. Львов XIV–XVII вв.
В 30-х годах XVII в. в архитектуре каменных сооружений наряду с ренессансными появляются черты барокко. Барочное понимание пластики и силуэта в той или иной мере проникает также в архитектуру деревянных храмов. Срубы все чаще приобретали формы восьмериков. Стройнее становились их силуэты, шатровые верхи уступали место грушевидным. У Павла Алеппского есть описания пятиглавых церквей — Троицкого собора Густынского монастыря и церкви Успения в Переяславе. Они имели пять верхов и восьмигранные срубы. Их окружали открытые галереи.
Наряду с ренессансными барочные черты проявились и в облике восстановленных в 30-х годах XVII в. древнерусских храмов Киева и Чернигова, хотя в них, как и в деревянных храмах, сохраняется четкость структуры, ясность пространственной организации, равномерность в освещении внутреннего пространства, т. е. черты, свойственные скорее ренессансному подходу к решению основных формальных и идейно-образных задач архитектуцы. Восстановленные древние сооружения Киева (Софийский и Михайловский соборы) имели характерные грушевидной формы купола или пятикупольную структуру (Успенская церковь на Подоле, церковь Спаса на Берестове). Здесь наряду с местными мастерами работали итальянцы Себастьян Брачи и Октавиан Манчини. Влияние барочной архитектуры храма Иль-Джезу в Риме, созданного Виньолой, сказалось на костеле иезуитов во Львове (1631). Во многих сооружениях Путивля, Новгорода-Северского, Чернигова, которые входили тогда в состав Русского государства, проявились стилистические черты русского зодчества.
Позднее, слившись с приемами народного деревянного зодчества, они стали основой для создания большого числа памятников украинского барокко Слобожанщины и Чернигово-Северщины. Таковы были, например, постройки Молченского монастыря и собора в Путивле, келий Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском и многие другие сооружения, в строительстве которых принимали участие русские мастера.
Скульптура. В изобразительном искусстве также проявились гуманистические черты ренессанса. Хотя искусство еще пе освободилось от догматичности и условности сложной религиозной символики, оно все чаще обращалось к окружающей реальной жизни, что наполняло его новым содержанием, конкретностью образов. Дальнейшее развитие получили различные виды скульптуры и декоративного искусства, тесно связанные с архитектурой. Часто мастер-строитель владел и искусством резьбы по камню или дереву и сам создавал различные детали декора своих сооружений.
Свойственное искусству Возрождения стремление решать художественные задачи архитектуры в синтетическом единстве с другими видами монументального искусства — живописью и скульптурой — благоприятно сказалось на развитии последних. Резьба широко применялась в архитектурных деталях, украшавших здания снаружи и изнутри (порталы, обрамления окон, фризы), в иконостасах и алтарях, имевших ордерную основу, при отделке сводов и куполов, а также мебели и элементов убранства помещений. Особенно широко применялась резьба в архитектуре Львова. На фасадах, порталах, в интерьерах Львовских жилых домов в стиле ренессанса появились скульптурные рельефы и пышные орнаменты, ими украшали также церкви, усыпальницы (Черный дом, дом Корнякта, Успенская церковь, часовни Трех Святителей, Боимов и Кампианов).
Со временем усложнялись композиции порталов, как арочных, так и прямоугольных, обычно имевших ордерную основу. Характерной особенностью львовской резьбы были орнаментальные украшения, часто сплошь покрывавшие поверхность колонн. Среди резных орнаментальных мотивов встречаются сложные переплетения листьев аканта, различных цветов, плодов, лозы и гроздьев винограда. Здесь можно увидеть также головки ангелов, различных птиц, львиные головы, дельфинов. Позже эти характерные для итальянского Возрождения мотивы сменяются мотивами так называемого оковочного орнамента, свойственными Северному Возрождению. Это было связано с творчеством мастеров из северных районов Польши и Германии.
Успенская церковь. Львов. 1590–1631 гг. Современный вид
Значительное развитие получил и скульптурный портрет, особенно в виде надгробия с характерным изображением умершего, возлежащим на ложе или саркофаге. На установленном в 1579 г. в Успенском соборе Киево-Печерской лавры надгробии на могиле князя К. И. Острожского он изображен в рыцарских доспехах как бы отдыхающим на ложе. Лицо князя имеет портретное сходство. Монумент опирается на три скульптурных изображения льва из светлого мрамора. Позже он получил пышное барочное обрамление. Подобным образом оформлены также надгробия Александра-Ванько Лагодовского (1573) в Уневе, Екатерины Рамултовой (1572) в Дрогобыче и др.
В начале XVII в. композиции надгробного скульптурного портрета усложнились и стали более разнообразными, усилилась психологическая характеристика портретируемого. Таким является, например, надгробие с поколенным изображением воеводы Адама Киселя в церкви-усыпальнице в с. Низкеничи на Волыни.
Во второй половине XVI — начале XVII в. скульптурные изображения становятся более пластичными. В них уже присутствуют светские мотивы, наблюдаются реалистические формы, чувствуется стремление возвеличить образ изображаемого человека.
Живопись и графика. Вторая половина XVI — первая половина XVII в. — время глубоких творческих поисков в живописи, результатом которых явились важные изменения в ней, выразившиеся вначале в отходе от религиозной тематики и