Скачать:PDFTXT
Философия. О. А. Митрошенков

возможно только с помощью осознанного усилия человека. И тогда Рафаэль или Крамской становятся для нас более настоящими, чем сосед по дому.

236

Казалось бы, нет необходимости выделять «настоящее настоящего», которое окружает нас со всех сторон и как бы доступно непосредственному восприятию. Однако оказывается, что настоящее доступно не больше, чем прошлое, к тому же оно различно для отдельных социальных групп и людей.

Есть по крайней мере три критерия выделения различных фрагментов настоящего: 1) по сферам действительности, в которых концентрируются главные интересы личности (политика, искусство, спорт и т.д.); 2) по степени осведомленности о важнейших для человека процессах и событиях и отличию реальных знаний о них от их внешней интерпретации; 3) по характеру эмоционального отношения к доступному каждой личности «настоящему». Чем шире диапазон охватываемого личностью «настоящего», уровень объективности его осознания и степень эмоционального отношения к нему, тем больше возможностей создания благоприятных условий для творческой деятельности и воспитания чувства ответственности за ее результаты.

Под «настоящим будущего» понимается способность человека определять цели своей деятельности, детерминированные определенной системой ценностей, идеалами.

Важнейшими категориями современной философии являются понятия «биологическое пространство и время» и социальное пространство и время».

К особенностям «биологического пространства» относят строение организмов, особую симметрию молекул. Это и биоценоз как взаимодействие групп организмов, их совместимость и взаимное пересечение в определенных сферах географического пространства. «Биологическое время» организмов зависит от сложности их строения, скорости обменных процессов, пола, возраста и т.д. Оно обладает темпом, частичной обратимостью, разнонаправленностью, индивидуальностью и ритмичностью.

Социальное пространстворезультат предшествующей деятельности людей и служит основой для сопоставления стадий общественного развития. Каждое поколение создает новые общественные структуры, которые выступают и как социально опредмеченное время. Одним из важных качеств социального пространства называют «меру захвата» современной деятельностью глубины исторического опыта и вертикали исторической перспективы. Это находит выражение в масштабах научного и культурного освоения истории, предвидении будущего и выра

237

ботке определенного способа действия. Анализ системы общественных отношений позволяет оценить масштабы социальных связей, их нарастание или ослабление, меру многообразия и взаимного пересечения.

Когда обсуждается проблема «социального времени», иногда пытаются сформулировать представления о нем на уровне здравого смысла. И тогда время определяется чаще всего как движение от прошлого к будущему. Момент «теперь» рассматривается как настоящее время, отделяющее прошлое от будущего. Утверждается, что прошлое никогда не возращается, но мы способны влиять на будущее. Но эти утверждения далеко не бесспорны. Так, настоящее не только отделяет прошлое от будущего, но и объединяет их. Мы не можем вернуть прошлых событий, но они не всегда уходят от нас бесследно и продолжают влиять на наше бытие и деятельность. Прошлое отдает нам свое тепло или заражает нас продуктами своего разложения. Это почва, на которой живет настоящее и созревает будущее.

2. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность

Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования.

Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена прежде всего тем, что философия сознания представляет методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук — психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и частнонаучных исследований.

При изложении философской теории сознания мы ограничимся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.

К одной из основных характеристик психического, или сознания, в широком смысле относится способность его к отражению.

Философская теория отражения понимает последнее как имманентную характеристику любого взаимодействия, выражающую

238

способность предметов и явлений воспроизводить более или менее адекватно, в зависимости от уровня их организации, в своих свойствах и особенностях свойства и особенности друг друга. Отражение представляет собой как сам процесс взаимодействия отражаемого и отражающего, так и его результат. Возникающие в результате взаимодействия изменения в структуре отображающего предмета детерминированы его особенностями и адекватны структуре отображаемого объекта. Структурное соответствие и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека. И естественно, что более сложноорга-низованным материальным системам присуща способность более адекватного отражения вплоть до самой сложной и адекватной формы сознательного психического отражения.

Если отражение в неживой природе характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, то для биологических форм отражения уже свойственна различного уровня приспособительная активность, начиная с раздражимости как наиболее простой способности живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. На более высоком уровне эволюции живого отражение принимает форму чувствительности. О психической форме взаимодействия живого организма со средой мы можем говорить тогда, когда появляется адекватное отображаемому объекту содержание отражения, не сводимое к собственным биологическим свойствам живого организма. Именно психическая форма отражения осуществляет регулятивное отражательное взаимодействие организма со средой, которое заключается в нацеливании живого организма на деятельность, воспроизводящую биологические условия его существования.

Мотивация деятельности животного обеспечивается врожденными нейрофизиологическими структурами в форме определенных чувственных импульсов на базе системы безусловных рефлексов. С появлением головного мозга возможности адаптивного отражения уже реализуются, как считают некоторые исследователи, с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на фундаменте условных и безусловных рефлексов.

Сказанное имеет в своей основе отношение и к человеческой психике. Однако человек несводим к совокупности биологических условий его существования. Человек существует в пространстве социума, отражение и регулирование взаимодействия с которым осуществляется главным образом с помощью созна

239

ния. Если психика животного отражает только простые, внешние свойства вещей в чувственных образах, то человеческое сознаниесущность вещей и явлений, скрытую за их внешними характеристиками. Другими словами, психическое отражение на уровне животного осуществляется посредством отождествления внешних объектов с самим отражающим субъектом «в той форме непосредственности, в которой не существует различий между субъективным и объективным» (Г.В.Ф. Гегель).

В сознании человека, напротив, предметы и явления внешнего мира отделяются от самих переживаний субъекта, т.е. они становятся отражением не только объекта, но и самого субъекта. А значит, в содержании сознания всегда представлен не только объект, но и субъект, его собственная природа, что обеспечивает качественно новый по сравнению с животной психикой уровень адаптивного отражения на базе целеполагания [1]. «Психический образ у человека есть результат не только воздействия конкретной ситуации, но и отражения онтогенеза индивидуального сознания, а стало быть, в известной мере и филогенеза общественного сознания» [2], поэтому при анализе сознания как формы психического отражения необходимо учитывать трехплановость отражения. А именно, понимание сознания как «субъективного образа объективного мира» предполагает несколько уровней «образного» отражения: непосредственного, опосредованно-обобщенного отражения на уровне индивида и опосредованно-обобщенного отражения как итога всей истории социума. Сознание является высшей формой психического целенаправленного отражения действительности общественно развитым человеком, формой чувственных образов и понятийного мышления.

1 См.: Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М., 1974. С. 54-66.

2 Жуков Н.И. Философия: Учебник для вузов. М., 1998. С. 154.

Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов. Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности.

Информация не тождественна отображению, поскольку в процессе передачи отражения утрачивается часть его содержания, ибо информация является передаваемой частью отраженного многообразия, той его стороной, которая поддается опредме

240

чиванию, передаче [1]. К тому же отражение зависит от своего материального носителя самым непосредственным образом: отражение зачастую невозможно перенести на иной материальный носитель — как музыку в цвет или живописное полотно в музыкальные ритмы, — т.е. трудно перекодировать. Информация же всегда перекодируется с одного материального носителя на другие [2]. Однако нельзя забывать, что образы сознания, сформированные в результате получения информации, никогда не совпадают с образами передатчика информации, — в них есть свои особенности и индивидуальность, они субъективны. Общее между ними будет заключаться лишь в определенной переданной информации. Субъективный образ, полученный в результате передачи информации, оказывается обязательно богаче самой полученной информации, поскольку является не ее пассивным воспроизведением, а взаимодействием субъекта-получателя с самой информацией [3].

1 См.: Урсул А.Д. Отражение и информация. // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 145-160.

2 См.: Там. же. С. 154.

3 См.: Там же.

Идеальность и субъективность — специфические характеристики сознания; идеальное — это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности: объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального.

Понятие субъективной реальности выражает прежде всего принадлежность субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время — соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство субъективного с объективным. Так понимаемая реальность идеального позволяет сделать вывод о функциональном, а не субстанциональном характере ее существования.

Другими словами, субъективная реальность сознания не имеет онтологически самостоятельного бытия, она всегда зависит

241

от объективной реальности материальных явлений, например, от нейрофизиологических процессов головного мозга, от взаимодействия с предметами материального мира как прообразами образов сознания. Можно сказать, что бытие субъективной реальности сознания — это всегда бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности: идеальное не обнаруживается ни в голове человека, ни в окружающей его действительности, а только в реальном взаимодействии.

Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.

Под субъективностью существования идеального понимается и определенная зависимость образов сознания от индивидуальных особенностей субъекта: развития его нервной системы, работы головного мозга, состояния организма в целом, качества его индивидуальной жизни и опыта, уровня овладения накопленным человечеством знаний и т.д. Образы формируются в единстве рациональных и иррациональных компонентов идеального, в результате непосредственного и опосредованного обобщенного отражения действительности, в том числе отражения как итога всей истории человеческого индивида, а в значительной степени и истории всех предшествующих поколений и

Скачать:PDFTXT

. О. А. Митрошенков Философия читать, . О. А. Митрошенков Философия читать бесплатно, . О. А. Митрошенков Философия читать онлайн