Скачать:TXTPDF
Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение

Однако этот акт продуктивного воображения не может дойти до сознания, а непосредственно сливается со своим продуктом. Поэтому внешнее восприятие является неосознанным, как это должно было бы быть на основании приведенного доказательства, а сознанием, и даже непосредственным и безусловным сознанием, а внешний мир обманно представляется обыкновенному сознанию как непосредственный предмет сознания. Каким образом мы доказали обратное? Посредством мышления мы сделали внешнее восприятие членом ряда высшего порядка, скрытого от обыкновенного сознания, и, таким образом, поставили его перед нашим искусственно вызванным сознанием. Только этим способом можно его понять. Поэтому кто не проделал с нами этого размышления или проделал его неправильно и потому не был им убежден, тот не согласится с нами. Ему не помогут ни его гнев, ни его убеждения, ни его уверения, что иначе он не мог поступить. Мы сами это хорошо знаем и даже можем ему доказатьчего он не может сделать — что он и не может понимать иначе, чем он понимает, ибо он не выполнил условий, требуемых другой точкой зрения.

442

Но если кто-либо поймет наше утверждение так мы просто представляем вещи — как оно действительно и было понято людьми, считающими себя философами — тот только выкажет свое бесконечное непонимание, свою полную неспособность учиться и присоединяться к чужому мнению и схватывать сразу две мысли так, чтобы еще помнить первую, когда переходишь ко второй. Мы строим себя в высших областях свободы, где мы можем и бросить воображение 1. Но это построение образов, о которых идет речь, не может быть прервано, если предположить существование влечения, которое необходимо приписать жизни сознания; оно безусловно необходимо, поэтому и результат его нам навязывается. Таким образом, как мне кажется, мы вывели внешнее восприятие.

9) Из этого ясно вытекает следующее: то, на что мы здесь указали как на основное условие жизни и что остается единственно истинным — ограничение жизни, совершенно не затрагивается в объекте внешнего восприятия; этот объект есть только противопоставление сил воображения, сам по себе ничто — он и не выдает себя не совсем поверхностному уму за что-либо, он есть только продукт отношения к другому, к воображению. То, что вещь, собственно, должна содержать, для того чтобы войти с нами в соприкосновение, и в чем должна заключаться ее действительная сущность, есть, конечно, ее сила, но эта последняя не материальна, и она не открывается какому-либо внешнему чувству, она только мыслится. Следовательно, настоящей вещью следует считать силу, которая есть нечто вполне нечувственное и сверхчувственное. Что же, в таком случае, эта наполняющая пространство материя с ее качествами, и как она могла быть принята за действительную вещь?

443

10) Здесь возникает предварительный вопрос, на который мы и можем ответить только предварительно: как связан вообще этот образ сопротивления в своей общей форме с понятием влечения к деятельности? Очевидно, так: все сопротивление, к которому относится и влечение во всей своей полноте, и к которому мы стараемся подойти постепенно, проходя через ряд условий, должно быть объединено, и в этой своей объединенности оно полагается в пространстве. В нем одновременно и едино то, что потом во времени становится упорядоченным разнообразием. Следовательно, в пространстве должна быть найдена точка (соответственно описанной в пункте 3, b, точка а), с которой начинается деятельность. Например, в материи как таковой сопротивляющаяся сила, которая должна быть уничтожена, есть связь частей. Она должна быть разрушена сначала в одной точке, затем в пограничных с ней.

11) Образ непосредственного действиям есть прямая линия, поэтому все такого рода непосредственные действия кажутся совершающимися по линии (удар, нажатие, сдвиг). Если при этом мы встречаем непреодолимое сопротивление, то действие отклоняется по другой прямой линии и образуется угол. Действие по кривым линиям совершается только посредственно, по какому-нибудь правилу, например, вокруг данного центра; напротив, прямая линия вырывается непосредственно, необдуманно и есть выражение самого свободного построения. Кривая линия есть полная противоположность свобод, есть ее ограничение, поэтому и общему пространству мы обязательно придаем форму шара.

Спрашивается, почему пространство имеет три измерения. Прежде всего, надо дать правильное понятие измерения, которое само собой найдется, если мы укажем основание. Поэтому надо только знать, где следует искать это основание: именно никак не в области понятий, а только в области созерцания, ибо здесь имеет-

444

ся только созерцание, и данное есть ограничение созерцания. Укажи мне причину трех измерений, значит перенеси меня в такой исходный пункт, из которого для меня необходимо следует это созерцание. Это не есть, например, точка, ибо от меня, как центра, может быть проведено бесчисленно много линий, и если бы их считать измерениями, то пространство имело бы бесконечно много измерений. Исходный пункт этого созерцания есть линия, как образ свободы, а поэтому и времени. Эта линия, имеющая одно измерение, должна быть всеми возможными способами ограничена сопротивлением. Но таких способов три: она ограничена по длине с двух концов, также с двух концов по ширине, поэтому пространство от линии переходит к поверхности, затем ограничена сверху и снизу, отчего поверхность становится геометрическим телом. Это представляет собой три возможных направления для построения первоначального пространства, если исходить из линии и предполагать ее. Следовательно, в полную противоположность к картине деятельности я пространство имеет измерения, и именно три.

12) Мы назвали внешнее восприятие вообще мышлением; выше мы говорили, что оно есть творение посредством абсолютной созидающей силы. Так как оба утверждения для нас одинаково основательны, то мы считаем, что всякое мышление продуцирует путем абсолютной созидающей силы и обратно. Следовательно, мышление не есть нечто страдательное, восприимчивое и тому подобное. (Если бы понятие мышления было выяснено раньше, то философия тогда бы уже встала на истинный путь). Выше мы описали мышление как выступление из внутреннего и непосредственного сознания. Но внутреннее сознание есть внутреннее чувство и созерцание, оба как непосредственное бытие свободы и, следовательно, непосредственное сознание. Из него-то мы и выступаем при посредстве мышления. Каким способом? Конечно, не по способу бытия, которое тут вообще не имеет места, но по спосо-

445

бу сознания, которое тут присутствует. А так как это есть выступление из непосредственного сознания, то оно должно быть построением, и именно абсолютным построением, чистым творением нового сознания. Конечно, творением по известному закону, не слепым и беззаконным как понимают его те, кто утверждает, что мы говорим: вещи просто воображаются. Данное здесь понятие мышления будет подтверждено в дальнейшем. Здесь же мы имеем в виду преимущественно сопротивление продуктивному воображению или мышление в его самой общей форме. Следовательно, здесь идет речь об абсолютно первом мышлении. Продуктивное воображение производит само себя, само собой разумеется, в образе, и тем самым строит сопротивление продуцированному таким образом воображению. Вот краткое описание проявляющейся здесь функции мышления или функции абсолютной созидающей силы. Эта созидающая сила имманентно трансцендентна, покоится в себе самой, из себя вытекает.

Иначе дело обстоит с другим мышлением, о котором речь будет впереди. Там созидающая сила строит не себя саму, но другую, данную ей в созерцании, способность и ее противоположность; только эта последняя функцияпостроение противоположности — и делает ее чистым мышлением.

13) Так и мы, философствующие люди, должны как таковые мыслить, т. е. абсолютно производить при посредстве созидающей силы. Наше изложение состояло из двух главных частей. Во-первых, было выяснено: если мы предположим то-то и то-то, (влечение и т. д.), то должен возникнуть образ сопротивления. Это «должен» значит, что к одному мышлению — мышлению о предположенном — непосредственно присоединяется другое мышление как нераздельное с ним; следовательно, этим «должен» утверждается, что вследствие непосредственной причинности самого мышления, саморазвивающегося мышления, из него образуется второе мышление без всякого участия свободы; и если наше

446

утверждение правильно, то в каждом слушателе, правильно обдумавшем первый член, должен без всякого с его стороны участия возникнуть второй член, и желаемая очевидность должна непосредственно открыться ему. Но совсем иначе обстоит дело со второй частью изложенного и с вопросом: каков будет этот образ сопротивления?

ГЛАВА ВТОРАЯ

Мы видели, как я, сведенное к простому влечению, освободившееся от непосредственной причинности, заключенной в его бытии, созерцает во времени через ряд условий свою способность идти к цели, оценивает эту способность соответственно сопротивлению, начертанному в образе, и таким способом составляет план своей деятельности. Очевидно, что я не может фиксировать многообразие условий и времени в каком-либо ином понятии единства, кроме самого себя, что, следовательно, в этой связи оно необходимо мыслит самого себя, и именно как реальный принцип (а не только как принцип воспроизведения посредством воображения, как в предыдущем разделе) и, безусловно, априорный, которому не предшествует никакая реальная причинность, ибо весь синтетический период только и начинается с полного уничтожения таковой.

Это сопротивляющееся есть материя, которую я хочет разделить, сдвинуть с места, привести в движение. Но материя может быть сдвинута только посредством другой материи. Следовательно, я как сила, действующая в материальном мире, должно само быть материей, т. е. непосредственно данным, определенным, ограниченным пространством телом. В этом теле понятие должно быть в состоянии непосредственно становиться причиной движения материи, чтобы целесообразно двигать неподвижную материю вне нас посредством

447

целесообразно начертанной соответственно понятию материи. Такую подвижность материи посредством простого понятия правильно назвать организацией, посредством которой тело становится орудием воздействия на остальной телесный мир. Следовательно, л в образе своего воздействия на материю превращается в организованное тело.

Чувствование, и именно вышеописанное внешнее чувство, должно всегда сопровождать совершенную в материальном мире посредством этой организации деятельность, для того чтобы можно было измерить, насколько предположенный план действительно выполнен и что еще осталось сделать. Поэтому чувствование должно быть тесно связано с органом, составлять с ним единое и должно тем же способом быть изображенным материально как в органе; отсюда получается материальное я в пространстве с внешним чувством и органом.

Таким, утверждаю я, должно являться я безусловно а priori. О том, что мы действуем, мы не узнаем; об этом мы не имеем восприятия как о состоянии, которое существует без всякого вмешательства с нашей стороны. Деятельность предполагает свободное, совершенно самостоятельно намеченное понятие. Это понятие и возможное соответственное ему действие внутренне созерцаются (так именно это мы выше описали и объяснили), как простая способность даже раньше действительного приведения в исполнение намеченной причинности, и уже в этом выполненном и полном прообразе такой деятельности.» всегда является материальным органом.

Итак, что, собственно, и каким способом делает я материальным телом? Очевидно, абсолютно продуктивная созидающая сила, совершенно так же, как в тех же условиях и по тому же закону она строит и образ сопротивления. Следовало построить понятие предполагаемой деятельности, определенный прообраз этой деятельности. Для этого необходим

Скачать:TXTPDF

Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение Фихте читать, Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение Фихте читать бесплатно, Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение Фихте читать онлайн