Скачать:TXT
Философия Зла

признает решающего значения устремлений человека, считая, что именно целесообразность природы поможет когда-нибудь достигнуть лучшего будущего. Можно обозначить три возможных соотношения между направленными действиями человека и историческим прогрессом: 1) они независимы друг от друга, 2) история движется вперед сама по себе, и просвещение человека есть продукт истории, или 3) просвещение человека движет историю вперед к воплощению идеальной жизни. Целое направление философии Канта говорит в пользу пункта 3, однако Кант поддерживает и возможность 2. Человек помещен в ситуацию, когда результат предопределен, вне зависимости от того, как бы ни решили поступить ты и я. В Kritik der Urteilskraft (§ 83) мы видим несколько иную позицию. Исторический прогресс рассматривается здесь не как результат, обусловленный более или менее механическим действием закона природы, а как продукт деятельности человека. Разумеется, природе по-прежнему отводится немаловажная роль, но история перестает быть просто естественной, а становится величиной, находящей место между природой и свободой. Природа как бы подстегивает человека, дает стимул к развитию более культурного и цивилизованного (не обязательно с точки зрения морали) мирового порядка, но таким образом, что при этом человек облагораживается, и во все большей степени становится хозяином своей судьбы. Можно выразить это так: природа ведет человека к просвещению и затем принимает собственные силы человека. У природы есть замысел, но просвещенный человек раскрывает этот замысел и сам стремится его воплотить.

186

Kant: Recencionen von I.G. Herders Ideen zur Philosophic der Geschichte der Menschheit», s. 65; jf. Kant: «Muthmaslicher Anfang der Menschengeschichte», s. 123; Kant: Zum ewigen Frieden, s. 368.

187

Jf. Kant: «Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbiirgerlicher Absicht», s. 17.

188

Hegel: Voriesungen uber die Geschichte der Philosophies 49.

189

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993, 2000.480 с. С. 57-480. Публикуется по изданию: Гегель. Сочинения. Т. VIII. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935, с. 69.

190

Herder: Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit, s. 125.

191

Hegel: Vorlesungen uber die Geschicbte derPhtiosopbie, s. 35.

192

Ibid. S. 54.

193

Ibid. S. 90.

194

Цитируется no Hollander: «Revisiting the Banality of Evil: Political Violence in Communist Systems», s. 56.

195

Jf. Getty og Naumov: The Road to Terror.

196

Jf. Pauen: Pessimismus, s. 31.

197

Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung I, s. 537,Parerga und Paralipomena II s. 354, 358.

198

Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung I, s.447.

199

Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung II, s. 825.

200

Ibid. S. 747.

201

Jf. Lacroix: Das Bose, s. 77.

202

Эта обращенная теодицея ясно проявляется у Джакомо Леопарда, утверждавшего, что всякое счастье обманчиво и иллюзорно (Leopardi: Zibaldone, s. 174). В действительности вокруг одно лишь зло, пусть даже временами кажется, что это не так. Все сущее — одно лишь зло, и нет иного счастья, кроме как не существовать вообще (ibid., s. 192).

203

Nietzsche: Zur Genealogie der Moral s. 251.

204

Nietzsche: NachgelasseneFragmente 1884-1885, s.625f.

205

Nietzsche: Zur Genealogie der Morals. 411.

206

Nietzsche Nacbgelassene Fragmente 1885-1887, s. 466.

207

Ibid S.467.

208

Nietzsche: Jenseits von Gut und Bose, § 225.

209

Nietzsche:Also sprach Zarathustra, s. 274.

210

Nietzsche: Jenseits von Gut und Bose, § 270.

211

Airaksinen: The Philosopbry of the Marquis de Sade, s. 5.

212

Sade:Justine, s. 24.

213

Маркиз де Сад. Жюстина, или Несчастна судьба добродетели, с. 86. М.: Интербук, 1991.

214

Там же. С. 87. Это принятие злого Провидения является чисто риторическим, поскольку в мировоззрении Сада нет места для метафизической величины, такой, как Провидение. Его универсум — это холодный мир машин, с механическими телами, соответствующими «Человеку-машине» Ламетри, — это картезианство без всякой res cogitans. Все можно представить в количественном отношении. Это четко высказано в Жюстине маркизом де Брессаком. «Ах, какое же дело природе, посвятившей себя вечному порождению, если мясо, находящееся сегодня в виде тела двуногого существа, завтра окажется воспроизведенным в формах тысячи разнообразных насекомых?.. Я поверю в то, что убийство, поистине, является преступлением в том единственном случае, когда мне смогут доказать, что человеческий род возвышается над прочими созданиями, когда мне покажут ценность людей для сохранения законов природы, жестоко якобы страдающих при изменении человеческой формы материи в любую другую. Но если настойчивые и постоянные исследования выявят то, что все произрастающее на земном шаре, включая сюда даже несовершеннейшие создания, в глазах природы имеет одинаковую цену, как тогда можно полагать, будто преобразование одного существа в тысячу других существ даже в весьма незначительной мере нарушает цели, преследуемые природой?» Если нет качественных различий, значит, исчезают и нравственные. То, что человек обладает качествами, которых лишено насекомое, не играет никакой роли — масса есть масса. Важнейшими составляющими самих актов является величина органов, количество половых актов, партнеры и полости тела, количество спермы и крови и число жертв. Количество равнозначно силе, а значит, и качеству. Для Сада нет другого качества, кроме выраженного в количестве. Человеческое тело, как свое собственное, так и чужое, является материалом, который надо потреблять, а удовольствие пропорционально потреблению.

215

Kant: Metaphysih der Sitten, s. 332.

216

Книга Иова 40:3.

217

Хотя Пэббс говорит о праве Господа, поскольку Бог так могущественен (Hobbes: Leviathan, глава. 31, s. 246).

218

Jf.Jung: Svar pa Job, s. 33.

219

Книга Экклезиаста 9:16.

220

Книга Иова 28:12.

221

Ibid. 28:28.

222

Ibid. 42:7.

223

Деяния святых апостолов 10:34, Послание к Римлянам 2:11, Послание к Галатам 2:6.

224

Книга Экклезиаста 7:15.

225

Евангелие от Марка 10:18, Евангелие от Матфея 19:77, Евангелие от Луки 18:19.

226

Calvin: The Institutes of the Christian Religion, s. 141.

227

Mill: «An Examination of Sir William Hamilton’s Philosophy», s.273f. 

228

Jaspers: Von der Wahrheit, s. 533.

229

Platon: Staten, 392b.

230

Jf. Lerner: The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion.

231

Jf. Ferry: Mennesket som gud.

232

Jf.Gauchet: The Disenchantment Of the World, s. 199.

233

Lyotard: The Postmodern Condition.

234

Delblanco: The Death of Satan, s. 143.

235

Ricoeur: The Conflict of Interpretations, s. 301.

236

1 книга Моисея 6:5; Книга Экклезиаста 9:3.

237

1 книга Моисея 8:21.

238

См. об этом Quiller og Thommessen: «Machiavelli som politisk realist» и Quiller: «Hobbes, Augustin og den augustinske tradisjon».

239

Machiavelli: Discourses, книга 1, глава. 3.

240

См. Quiller: «Hobbes, Augustin og den augustinske tradisjon»,s.81.

241

Hobbes: Leviathan, глава 13.

242

Макиавелли предлагает изживать зло при помощи зла — с этой позиции он, вместо того чтобы подвергаться злу, сам решается совершить зло. Хуже всего быть и добрым и злым, необходимо определиться и стать полностью либо тем, либо другим, пишет Макиавелли (Discourses книга 1, глава 26). Поскольку человек в общем, зол доброта приведет к самоуничтожению. Единственная оставшаяся альтернатива — это решиться на максимальное зло, ведь, как это ни парадоксально, это ограничит зло. Все вышеизложенное не относится к абсолютно всем сторонам жизни, однако правитель должен быть готов прибегнуть к максимальной жестокости, если того потребует ситуация. Вся политическая философия Макиавелли может быть резюмирована клишенападение — лучшая защита. Примечательно, что политическая философия Макиавелли построена на его антропологии

243

Montaigne: «От grusomhet», s. 125.»

244

Lautreamont: Maldorors sanger, s. 8f.

245

См. также следующее описание Клэггерта: «Уничтожить в себе природное зло, хотя он и умел хорошо его скрывать, постигая добро, но не имея сил прийти к нему, в чем мог Клэггерт обрести выход? Его натура, заряженная энергией, как все ей подобные, была способна лишь… сыграть до конца назначенную ей роль». Г. Мелвилл. Повести. М.: Худ. литература, 1977. С. 231.

246

Rousseau: Emile, s. 39f.

247

Rousseau: От ulikheten mellom menneskene, s. 74.

248

Ibid. S. 66ff.

249

Rousseau: Emile, s. 67.

250

Ibid. S. 282.

251

Ж-Ж. Руссо. Избранные сочинения т. III. Государственное издательство художественной литературы, 1961. Прогулки одинокого мечтателя, с. 621.

252

Там же. С. 644.

253

Jf Grant: Hypocrisy and Integrity og Bloom: «Introduction», s. 12f.

254

Следующие сведения о дикаре из Авейрона по Masters: The Evil That Men Do, s. 4ff, 31f., 67,203.

255

Впрочем, Руссо было известно о множестве случаев, когда дети росли вне человеческого общества, вместе с волками и т.п., однако именно об этом он не упоминал, излагая свой взгляд на естественного человека. (Jf. Rousseau: Om ulikheten mellom menneskene, s. 102n.)

256

Например, не существует некоего примитивного сообщества, в котором человек явился бы в своем первобытном состоянии (Svendsen:Mennesket, moralen og genene, глава 7).

257

Jf. Gelven: The Risk of Being s. l62f.

258

Никто не поступает только хорошо или только дурно. Деннис Нильсен, один из самых страшных серийных убийц в Великобритании, заботился о некоторых молодых людях, кормил их и помогал, при этом убивая других, а Тед Банди в 1970 году спас трехлетнего ребенка, не дав ему утонуть (jf. Masters: The Evil That Men Do, s. 1 Of). Стоит назвать также Квислинга, помогавшего в двадцатых годах спастись от голодной смерти многим тысячам украинских евреев и ответственного за то, что треть норвежских евреев была депортирована в 1942 и 1943 годах.

259

Schelling: Uber das Wesen der Freiheit, s. 352.

260

Jf. Nancy: The Experience of Freedom, s. 135.

261

Alford: What Evil Means to Us, s. 32.

262

Ibid. S. 142.

263

Leibniz: Theodicy, § 21.

264

Ж.-Ж. Руссо. Избр. сочинения. Т. III. Гос. изд-во худ. лит-ры. 1961. Прогулки одинокого мечтателя. С. 644.

265

Hick: Evil and the God of Love, s. 12.

266

Сведения об освобождении от ответственности, касающиеся в основном юридического, а не нравственного аспекта, см. Lawrie Reznek: Evil or Ill?

267

Griffin: God, Power and Evil, s. 27f.

268

Thomas Aquinas: Summa theologiae, 1-11, вопрос 92.

269

Kraus: Nattetid, s. 83.

270

См. документы, собранные в Getty og Naumov: The Road to Terror.

271

На мой взгляд, Гитлер воплощает крайний вариант такого зла, поскольку он был убежден, что идеология и поступки, которые она узаконивает, совершенно справедливы. В Глазах Гитлера национал-социалистское движение было олицетворением блага.

272

Jf. Baumeister: Evil: Inside Human Violence and Cruelty, глава 6.

273

Kant: Reflexion 6900.

274

Jf. Baumeister: Evil: Inside Human Violence and Cruelty, глава 1 и 2.

275

Об этом см. Baumeister: Evil: Inside Human Violence and Cruelty, s. 18f.

276

Conroy: Unspeakable Acts, Ordinary People, s. 88.

277

Jf. Katz: Seductions of Crime, s. 5ff. См. также Sofoky: Traktat uber die Gewalt, глава 5 и 10.

278

Тем не менее стоит отметить, что большинство солдат не стреляют по врагу. Максимум 25%, а возможно, и не более 15% солдат вооруженных сил США стреляли по позициям врага и личному составу во Вторую мировую, хотя 80% из них имели для этого все основания (Bourke: An Intimate History of Killing, s. 75). Существует большая вероятность того, что соответствующие числа применимы и к вооруженным силам других стран, а во время Первой мировой войны, они, по всей видимости, были еще ниже. Столь низкая эффективность была неприемлема, и вооруженные силы США провели реорганизацию подготовки бойцов для создания наиболее эффективных машин-убийц. Особенно жестко велась подготовка служащих в военно-морском флоте. Цель подготовки была однозначна и определенна. Методы, которыми достигалась эта цель, заключались среди прочего в обезличивании, отсутствии личной жизни, однозначном упоре на принадлежность к группе за счет индивидуальности, тяжелейших физических нагрузках, суровых наказаниях, хроническом недосыпании и вдалбливании того, что нет ничего выше долга выполнять всякий приказ,

Скачать:Философия-Зла.txt" download>TXT