Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

XV в. «брали… ис подимья по колоде вовса»[54]. В 1447 г. польский король и великий князь литовский Казимир официально отменил серебщину. Но на украинских и белорусских землях под властью Польши и Литвы ее продолжали собирать вплоть до середины XVI в.

Другим общим для всех крестьян южнорусских земель второй половины XIII — начала XV в. государственным денежным податным сбором была «татарщина». В 80-е годы XIII в. эту подать собирали на Волыни по поручению ханской администрации местные князья. В тех местностях Украины, которые в 60-е годы XIV в. вышли из-под власти ордынских ханов, «татарщину» продолжали платить в литовскую казну. В грамоте Свидригайла Смотричскому доминиканскому монастырю от 1405 г., например, среди перечисленных повинностей населения Подолии упоминается и ордынская дань.

Наряду с серебщиной и «татарщиной» крестьяне отбывали многочисленные повинности в пользу государства: строили и ремонтировали замки и «дворы» польского короля и литовского великого князя, возводили мосты и гати, прокладывали дороги, ходили работать на господаря «з косою, серпом и топором», иначе говоря, отбывали барщину, «гонили звира» во время королевских и великокняжеских «ловов» (охоты), давали «подводы» и «стацию», т. е. обеспечивали всем необходимым короля, великого князя и их свиту при проезде. В совокупности все эти государственные повинности были обременительны для крестьян. Кроме того, на плечах крестьянства лежала не меньшая тяжесть податей и повинностей в пользу местных феодалов — магнатов, бояр и шляхты.

Значительное количество земли и феодально зависимых крестьян находилось в руках церкви, в пользу которой, наряду с выполнением целого ряда повинностей, все крестьяне обязаны были платить еще и десятину, т. е. отдавать десятую часть своих доходов.

Одной из главнейших феодальных повинностей крестьян Украины второй половины XIII — первой половины XVI в. была дань натурой. Эта повинность связана с тем, что собственное хозяйство основной массы феодалов в то время было еще небольшим, поэтому сами они, их слуги и челядь жили главным образом за счет полученных с крестьян натуральных даней.

На севере Киевщины, на Черниговщине и в северо-восточной части Волыни натуральная рента взималась прежде всего медом, воском, ценными мехами. Так, во второй половине XIV в. киевский князь Владимир Ольгердович подарил Никольской церкви «жеребей» земли на Киевщине и определил, что «идеть с того жеребья полколоды меду, а полведра, а полбобьра, а полтора вьска»[55]. В связи с истреблением бобров, куниц и других ценных зверей феодалы постепенно заменяли меховую дань медовой. Однако на многих полесских землях Украины ренту медом, воском и мехами взимали вплоть до середины XVI в. Собирание даней этими ценными продуктами было удобно для феодалов: их можно было легко транспортировать, сохранять, накапливать и продавать на внутреннем и внешнем рынках.

Составной частью натуральной ренты во второй половине XIII–XVI в. были также зерно и сено. Подобная дань называлась «дяклом». «Устава дворам» 1529 г. прямо переводит термин «дякло» как дань: «Жита наши данные и овсы, то есть дякла»[56]. Они взимались рожью (житные), пшеницей, овсом, сеном. Кроме того, крестьяне отбывали так называемую мезлеву — дань крупным рогатым скотом, свиньями, овцами, курами.

В XIV — первой половине XVI в. часть феодальной дани украинское крестьянство выплачивало деньгами. Вначале денежная часть дани была небольшой. Постепенно, с развитием городов, расширением внутреннего и внешнего рынка, увеличением производительности сельского хозяйства у феодалов растет потребность в деньгах, и они понемногу начинают заменять натуральные повинности денежными.

К середине XIV в. денежная рента получила распространение в Галицкой земле: крестьянин отдавал землевладельцу «плат рочный». Светские и духовные феодалы Киевской земли также заставляли крестьян вносить денежную ренту. Например, Печерский монастырь в 1398 г. получал с жителей принадлежавшего ему «маетку» копу денег. А в 1407 г. польский князь Владислав Ягайло подарил своему слуге Федору село в Подольской земле с пахотными землями, различными угодьями и «чиншами», т. е. с денежными данями, что свидетельствует о распространенности этого вида феодальной ренты и на Подолии. В Полесье в последней трети XV в. феодалы также постепенно заменяют натуральную ренту денежной.

Таким образом, к концу XV в. сельское зависимое население украинских земель находилось уже в основном на оброке, т. е. платило денежную дань.

Начиная с середины XV в., как видно из грамоты Казимира IV 1447 г., на украинских землях под властью Польши и Литвы все налоги и штрафы взимались деньгами. Это свидетельствует о постепенном втягивании феодального хозяйства (господского и крестьянского) в товарно-денежные отношения и об изменении характера ренты.

Вначале развитие товарно-денежных отношений способствовало подъему производительных сил крестьянского хозяйства. Крестьянин получил возможность более свободно вести свое хозяйство, интенсифицировать производство, что выразилось в переходе к трехполью, начавшемся в значительных размерах в XV в., в применении удобрений, выращивании скота на продажу. Правда, это касалось главным образом сравнительно незначительной прослойки состоятельных крестьян. По мере того как феодалы втягивались в торговлю, преимущественно хлебную, положение массы крестьян стало стремительно ухудшаться, поскольку все более усиливалась феодальная эксплуатация, от которой прежде всего страдало неимущее крестьянство.

Возникновение фольварочного хозяйства. Введение барщины. Расширение внутреннего рынка, обусловленное развитием городов, имело серьезные последствия для феодального хозяйства. В XV в. магнаты и шляхта начали увеличивать свои пахотные земли, для того чтобы производить больше продуктов, прежде всего хлеба, для продажи. Это привело к увеличению отработочной ренты.

Важным фактором расширения феодального хозяйства стало развитие внешних экономических связей, вызванных потребностью западноевропейского рынка в товарном хлебе.

Во второй половине XIII — середине XV в. на внутреннем рынке Украины почти не существовало спроса на хлеб. Очень слабым был спрос на него и на международном рынке. Основное население городов — ремесленники занимались также земледелием и животноводством, внося, подобно крестьянам, в пользу государства продуктовую и денежную дана. Даже во второй половине XV в., когда углубилось разделение труда и города стали постепенно утрачивать аграрный характер, многие горожане продолжали заниматься сельским хозяйством. В 70-х годах XV в. в городе Чуднове на Киевщине имелось «тых людей, которые землю пашуть, 32 человеки, а дають плату по 20 грошей с человека»; в волынском городе Житомире было «сееное пашни досыть»[57], мещане платили подымщину и отбывали барщину, как и крестьяне. Однако постепенно сельское хозяйство в городах отодвигается на второй план. Города превращаются в рынки сбыта сельскохозяйственной продукции — продуктов питания а сырья.

Развитие производительных сил, совершенствование техники и рост продуктивности сельского хозяйства и ремесла вели к увеличению объема производства продуктов питания и ремесленных изделий. Ремесло все больше отделялось от сельского хозяйства. Возник спрос на хлеб в городах. В то же время заметное увеличение урожайности зерновых благодаря переходу к трехполью, применению более совершенной техники и удобрений привело к появлению на украинских землях в XV в., в особенности во второй его половине, значительного количества товарного хлеба, который вывозили на рынки городов. Аналогичный процесс происходил тогда в России и Белоруссии, а также в Польше, Литве и некоторых странах Центральной и Западной Европы.

Особенно большой спрос на хлеб возник в западноевропейских странах, сельскохозяйственное производство которых из-за нехватки земли не могло полностью удовлетворить быстро возраставший спрос городского населения на хлеб. В XVI в. украинские земли становятся поставщиком хлеба Западу. Наступает время международной хлебной торговли.

В течение XV — первой половины XVI в. спрос на хлеб на внутреннем и внешнем рынках неуклонно возрастал. Это побуждало землевладельцев расширять посевные площади в своих имениях, а также захватывать земли, которыми пользовались крестьяне, принуждая их обрабатывать все больше земли.

Кроме того, магнаты и шляхта увеличивали свои владения, получая земли от великого князя литовского и польского короля. Наконец, они покупали землю у крестьян. В Великом княжестве Литовском вплоть до XVI в., т. е. до возникновения спроса на хлеб на рынке, крестьяне в определенной степени сохраняли право купли-продажи земли, даже в тех случаях, когда юридически они считались уже крепостными. В дальнейшем государственная власть постепенно ограничивала права крестьян на землю, а в начале XVI в. великокняжеская администрация перестала признавать за ними право отчуждения земельных наделов. Так началось прикрепление крестьян к земле.

Создается так называемая фольварочная система ведения сельского хозяйства, когда земля в господском имении обрабатывается руками зависимых от господ крестьян. Магнаты и шляхта использовали различные способы экономического и внеэкономического принуждения, чтобы удовлетворить потребность своих хозяйств в рабочей силе. Вместе с развитием фольварочной системы возрастала отработочная рента. Создание фольварков принесло массе трудового крестьянства закрепощение, на него было надето ярмо подневольной барщины.

К работе на великого князя население Юго-Западной Руси привлекалось еще в древнерусское время. То же происходило и вскоре после Батыева нашествия. Во вписанном в Волынскую летопись под 1288 годом завещании владимирского князя Владимира Васильковича читаем: «А людье, како то на мя страдале, тако на княгиню мою по моем животе; аже будеть князю город рубити»[58]. Следовательно, население Волынской земли, в основном крестьяне, в конце XIII в. работало («страдале») на князя, и не только обрабатывало землю, но и возводило замки.

В Великом княжестве Литовском крестьян заставляли трудиться на государственных землях, принадлежавших самому великому князю, еще в 20-х годах XIV в. — при Гедимине. Аналогичное положение существовало тогда и в Польше. Однако в значительных размерах отработочная рента получила распространение в XV в. и особенно в начале XVI в.

Работа крестьян в фольварке, т. е. собственном хозяйстве феодала, называлась «тягловой службой» или просто «службой». Отбывать «тягловую службу» значило пахать, бороновать, жать на поле феодала, косить сено, «ходить с топором и косою», «сыпать» пруды. Существовало и другое название барщины — «ходить на толоку». «А мещане вси на толоку ходить жита жати и сена косити», — сказано в люстрации (описании) Киевской земли 1471 г.[59]. Крестьянин отбывал барщину, используя собственные средства производства.

Нормы барщины увеличивались по мере развития фольварочного хозяйства. Уже в 1424 г. шляхта и панство Саноцкой земли (Галичина) установили барщину в размере 14 дней в течение года с каждого крестьянского хозяйства. На Киевщине барщину начали повсеместно вводить во второй половине XV в. В люстрации 1471 г. неоднократно подчеркивается недавний характер введения барщины: «А князь Семен увел был на них (зависимых крестьян. — Ред.) новину — сено косити, на толоку ходити, став сыпати, а того, дей, им ис старины не бывало, то новина на них»[60].

К концу XV в. на многих украинских землях установилась норма барщины — один день в неделю. Так, в 1477 г. однодневную барщину ввела шляхта Холмской земли в Галичине. В течение первой половины XVI в. на большинстве украинских земель установилась барщина в два дня в неделю. Наряду с барщиной зависимые крестьяне должны были давать натуральную дань и платить денежную подать (чинш).

Возрастающее бремя феодальных повинностей и втягивание

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн