самого чистого разума. – Тут мы можем видеть, что Абсолютное Я, Я первого основоположения, из которого исходит Фихте, не отождествляется философом с Божеством. И хотя Абсолютному Я, как уже отмечалось, приписываются атрибуты Бога, тем не менее это Я совпадает с нашим самосознанием. Что же касается Бога, то, как поясняет здесь Фихте, он недоступен мышлению и познанию.
2.доказательство велось апагогически… – Апагогическое доказательство (от греч. ; лат. deductio) – вывод, иначе называемый доказательством от противного, – это доказательство истинности утверждения путем опровержения противоречащего ему утверждения. Такое выведение называется также «приведением к абсурду».
3.сила… воображения не может быть иначе понята, как только через саму силу воображения. – Творческая способность воображения до Фихте никем не объявлялась основной способностью человеческого духа. Напротив, как в античности и в средние века, так и в новой философии, начиная с XVII в., воображение, как и чувственное восприятие вообще, считалось низшей познавательной способностью, которая требует постоянной корректировки со стороны разума. У Канта, на которого в данном случае ссылается Фихте, продуктивная способность воображения играла весьма существенную роль, особенно в первом издании «Критики чистого разума». Однако во втором издании Кант ограничил значение способности воображения, подчеркнув, что фигурный синтез, осуществляемый воображением, невозможен без определяющей роли рассудка. Во всяком случае, той фундаментальной роли, какую способность воображения получила у Фихте, Кант ей не отводил. Зато философские построения романтиков – Шеллинга, Фр.Шлегеля, Новалиса и других – развивают именно фихтевское понимание воображения как центральной творческой и познавательной способности.
4.В §8 Фихте вводит и определяет понятие «чувства». Я чувствует себя, по Фихте, когда оно обнаруживает себя ограниченным чем-то внешним; однако в действительности Я чувствует не реальность чего-то вне Я, а свое собственное состояние. Без чувства, как поясняет Фихте, нет и представления, а потому нет и влечения – этого основного определения практического Я. Возражения со стороны приверженцев наукоучения вызвало то обстоятельство, что с понятием чувства Фихте связал понятие реальности. «Реальность – как реальность Я, так и реальность Не-Я, является возможной для Я только через то отношение чувства к Я, которое мы теперь указали». В то же время само понятие чувства Фихте, как и Якоби, тесно связал с понятием веры и пришел к следующему заключению: «По отношению к реальности вообще, как Я, так и Не-Я, имеет место только одна вера» (там же). Здесь мы можем видеть, что влияние Якоби сказывается уже и в «Основе общего наукоучения».
5.только благодаря ему [желанию] открывается в самом Я… внешний мир. – Здесь ясно видно, что Фихте, в сущности, выводит Не-Я, внешний мир, из способности желания, т.е. из воли, предвосхищая концепцию воли А.Шопенгауэра и Э.Гартмана. Абсолютное Я выступает у него в роли Бога-творца.