Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы

чиню»[230].

Поддерживая самозванца, народные массы надеялись, что он облегчит их положение, станет для них «добрым царем». Однако Лжедмитрий смотрел на восставшие народные массы лишь как на силу, помогавшую ему захватить русский трон. Он и не хотел и не мог стать «крестьянским царем». Придя к власти, Лжедмитрий I поспешил закрепить симпатии к себе помещиков южных окраин, поддерживавших его в критические моменты, и в то же время ослабить антифеодальное движение, особенно сильное на юге. Об этом свидетельствует приговор Боярской думы от 1 февраля 1606 г. о запрете разыскивать и возвращать крестьян, бежавших от своих господ в голодные годы. Так упомянутый закон, с одной стороны, легализовал положение беглых крестьян, а с другой — удовлетворял интересы помещиков южных окраин, остро нуждавшихся в рабочей силе и старавшихся привлечь крестьян на свои земли.

Лжедмитрий пытался также смягчить положение холопов. Приговор думы от 7 января 1606 г. ограничил возможность обращения бедняков в кабальных холопов. Согласно этому закону, волю получала значительная часть холопов. По некоторым данным, было освобождено около четверти всех кабальных людей. Таким образом, новый закон, с одной стороны, являлся уступкой холопам, принимавшим активное участие в восстании, а с другой — мерой, расширявшей контингент рабочих рук для помещиков, в особенности южных окраин. Кроме того, Лжедмитрий I в награду за помощь, оказанную ему, освободил население южных окраин государства от податей.

Сохранились также документы, свидетельствующие о том, что Лжедмитрий I составлял проект Сводного судебника, в котором предлагалось восстановить крестьянский выход. Хотя проект этот не осуществился, но слухи о нем, нужно думать, проникли в народ, что, несомненно, должно было укрепить веру крестьянства в Лжедмитрия I как в «доброго царя».

В целом как в своей политике по отношению к Польше и Ватикану, так и по отношению к русской феодальной аристократии Лжедмитрий I не добился успеха. Он вызвал недовольство польских правящих кругов, с одной стороны, и оказался неспособным предупредить выступления княжеско-боярской оппозиции — с другой.

Еще в начале правления Лжедмитрия I был раскрыт заговор против него князя В. И. Шуйского. Полагая, вероятно, что суровый приговор (Шуйский был осужден на смертную казнь) вызовет сильное раздражение в кругах феодальной аристократии, Лжедмитрий I помиловал Шуйского, проявив тем самым в глазах оппозиции слабость.

Менее чем через год, во время торжеств по случаю женитьбы Лжедмитрия I на Марине Мнишек, создалась благоприятная обстановка для нового выступления Шуйского. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит. Заранее подготовленные приверженцами В. И. Шуйского люди, собравшиеся на Красной площади, «выкрикнули» его царем.

В. И. Шуйский был представителем реакционного боярства, стремившегося к установлению власти феодальной аристократии и к усилению крепостного права. Это должно было с самого начала вызвать не только недовольство народных масс, но и оттолкнуть от него широкие слои помещиков, особенно южных окраин.

Участие населения Украины в восстании Болотникова. Еще при правлении Лжедмитрия I на южных окраинах Русского государства, в частности в Северской Украине, происходили народные волнения. Об этом свидетельствует «Иное сказание»: «Северяне (т. е. жители Северской Украины. — Ред.) и вси мятежницы, иже во время власти ростригины лакнуша крови христианския»[231]. Весть об убийстве Лжедмитрия и воцарении Василия Шуйского вызвала среди населения южных окраин государства, в том числе Северской Украины, сильное возбуждение. Стали распространяться слухи о том, что «царь Димитрий жив». Начался новый подъем народного движения. Об этом свидетельствуют многочисленные источники. Так, в грамоте патриархов Гермогена и Иова, относящейся к 1607 г., прямо сказано: «…собрались той же преждепогибшей Северской Украины севрюки и других рязанских и украинских городов стрельцы и козаки, разбойники, воры, беглые холопы, прельстили преждеомраченную безумием Северскую Украйну, и от той Украйны многие и другие города прельстились и кровь православных христиан, как вода, проливается, называют мертвого злодея растригу живым…»[232].

Аналогичные сведения о событиях на южных окраинах содержат разрядные книги: «…После Разтриги сел на государство царь Василий, и в Полских (т. е. на украинских землях под властью Польши. — Ред.), и в Украинных и в Северских городах люди смутились и заворовали, креста царю Василию не цаловали, воевод почали и ратных людей побивать и животы их грабить»[233]. Современник-иностранец Геркман также утверждает, что воцарение Василия Шуйского «возбудило сильное неудовольствие в простом народе во многих городах, в особенности же в области Северской».

Борьба разгоралась. В новом восстании приняли участие не только крестьяне, холопы, городские низы, но и мелкий служилый люд. Центром движения вновь стал Путивль — главная крепость в Северской Украине. «Путивль — глава и зачинщик всех мятежных городов», — писал современник голландец И. Масса. Сосланный сюда В. И. Шуйским в качестве воеводы князь Г. П. Шаховской собирал вокруг себя все оппозиционные элементы. Социальные слои, на этот pas выступавшие против Шуйского, были в основном те же, что и год назад, когда Лжедмитрий I из того же Путивля выступил на Москву. Первоначально руководство движением захватили представители господствующего класса, по тем или иным причинам недовольные Шуйским. К числу их принадлежал и Г. П. Шаховской. Однако, когда движение приняло ярко выраженный антифеодальный характер, руководителем его под именем «большого воеводы царя Дмитрия» становится И. И. Болотников. В лице Болотникова восставшие приобрели опытного и талантливого военачальника. Иван Исаевич Болотников был военным слугой князя А. А. Телятевского. Еще молодым он убежал к казакам и в одной из стычек с татарами попал в плен. Проданный в Турцию на галеры, Болотников, по некоторым данным, был освобожден немецкими моряками и попал в Венецию. Летом 1606 г. он возвращался из Западной Европы на родину через Северскую Украину. По свидетельству современников, И. И. Болотников пришел в Путивль во главе 10 тыс. запорожских и донских казаков.

В июле 1606 г. из Путивля восставшие двинулись на Москву. Крестьянская война вскоре достигла высшей точки своего развития. Крестьяне жгли боярские и помещичьи усадьбы и истребляли их владельцев. Городские низы расправлялись с богачами и представителями царских властей — воеводами, дьяками и т. д. Изгоняя угнетателей, крестьяне и горожане объявляли себя вольными казаками и вводили казацкие порядки. Подчеркивая размеры оказачивания населения во время восстания, один из современников писал: «Во всех городех паки казаков из холопей и крестьян намножилось и в каждом городе поделали своих атаманов»[234].

В войске И. Болотникова было много украинцев. С самого начала движения под руководством И. Болотникова и до его трагического конца (октябрь 1607 г.) плечом к плечу с русскими крестьянами, холопами, городской беднотой, казаками, в том числе донскими и терскими, боролись украинские крестьяне, мещане, казаки. Так, в летописи, составленной где-то в 30-х годах XVII в., отмечается, что вскоре после вступления на трон Василия Шуйского И. Болотников «собрався с воры з донскими козаки о северскими людми и учал северские городы заходить…»[235].

Через некоторое время, когда повстанцы уже вели бои с царскими войсками в центральной России, на помощь к ним двинулись новые отряды украинских крестьян и казаков. В «Пискаревском летописце» упоминается, что во время похода Болотникова на Москву «пошли ис Колуги (чтобы охватить столицу с юго-запада. — Ред.) атаман Солома, казак да Васька Шестаков, холоп Андрея Клешнина»[236]. В более поздних документах атаман Солома выступает как запорожец.

В начале декабря 1606 г. повстанческое войско потерпело поражение, и Болотников отступил к Калуге — важному стратегическому пункту, который обеспечивал связь с Северской Украиной, откуда должна была прийти помощь. И она действительно пришла. Как стало известно царским воеводам, «воры пан Кохановской да Юшко Беззубцов собрався с северскими со многими людми и с казаки, идут с Орла под Колугу на помочь к вору Ивашку Болотникову»[237].

Повстанцы с Украины принимали активное участие и в дальнейших военных действиях. «Новый летописец» отмечает приход «черкас» к войску Болотникова накануне битвы на реке Пчельне (начало мая 1607 г.), которая закончилась разгромом войска воевод царя Шуйского.

Таким образом, во время первой крестьянской войны в России народные массы Украины внесли значительный вклад в дело борьбы против феодально-крепостнических порядков.

Народное движение на Украине. Восстание Болотникова, несмотря на поражение, имело большое значение для народных масс не только России, но и Украины. Оно оживило надежду украинского народа, находившегося под пятой иноземных поработителей, на освобождение от социального и национального гнета. После событий 1606 г. на Украине наблюдался новый подъем народного движения. В 1607 г. оказачивание населения на Украине снова приняло широкие размеры. Жители сел и городов отказывались признавать власть панов и старост и отбывать повинности в их пользу, создавали органы управления и суда во главе с выборными атаманами, судьями и т. д. В этом же году, уведомляя сейм о положении на Украине, король писал о «своеволии брацлавских и корсунских мещан», которые «ни к комиссии, ни к декретам нашим королевским не питают никакого уважения». Так, в Корсуне, по словам старосты Я. Даниловича, имели место «бунты розмаитые, ростерки (раздоры. — Ред.) и рознення», вылившиеся в конце концов в довольно значительную «ребеллию» (восстание). Когда староста попытался разыскать среди корсунцев беглых крестьян, чтобы вернуть их панам, население взялось за оружие. Корсунцы заявили, что они будут сражаться до последнего, но беглых не выдадут. У тех мещан, которые не хотели признать себя казаками и принять участие в восстании, корсунцы отнималы имущество и изгоняли их из города.

Ссылаясь на то, что антифеодальный протест — оказачивание — охватил к 1607 г. значительную часть Восточной Украины, сейм утвердил новые репрессии. Было принято специальное постановление «О своеволии украин». Оно предписывало всем старостам покончить с неповиновением подданных, применив вооруженную силу. Гетманы коронного войска должны были помогать в этом старостам. Кроме того, сейм принял постановления, подтверждавшие все законы и распоряжения, направленные против недовольных.

Однако у панов не было ни времени, ни средств, чтобы осуществить эти постановления. В 1606 г. в Польше обострились противоречия между магнатами и королевской властью, результатом которых явился рокош — вооруженное выступление магнатов и зависимой от них шляхты против короля. Занятые рокошем, польские магнаты не могли возобновить интервенцию в Россию сразу же после смерти Лжедмитрия I. Рокош не прекращался вплоть до 1608 г. Но уже летом 1607 г., когда рокошане стали явно терпеть поражение, магнаты вновь организовали поход против России. Место Лжедмитрия I занял новый «претендент» — Лжедмитрий II, который появился летом 1607 г. в Северской Украине, в Стародубе. Намереваясь двинуть на Россию войско, более многочисленное, чем в 1604–1605 гг., магнаты спешно собирали зависимую от них шляхту, вербовали жолнеров. Они старались привлечь к походу и реестровых казаков. В самом начале 1608 г. к Лжедмитрию II прибыли с войсками князь А. Вишневецкий, С. Тышкевич,

Скачать:TXTPDF

История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать бесплатно, История Украинской ССР в десяти томах. Том второй Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы Феодализм читать онлайн