она обладает как определенными правами, так и обязанностями, которые должны находиться в гармоничном сочетании. Наличие у человека обязанностей без прав — это рабство, деспотизм, уничтожение личности. Наличие у человека прав без обязанностей — это «беспредел», анархия, которые также губят личность.
Поэтому социализация, с другой стороны, — это образование личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий и их объективация в деятельности человека.
558
По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, существует два уровня индивидной социализации или, лучше сказать, самосоциализации, т.е. обретения себя как члена общества. Первичная социализация осуществляется в детском возрасте, когда ребенок идентифицирует себя с мамой или бабушкой и только через них воспринимает окружающую действительность. Вторичная социализация основана на непосредственно восприятии индивидом норм, идеалов и требований институтов «системного мира».
В психологических теориях личности разработаны различные варианты индивидной социализации. Ж. Пиаже, например, в основу механизма социализации ставит познание и выделяет следующие этапы самосоциализации: сенсомоторный (до двух лет) — умение ребенка сохранять образы (матери, игрушки) и реагировать на их присутствие или отсутствие; предоперациональный (2-7 лет) — умение различать символы и понимать их значение (ребенок строит дом из песка, играет с куклой); конкретных операций (7-11 лет) — умение мысленно совершать определенные действия (считать, например); формальных операций умение осмысливать нравственные проблемы, оценивать противоречивые события [1].
Л. Колберг в качестве основания механизма самосоциализации рассматривает не только познавательные способности, но и процесс нравственного самосовершенствования. В этом механизме он выделяет шесть стадий. Первая — избегание наказания. Вторая — зарабатывание поощрения, похвалы от ближайшего окружения. Третья стадия — стремление заслужить социальное одобрение, приспособление к тому «как принято». Колберг считает, что первые три стадии проходят все люди, а последующие этапы доступны уже не всем. Четвертая стадия — осознание правил нравственного поведения. Пятая формирование личных оценок и убеждений. Наконец, шестая — это этап выработки нравственных принципов как жизненного кредо в духе кантовского категорического императива [2].
1 См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 105-106.
2 См.: Там же. С. 106-107.
Конечно, все эти этапы и стадии схематичны и условны. Скажем, находясь на одной стадии социализации, люди не всегда ведут себя одинаково. Тем не менее попытки найти типические признаки динамики самосоциализации представляются продуктивными.
560
В связи с этим представляется важным в обобщенной форме охарактеризовать систему индивидной социализации. В качестве одного из вариантов ее можно представить как взаимосвязь и взаимодействие следующих подсистем:
# подсистема индивидуальных потребностей и интересов, которая выступает основой активности человека. Осознанная потребность превращается в интерес, а интерес формирует у человека идеальное стремление;
# подсистема ориентаций и позиций выражается как совокупность целей, установок и оценок, которые порождают соответствующие предпочтения и поведение для удовлетворения потребностей и интересов человека. Позиция это отношение личности к своему статусу и к социальной ситуации. Внутренним содержанием этой системы выступает аксиологический (ценностный) и деонтологический (нормативно-долженствова-тельный) аспекты, которые формируют установку человека, т.е. его активное отношение к социальным нормам и ценностям;
# подсистема самоорганизации поведения приводит поступки человека в соответствие с потребностями, нормами, оценками и мобилизует его на реализацию собственных целей, интересов и потребностей;
# подсистема деятельности — завершающий и самый главный этап самосоциализации человека. В своей сути это практическая реализация потребностей, мотивов, целей в поведенческих актах, это способ бытия человека как личности [1].
1 См. гл. 25.
В процессе (и результате) индивидной социализации человек корректирует свои установки, интересы, потребности, свою деятельность, формирует свое Я. Важнейшую роль в этом процессе играют механизмы саморегуляции и самоконтроля, к которым можно отнести страх, стыд и совесть. В отношении конкретной личности последние выступают как самосанкции, корректирующие процесс самосоциализации. Каждая из этих самосанкций имеет бинарную природу, т.е. выступает как единство противоположностей. Страху противостоит защищенность, антиподом стыда выступает честь, а совесть существует в форме вины и достоинства.
Если «страх — защищенность» имеет преимущественно инстинктивно-биологическую природу и в основном корректирует деятельность индивида в отношении внешней среды, тс «стыд — честь» — это осознанное средство (механизм) самс
561
контроля, проявляющийся только в «своей» среде, в «своем» окружении. Стыдно бывает перед «своими», но еще не перед самим собой. Наконец, совесть, как механизм саморегуляции, в негативном плане проявляется как вина, т.е. как субъективное переживание своих действий, поступков, помыслов. По меткому выражению И.С. Кона, вина — это «суд человека над самим собой» [1]. Положительное проявление совести — достоинство, как субъективное осознание своей значимости, своего величия, безотносительно к фактам внешнего подтверждения. Потребность в самоуважении, осознание своего достоинства важнейшее условие не только становления, но и самосохранения личности.
Однако, как уже отмечалось, под воздействием внешних факторов и субъективной самооценки возникают ситуации, которые угрожают устойчивости Я, ведут к раздвоению личности и в конечном счете к ее разрушению.
В качестве «противовеса» таким ситуациям личность вооружена, по выражению 3. Фрейда, защитными механизмами, вытесняющими из сознания информацию о своей неполноценности, бесчестии, вине. Такими защитными (по своей сути — самозащитными) механизмами Фрейд называет: а) вытеснение — т.е. исключение из сознания информации, порождающей страх, тревогу. Человек «забывает» об опасности (в боевых условиях, например), об обязанностях, о бесчестном поступке; б) реактивное образование (инверсия) — это перенесение импульса на противоположный, когда любовь, например, переходит в ненависть и наоборот, а смех — в слезы; в) проекция — это бессознательный перенос своих чувств, эмоций, переживаний на другое лицо. Как описывает Фрейд, часто больные проецируют свои страхи, опасения на врачей [2]; г) вымещение — т.е. переориентация импульса или чувства на более доступный объект. Так, начальник свою неудачу или вину вымещает на подчиненных, а муж — на жене и детях, а дети — на домашних животных; д) рационализация — это стремление «онаучить», обосновать логическими средствами свои недостатки, дурные поступки и тем самым оправдать себя перед собой.
1 Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. С. 158.
2 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. С. 187, 282; Он же: Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 52-53.
562
Следует также иметь в виду, что наряду с социализацией существует и ре социализация как процесс переоценки ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, норм, восстановления утраченных свойств и характеристик личности или принудительная их коррекция, приведение в соответствие с общественными требованиями.
Таким образом, формирование личности, ее социализация идет как бы «извне» — через механизмы воспитания и «изнутри» — через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы ее формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов. Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому невозможно ни дать окончательного определения «личности», ни описать все возможные ее характеристики и качества, о чем предупреждал в свое время Э. Кассирер. Тем не менее обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.
Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
Бубер М. Проблемы человека // Философские науки. 1992. № 3.
Григорян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986.
Ильенков Э.В. Что такое личность? // Философия и культура. М., 1991.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.
Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
Философия социальной работы. М., 1998.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.
Человек: образ и сущность. М., 1991.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1990.
Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Вопросы философии. 199,7. № 11.
563
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»?
2. В чем суть индивидуалистического подхода к пониманию личности?
3. В чем недостатки социологической трактовки сущности личности как продукта общественных отношений?
4. Как взаимосвязаны в личности ее индивидные, индивидуальные и социальные качества?
5. В чем проявляется сущность личности?
6. Каковы существуют классификации личностей?
7. Каково содержание социальной типологии личности?
8. Как классифицируются личности по их роли в истории?
9. Как различаются личности по типу мировоззрения?
10. Каково содержание механизмов социализации личности как воспитания?
11. Каковы механизмы самосоциализации личности?
12. Какие существуют механизмы самозащиты личности от разрушения своего Я?
Глава 25
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека
История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом — с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.
В широком смысле понятие «деятельность» означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.
Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека — такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.
Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином — социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражаю
565
щим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.
Исходным для анализа категории деятельности является понятие «активность» [1].
Активность биологических систем поддерживает их динамическое равновесие через приспособление к