Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

и т. п. Им запрещалось выступать свидетелями в судебных тяжбах шляхтичей. Пан имел над крестьянином «вечное право»: он мог передать его по наследству, подарить или продать. Владелец получил право судить и карать своего крестьянина, вплоть до лишения жизни.

За убийство крестьянина закон устанавливал лишь уплату владельцу убитого «головщизны», которая равнялась стоимости выполняемых крестьянином повинностей.

Хотя шляхетское право и предполагало наказание для шляхтича за издевательство над крестьянином, но сопровождало подачу иска такими условиями и формальностями, что добиться его удовлетворения было практически невозможно. Так, крестьянин мог привлечь к ответу шляхтича только тогда, когда тот был уличен в преступлении и потерпевший вместе с шестью свидетелями «віри годными и неподойзренными» принимал присягу. В числе свидетелей обязательно должны были быть два шляхтича. Фактически крестьянина лишили возможности не только добиться наказания пана, но даже жаловаться на него. В конце концов крестьянам вовсе было запрещено жаловаться на своих притеснителей.

Рассказывая о бесправии и чрезвычайно тяжелых бытовых условиях крестьян в Польше, папский нунций Руджиери в своем «Описании Польши» (середина XVI в.), предназначенном для Ватикана, отмечал, что паны «имеют над ними (крестьянами. — Ред.) право жизни и смерти… часто приказывают их ни за что беспощадно мучить, иногда даже вешают их, и хотя без какой-либо причины убивают… свободны от всякого наказания». «Во время самой тяжелой зимы, — пишет Руджиери, — можно видеть женщин босых и плохо одетых, идущих по снегу». Руджиери делает вывод: «Во всем мире нет раба более несчастного, чем польский кмет». Подобные свидетельства оставили и другие современники, а польский писатель Криштоф Опалинский (1609–1655) писал: «Бог ни за что другое не будет так наказывать Польшу, как за угнетение крепостных».

На феодально зависимых крестьян украинских земель, входивших в состав Русского государства (Чернигово-Северщина и Слобожанщина), распространялось русское право. Его законы были направлены на временное, а затем и бессрочное запрещение выхода крестьян из имений своих господ. Судебник 1497 г. резко ограничил выход крестьян. В 80—90-х годах XVI в. крестьянские выходы были полностью запрещены. Указ 1597 г* утвердил это запрещение и установил пятилетний срок розыска беглых крепостных («урочные лета»). Однако большинство крестьян Слобожанщины, куда устремлялся поток беглых с Украины и из России, жили на «слободах». Слобожане были лично свободными и выполняли сравнительно незначительные повинности, в основном сторожевую и частично ямскую. Русское правительство, заинтересованное в быстрейшем заселении и освоении Слобожанщины, проводило здесь менее жесткую политику закрепощения крестьян.

На Чернигово-Северщине после захвата ее в 1618 г. польскими феодалами, как и на остальных украинских землях, входивших в состав Польского королевства, также был установлен жесточайший феодально-крепостнический гнет.

На большинство феодально зависимых крестьян Северной Буковины, а также некоторых горных районов Галичины, Закарпатья и частично Западной Подолии, как и на многочисленных беглых крестьян из Молдавии и Валахии распространялось волошское (молдавское) право. Согласно этому праву, крестьяне, оставаясь лишь временно лично свободными, выполняли в основном натуральные феодальные повинности, которые постоянно увеличивались. В первой половине XVII в., особенно во второй его четверти, феодалы использовали волошское право для полного закрепощения феодально зависимых крестьян. «Уложением Василия Лупу» 1646 г. в Молдавском княжестве, в том числе и в Северной Буковине, крепостное право было оформлено законодательно.

Большинство крестьян Закарпатья, входившего в состав Венгерского королевства, было закрепощено еще после крестьянской войны 1514 г. Однако ряд позднейших законов (1530, 1536, 1547, 1550, 1556, 1596) давал некоторые возможности для перехода крестьян. Закон 1608 г., передав решение вопроса о выходе крестьян на усмотрение комитатских собраний феодалов, фактически узаконил их власть над феодально зависимыми крестьянами. Крестьяне всего Венгерского королевства, в том числе Закарпатья, были превращены в бесправных крепостных, вынужденных отбывать барщину и другие феодальные повинности.

Таким образом, к середине XVII в. подавляющее большинство крестьян Украины, начиная с Закарпатья и кончая Чернигово-Северщиной, было превращено в крепостных. Бесправное, закрепощенное крестьянство не могло и не желало мириться со своим тяжелым положением и решительно боролось против угнетателей. В антифеодальных и освободительных движениях крестьянство составляло основную массу борцов, именно оно являлось движущей силой этой борьбы.

2. ГОРОДА. ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИИ

Рост городов. Углубление общественного разделения труда во второй половине XVI — первой половине XVII в. способствовало появлению на Украине новых городов. В это время в восточной ее части возникли города Конотоп, Фастов, Лысянка, Шаргород, Кременчуг, Гадяч, Миргород, Яготин, Староконстантинов, Умань, Гайсин, Ирклеев, Борисполь, Кролевец, Борзна, а также десятки других городов и сотни местечек. Так, в Волынском воеводстве в середине XVI в. насчитывалось 68, а в 1629 г. — уже 114 городов. Государство и отдельные феодалы получали с городов значительные доходы (сборы с ремесленников и торговцев, плата за проезд через город, за место на рынке и т.

п.). Как видно из описей XVII в., даже некоторые местечки стали приносить их собственникам в пятьдесять раз больше доходов, чем села, на месте которых они возникли. В городах и местечках сбывались сельскохозяйственные продукты, привозимые из окрестных сел, а это повышало доходы и от сел, расположенных вблизи городов.

Одновременно с новыми росли старые города и местечки. Например, в Каневе за 1552–1622 гг. количество домов увеличилось почти в 7 раз (с 226 до 1644), в Черкассах — в 4,5 раза (с 257 до 1120), в Киеве — в 3,6 раза (с 487 до 1750). В 30—40-х годах XVII в. особенно интенсивно разрастались местечки на Киевщине. Так, лишь за десятилетие (1630–1640) местечко Котельня выросло более чем в 9 раз (с 70 до 633 домов), Васильков — более чем в 8 раз (с 60 до 500), Лубны — более чем в 6 раз (с 153 до 882). Усиленное развитие городов и местечек Поднепровья и Левобережья Украины объясняется тем, что здесь колониальный режим шляхетской Польши проявлялся в меньшей степени, чем на других землях, особенно западноукраинских. Поэтому сюда направлялся основной поток переселенцев из числа беглых крестьян и выходцев из городских низов тех районов Украины, где феодально-крепостнический гнет и национально-религиозные притеснения населения были сильнее.

В 40-х годах XVII в. на Украине насчитывалось уже около тысячи городов и местечек. Население некоторых из них — Каменца-Подольского, Умани, Белой Церкви, Острога и др. — Составляло около 10 тыс. человек, а Киева и Львова — свыше 20 тыс.

Категории городов. Юридики. Принадлежавшие государству города (королевские) являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского права. Однако большинство городов принадлежало феодалам, в том числе и церкви (как католической, так и православной). Например, в первой половине XVII в. в Киевском воеводстве из 206 городов королевских было 46, частновладельческих — 150, церковных — 10; в Брацлавском воеводстве из 117 городов королевских было 6, частновладельческих — 111; в Подольском воеводстве из 37 городов королевских насчитывалось 7, папских — 28, церковных — 2. В общей сложности на Украине свыше 80 % городов составляли частную собственность, некоторые из них также пользовались магдебургским правом. Отдельные магнаты владели многими городами. Конецпольскому, например, лишь на Брацлавщине принадлежало 170 городов и местечек, Острожскому — 80 и т. д.

Развитие городов, однако, тормозилось всей социально-экономической и политической системой шляхетской Польши. В частности, мешали их развитию так называемые юридики — земельные владения светских и духовных феодалов на территории королевских городов, которые не подчинялись городским судам и администрации. В юридики иногда входили целые кварталы с ремесленным и торговым населением. Возникали они на основе привилеев, выданных феодалам королем. Собственники юридик взимали с живущих там ремесленников и мелких торговцев различные сборы, принуждали их отбывать повинности. Кое-где юридики достигали значительных размеров и давали огромные доходы. Так, в 1629 г. в Кременце в пользу магистрата шла 1/3 подымного налога с 1224 жилых домов, а десятерым собственникам юридик — 2/3. Во Львове в первой половине XVII в. на шляхетских и церковных юридиках находилось около 600 домов с населением свыше 4,5 тыс. человек. Юридики существовали также в Луцке, Виннице, Самборе, Рогатине и других городах.

Хозяйственная деятельность в пределах юридик, не подлежавших компетенции городских властей, подрывала экономику городов. Существование их представляло собой прямое вмешательство феодалов в жизнь королевских городов.

Ремесло и торговля. Одним из показателей уровня развития промышленности в средневековом городе было количество ремесленников в нем и их специализация. Численность ремесленников во многих городах Украины достигала нескольких сотен. По далеко не полным данным, в Киеве в 1571 г. только цеховых ремесленников насчитывалось более 70, во Львове в начале XVII в. их было более 500. С развитием ремесленного производства количество ремесленников в городах увеличивалось, составляя в некоторых из них до трети населения.

Рост городского населения вызвал увеличение числа ремесленников таких профессий, как пекари, мясники, скотобои (резники), пивовары, медовары, винокуры, солодовники, маслобойщики, мельники и др. В то же время отдельные отрасли ремесленного производства делились на ряд самостоятельных ремесел, т. е. среди ремесленников происходила узкая производственная специализация. Так, в результате дифференциации и специализации в кожевенном производстве возникли такие специальности: кожевенники (белокожники, краснокожники), кордыбаяники (чернокожники, выделывавшие козьи шкуры), шорники, ременники, скорняки, меховщики, нагаечники, поясники, хомутники, рукавичники, сапожники (простые и сафьянники), шапочники, седельники, пуговичники, ольстерники (изготовляли футляры для пистолетов) и др.

Специализация ремесленного производства обусловила повышение качества изделий, появление мастеров высокой квалификации, в совершенстве владевших своей профессией.

В целом в первой половине XVII в. в украинских городах известны ремесленники до 300 различных специальностей. Во Львове, например, работали ремесленники 133 специальностей, в Перемышле — 84, Ярославе— 74, Самборе — 56, Галиче — 31, Бережанах — 26, Теребовле — 25, Коломые — 20, Сатанове — 15, Снятине — 15 специальностей.

С развитием ремесла увеличивалось количество цехов. Так, во Львове в 1579 г. было 20 цехов, а к середине XVII в. их стало более 30. Однако количество цеховых ремесленников было ограничено. В середине XVII в. в цехи Львова входило от 4 человек (цехи часовщиков и жестянщиков) до 50 (ткацкий и портняжный цехи), в Белой Церкви — от 9 (рыбацкий цех) до 63 (сапожный цех). Значительная, а иногда и большая часть ремесленников оставались вне цеховой организации. Количество таких ремесленников («партачей») постоянно увеличивалось в связи с притоком в города сельского населения.

Львов. Гравюра Ф. Гогенберга по рисунку А. Пассаротти. 1618 г.

Развитие ремесленного и сельскохозяйственного производства способствовало росту торговли, увеличению числа торговцев разных категорий и их капиталов. В 40-х годах XVII в. купцы г. Броды И. Машицкий, П. Коцельский, С. Семевич, А. Эмирович продавали, например, пшеницу целыми баржами, анис — сотнями пудов, вели торговые операции на десятки тысяч злотых. В 1642 г. бродский купец Аслан закупил только у одного из краковских

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн