Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

жито»), просо, овес, пшеница, ячмень, горох, а среди технических — лен и конопля.

Важное место в земледелии занимали огородничество и садоводство. Во время археологических раскопок в культурных слоях второй половины XIII–XV в. находят семена огур цов, тыквы, дыни. В источниках попадаются упоминания о «капустниках», т. е. огородниках, выращивавших капусту, а также о таких садовых деревьях, как яблоня и вишня.

Увеличение производства зерна стимулировало развитие скотоводства, основой которого является подъем земледелия. В свою очередь, земледелие невозможно без тяглового скота — быков и лошадей. На украинских землях интенсивно развивалось коневодство, а также птицеводство, бортничество и рыболовство.

Положение крестьянской общины. С древнерусских времен крестьянство сохраняло общинную организацию. Вначале крестьянская община была родовой, в ее состав входили прежде всего близкие родственники, происходившие от одного отца — братья. Среди родственников-общинников источники упоминают также дядей и племянников. Вообще же к родовой общине могли принадлежать и далекие родственники различных линий.

Письменные памятники с территории Украины второй половины XIII–XIV в. и в еще большей степени XV — первой половины XVI в. почти не знают родовой общины в чистом виде. Возрастание феодальных повинностей, с одной стороны, расширение общинной запашки и интенсификация земледелия — с другой, требовали увеличения количества рабочих рук в общине. Естественного прироста ее членов уже не хватало, приходилось принимать в общину и посторонних людей. Они выполняли часть общих феодальных повинностей, лежавших на общине, и пользовались за это выгодами совместного ведения хозяйства. В документах эти посторонние члены некогда семейной общины именуются потужниками, поплечниками, товарищами, сябрами. Такая община называется соседской.

Все названные выше категории крестьян были полноправными членами общины, но существовали в ней и неравноправные члены: дольники (издольщики), половники, подсоседки, вынужденные работать в качестве батраков на состоятельных общинников.

Соседская община, вырастая из родовой, долгое время сохраняла пережитки родовых отношений. Однако с ростом феодального землевладения когда-то свободная община постепенно попадает во власть феодалов, и свободные члены общины становятся их подданными. Как заметил академик Б. Д. Греков, этот процесс начался еще во времена Русской правды (т. е. в XI–XII вв.) и проявился в том, что часть общин и сельского населения уже подчинялась власти князя или боярина, другая часть была еще свободной. В XIV — первой половине XVI в. свободных общин оставалось уже малобольшинство находилось под властью феодала или государства.

Члены общины сообща пользовались земельными угодьями: лугами, пастбищами, лесами, озерами, реками; однако в большинстве случаев пахотная земля обрабатывалась отдельными семьями. Община состояла из дворищ, в свою очередь объединявших по нескольку дымов, т. е. крестьянских хозяйств, принадлежавших отдельным семьям. Дворище представляло собой общественный хозяйственный комплекс, в состав которого входили пахотные земли, леса, луга, охотничьи и рыболовные угодья. Например, в акте середины XIV в. записано, что дворище на Волыни имело «рольную землю», сеножати и «озера рыбная»[47]. Дворище возглавлял старейшина, представлявший его перед общиной.

Все повинности община распределяла между дворищами, а те — среди своих дымов. Дворища отвечали за исполнение повинностей перед общиной, а общинаперед феодалами или государством (круговая порука). Общинами управляли атаманы, избиравшиеся представителями дворищ. Западнорусская летопись сообщает, что в середине XIV в. атаманы собирали дань с крестьян для татарской верхушки. Затем, когда украинские земли попали под власть польских и литовских феодалов, атаманы обеспечивали выполнение крестьянских повинностей в пользу новых хозяев. Община избирала также собственный, так называемый копный суд, который рассматривал мелкие дела (более важные находились в юрисдикции феодалов).

Внутри общины не было равенства. Ее богатые члены сосредоточивали в своих руках лучшие земли и власть в общине, пользовались наемным трудом и разоряли бедноту. Отсутствие равенства делало крестьянскую общину уязвимой для посягательств правящего класса.

Феодалы разрушали крестьянскую общину, назначая на ранее выборные должности своих людей, а с XV в. на Украине во главе волостей становятся назначенные землевладельцами старосты и наместники — державцы. Сначала феодалы поставили под свой контроль общинный суд, а затем заменили его вотчинным. Постепенно общинные земли переходят под власть феодалов, становятся их вотчинами: они могли передавать эти земли по наследству, продавать и пр.

Рост феодального землевладения. В течение второй половины XIII — первой половины XVI в. в Юго-Западной Руси входило в силу крупное феодальное землевладение, и не только княжеское, но и боярское. Его источниками были захват феодалами общинных земель, покупка имений у других собственников, а также княжеские пожалования. Неуклонно возрастал натиск феодалов на крестьянскую общину. К середине XVI в. на Украине оставалось мало свободных общинных земель — почти все они перешли во владение отдельных феодалов и государства. Подобное положение было тогда и в России, а в соседней с Украиной Молдавии в течение XV в. процесс поглощения общинного землевладения феодалами уже завершился.

Специфика феодального землевладения состояла в том, что никто, кроме верховного сюзерена, не мог распоряжаться землей. Любая феодальная собственность считалась полученной от господина, в конечном счете — от короля или великого князя. Это означало, что наряду с феодалом, непосредственным собственником земли, на тот же участок земли имел права его прямой господин и, кроме того, носитель верховной власти.

Присвоение общинных земель украинскими, польскими и литовскими феодалами сочеталось с освоением новых — так называемых пустошей, лежавших за пределами общинных владений. Оно производилось руками трудового, зависимого от феодалов крестьянства. Например, в 1383 г. великий князь литовский Витовт разрешил своему слуге Василию основать на Подолии село Княжую Луку «на сыром корени», т. е. на «пустоши»[48].

Кроме того, представители господствующего класса получали от польского короля и великого князя литовского имения в награду за несение военной службы или при условии выполнения ее. Полученными землями вассалы владели в двух формах: а) временной и условной — до тех пор, пока исполнялась служба в пользу сюзерена, и б) постоянной — когда земля считалась собственностью, не подлежавшей отчуждению.

Раздача князьями земель своим вассалам началась еще в древнерусский период. Из Галицкой летописи 1241 г. известно, что Даниил Романович и Василько давали «державы» своим дружинникам в Коломыйской волости как компенсацию за службу («велиции князи держать сию Коломию на роздавание оружьникам»)[49]. Но особенно значительных размеров земельные пожалования князей и бояр на украинских землях приобрели во второй половине XV — первой половине XVI в.

Очень часто князья и крупные феодалы давали землю вассалам в пользование, «на поживенье», или «в хлебокормленье», т. е. на содержание. Такие пожалования на Украине назывались «даниной» или «держанием», в России — «поместьем» или «жалованьем». При этом в документах обязательно обусловливалось исполнение подданным военной службы вместе с определенным количеством воинов, вооруженных на его собственный счет. В 1378 г. галицкий наместник Владислав Опольский пожаловал имение одному из своих слуг, отметив в грамоте: «А с того иметь князю служити трими стрелци»[50].

Вначале, в XIII, XIV и в течение большей части XV в., имения жаловались «до воли и ласки господарской», иначе говоря, на усмотрение сюзерена, без определенных сроков. Однако уже в конце XV — начале XVI в. в источниках все чаще встречаются пожалования земельных владений «до живота» (до смерти вассала), «до двух животов» (до смерти вассала и его сына) и даже «до трех животов».

Вассалы стремились превратить временное владение в наследственное, уравнять его в правовом отношении с вотчиной. Во многих случаях это отвечало и желанию сюзеренов, заинтересованных в том, чтобы в их распоряжение непрерывно и в определенных количествах поступали воины для несения службы, что было возможно лишь тогда, когда в том или ином имении сидели семьи, традиционно связанные с сюзеренами не только земельными отношениями, но и давними семейными обязательствами. В грамотах великих князей литовских, которыми временные владения превращались в наследственные, не раз прямо указывалось, что это делается, «абы не гинула служба князя великого».

Вассалы были обязаны отбывать службу в пользу сюзерена не только с «держаний», но и с собственных имений — вотчин. Ведь в феодальном государстве верховным владельцем земли считался его глава. Правда, служба с вотчин была более легкой, чем с временных владений. Во многих случаях она превращалась в формальность, как это имело место на украинских землях под властью Польши и Литвы. В обоих государствах слабая центральная власть была способна разве что кое-как обеспечить несение службы с «держав» и «данин».

Архивы XIV–XVI вв. сохранили тысячи жалованных грамот польских королей и великих князей литовских вассалам на украинские села и отдельные земельные угодья. Это был один из путей формирования феодального землевладения на Украине.

Крупнейшими землевладельцами на зависимых от Польши и Литвы украинских землях были соответственно король и великий князь. В своих владениях они вели собственное хозяйство. На Волыни, Киевщине, Подолии, в Галичине существовало значительное количество государственных, королевских и великокняжеских имений — земель и «дворов» с жилищами для челяди, хозяйственными постройками: конюшнями, хлевами, амбарами и пр. В каждом королевском или великокняжеском имении были пахотные поля и другие угодья, которые обрабатывали зависимые от господаря крестьяне.

Феодальные повинности крестьян. Крестьянство, составлявшее основную массу населения украинских земель, находилось на разных ступенях феодальной зависимости. Оно давало дани, платило подати и отбывало повинности в пользу государства (олицетворенного королем и великим князем) и отдельных феодалов.

Одним из главных общегосударственных податных сборов описываемого времени была ежегодная денежная дань. На Киевщине ее называли «подымщиной». Само название этой дани указывает на способ ее взимания — с «дыма». Подымщина — древняя подать, ее появление относится еще ко временам складывания Древнерусского государства. «Повесть временных лет» под 859 годом свидетельствует, что поляне и северяне платили хазарам дань «по белей веверице от дыма»[51]. В Галичине (в Саноцкой и Львовской землях) в конце XIV в. денежную дань в пользу короля также называли подымщиной.

Разновидностью «подымщины» была «поголовщина», которую администрация Великого княжества Литовского собирала в XV в. на Черниговщине. Очевидно, поголовщину также собирали с дыма. На Волыни эту подать называли «воловщиной». Например, в 1407 г. Витовт подарил своему слуге Илье Вячковичу несколько сел во Владимирском и Луцком поветах, позволив крестьянам не платить упомянутую подать в великокняжеский «скарб»: «Отпустили есмо воловщину»[52]. Название «воловщина» происходит от того, что единицей обложения был участок земли, возделанный за определенное время плугом, в который запрягали волов. В Восточной Волыни денежная дань называлась «болкуновщиной». В документе 1471 г. о с. Романово (вблизи Житомира) сказано: «А вси тые люди болькуновщину дають с вола по три гроши»[53].

Все эти местные названия общегосударственной денежной подати объединялись в XV в. в Литве и Польше общим термином «серебщина», поскольку ее платили серебряной монетой. Бывало, что подымщину вносили в государственный скарб натурой. По-видимому, сказывались традиции древнерусских времен, когда господствовала натуральная рента. Например, в Галичине в конце XIV — начале

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн