Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

том, что князь киевский Владимир строил укрепления на берегах Десны, Трубежа, Суды, Стугны и поселял там словен, кривичей и вятичей. В 1031 г. князь Ярослав, создавая оборонительную линию на р. Рось, поселил на этой территории взятых в плен «ляхов». В пограничных местностях с разрешения князей возникали селения печенегов, торков и половцев, известных под названием черных клобуков. Во времена усилившегося натиска кочевников происходили передвижения славянского населения с юга на север и с востока на запад. Когда же натиск кочевников ослабевал, славянское население возвращалось на прежние местожительства.

Но упомянутые перемещения, как и ассимиляционные процессы, не приводили к существенным изменениям в этническом составе славянского населения Юго-Западной Руси, где проходило формирование украинской народности. Письменные источники убедительно свидетельствуют о том, что даже после опустошительного монголо-татарского нашествия и установления золотоордынского ига население Юго-Западной Руси, как и Северо-Восточной, численно увеличивалось главным образом за счет естественного прироста оседлого славянского населения.

Карта Украины Г. Боплана. XVІI в.

Формирование украинской народности, так же, как русской и белорусской, берет свое начало в периоде феодальной раздробленности, и происходило оно на весьма обширной территории. Украинская народность формировалась на землях, входивших в состав Киевского, Переяславского, Чернигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств, Буковины и Закарпатья. Границы княжеств и территорий, которые занимали ранее племенные объединения, не совпадали. Так, в состав Киевского княжества входили земли бывших полян и древлян, Галицкого — белых хорватов и частично уличей и тиверцев.

На востоке граница территории, на которой происходило формирование украинской народности, совпадала с границей Переяславского княжества. Она начиналась в верховьях рек Пела и Сейма, шла на юг и проходила с некоторыми отклонениями вдоль р. Ворсклы до ее впадения в Днепр. На Правобережье этническая территория определялась южной границей Киевского княжества, которая в середине XII в. проходила в междуречье Роси и Тясмина. Граница Галицко-Волынского княжества во времена его наивысшего могущества на юге доходила до устьев Днестра и Дуная и северного побережья Черного моря. Очевидно, южная граница этого княжества не совпадала с этнически русской линией, позже проходившей вдоль Днестра до Сорок, а на р. Прут — до середины Сучавской и Ясской волостей. Западная граница Галицко-Волынского княжества с Польшей проходила по рекам Вислок и Сан, около Замостья, западнее Холма и по р. Вепрь, восточнее Люблина. Украинское население за Карпатами оказалось в составе Венгерского государства. Здесь граница его расселения проходила приблизительно по Тиссе, а дальше немного севернее городов Пряшев и Бардиев. На севере и на северо-востоке, где соседями украинцев являются белорусы и русские, не существовало четкой этнической границы. В период формирования трех братских народностей здесь была переходная полоса говоров и общих этнических признаков.

Очерченная выше территория являлась основным массивом, на котором формировалась украинская народность. Кроме того, существовали отдельные не компактные и не всегда постоянные древнерусские поселения в южных степных местностях за пределами очерченной территории. К проживавшему там русскому населению следует отнести упоминаемых в летописи (XII–XIII вв.) бродников, которые хотя и жили в специфических условиях, но не прерывали связей с Русью и постоянно пополнялись выходцами с ее земель.

В XV–XVI вв. территория, на которой формировалась украинская народность, расширяется вследствие заселения прилегавших к ней юго-восточных земель (главным образом беглыми крестьянами), возникновения на этих землях казачества и основания Запорожской Сечи, а также в результате освоения переселенцами с Украины в XVI–XVII вв. Слобожанщины.

Существовавшие в феодальную эпоху разные классы-сословия неодинаково относились к этнической территории. Господствующий класс феодалов, считая себя ее единственным и полновластным владельцем и распорядителем, заботясь прежде всего о собственном обогащении, в решении территориальных вопросов руководствовался не национальными, а узкоклассовыми интересами. История Украины знает немало примеров, когда феодалы своими действиями не только не способствовали сохранению этнической территории в неприкосновенности, но и легко шли на территориальные уступки соседним государствам. Совершенно иную позицию занимали трудящиеся массы. Именно они вносили решающий вклад в развитие производительных сил, подъем культуры. В деятельности народных масс, в их мировоззрении всегда проявлялся глубокий патриотизм, любовь к родной земле. На их плечи всегда ложилась основная тяжесть борьбы с иноземными захватчиками.

В формировании территории народности государственность играла определенную роль. Образование централизованного Русского государства, в котором объединились ранее разобщенные земли, безусловно сыграло положительную роль в формировании русской этнической территории.

В XIII–XIV вв. земли, на которых сформировались украинская и белорусская народности, были захвачены иноземными поработителями. Украинские земли были расчленены. Несовпадение государственных и этнических границ — характерное явление эпохи феодализма. Ф. Энгельс писал, что «ни одна государственная граница не совпадает с естественными границами национальности, то есть с границами языка»[176].

В формировании народностей ведущую роль играли определенные центры. Для русской (великорусской) народности таким центром стала Ростово-Суздальская земля. В Юго-Западной Руси XII — начала XIII в. основным территориальным ядром формирования украинской народности было Среднее Поднепровье (Киевщина, Переяславщина и южная часть Чернигово-Северщины), хотя ведущую роль в государственно-политическом отношении занимало Галицко-Волынское княжество. Объясняется это не только значением Киевской земли в прошлом, но и тем, что, несмотря на феодальную раздробленность, Киевская земля и город Киев продолжали играть важную роль в политической, экономической, культурной и религиозной жизни. К тому же Киевская земля, граничившая с Переяславской, Чернигово-Северской, Волынской и Галицкой землями, находилась в центре Юго-Западной Руси.

В летописях и других источниках периода феодальной раздробленности под названием Русская земля, а с XIV в. также Русь подразумеваются все восточнославянские земли. Вместе с тем это название имело и более узкое значение — им определялись Киевское, Переяславское, Черниговское и Галицко-Волынское княжества, а название Верхняя земля употреблялось применительно к Северо-Восточной Руси. Такое расхождение в названиях было одним из свидетельств уже начавшегося процесса складывания этнической территории украинской и великорусской народностей.

В конце XII в. в письменных источниках впервые появилось название Украина. В Ипатьевской летописи под 1185 годом в связи со смертью в Переяславе князя Владимира Глебовича сказано: «И плакашася по нем вси переяславци… бо князь добр и крепок на рати… и о нем же на Украине много постона»[177]. Под упомянутой Украиной подразумевались соседние Киевское и Черниговское княжества. Позже название Украина начало употребляться как для обозначения отдельных земель, так и в более широком значении этого слова. Так, Галицко-Волынская летопись сохранила сведения о том, что князь Даниил Романович «прия Берестин и Угровеск, и Верещин, и Стилое Комов и всю Украину»[178].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что названия Украина, Вкраина как в упомянутых, так и других случаях употребляются в Ипатьевском списке летописи, созданном в Киеве. Судя по смыслу летописных записей, в Юго-Западной Руси названия Украина, Вкраина употреблялись прежде всего в значении край, краина (земля, страна), а не окраина.

В таком же значении названия Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI–XVII вв. («вся Вкраїночка», «славна Україна»). В XVI в. название Украина употребляется также в официальных актовых материалах как общее понятие по отношению к административно-территориальным единицам, существовавшим на Украине. Так, в постановлении польского сейма 1580 г. говорится о наказании «своевольников» «на Украине русской (т. е. в Галичине. — Ред.), киевской, волынской, подольской, брацлавской», которые своими действиями будут нарушать договоры Польши с Турцией.

Название Украина в значении страна распространилось и в западноевропейских государствах. Например, французский инженер Гийом Левасер де Боплан, который в 1630–1647 гг. находился на Украине и написал о ней книгу, дал ей такое название: «Описание Украины, или областей королевства Польского, которые находятся между границами Московии и Трансильвании». Эта книга была издана на французском, латинском, английском и немецком языках и безусловно содействовала распространению и закреплению в Западной Европе названия Украина.

В XIV в. начало употребляться название Великая Русь, а с конца XV в. — Россия. Тогда же появилось название Белая Русь, относящееся к землям, на которых формировалась белорусская народность. Одновременно, главным образом в официальных документах, а также в литературных произведениях, в отношении земель, на которых формировалась украинская народность, употреблялось название Малая Русь, от которого пошло производное — Малороссия. В народных массах эти два названия не получили широкого распространения.

Вместе с тем в рассматриваемое время продолжало бытовать общее название для всех восточнославянских земель — Русь, Русская земля. Так, в полемической книге «Палинодия» Захарии Копыстенского (начало XVII в.) о Русской земле говорится: «Так той, которая до Московского, як той, которая до Литовского князства, также и той, которая до королевства Полского належит»[179]. Следовательно, Русь, Русская земля — это русские, а также белорусские и украинские земли, находившиеся в составе разных государств. Но названием Русь подчеркивалась общность происхождения этих земель.

Таким образом, общность территории в процессе формирования украинской народности прошла через определенные этапы своего становления, связанные также со становлением других черт народности.

Язык. В. И. Ленин писал, что «язык есть важнейшее средство человеческого общения»[180]. Единый язык — это одна из черт, характеризующих народность. Формирование языка неразрывно связано с формированием народности. Язык является одним из важнейших источников познания прошлого. Он дает возможность показать то, что роднит или сближает народности, и в то же время раскрывает их особенности как этнические общности.

Древнерусскую народность характеризовала определенная языковая общность. В ходе формирования русской, украинской и белорусской народностей на фоне прежней языковой общности все выразительнее проявляются специфические языковые особенности каждой из этих народностей. В языке формирующейся народности проявляется диалектическая связь между общим для всех трех языков и свойственным только данному языку.

Язык возникает и существует на определенной территории. Украинский язык формировался на землях Юго-Западной Руси, где сохранились диалекты (говоры) бывших местных племенных союзов. Об этом свидетельствует тот факт, что территория распространения современных диалектов украинского языка в основном совпадает с территорией определенных племенных союзов. Так, территория расселения бывших северян совпадает с районом, где теперь существуют восточнополесские (черниговские) говоры; местности, которую занимали древляне, отвечают современные среднеполесские (северокиевские) говоры, а с бывшим местонахождением дулебов (волынян) совпадают западнополесские говоры. Упомянутые говоры составляют северную диалектную группу современного украинского языка. Юго-западная диалектная группа охватывает территорию, которую когда-то населяли главным образом белые хорваты и частично уличи и тиверцы. Юго-восточная диалектная группа распространена в Среднем Поднепровье. Родственные южнорусские диалекты активно взаимодействовали, скрещивались между собой. Так, языковые данные убедительно свидетельствуют о фонетической и лексической общности среднеполесских говоров с далекими от них закарпатскими. Несмотря на определенные отличия и специфические черты в южнорусских говорах, в них достаточно выразительно выступает и единство диалектного развития.

В период формирования восточнославянских народностей наряду с устным народным существовал и литературный, книжный язык, общий для восточных и южных славян. Возник он на основе древнеславянского языка. Книжным языком были написаны религиозные и литературные произведения, составлялись деловые документы. Он обслуживал главным образом привилегированные

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн