Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

Ивана III, 7 — литовский грош, 8 — денга Ивана IV, 9 — шестигрошевик Стефана Батория, 10 — полторак Сигнзмунда III, 11 — талер из Испанских Нидерландов 2—11 — увеличено, 1 — уменьшено

Значительная часть экспортируемых с Украины товаров перевозилась феодально зависимыми крестьянами, отбывавшими подводную повинность в пользу своих господ. Распространена была и своеобразная аренда крестьянского транспорта, в которой с одной стороны участвовал феодал, а с другойарендатор транспортных средств.

С ростом объема внутренней и внешней торговли все большую роль в экономических связях Украины играл извозный промысел, которым занимались в основном мещане, особенно левобережные. Известны факты заключения договоров на перевозку товаров между житомирскими купцами и извозчиками Переяслава.

Не изжила себя и караванная система транспортировки товаров, особенно в международной торговле. Купеческие караваны, обычно насчитывавшие по нескольку десятков возов, в каждый из которых запрягалось по шестьвосемь волов или лошадей, шли из Киева в Крым, через Львов и Каменец-Подольский в Молдавию и Константинополь, в Польшу, Белоруссию и Россию.

Внутренняя торговля. Несмотря на иноземное господство, неблагоприятно отражавшееся на экономическом развитии Украины, и усиление сковывавшего товарообмен феодально-крепостнического гнета, торговля во второй половине XVI— первой половине XVII в. сделала значительный шаг вперед. Это было естественным следствием дальнейшего развития производительных сил и углубления общественного и территориального разделения труда. Росли старые и возникали новые города, являвшиеся торговыми центрами. В каждом из них 1–2 раза в год собирались ярмарки, функционировали еженедельные торги, расширялась постоянная торговля.

Ярмарки в это время становились все более многолюдными и продолжительными — некоторые длились по нескольку недель, росло их количество, увеличивался объем торговли. Уже в середине XVI в. в Луцкой земле собирались ярмарки в Остроге, Красилове, Полонном, Клевани, Колодном, Дорогобуже, Дубно, Ровно, Почаеве, Торчине, Ковеле, Кремеице и других городах и даже крупных селах. Посетивший Украину в начале 50-х годов XVII в. арабский путешественник и писатель Павел Алеппский отметил, что на Украине ярмарки собираются непрерывно в течение года и в каждый праздник происходят в том или ином городе.

Движение товаров между ярмарками, становившееся все более интенсивным, охватывало практически всю территорию Украины. Оно было проявлением продолжавшегося разрушения свойственной периоду феодализма хозяйственной замкнутости отдельных земель, образования между ними постоянных, все более прочных экономических связей. Крупные ярмарки сыграли важную роль не только в широком внутреннем, но и во внешнеторговом товарообмене. Ярмарки Киева, Львова, Луцка, Каменца-Подольского занимали особенно важное место во внешней торговле, способствовали распространению по всей Украине товаров иностранного происхождения. Мелкие ярмарки, которых было большинство, удовлетворяли в основном местные потребности.

Ассортимент товаров, продававшихся на ярмарках, обычно был очень широк. Здесь сбывались ремесленные изделия и продукция промыслов, а также сельскохозяйственные продукты, производившиеся в окрестном районе, экономически тяготевшем к ярмарочному центру. При этом территория, обслуживаемая каждой ярмаркой, а также район, из которого на нее поступали товары, постепенно расширялись. Крупнейшим торговым центром Поднепровья во второй половине XVI— первой половине XVII в. был Киев, Подолии — Каменец-Подольский, Галичины — Львов и Снятии, Волыни — Луцк, Северной Буковины — Хотин. Однако на любой из ярмарок можно было купить товары, привезенные не только из соседних, но иногда и из весьма отдаленных районов Украины.

О крепнущих экономических связях между украинскими землями свидетельствует наметившаяся товарная специализация крупнейших ярмарок, отражавшая географию сельского хозяйства и специфику ремесла и промыслов отдельных земель Украины. Па киевских ярмарках, например, в больших количествах продавались разнообразные продукты уходничества. На Волыни и Подолии сбывался товарный хлеб. «Каждый из нас хлеб покупает, ездя на Волынь и Подолию», — отмечено в описании Житомирского замка 1552 г. Рыба, разводившаяся в водоемах Подолии и Галичины, сбывалась во Львове. Ярмарки Львова привлекали покупателей также местными ремесленными изделиями, славившимися высоким качеством.

Торги в городах и крупных селах Украины во второй половине XVI— первой половине XVII в. собирались несколько чаще, чем прежде, — в среднем два раза в неделю. На них осуществлялся товарообмен между городом и селом: крестьяне продавали продукты сельского хозяйства, а горожане — ремесленные изделия. В крупнейших городах функционировало по нескольку торгов. Все более частым явлением в больших городах становились ежедневные базары, удовлетворявшие спрос горожан на продукты питания. На базарах продавались также во все возраставших количествах и ассортименте изделия ремесла и промыслов. С течением времени торговля на торгах и базарах все более тесно связывалась с ярмарочной.

С торгов и базаров на ярмарки поступало все больше продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, а в обратном направлении — с ярмарок к торгам и базарам — возрастал поток изделий ремесла, а также импортных товаров.

Важнейшим из товаров сельскохозяйственного производства во второй половине XVI — первой половине XVII в. был хлеб (зерно и мука). В крупных городах он продавался в значительных количествах. Так, по далеко не полным данным описания Киева 1570 г., на киевских торгах в год сбывалось около 150 возов хлеба. Кроме того, часть хлеба поступала в Киев с Волыни и Подолии.

Торговый налог (номерное) с хлеба — одного из основных рыночных товаров — составлял важную статью городских доходов. Продажа хлеба облагалась и другими налогами, например с транспортной единицы. Любопытно, что в некоторых городах этот налог шел на содержание местного палача: «Доход мастера, палача киевского, как и в других городах, — обычный, то есть по два пенязя с каждого воза с зерном, привезенного на общий торг из окрестных городов и местечек».

Значительное количество зерна и муки закупали на торгах городские пекари, продававшие населению печеный хлеб.

Обеспечение горожан мясом осуществляли в основном резницкие цехи. Скот обычно поступал на рынок живым. Его покупали резницкие цехи, совмещавшие функции скотобоен и торговых заведений. Так же, как торговля прочими товарами повседневного спроса, торговля мясом детально регламентировалась общегородскими и специальными привилеями и производилась по строго установленным правилам. Во время люстрации Барского староства в 1615–1616 гг. резники г. Бара представили привилей, дарованный им киевским воеводой и утвержденный в 1615 г. королем Сигизмундом. Характерно в этом привилее указание о том, что резницкие палатки могут быть поставлены только в польской части города, а главой резницкого цеха не может стать православный, т. е. украинец. Подобным образом ограничивалось участие украинцев и в других наиболее доходных отраслях городской торговли.

Несмотря на то что монополия барского резницкого цеха на торговлю мясом тщательно охранялась, в ней принимала участие еврейская община. Она отдавала за это цеху ежегодно от каждого резника камень жира, что представляло собой обычную для феодальной экономики Украины, в частности для торговли, форму арендной платы.

Разнообразны были торговые пошлины с резников. Кроме обычного налога в казну — камня жира (или соответствующих его цене 15 грошей), каждый из резников платил отдельный налог в зависимости от количества проданного товара, чаще всего в виде лопатки (или ее стоимости) от проданной туши. В Кременце торговый налог платили з зависимости от длины прилавка в мясных палатках— от локтя по 2 пенязя.

Из окрестных сел в города поступало и мясо, продажа которого была разрешена только во время торга. На юго-западе Украины, в староствах Снятинском, Коломыйском, Галичском, Каменец-Подольском, такая торговля мясом называлась сохачками, потому что туши выставлялись на продажу на подпорах — «сохах». Торговое право требовало, чтобы крестьяне привозили на сохачки вместе с мясом и шкуру забитого животного. Уличенному в продаже мяса больных или дохлых животных грозила смертная казнь.

Широким спросом пользовалась на внутреннем рынке Украины рыба. Рыбными богатствами славился прежде всего Днепр. Торговля днепровской рыбой велась в Киеве, Каневе, Черкассах и других городах Поднепровья. В Киеве рыбу, вылавливаемую местными рыбаками и уходниками в Днепре и Припяти, скупали более 20 перекупщиков, сбывавших ее в свежем и засоленном виде на киевских рынках и на торгах окрестных сел, а также в других городах.

Много рыбы, выращиваемой в прудах, продавалось во Львове. Здесь была распространена аренда рыболовных угодий, сочетавшая торговлю с промыслом. Львовские купцы арендовали рыбные пруды не только в окрестностях Львова, но и далеко за его пределами. На львовский рынок поступала рыба из обширного района Галичины и Подолии. Часть ее реализовалась на внешнем рынке.

Из напитков на внутреннем рынке наибольшим спросом пользовались мед и пиво. Сырье для медоварения, развитого с древнерусских времен, давало пчеловодство. Один из его продуктов — воск — отправлялся в основном на внешний рынок, мед же широко использовался для удовлетворения внутренних нужд. Постоянный спрос на медовый напиток поддерживал традиционную на Украине феодальную повинность медом. Даже слобожане, освобождавшиеся на некоторое время от всяких повинностей, должны были платить медовую дань «по старому обычаю».

Большое количество меда добывали уходники. Однако свободный сбыт меда встречал серьезные препятствия: крупные феодалы стремились установить монополию на его скупку. Уходники зачастую вынуждены были продавать мед по ценам, значительно ниже рыночных, житомирским, каневским и черкасским старостам. Монополию на скупку меда можно рассматривать как своеобразное развитие феодального права пропинации[173], так как купленный у уходников мед-сырец шел на производство напитков, продававшихся в принадлежавших старостам кабаках — «шинках».

Продажа напитков приносила большие доходы местным властям, феодалам и государству. В пользу казны за продажу «нитей» взимался налог— «капщизна» («корчемный плат»).

В торговле напитками также была распространена аренда. В крупных городах, где всевластие феодалов было менее ощутимо, корчмы и шинки на правах аренды держали горожане. Магдебургские привил ей предусматривали право горожан на «вольные» корчмы, что означало право торговатьшинковать») напитками с уплатой за это «капщизны» или за выполнение определенных повинностей. В Житомире, например, местные жители «подводы и стации давали, а… за то держали вольные корчмы».

С XVI в. на Украине быстро растет торговля водкой. Это явление во многом объясняется товаризацией зернового хозяйства. В условиях, когда сбыт зерна на отдельных рынках наталкивался на серьезные трудности, прежде всего транспортные, водочный промысел приносил феодалам, пользовавшимся правом пропинации, верную и высокую прибыль п оказался не менее выгодным, чем продажа зерна на внешнем рынке. Сначала производство водки получило развитие в западной части Украины — районах наиболее развитого фольварочного зернового хозяйства, но вскоре оно распространилось на все украинские земли. За счет продажи водки в начале XVII в. стали быстро расти суммы «капщизны», поступавшей в казну, — она составляла более половины доходов с государственных земель — староств.

Росли доходы богатых мещан от продажи водки в городских шинках. В 1570 г. они составили в Киеве около 1 тыс. коп литовских грошей. Соответственно возрастали суммы государственных налогов, взимавшихся с продажи водки в шинках. В 1622 г., например, только «капщизны» воевода получил с киевских шинкарей 2 тыс. червоных золотых. Недаром за монопольное право содержать городские шинки киевский магистрат вел

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн