Скачать:PDFTXT
Основы общего наукоучения

который основывается на убеждении, будто наше действование и воление зависит от системы наших представлений; ибо здесь устанавливается, что, напротив того, система наших представлений зависит от нашего побуждения и нашей воли; и это ведь единственный способ основательно опровергнуть фатализм. Словом, благодаря этой системе во всего человека вносится единство и связь, которых недостает стольким системам.)

III

Но в этой рефлексии над самим собою Я как таковое не может дойти до сознания себя, так как оно никогда не сознает непосредственно своего действования. Тем не менее оно налично теперь как Я; само собою разумеется, для некоторого возможного наблюдателя; и тут проходит та граница, где Я как нечто живое отличает себя от безжизненного тела, в котором, разумеется, тоже может быть налично некоторое побуждение. Есть нечто такое, для чего нечто может существовать, хотя само для себя оно еще и не существует. Но для него наличной необходимостью является некоторая внутренняя побудительная сила, которая, однако, так как тут невозможно никакое сознание Я, следовательно, и никакое отношение к нему, только чувствуется, состояние, которого, конечно, нельзя описать, но которое зато можно почувствовать и в отношении которого каждый должен быть отсылаем неизбежно к своему собственному самочувствию. (Философ не должен отсылать каждого к собственному самочувствию в отношении факта (dab) (ибо этот последний должен быть при предположении Я непременно строго доказан), а только в отношении содержания, что (was) этого факта. Постулировать наличность некоторого определенного чувства – значит поступать неосновательно. В дальнейшем, конечно, можно будет сделать и это чувство доступным познанию, но не через него самого, а через его последствия.)

Здесь, как мы сказали выше, живое отделяется от безжизненного. Чувство силы есть принцип всякой жизни, есть переход от смерти к жизни. При этом если в наличности имеется только оно одно, то жизнь остается, разумеется, еще в высшей степени неполной; но все же она уже отграничена от мертвой материи.

IV

a.Эта сила чувствуется как нечто побуждающее: Я чувствует себя побужденным, как было сказано, и притом – побужденным выйти за свои собственные пределы. (Откуда берется это выйти, это за свои пределы, пока еще нельзя понять, но сейчас это станет ясно.)

b.Совершенно так же, как было выше, это побуждение с необходимостью должно оказывать такое воздействие, какое оно может. Реальную деятельность оно не определяет, то есть при этом не возникает никакого причинного воздействия на Не-Я. Идеальную же деятельность, зависящую исключительно лишь от самого Я, оно в состоянии определять и должно непременно определять, поскольку оно являет собою некоторое побуждение. Таким образом, идеальная деятельность выходит наружу и полагает нечто как объект побуждения, – как то, что побуждение породило бы, если бы оно обладало причинностью. (Что такое порождение через идеальную деятельность должно иметь место, это доказано; но нельзя еще понять, как это возможно; это предполагает еще множество других исследований.)

c.Это порождение и то, что в нем действует, отнюдь не достигает еще тут своего сознания; следовательно, благодаря этому еще отнюдь не возникает ни чувства объекта побуждения, которое вообще невозможно, ни какого-либо созерцания его. Тут не возникает еще совершенно ничего; свое объяснение благодаря предыдущему тут получает только то, как может Я чувствовать себя как побуждаемое к чему-то неизвестному; и, таким образом, открывается переход к последующему.

V

Побуждение должно было быть почувствовано как побуждение, то есть как нечто такое, что не имеет причинности. Но, поскольку оно побуждает по меньшей мере к порождению своего объекта посредством идеальной деятельности, оно, конечно, обладает причинностью и постольку не чувствуется как некоторое побуждение.

Поскольку побуждение направляется на реальную деятельность, оно не представляет собою ничего заметного и доступного чувству, так как оно лишено причинности. Значит, оно постольку и не чувствуется как побуждение.

Соединим оба момента вместе; никакое побуждение не может быть почувствовано, если на его объект не направляется идеальная деятельность; и идеальная деятельность не может на него направляться, если реальная деятельность не будет ограничена.

В своем объединении то и другое вместе дают рефлексию Я над самим собою как ограниченным. Но так как Я в этой рефлексии не сознает самого себя, то она представляет собою простое чувство.

И таким образом чувство оказывается полностью дедуцированным. К нему относятся: некоторое до сих пор еще не обнаруживающееся чувство силы, некоторый объект его, который тоже не обнаруживается, некоторое чувство принуждения, немощи; и это – именно то обнаружение чувства, которое надлежало дедуцировать.

§9. Шестое положение

Чувство должно быть непременно далее определено и ограничено.

I

Итак, Я чувствует себя ограниченным, то есть оно является ограниченным для себя самого, а не только для зрителя, вне него находящегося, как то было раньше, наподобие безжизненного упругого тела. Его деятельность является для него уничтоженной, – для него, говорим мы, так как мы, с нашей высшей точки зрения, разумеется, видим, что это оно породило через посредство абсолютной деятельности некоторый объект побуждения за своими пределами, а не то Я, которое является предметом нашего исследования.

Такое полное уничтожение деятельности противоречит характеру Я. Оно должно поэтому, поскольку оно есть Я, непременно восстановить ее, и притом восстановить для себя, то есть оно должно поставить себя по меньшей мере в такое положение, чтобы хотя бы только в будущей рефлексии мочь полагать себя свободно и безгранично.

Такое восстановление его деятельности совершается, согласно нашей дедукции, абсолютно, самопроизвольно, исключительно в силу сущности Я и без всякого особого побуждения к тому. Рефлексия над рефлектирующим, каковою, как будет сейчас показано, является настоящее действие, прекращение одного действия для того, чтобы на его место было положено другое (в то время как Я чувствует вышеописанным образом, оно тоже ведь действует, только без сознания; на место этого действия должно стать другое, которое делает по меньшей мере возможным сознание), – такая рефлексия совершается с абсолютной самопроизвольностью. Я действует в ней просто потому, что оно действует.

(Тут проводится граница между голой жизнью и интеллигенцией, как прежде она была проведена между смертью и жизнью. Только из такой абсолютной самопроизвольности получается сознание Я. Не через какой-либо естественный закон и не через какое-либо следствие из него поднимаемся мы до разума, а через абсолютную свободу – не путем перехода, а одним скачком. Поэтому в философии необходимо нужно исходить из Я, так как его нельзя вывести; и потому-то предприятие материалистов объяснить обнаружения разума из законов природы остается навеки невыполнимым.)

Непосредственно ясно, что требуемое действие, совершающееся единственно только через абсолютную самопроизвольность, может быть лишь действием через идеальную деятельность. Но ведь всякое действие, поскольку оно таковое, имеет некоторый объект. Настоящее действие, которое имеет свое основание единственно и исключительно в Я и по всем своим условиям должно зависеть исключительно от Я, может иметь своим объектом лишь нечто такое, что наличествует в Я. Но в Я не налично ничего, кроме чувства. Следовательно, это действие с необходимостью направляется на чувство.

Действие совершается с абсолютной самопроизвольностью и постольку является для возможного наблюдателя действием Я. Оно направляется на чувство, то есть прежде всего на то, что в предыдущей рефлексии, составлявшей собою чувство, было рефлектирующим. Деятельность направляется на деятельность; стало быть, рефлектирующее в той рефлексии, или же чувствующее, полагается как Я; яйность (die Ichheit) рефлектирующего в настоящей функции, которое как таковое вовсе не сознается, переносится на прежнее рефлектирующее.

Я есть то, что определяет самого себя, согласно только что приведенной аргументации. Поэтому чувствующее может быть положено лишь постольку как Я, поскольку оно определено к чувствованию через одно только побуждение, стало быть, через Я, значит, через самого себя, то есть лишь постольку, поскольку оно чувствует в себе самом самого себя и свою собственную силу. Только чувствующее есть Я, и только побуждение, поскольку оно вызывает чувство, или же рефлексию, принадлежит к Я. Что лежит за этим пределом, если только за ним есть что-нибудь (и мы знаем, что нечто, а именно побуждение ко внешнему, выходит за этот предел), то исключается; и это нужно заметить себе, так как выключенное в свое время непременно должно быть вновь включено.

Благодаря этому, значит, чувствуемое в настоящей рефлексии и для нее есть тоже Я, так как чувствующее лишь постольку есть Я, поскольку оно является определенным самим собою, то есть поскольку оно чувствует самого себя.

II

В настоящей рефлексии Я полагается как Я лишь постольку, поскольку оно одновременно является и чувствуемым, и чувствующим и, следовательно, находится с самим собою во взаимодействии. Оно должно быть положено как Я; следовательно, оно непременно должно быть положено описанным образом.

1.Чувствующее полагается как деятельное в чувстве, поскольку оно является рефлектирующим, и постольку в этом чувстве чувствуемое является страдательным, оно знаменует собою объект рефлексии. В то же время чувствующее полагается в чувстве как страдающее, поскольку оно чувствует себя побужденным; и постольку чувствуемое, или же побуждение, оказывается деятельным, оно есть побуждающее.

2.Но это – противоречие, которое непременно должно быть примирено и примирить которое можно только следующим образом. Чувствующее деятельно по отношению к чувствуемому; и в этом смысле оно только и деятельно. (То, что оно является побужденным к рефлексии, в ней не достигает сознания; побуждение к рефлексии тут, – а именно в нашем философском исследовании, не в первичном сознании, – совсем не принимается во внимание. Оно входит в то, что является предметом чувствующего и не различается в рефлексии над чувством.) Однако оно должно все же быть также и страдающим по отношению к некоторому побуждению. Это – побуждение ко внешнему, которым оно действительно побуждается к порождению некоторого Не-Я через идеальную деятельность. (В этой функции оно, разумеется, деятельно, но совершенно так же, как и раньше, направляется на свое страдание, над этой же своей деятельностью не рефлектирует. Для себя самого в рефлексии над собою оно действует принужденно, несмотря на то, что это должно казаться противоречием, которое в свое время будет разрешено. Отсюда чувствуемое принуждение полагать нечто как действительно существующее.)

3.Чувствуемое является деятельным через побуждение рефлектирующего к рефлексии. В этом же самом отношении к рефлектирующему оно является также и страдательным, так как оно является объектом рефлексии. Но над этим последним не происходит рефлексии, так как Я является тут положенным как одно и то же, как себя самого чувствующее, и над рефлексией как таковой уже не рефлектирует вновь. Я, стало быть, полагается как страдающее в некотором ином отношении, а именно, поскольку оно является ограниченным, и постольку ограничивающее есть Не-Я. (Каждый предмет рефлексии является необходимо ограниченным; он обладает некоторым определенным количеством. Но в рефлексии и при рефлексии это ограничение никогда не выводится из самой рефлексии, так как постольку

Скачать:PDFTXT

Основы общего наукоучения Фихте читать, Основы общего наукоучения Фихте читать бесплатно, Основы общего наукоучения Фихте читать онлайн