григорианским и юлианским календарями имелось расхождение (для XVI в. 9 дней). Пренебрегая традициями украинского народа, феодалы-католики принуждали украинских крестьян работать в православные праздники и отмечать соответствующие католические. Ректор православной Острожской школы Г. Смотрицкий писал: «Не толко у дѣйствах законных церковных, але и во всѣх справах и поступках светских… великая… ненависть межи людми с того поправленя (изменения календаря. — Ред.) всчалася»[309].
Григорианский календарь не повлиял на бытовавший на украинских землях народный календарь. Недовольство введением григорианского календаря было на Украине так велико, что даже униаты не посмели выступить в его поддержку. По условиям Брестской унии 1596 г. они сохранили общий с православными календарь народных праздников.
Украинский народный календарь вобрал в себя стихийно-эмпирический производственный и житейский опыт многих поколений народа, а также содействовал формированию, сохранению и передаче этого опыта, выражавшегося в обычаях, обрядах, верованиях, поверьях, поскольку они были связаны с народными календарными представлениями.
Праздники, развлечения, верования. Праздники украинского народа находились в неразрывной взаимосвязи с его трудовой деятельностью, основными видами которой являлось земледелие и скотоводство. С древнейших времен сохранился цикл календарных обрядов, приуроченных к периодам зимнего и летнего солнцестояния. Многими празднествами отмечалось начало весны — они связаны с представлениями первобытных людей в том, что мир ежегодно рождается вновь и это рождение происходит весной. Как отмечалось, в Древней Руси начало весны считалось и началом нового года. Позднее начало нового года было приведено в соответствие с «византийским» летосчислением, по которому новый год начинался 1 сентября. На украинских и белорусских землях параллельно с византийским летосчислением «от сотворения мира» бытовало и принятое католической церковью летосчисление от «рождества Христова», по которому новый год начинался 1 января. В документах XIV в. упоминается о существовании на украинских землях обычая, связанного с январским новым годом.
Ко времени зимнего солнцестояния был приурочен праздник древнеславянского бога «керечуна». Позднее христианская церковь приспособила этот языческий праздник, как и многие другие, к основным датам вымышленной биографии Христа. 25 декабря (по юлианскому календарю) отмечался праздник рождества Христова. В ночь перед рождеством готовили кутью — ритуальную еду, которая является древнейшей формой жерственного хлеба, варили узвар из сушеных фруктов и все это ставили в сено на «покути». Вокруг праздничного стола собиралась вся семья. Кутью и другую еду относили ближайшим родственникам. Взрослые и дети на рождество ходили по улицам и под окнами домов «колядовали» — пели песни-колядки, содержание которых уже было приспособлено к новозаветным темам. Но и сам праздник, и колядки являлись отголосками древних языческих верований. Поэтому автор Густынской летописи с негодованием отмечал, что в колядках «еще о Рождестве Христовом поминают, но боліе коляду бѣса величают»[310]. Хозяева одаривали колядников деньгами, продуктами.
Под новый год также готовили кутью, которая называлась «щедрой» или «богатой». Молодежь и дети ходили «щедровать» — распевать песни-«щедривки», в которых желали хозяевам счастливого нового года, семейного благополучия, здоровья. В «щедривках» сохранилось много весенних мотивов, что свидетельствует о древней традиции весеннего начала нового года. Утром в первый день нового года издавна существовал обычай поздравлять друг друга. Взрослые и дети приходили в дом и «засевали» — посыпали зерном, желая при этом хозяевам благополучия, счастья, здоровья. Древнеславянский характер носил праздник, приуроченный к периоду весеннего солнцестояния, когда молодежь собиралась и распевала веснянки, гаивки.
Особенно красочным был праздник Купала, языческого бога, которому приносили символические жертвы перед началом жатвы (23 июня). Вечером, как писал автор Густынской летописи, собиралась «простая чадь обоего полу и сплетала себе венки из зельев, кореньев», затем разжигали костер, иногда ставили зеленую ветвь — «вильце» и, взявшись за руки, танцевали вокруг огня, пели песни. Потом «през оный огонь прескакують, оному бѣсу жертву себе приносяще»[311]. Во многих народных обрядах огонь являлся неотъемлемым атрибутом. Люди верили в его очистительную силу. На таких молодежных гуляньях юноши и девушки знакомились, договаривались о свадьбах. Летом молодежь собиралась на гулянье каждое воскресенье, как свидетельствует об этом Г. Боплан. Они устраивали танцы под «дуду». Зимой гулянье — «досвитки» или «вечорницы» — совмещали с работой. Собираясь в одном из домов, девушки пряли и пели песни, парни также были заняты делом. На праздник Андрея девушки гадали на своих суженых.
В верованиях украинского народа сохранилось много языческих представлений о могущественных силах природы. Верили в святость земли, воды, поклонялись им как древним божествам, приносили жертвы «кладезем», «озером», «рощениям». Стремясь задобрить силы природы, чтобы они доброжелательно относились к труженику и помогали ему, человек совершал ряд магических действий. К ним можно отнести и обычай «щедровать», «засевать», пахать плугом по снегу на новый год. Выполнение этих обрядов люди считали одним из залогов хорошего урожая и благополучия семьи.
В сознании народа жила вера в сверхъестественные силы — чертей, злых духов, ведьм, русалок. Суеверия были следствием незнания, непонимания сущности многих явлений природы. Вместе с тем в процессе многовековой трудовой деятельности вырабатывались рационалистические воззрения на природу, отразившиеся в различных пословицах, поговорках, приметах. Они передавали из поколения в поколение опыт, духовное богатство народа.
Изучение быта и обычаев украинского народа, его общественной психологии, верований и т. п. до середины XVII в. встречает на своем пути значительные трудности из-за ограниченности сведений и зачастую возможно лишь в ретроспективном плане. Памятники материальной культуры тех отдаленных времен также почти не сохранились. Однако общие закономерности процесса формирования традиций быта и обычаев украинцев до середины XVII в. очевидны. Процесс этот происходил в рамках складывания украинской народности. Естественна поэтому живая связь ее быта и обычаев с бытом и обычаями древнерусской народности. Традиции материальной и духовной культуры Древней Руси составляли также основу формировавшихся быта и обычаев русского и белорусского народов. Поэтому, несмотря на специфику условий общественной жизни трех братских народов в XIV — первой половине XVII в., быту и обычаям русских, украинцев и белоруссов были свойственны многие общие черты, глубоко уходившие корнями в традиции материальной и духовной культуры Древней Руси.
На быте и обычаях трудящихся масс украинского народа сказался тяжелый социальный и национальный гнет рассматриваемого периода. Это, однако, не могло погасить в народе свойственного ему жизнелюбия, патриотизма, стремления к свободе, веры в будущее.
Таким образом, культура украинского народа во второй половине XVI — первой половине XVII в. достигла значительных успехов. Развитие ее находилось в непосредственной взаимосвязи с завершением процесса формирования украинской народности, ростом самосознания, усилением антифеодальной и освободительной борьбы против господства шляхетской Польши. Культура украинского народа, основываясь на древнерусских духовных традициях, общих для русского, украинского и белорусского народов, развивалась под влиянием гуманистических и реформационных идей, рождавшихся в самой народной среде. Значительные качественные изменения произошли в различных сферах культурной жизни общества. Распространялось просвещение, расширялось научное познание мира в связи с развитием производительных сил, углублением общественного разделения труда, а также благодаря творческому усвоению передовых достижений мировой науки того времени. Большую роль в развитии просвещения сыграл Киевский коллегиум — первое высшее учебное заведение на Украине. Со временем он стал одним из главных образовательных центров на восточнославянских землях.
Исключительно важное значение для развития культуры украинского народа имело книгопечатание, зачинателем которого стал русский книгопечатник Иван Федоров. Книги, напечатанные кириллицей, служили целям распространения просвещения, а также играли важную роль в идеологической борьбе против католицизма. Под непосредственным влиянием освободительной борьбы против польско-шляхетского господства и турецко-татарской агрессии развивались новые жанры в фольклоре — думы, исторические песни. В литературе продолжали бытовать старые жанры, наполняясь в то же время новым содержанием. В частности, это относится к полемической литературе, ставшей важнейшим орудием идеологической борьбы против католицизма и униатства. Среди новых жанров, имевших светское направление, большого развития достигла так называемая «виршова» литература, в которой прославлялись лучшие человеческие качества — мужество и отвага, готовность послужить общенациональным интересам. На смену летописанию, продолжавшему бытовать на украинских землях, постепенно приходят первые исторические труды.
Новые явления становились все более характерными в развитии театра и музыки. Утверждалось многоголосное пение, происходил процесс становления профессионального музыкального творчества, в основе которого лежала народная музыка. Значительные сдвиги произошли в живописи и архитектуре, где все более заметно выступало народное начало. Влияние гуманистических идей наиболее четко проявилось в портретной живописи. В изображении конкретных людей мастера стремились передать их индивидуальные черты.
Культура украинского народа развивалась и крепла в благотворных взаимосвязях с культурами братских восточнославянских народов, в первую очередь русского. Культурный обмен между русскими и украинскими землями носил самые различные формы, его питали великие идеи славянского единства, стремление единокровных народов к воссоединению в общем государстве.
Нашествие Батыя на Русь, сопровождавшееся истреблением населения и колоссальным разрушением производительных сил, завершилось установлением тяжкого иноземного ига. Оно нанесло громадный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию древнерусских земель в последующие века. Но вторжение вражеских орд на Русь не смогло уничтожить материальную и духовную культуру древнерусского народа. В. И. Ленин отмечал: «…каковы бы ни были разрушения культуры — ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя, ее будет трудно возобновить, но никогда никакое разрушение не доведет до того, чтобы эта культура исчезла совершенно»[312]. Это мудрое ленинское высказывание полностью подтверждается всем ходом исторического развития древнерусских земель после установления ордынского ига.
Народные массы Руси выстояли под ударами врага и развернули борьбу против владычества Золотой Орды, которое, по словам К. Маркса, не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой[313]. После вызванного Батыевым разорением полувекового застоя постепенно оживляются сельское хозяйство, ремесла и промыслы, восстанавливаются внутренние и внешние торговые связи, оживает культурная жизнь. К середине XIV в. южнорусские земли находились накануне нового экономического подъема, связанного с неуклонным развитием производительных сил. Однако новое иноземное вторжение, на этот раз литовских, польских и молдавских феодалов, в значительной степени нарушило и замедлило эти прогрессивные процессы.
Нашествие и господство иноземных правителей серьезно повлияло на политическое и этническое развитие населения древнерусских земель, в том числе южных, во второй половине XIII–XIV в. Золотоордынское иго воспрепятствовало консолидации древнерусских земель, искусственно законсервировало феодальную раздробленность. К. Маркс подчеркивал, что традиционная политика ордынцев на Руси сводилась к тому, чтобы укрощать одного князя с помощью другого, поддерживать их междоусобицы, приводить их силы в состояние равновесия и не позволять никому из них укрепиться[314]. Точно так же захват польскими, литовскими и молдавскими феодалами южнорусских земель затруднил формирование украинской народности, ее контакты со складывавшимися одновременно с ней русской и белорусской народностями. Это отрицательно сказалось на общем экономическом и культурном развитии Юго-Западной Руси, а затем Украины.
Господство иноземных феодалов принесло украинскому народу усиление социального и культурно-национального угнетения. Вступив в классовый сговор с завоевателями, украинские магнаты и шляхта вместе с иноземными феодалами грабили и угнетали народные массы. Не