Скачать:PDFTXT
Философия. О. А. Митрошенков

ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия.

Социальное действие рассматривается в качестве исходной категории анализа социального некоторыми другими философами и учеными (Ф. Знанецким, Г. Беккером, Ю. Хабермасом и др.). Так, Ю. Хабермас в последние годы своего научного творчества пытается строить предмет социальной философии, исходя из понимания природы так называемого коммуникативного действия — действия, содержанием которого является коммуникативная рациональность (символическое, языковое взаимодействие и взаимопонимание), противостоящая инструментальной рациональности (предметно-преобразующим действиям в их объективной фактичности).

«Отношенческий» (интерактивный) подход. В основе социального лежат отношения, взаимодействия, процессы интеракции в обществе. Общественная жизнь описывается не посредством указания на конкретных индивидов, а через спецификацию их взаимоотношений, обусловленных теми или иными факторами. Эту традицию развивали многие социальные мыслители. В частности, Г. Зиммель считал, что социальная наука должна изучать «чистые формы социации», в основе которой лежит психическое взаимодействие индивидов.

В отечественной литературе конца 1980-х гг. социальные отношения (совокупность которых образует так называемую социальную сферу общества) рассматривались частью философов в качестве предмета теоретической социологии. Они характеризуются как «отношения между социальными группами по поводу их положения и роли в обществе, образа и уклада жизни» [1]. Это классовые, национальные, семейные и прочие отношения людей, выделяемые по признаку их групповой принадлежности.

1 Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М., 1987. С. 9-10.

376

Данный подход требует определения сущности социального в узком и собственном значении. «Основанием категории социального служит дифференциация общества на взаимодействующие общности» [1]. Нетрудно заметить, что такая интерпретация исходит из отождествления понятий «социальное» и «социетальное» и не может быть признана удовлетворительной по канонам строгой науки. Однако подход, заложенный в ней, сегодня разделяется многими российскими социальными философами.

«Общностной» (групповой) подход. Здесь предметом изучения социальной реальности выступают соответственно социальные общности, группы, социальные организации.

Впервые эту точку зрения высказал польско-австралийский ученый Л. Гумплович. Социальная наука, по его мнению, должна исследовать социальные группы и отношения между ними. Эти отношения он рассматривал как постоянную и беспощадную борьбу групп за утверждение своего господства. При этом группа определялась Гумпловичем как надындивидуальная реальность, детерминирующая поведение индивида и подчиняющая его себе.

В различных формах этот подход выражен у многих философов начала XX в. Отчасти его разделял Ф. Теннис, рассматривающий в качестве важнейшей задачи изучение таких форм социальной общности, как «общество» и «общину». В их основе лежат различные типы воли. Общество основано на рассудочной воле и предполагает рациональный обмен вещей и сознательные цели. Община же образуется в результате взаимодействия внутри семьи, рода и характеризуется «сущностной» волей, в которой преобладают эмоциональные, аффективные и полуинстинктивные моменты.

В современной отечественной литературе «общностной подход» разделяется В.А. Ядовым и некоторыми другими исследователями. В частности, социология, по мнению Ядова, «есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования» [2]. Этот тезис последовательно развивается им и в ряде других работ [3]. Меняются эпохи, их идеологическое содержание, но прежние концептуальные схемы социального остаются невероятно живучими и устойчивыми.

1 Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. С. 10.

2 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2.

3 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1987. С. 11; Он же. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. С. 36.

377

«Институциональный» подход. Представители данного подхода исследуют социальное с точки зрения институциональных связей и систем. Институциональный (или функциональный) аспект — «такая область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений» [1].

В представлении Т. Парсонса и других функционалистов социальные системы — это прежде всего институциональные системы, рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

«Феноменологический» («понимающий») подход. По мнению его сторонников, в основе социальности лежат целостные феномены. «Феномен, — уточняет Э. Тирикьян, — это то, что появилось или явилось сознанию, то, что возникло… чтобы стать здесь и теперь для субъекта… Для феномена возникнуть из основы, структурирующей его явление, означает быть воспринятым » [2].

Следовательно, социальный феномен есть то, что воспринято субъектом и переживается им как непосредственная, первичная реальность, не сводимая полностью к содержанию сознания. Социальная реальность в отличие от природной — это реальность, обладающая смысловой структурой. Она конституируется смыслом. Поэтому постигать ее можно лишь посредством понимания (а не познания, как в естествознании и позитивистской социологии). «Социальный мир — это, следовательно, повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира » [3].

1 Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 365.

2 Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977. С. 144.

3 Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 50.

Кроме того, социальные феномены понимаются большинством сторонников данного подхода как феномены интерсубъективности, интерсубъективного сознания. Интерсубъективность

378

выражает способность людей вырабатывать в процессе коммуникации, взаимодействия типические и взаимосогласованные представления об объектах социального мира.

«Интегральный» подход. Его сторонники полагают, что предметом социальной науки являются «целостные», «интегративные» явления социальной жизни. В качестве последних П.А. Сорокин рассматривает «социокультурные явления в их родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях» [1], значимые человеческие взаимодействия, включающие субъекта взаимодействия (индивида или группу), значения, ценности и нормы, опосредствующие процесс взаимодействия и открытые действия и материальные проводники, с помощью которых объективируются действия людей.

Французский социолог Г. Гурвич использует понятие «целостные социальные феномены», введенное в научный оборот его соотечественником М. Моссом, последователем Э. Дюркгейма. Целостные социальные феномены есть явления социальной реальности, которые пронизывают все стороны жизни общества, фокусируют и сосредоточивают ее в себе. Эти феномены являются одновременно юридическими, религиозными, эстетическими, экономическими и т.д. Они в «определенных случаях приводят в движение целостность общества и его институтов» [2].

1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 173.

2 Там же. С. 220.

В отечественной литературе этот подход разделяется сторонниками системного анализа, в частности, авторами одного из первых в советское время учебников по социологии, подготовленного на отделении социологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С их точки зрения, социальное есть выражение целостности бытия общества, человека и как особая сторона или область общественной жизни наряду с экономической и политической, в которой осуществляется деятельность по воспроизводству и развитию общества и других социальных субъектов. В этом допущении содержится логическое противоречие, характеризующее попытку совместить в одном понятии два основных значения — «социальный как общественный» и «социальный как социетальный».

Представим теперь кратко собственную версию социального, которую мы условно назовем «событийным» подходом.

379

«Событийный» подход. Этот подход выступает во многом как альтернатива «сциентистски» и позитивистски ориентированным структурно-функциональным моделям социального. Он исходит из признания социального события в качестве простейшей единицы научного познания.

Под социальными событиями мы будем понимать, подобно Сорокину, значимые взаимодействия между людьми, группами и, подобно К. Попперу, типические, повторяющиеся явления, которые можно описать при помощи универсальных имен (понятий, категорий, высказываний и т.д.). При таком подходе общество можно рассматривать как огромное пространство, «вместилище» разнообразных и многоуровневых событий совместной жизни людей, вступающих между собой в причинные и смысловые отношения.

В отличие от исторических событий социальные события не обладают уникальностью и неповторимостью. Они выражают общие, типические свойства социальных явлений. Социальные события по своей природе могут быть одновременно политическими, экономическими, правовыми и т.д. в зависимости от тематического содержания, которым их наделяют сами люди.

Событийный статус общественной жизни накладывает еще одно ограничение на ее познание. Социальное событие есть простейшая единица социально-научного анализа. Именно с него начинается процесс познания как таковой. Социальные события составляют ткань общественной жизни, а их совокупности образуют различные социальные системы, структуры, организации и т.д. Так, социальная группа как сложное социальное образование есть не что иное, как комплекс событий разного рода (образование группы, ее динамика, распад).

Социальные события нельзя определить как некие «статические» (неподвижные, застывшие) сущности. Они представляют собой, говоря словами Вебера, своеобразные «идеальные типы», проявляющиеся в действиях людей и предопределяющие во многом образ их жизни. В отличие от субъективистски понимаемых идеальных типов социальное событие выступает объективно-идеальным по своей сути. Они обусловлены объективно-идеальными формами культуры, языка, речевого общения и т.д.

Социальные события организованы внутри себя в форме символического, в том числе языкового, взаимодействия и выступают вовне в виде дискретной деятельности групп, организаций, институтов, обществ. Современное общество, рассматриваемое как система, ежедневно и ежечасно воспроизводит себя во множестве социальных событий, порождающих в свою очередь разнообразные формы взаимодействий — условий возникновения последующих событий.

380

Таким образом, преимущество «событийного подхода» заключается, во-первых, в акценте на «процессуальной», динамической природе социальной реальности, во-вторых, в аналитическом соединении структурных и деятельных характеристик социальной реальности, в-третьих, в установлении пространственно-временных характеристик.

Итак, в качестве ракурсов изучения социального в рамках указанных подходов выступают категории «социальные действия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные группы», «социальные институты», «социальные феномены» или «феномены интерсубъективности», «социальные системы», «целостные социальные феномены», «социальные события» и пр.

В качестве других разрабатываемых в научной литературе предметных ракурсов изучения социального можно назвать психологический и культурологический подходы, апеллирующие к субъективной или интерсубъективной стороне социального взаимодействия.

Обратимся вкратце к характеристике проблемных подходов.

В современной литературе проблема социального порядка является исходной темой изучения на протяжении двух столетий и формулируется как проблема институционализации. Она охватывает широкий комплекс вопросов и способов их решения, относящихся к процессам возникновения, функционирования, развития и распада различных социальных систем и институтов. Проблема институционализации может быть изображена в виде «дерева проблем». В качестве ее подпроблем можно назвать проблемы социальной интеграции и дифференциации, стратификации и мобильности, социализации и социального контроля и др.

В целом «проблемные» подходы позволяют отвлечься от бесконечных споров о том, что такое социальное, предоставив это дело методологам науки, и сосредоточить главное внимание на разрешении реальных противоречий в обществе методами и средствами социальной науки.

По-видимому, достоинства обоих подходов (предметного и проблемного) могут быть объединены в рамках синтетического подхода. Такие попытки уже предпринимаются некоторыми теоретиками социальной науки.

381

«Онтологический» и «гносеологический» аспекты изучения социальной реальности. Онтологический уровень анализа социальной реальности апеллирует к реальным фактам и законам существования социального мира, объясняющим поведение конкретных индивидов и групп. Разновидностями онтологического анализа являются позитивизм (естественно-научная методология социального познания) и антипозитивизм (гуманитарная, «понимающая» наука). Позитивизм стремится рассматривать социальные явления по аналогии с объектами естественных наук, как самостоятельные,

Скачать:PDFTXT

. О. А. Митрошенков Философия читать, . О. А. Митрошенков Философия читать бесплатно, . О. А. Митрошенков Философия читать онлайн