Скачать:TXT
Философия Зла

см. также в Svendsen: Mennesket, moralen og genene — En kritikk av biologismen.

11

Тем, кому небезынтересно узнать, как менялось представление о дьяволе с Античности до наших дней, рекомендую также четырехтомник Jeffrey Burton Russell The Devil: Perceptions of Evil from Antiquity) to Primitive Christianity, Satan The Early Christian Tradition, Lucifer: The Devil in the Middle Ages и Mephistopheles: The Devil in the Modern World. Russell издал также более популяризованное изложение основных моментов в четырех томах в The Prince of Darkness: Radical Evil and Power of Good in History. Работа Russell оставляет впечатление, что он верит в существование Дьявола (особенно в Mephistopheles, с. 251, 296-301), но ограничивается в основном переходом от исторического развития к представлениям о Дьяволе. Об Антихристе см. McGinn: Antichrist.

12

Jf. Kittsteiner: «Die Abschaffung des Teufels im 18. Jahrhundert».

13

Несложная и познавательная тематизация проблематики соотношения страданий, наполняющих мир и предполагаемой божественной благости и справедливости — Anderberg: Guds moral.

14

Ricoeur: Fallible Man, s. XLVI.

15

Зло в различных культурах см. Parkin (red.): The Anthropology of Evil. Зло в различных религиях мира, см. Cenkner (red.): Evil and the Response of World Religion. Как понимали зло в древнескандинавской культуре см. Johannesen: «Pragmatiske moralister — om forståelse av de onde i præ-kristen norrøn kultur».

16

Blake: «A Divine Image», в The Complete Poetry and Prose of William Blake, s. 32.

17

Mann: Das Problem der Freiheit.

18

Cioran: Søderrevet, s. 108.

19

Delblanco: The Death of Satan, s. 3.

20

Baudrillard: The Transparency of Evil, s. 81.

21

Схожесть между мировоззрением Бодрийяра и «Снежной королевой» Андерсена довольно условна, поскольку тот, кому в глаз попадает осколок дьявольского зеркала, также видит в доброте и красоте лишь уродливое и дурное. У Андерсена, следовательно, все вокруг просто выглядит уродливым и дурным, в то время как, с точки зрения Бодрийяра, зло действительно присутствует во всем.

22

Baudrillard: The Transparency of Evil, s. 81,85.

23

Sontag: Sykdom som metafor, s. 92.

24

Baudrillard: Fatal Strategies, s. 7.

25

Ibid. S. 77.

26

Delblanco: The Death of Satan, s. 9

27

Ricoeur: The Symbolism of Evil

28

Ibid. S. 350

29

Rosenbaum: Explaining Hitler, s. Xxi.

30

Ibid. S. 87.

31

Gauchet: The Disenchantment of the World, s. 168.

32

Подробное обсуждение этого вопроса см. также в Svendsen: Mennesket, moralen og genene.

33

Wright: The Moral Animal, s. 369.

34

Watson: Dark Nature, s. 86.

35

Jf. Svendsen: Mennesket, moralen og genene.

36

Достоевский Ф.М. Дневник писателя. III. Наука, 1980. Поли. собр. соч. в 30 т. Т. 21, с. 16.

37

Harris: The Silence of the Lambs, s. 21.

38

Jf. Midgley Wickedness: A Philosophical Essay, s. 49.

39

Weil: Ordenes makt, s. 30.

40

Morris: «The Plot of Suffering: AIDS and Evil». Morris особо выделяет Левинаса в качестве примера, и существуют работы Левинаса, которые подтверждают такое толкование (Левинас: «Uselles Suffering»), однако Левинас также трактует зло как непринятие ответственности перед Другим (Левинас: Den Annens humanisme, с. 87). В общем и целом Моррис прав, однако было бы не совсем правильно характеризовать Левинаса как типичного представителя такого взгляда на зло, поскольку Левинас принимает постулат личной ответственности.

41

Shakespeare: Hamlet, II.ii.

42

Зло мира не просто является суммой несправедливых поступков, которые одни индивиды совершают по отношению к другим, не просто выражается в буйстве природы, но также существует и в социальных институтах. Исходя из этого, мы можем говорить о структурном зле. Серьезным структурным злом является то, что 1,2 миллиарда человек на планете живут в крайней нищете. Наш величайший грех попустительства состоит в том, что мы так мало делаем, чтобы это исправить. Внутри отдельного общества мы можем установить стандарт справедливости Джона Ролза, заключающийся в том, что экономические и социальные различил должны уравновешиваться в пользу тех, кто находится в наихудшем положении. (Rawls: A Theory) of Justice, s. 98.) На мой взгляд, этот принцип может быть применен в глобальном масштабе, однако Ролз не придерживается такой позиции. (Rawls: The Law of Peoples, §16.) Тем не менее он согласился бы с тем, что всякое справедливое общество обязано помогать другим обществам гораздо больше, нежели предполагает сегодняшняя политика Запада.

43

Основные работы мыслителей того времени (Вольтер, Руссо, Кант и др.), посвященные землетрясению в Лиссабоне, собраны в Breidert (red): Die Erschutterung der vollkom-menen Welt.

44

Novalis:Bluthenstaub, в Schriften,Band 2, s. 227.

45

Bernanos: Underet i de tomme bender, s. 96

46

Geita: A Common Humanity, s. 39.

47

Ricoeur: The Conflict of Interpretations, s. 303.

48

Levinas: Of God Who Comes to Mind, s. 128.

49

Augustin: Bekjennelser, s. 43, 58, 125.

50

Jf. Ricoeur: Fallible Man, s. 4.

51

В трудах Хайдеггера нельзя найти единой, систематично оформленной позиции относительно проблематики зла, однако он вновь и вновь возвращается к постановке проблемы. Единственной подробной тематической подборкой суждений Хайдегтера о проблематике зла, насколько мне известно, является Irienborn: Der Ingrimm des Aufruhrs: Heidegger und das Problem des Bosen. Эту работу отличает однобокость, что так характерно для литературы, посвященной Хайдегтеру, и не рекомендуется читателям, не обладающим достаточно весомыми знаниями как ранних, так и поздних философских воззрений Хайдегтера.

52

Jf. Heidegger: Sein und Zeit, s. 286; Holderlins Hymne «Andenken», s. 102; Holderlins Hymne «Derlster», s. 96.

53

Jf. Heidegger: Beiträge zur Philosophi (Vom Ereignis), s. 117f.

54

Размышления, касающиеся проблематики зла, см. Heidegger: Feldweg-Gesprache.

55

В «Философии скуки» я выразил критическое отношение к философии Хайдеггера, а именно к его ошибочной онтологизации онтического; он не замечает конкретное зло за основополагающей величиной, Бытием, правомерность чего он не смог доказать.

56

Репрезентативную подборку статей в рамках этой традиции можно найти в Adams og Adams (red): The Problem of Evil.

57

Jf. Robertson: Crimes Against Humanity, s. 454.

58

Jf. Glover: Humanity, s. 47.

59

Leyhausen: Krieg oder Frieden, s. 61

60

Watson: Dark Nature, s. 160.

61

Hobbes: De Cive, s. 58f.

62

Augustin: City of God, bok XIX. 4.

63

Trevor-Roper: The European Witch-Craze of the 16 and 17 Centuries, s. 38f.

64

Badiou: Etikken, s. 66.

65

Подробное обсуждение всех аргументов за и против тезиса об исключительности см. Brecher: «Understanding the Holocaust. The uniqueness debate».

66

Adorno: Negative Dialektik., s. 358.

67

Adorno: Minima Moralia, s. 65.

68

Jf. Naimark: Fires of Hatred, s. 40f., 57f.

69

Jf. Hochschild: King Leopolds Ghost, s. 233.

70

Ibid. S.224.

71

Это выражение было использовано темнокожим историком Джорджем Вашингтоном Уильямсом, чтобы охарактеризовать события, происходившие в Конго, еще за 60 лет до того, как оно прозвучало на Нюрнбергском процессе.

72

В этом поведение бельгийцев в Конго больше напоминает истребление африканских гереро немцами: когда в 1904 году гереро подняли восстание против немецких колонизаторов, генерал-лейтенант Лотар фон фота отдал приказ, чтобы каждый гереро, который будет находиться на территории немецких владений, был расстрелян, и в течение нескольких лет 75% гереро, в общей сложности 60000, было уничтожено (jf. Pakenham: The Scramble for Africa, s. 611). В обоих случаях можно говорить о зле-средстве.

73

Jf. Gourevitch: We Wish to Inform You That Tomorrow We Will Be Killed With Our Families, s. 3. Книга Gourevitch очень интересна, однако в ней слишком много журналистики. Более серьезный и основанный на документальных материалах труд, посвященный геноциду в Руанде, — des Forges: Leave None to Tell the Story.

74

Todorov: Facing the Extreme, s. 134.

75

Courtois et al.: Das Schwarzhuch des Kommunismus.

76

Jf. Glover: Humanity, s. 297.

77

Цит. no: Anissimov: Primo Levi, s. 1, 181.

78

О различных вариантах прямой аргументации см. Howard-Snyder (red.): The Evidential Argument from Evil.

79

На мой взгляд, наиболее убедительную аргументацию логического довода предложил Джон Мэкки в статъе «Evil and Omnipotence» (статья Мэкки входит во множество антологий, среди прочего в Adams и Adams (red): The Problem of Evil). Более подробные сведения по теме см также Mackie The Miracle of Theism.

80

Письмо Николаю Алексеевичу Любимову от 10 мая 1879 года. Наука, 1988. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 30, книга 1, стр. 63.

81

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.:, Эксмо-пресс 2002, с. 244-245 IV.

82

Там же. С. 245-246IV.

83

Там же. С. 250.

84

Там же. С. 253.

85

Herklit: Fragment, В102.

86

Platon: Staten, 617е.

87

Platon: Timaios, 29-30.

88

Laktans: The Wrath of God.

89

Jf. Blumenthal: «Theodicy: Dissonance in Theory and Practice».

90

Я не буду заниматься обсуждением так называемого эстетического аргумента, поскольку считаю его весьма неубедительным. Его суть состоит в том, что ценность блага проявляется только на фоне зла. Например, Августин (City of God, bok XI. 18) и Фома Аквинский (Orden og mystcrium s. 55) писали, что мир не был бы так прекрасен, если бы благо не контрастировало со злом. Далее эту же мысль можно найти у Декарта (Meditasjoner’s. 56) и Лейбница (Theodicy, § 214), однако они придавали ей меньшую значимость. Эстетический аргумент ошибочен, поскольку эстетическое воздействие не является достаточным с точки зрения морали основанием для того, чтобы допускать страдание, -подобное утверждение есть не что иное, как ошибка категоризации. Эстетический аргумент не выдерживает критики, судим ли мы о поступках Бога или же человека. Если Бог может позволить себе причинять страдания людям, дабы сделать мир прекраснее, то это должно быть позволено и человеку. И наоборот: если человек не вправе из эстетических соображений причинять другим людям страдания, то не вправе и Бог.

91

Augustin-Bekjennelser,VII. 12-16, s. 135ff.

92

Descartes: Meditasjoner over filosofiens grunnlag og andre tekster, 4. meditasjon, s. 55f.

93

В норвежском переводе этот труд см. в Jansen: Plotin: Innledning og oversatte tekster.

94

Ibid. S. 162ff.

95

Ibid. S. 168f.

96

Пытаясь разобраться в проблематике зла, Августин поначалу обращается к манихейству. Согласно манихейству, добро и зло присутствуют в мире как равные первоначальные силы, находящиеся в вечном противоборстве друг с другом. Утверждение, что в каждом человеке есть две материальные души, характерно для детерминизма и материализма. Светлая душа человека от природы добра, темная душа от природы зла. Поведение человека — это просто-напросто механический результат взаимодействия двух противоборствующих сил души. Однако, приняв христианство, Августин отходит от манихейства.

97

Augustin: Bekjennelser, s. 52.

98

См. Augustin: The Nature of the Good, kap. 17f., в The Essential Augustine, s. 49.

99

Augustin: City of God, книга XI. 22.

100

Augustin: The Nature of the Good, kap. 4.

101

Aquinas: Orden og mystemium, s. 49.

102

Ibid. S. 50.

103

Ibid. S. 49.

104

Псевдо-Дионисий, возможно, дал самую радикальную трактовку теории в On the Divine Names. Он писал, что зло — не бытие, не от бытия и не в бытии — одним словом, зло не суть есть. Зло, согласно Псевдо-Дионисию, можно описать только через отрицание как не-бытие, не-красивое, не-жизнь, не-разум и т.д. Едва ли можно найти более радикальное толкование теории лишенности, чем в трудах Псевдо-Дионисия.

105

РалфУолдо Эмерсон, например, все еще поддерживает теорию лишенности, как это видно из доклада 1838 года («An Address», в The Essential Writings of Ralph Waldo Emerson, s. 65), однако к этому моменту она почти утратила свою значимость. Эмерсон придерживается классической аргументации, ссылаясь на то, что нечестивый сам себя уничтожает, — это и есть наказание за зло. (Эта мысль о справедливом возмездии развивается Эмерсоном в «Compensation»,

Скачать:Философия-Зла.txt" download>TXT