of a Weak Sort. Electronic Journal of Analytic Philosophy, 2:1, 1994. [38]
523
См.: Davidson D. A Nice Derangement of Epitaphs. – In: Lepore E. (ed.) Truth and Interpretation: Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. Ox., 1986. P. 434.
524
См.: Edwards S. Relativism, Conceptual Schemes and Categorial Frameworks; Davson-Galle P. The Possibility of Relative Truth.
525
См.: Walker R.S. The Coherence Theory of Truth. L. – N.Y.: Routledge, 1989.
526
Эпистемологическая позиция Куайна вообще довольно часто описывается как когерентистская, хотя другие ее признаки, особенно требование, что эпистемология должна быть натурализована (редуцирована до психологии) позволяют отнести ее скорее к некоторой версии фундаментализма.
527
Коллингвуд Р. Автобиография. Идея истории. М., 1989. С.151.
528
Russell B. ‘On the Nature of Truth’ – Proceedings of the Aristotelian Society VII, 1906-7, pp. 33-34.
529
См.: BonJour L. The Structure of Empirical Knowledge. Cambridge, 1985. Pp. 93-100.
530
Термин был введен Муром для выражения отношения вида «Если А истинно, то В истинно», отличного от материальной импликации.
531
См.: Young J.O. Global Anti-realism. Avebury, Aldershot, 1995.
532
См.: Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge, 1981.
533
См.: Blanshard B. The Nature of Thought. L., 1939.
534
См.: Lebedev M. Coherence Theory of Truth and the Realist/Anti-Realist Controversy. – Proceedings of the III European Congress of Analytic Philosophy. Maribor, 1999.
535
См.: Blanshard B. The Nature of Thought.
536
См.: Young J.O. Coherence Theory of Truth. – In: Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://plato.stanford.edu/entries/truth-coherence/
537
См.: White A.R. Truth. Anchor Books, Doubleday. Garden City NY, 1970. Pp. 109-122.
538
См.: Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge. – In: LePore E. (ed.) Truth And Interpretation. Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. Ox., 1986. Рр. 307-319.
539
См.: Fumerton R. Metaepistemology and Skepticism. Lanham, Maryland, 1995. P. 142.
540
См.: Resher N. The Coherence Theory of Truth. Ox., 1973. Pp. 1-4.
541
Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge. – In: Truth and Interpretation, ed. by E. Lepore. Ox., 1986. P. 307.
542
Я употребляю этот термин, объединяя иногда разводимые в англоязычной литературе понятия justification и warrant. Употребление последнего (например, в известной одноименной книге Алвина Плантинги) призвано отличить некоторое строгое эпистемологическое обоснование – «гарантию» – от бытового, житейского; т.е. это примерно такое же различение, как между языком теории и обыденным языком. Так, в приведенном примере со светом в соседской квартире (вообще в примерах Гетье) у нас было такое бытовое обоснование, но не было эпистемологической гарантии. В дальнейшем, говоря об обосновании, будем иметь в виду, что мы берем его именно в строгом смысле, предъявляя к нему те же требования, что и к хорошей научной теории – прежде всего требование эксплицитности логической формы.
543
Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, N.J., 1979. P. 280. (рус.пер. – с. 218-219).
544
См.: Davidson D. ‘The Structure and Content of Truth’ – Journal of Philosophy, 87, 1990, рр. 307-308
545
См.: Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982. Pp. xxv – xxviii.
546
См.: Kirkham R. Theories of Truth. P.52.
547
См.: Grattan-Guinness I. ‘On Popper’s Use of Tarski’s Theory of Truth’ – Philosophia 14, 1984, pp.129-135.
548
См.: Harman G. ‘The Inference to the Best Explanation’ – Philosophical Review 74, 1965, pp. 88 – 95; Harman G. Thought. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973, pp.155-173.
549
См.: Annis D. ‘A contextualist theory of epistemic justification’ – American Philosophical Quarterly, 1978, 15 (3), рр. 213–19; DeRose K. (1995) ‘Solving the Skeptical Problem’ – Philosophical Review 104 (January), рр. 1–52;
550
См.: Harman G. Thought. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973.
551
См.: Rescher N. The Coherence Theory of Truth. Oxford: Oxford University Press, 1973.
552
Bradley F.H. Appearance and Reality. L., 1893. P. 131.
553
Joachim H.H. The Nature of Truth. Ox., 1906. P. 51.
554
См.: Schlick M. ‘The Foundations of Knowledge’ – in: Ayer A.J. (ed.) Logical Positivism. N.Y.: Free Press, 1959.
555
Ibid, p. 225.
556
См.: Sellars W. Science, Perception and Reality. London: Routledge & Kegan Paul, 1963.
557
См.: Blanshard B. The Nature of Thought. L., 1939.
558
См.: Rescher N. The Coherence Theory of Truth. Oxford: Oxford University Press, 1973; Rescher N. ‘Foundationalism, Coherentism, and the Idea of Cognitive Systematization’ – Journal of Philosophy, 1974, 71 (19): 695–708; Rescher N. Methodological Pragmatism. New York: New York University Press, 1977.
559
См.: BonJour L. The Structure of Empirical Knowledge. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985.
560
См.: Lehrer K. Knowledge. Oxford: Oxford University Press, 1974; Lehrer K. Theory of Knowledge. Boulder CO: Westview Press, 1990.
561
Davidson D. Empirical Content. – In: Truth and Interpretation (ed. by E. LePore) Ox., 1986. P. 332.
562
Это послужило Гудмену ответом на упрек Шеффлера: как можем мы, если мы действительно создаем миры, сделать что-то старше нас? Просто, отвечает Гудмен, создавая пространство и время, в котором это находится («О создании звезд»).
563
«Способы создания миров», глава 7, раздел 5.
564
Сепир Э. Грамматист и его язык. – Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 248-258.
565
Sapir E. Conceptual Categories in Primitive Languages. – Science, 1931. Vol. 74. P. 578.
566
Уорф Б. Л. Наука и языкознание. – В кн.: Новое в лингвистике. Вып.I. М., 1960. С. 174 – 175.
567
Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. – В кн.: Новое в лингвистике. Вып.I. С. 168.
568
Уорф Б. Л. Наука и языкознание. С. 170.
569
Уорф Б. Л. Наука и языкознание. С. 177.
570
Уорф Б. Л. Лингвистика и логика. – В кн.: Новое в лингвистике. Вып.I. С. 187.
571
Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. – В кн.: Новое в лингвистике. Вып.I.
572
Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. С. 142.
573
Там же. С. 154.
574
Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. – Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. С. 116.
575
Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966. С. 105-106.
576
Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. С. 97.
577
Сепир Э. Аномальные речевые приемы в нутка. – Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. С. 437-454.
578
Hoijer H. Cultural Implication of Some Navaho Linguistic Categories. – Language, v.27, #2, 1951.
579
Уорф Б. Л. Наука и языкознание. С. 177.
580
Nida E. Language Structure and Translation. Stanford, 1975. Pp. 185-188.
581
Блэк М. Лингвистическая относительность (теоретические воззрения Бенджамена Л. Уорфа). – В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 1. С. 212.
582
Davson-Galle P. Realistic Truth Relativism, Frameworks Of Belief And Conceptual Schemes. – Electronic Journal of Analytic Philosophy, 4:1, 1996. [1]
583
Bradley F. H. Appearance and Reality. 2nd ed. Ox., 1930. P. 477.
584
Meiland J. Concepts of Relative Truth. P. 574.
585
Linsky B. Natural Kinds and Natural Kinds Terms. Stanford, 1975. P.7-35.
586
Davson-Galle P. Neo-Meilandian Truth-Relativism of a Weak Sort. – Electronic Journal of Analytic Philosophy, 2:1, 1994. [26]; [38]
587
Siegel H. Relativism Refuted: A Critique of Contemporary Epistemological Relativism. Р. 12.
588
Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы. С. 150.
589
Edwards S. Relativism, Conceptual Schemes and Categorial Frameworks. Aldershot, 1990.
590
Davson-Galle P. Neo-Meilandian Truth-Relativism of a Weak Sort. [5]; Swoyer C. «True for». Р. 99.
591
Swoyer C. «True for». P. 92.
592
Льюиз Д. Общая семантика. – В кн.: Семиотика М., 1983. C. 259. (Lewis D. General Semantics. – In: Davidson D., Harman G. (eds.) Semantics of Natural Language. Dordrecht, 1972.)
593
Лебедев М. В., Черняк А. З. Конвенция: опыт генетического анализа. – Философские исследования, 1996, № 3.
594
Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge Mass., 1981. Р. 115.
595
Meiland J. On the Paradox of Cognitive Relativism. – Metaphilosophy, 11, (1980). Рp. 115-126.
596
Davson-Galle P. Neo-Meilandian Truth-Relativism of a Weak Sort. [38]
597
Davidson D. A Nice Derangement of Epitaphs. – In: Lepore E. (ed.) Truth and Interpretation: Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. Ox., 1986. P. 434.
598
Edwards S. Relativism, Conceptual Schemes and Categorial Frameworks; Davson-Galle P. Realistic Truth Relativism, Frameworks Of Belief And Conceptual Schemes.
599
Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы. С. 150-151.
600
Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. С. 31. (Wartofsky M. Models. Representation and the Scientific Understanding. Dordrecht, 1979.)
601
Large A. The Artificial Language Movement. L., 1985. P 33.
602
Борхес Х. Аналитический язык Джона Уилкинса. – Проза разных лет. М., 1984. С. 218.
603
Wierzbicka A. Semantic Primitives. Frankfurt a. M., 1972; Wierzbicka A. Lingua Mentalis: the Semantics of Natural Language. Sydney, 1980.
604
Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge – LePore E. (ed.) Truth and Interpretation. Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. – Oxford, 1986. Р.318.
605
Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975. С. 126 – 127.
606
Трубецкой Н. С. Мысли об индоевропейской проблеме (1936). – Вопросы языкознания, 1958, №1. С. 65 – 77.
607
Парти Б. Х. Грамматика Монтегю, мысленные представления и реальность. С. 294.
608
Lewis D. Counterfactuals. Cambridge Mass., 1973.
609
Петров В.В. От философии языка к философии сознания (новые тенденции и их истоки). – Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Д.П.Горского, В.В.Петрова. М., «Прогресс», 1987. С.6-7.
610
Сравним это с соответствующим пассажем у Хомского.
Хомский считает, что следующие два предложения, имея одинаковую поверхностную структуру, различаются по глубинной:
Я убедил Джона уйти.
Я ожидал, что Джон уйдет
Смыслом этого примера является главным образом следующее наблюдение: если мы переводим встроенное предложение во втором предложении в пассивную форму, результатом будет предложение, «когнитивно синонимичное» с его активной формой; однако аналогичная процедура с первым предложением не приведет к аналогичному результату. Наблюдение абсолютно правильное, но каким образом оно показывает, что (1) и (2) имеют принципиально разные глубинные структуры? Самое большее, на что указывает этот пример, это то, что теория, приписывающая (1) и (2) различные структуры, проще, чем та, что этого не делает. Однако неясно, каким образом наша лингвистическая интуиция участвует в доказательстве этого различия.
Но Хомский, конечно, прав: между (1) и (2) существует разница, и она становится заметной, как только мы начинаем размышлять в терминах построения теории истины. В самом деле, нам не нужно идти далее вопроса о семантической роли слова «Джон» в обоих предложениях. В (1) «Джон» может быть заменен любым кореферентным термином без изменения при этом истинностного значения предложения, что неверно для второго случая. Таким образом, роль слова «Джон» для условий истинности (1) должна быть разительно отличной от его роли для условий истинности (2). Подобная демонстрация различия в семантической структуре (1) и (2) не обращается к «неявному знанию грамматики говорящим» или «внутренней компетенции идеализированного носителя языка». Она основывается на совершенно четком понимании каждого говорящего [в данном случае] по-русски того, как может изменяться истинностный статус (1) и (2), в зависимости от замены слова»Джон».
Однако эти последние замечания еще не начинают воздавать должное истинностному методу. Они показывают, что, помня о требованиях теории истины, мы можем четче представить наше смутное понимание различия структур (1) и (2). Досих пор, таким образом, данные, используемые нами для доказательства, того же сорта, что и у Хомского: они касаются, в основном, утраты или сохранения истинностного