Скачать:TXTPDF
Античная философия истории

трагедия периода классики свидетельствует нам о гораздо большем. Оказывается, было вполне возможным отпадение отдельной личности от этого общекосмического и вечного, неукоснительно правильного чередования времен. Это отпадение часто мыслилось и драматически, и даже трагически. Достаточно вспомнить общеизвестную трагедию Эдипа и Антигоны, чтобы удостовериться в том, как, несмотря на вечно неукоснительное круговращение космоса в себе, внутри него были и не могли не быть душераздирающие события, и вполне драматические, и вполне трагические. Да и вся человеческая история, если даже ограничиться только Геродотом и Фукидидом, тоже представлялась античному сознанию как нечто полное драматизма и трагизма. Поэтому из астрономического характера классической философии истории ни в каком случае невозможно делать того вывода, что здесь не было ровно никакого чувства историзма. Этот историзм в своей основе действительно был астрономический. Но в реальном развертывании он обладал всеми чертами человеческой борьбы, неустанных человеческих исканий, постоянных подъемов и падений, постоянного драматизма. а часто даже и самого подлинного трагизма.

Если в начале этой работы мы говорили о трех основных интерпретациях философии истории, то в отношении приведенных у нас материалов из античности можем с полным правом сказать, что эта античная философия истории основана на примате природы, а потому и на снижении значимости человеческого субъекта и человеческого общества. Но эта односторонняя опора на природу, обоснованная двумя первыми социально-экономическими формациями, через которые проходила античность, глубоко снижает специфику законов исторического развития, поскольку ни личность, ни общество ни в каком случае для нас не сводимы к природным отношениям. Здесь получался весьма вялый и созерцательный материализм, не способный призывать к переделыванию действительности и потому часто граничивший с общеизвестными односторонностями абстрактного идеализма. А что эта обобщенная и даже предельная астрономичность классической философии истории нисколько не мешала в древней Греции весьма напряженному и весьма активному развитию исторических событий, об этом мы уже сказали.

Такая судьба античной философии истории для нас может быть только глубоко поучительной и притом в смысле понимания борьбы материализма и идеализма в один из самых интересных периодов всемирно-исторического развития человека.

БИБЛИОГРАФИЯ

Труды основоположников марксизма-ленинизма

Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. — В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 147 — 233.

Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. — Там же, с. 21 — 140.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., Госполитиздат, 1940.

Энгельс Ф. Диалектика природы. — В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 339 — 626.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — В кн.: Маркс К., Энгельс Ф., т. 21 с. 23 — 178.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. — В кн.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7 — 384.

Ленин В.И. Философские тетради. — В кн.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 219 — 290, 303 — 315, 323 — 332.

Собрание философских источников в греческом подлиннике и в русских переводах

1. Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch von H.Diels, herausgegeben von W.Kranz, I — III, 9. Auflage, 1959 — 1961 (сокращенно цитируется «Дильс»).

2. Досократики. Пер. Маковельского А.О. Ч.I — III. Казань, 1914 — 1919.

3. Софисты. Пер. Маковельского А.О. Вып. I. Баку, 1940.

4. Софисты. Пер. Маковельского А.О. Вып. II. Баку, 1941.

5 Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946 (сокращенно цитируется «Маковельский»).

6. Демокрит. Собрание текстов и пер. Лурье С.Я. Л., «Наука», 1970 (сокращенно цитируется «Лурье»).

Литература

7. Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота — В кн.: Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Стратановского Г.А. Л., «Наука», 1972, с. 457 — 499

8. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., «Искусство», 1972.

9. Доватур А.Н. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

10. Кагаров Е. Пережитки первобытного коммунизма в общественном строе древних греков и германцев. М. — Л., 1937.

11. Лихачев Д.C. Поэтика древнерусской литературы. Л., «Наука», 1971.

12. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука, М., 1927.

13. Лосев А.Ф. Гомер. М., «Учпедгиз», 1960.

14. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., «Высшая школа», 1963.

15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ. Платон. М., «Искусство», 1969.

16. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., «Искусство», 1974.

17. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

18. Лосев А.Ф. Природа у Гераклита. — «Природа», 1970, № 6, с. 44 — 49.

19. Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции. — В сб.: История философии и вопросы культуры. М., «Наука», 1975.

20. Лурье С.Я. Теория бесконечно малых у древних атомистов. М., 1935.

21. Лурье С.Я. Геродот. М., «Наука»», 1947.

22. Мандес М.И. Элеаты. Филологические разыскания в области истории греческой философии. Одесса, 1911.

23. Тахо-Годи А.А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним. — В сб.: Вопросы классической филологии, II. М., изд-во МГУ, 1969, с. 107 — 126.

24. Тахо-Годи А.А. Эллинистическое понимание термина «история» и родственных с ним. — В сб.: Вопросы классической филологии, II. М., изд-во МГУ, 1969, с. 126 — 157.

25. Тахо-Годи А.А. О древнегреческом понимании личности на материале термина sAma — В сб.: Вопросы классической филологии, III — IV. М., изд-во МГУ, 1971, с. 273 — 298.

26. Тахо-Годи А.А. «Тимей». Комментарии. — В кн.: Платон. Соч. в 3-х т., под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса, т. 3. М., «Мысль», 1971, с. 660 — 681.

27. Accame S. La concezione del tempo nell’eta omerica ad arcaica. «Rivista di filologia», 1961, vol. XXXIX, № 1, p. 359 — 394.

28. Benveniste E. Expession indo-europeenne de l’eternite. — «Bulletin de la Societe de linguistique de Paris», 1937, t. 38, fasc. 1.

29. Boer W. den. Graeco-Roman historiography in its relation to Biblical and modern thinking. — «History and Theory», 1968, vol. VII, № 1, p. 60 75.

30. Brehier E. Quelques traits de la philosophie de 1’histoire dans l’antiquite classique. — «Revue d’histoire et de philosophie religieuse», 1934, p. 38 — 40.

31. Brisson J.P. Temps historique et temps mythique dans l’Eneide. — En: Vergiliana. Recherches sur Virgile. Leiden, H.Bardon, R.Verdiere, 1971.

32. Broadbent M. Studies in Greek genealogy. Leiden, 1968.

33. Bruce Z.A.F. Theopompus and classical Greek historiography. «History and theory», 1970, vol. IX, № 1, p. 86 — 109.

34. Callahan J. Four views of time in ancient philosophy. Cambridge, 1948.

35. Chrimes K.M.T. Herodotus and the reconstruction of history. «The Journal of Hellenic Studies», 1930, vol. I. pt. 1, p. 89 — 98.

36. Cornford F.M. Thucydides Mythistoricus. London, 1907.

37. Degani E. Aion da Omero ad Aristotile. Padova, 1961.

38. Deichgraber E. Der listensinnende Trug des Gottes. Gottingen, 1951.

39. Diano C. Il concetto della storia nella filosofia dei greci. «Grande antologia filosofica», vol. 2. Milano, 1954.

40. Drexler H. Die Entdeckung des Individuums. Probleme antiker Menschendarstellung. — «Gymnasium», 1956, Bd. 63, S. 382 — 403.

41 Finley M.I. Myth memory and history. — «History and theory», 1965, vol. IV, № 3, p. 281 — 302.

42. Fischer U. Der Telosgedanke in den Dramen des Aischylos. Hildesheim, 1965.

43. Frankel H. Wege und Formen fruhgriechischen Dankens. 2 Aufl. Munchen, 1960.

44. Groningen B.A. van. In the grip of the past. Essay on an aspect of Greek thought. Leiden, 1959.

45. Hellwig B. Raum und Zeit im homerischen Epos. Hildesheim. 1964.

46. Howald E. Ionische Geschichtsschreiburng. — «Hermes», 1923, Bd. 58.

47. Joerden E. Hinterszenischer Raum und au?erszenische Zeit. Diss. Tubingen, 1960.

48. Kiefner W. Der religiose Allbegriff des Aischylos. Hildeshem, 1965.

49. Klenk G.F. Antikes und christliches Geschichtsdenken. — «Stimmen der Zeit», 1953 — 1954, ( 153, S. 274-287.

50. Kuhn H. Das Altertum und die moderne Geschichtsphilosophie. — «Die Antike», 1926, Bd. 2, S. 190 — 204.

51. Kurz D, Akribeia. Das ideal der Exaktheit bei der Griechen bis Aristoteles. Gottingen. 1970.

52. Lacroix B. L’Histoire dans l’Antiquite, floriliege suivi d’une etude. Paris; 1951.

53. Lauffer S. Der antike Fortschritteglaube. — «Actes du XI Congres internationale de philosophie». Bruxelles, 1953, vol. XII, p. 37 — 44. Amsterdam, 1953.

54. Meyer Ed. Forschungen zur alten Geschichte, t. 1 — 2. Halle, 1899.

55. Meyerhoff H. Time in Literature. Berkeley, 1955.

56. Muhll P. von der. Antiker Historismus in Plutarchs Biographie des Solon. — «Klio», 1942, Bd. 35, S. 89 — 102.

57. Nestle W. Griechische Geschichtsphilosophie. — «Archiv fur die Geschichte der Philosophie», 1932, Bd. 41, S. 80 — 114.

58. Nestle W. Griechische Weltanschaung in ihrer Bedeutung fur die Gegenwart. Stuttgart, 1946.

59. Nebel G. Homer. Stuttgart, 1959.

60. Opstelten J.C. Sophocles and Greek Pessimism. Amsterdam,1952.

61. Pippidi D.M. Sur la philosophie de 1’histoire d’Herodote. — «Eirene», Praha, 1960.

62. Reinhardt K. Parmenides und die Geschichte der griechische Philosophie. Bonn, 1916; Frankfurt am Main, 1959.

63. Romilly J. de. Time in Greek tragedy. New York, 1968.

64 Snell B. Die Entdeckung des Geistes. Studien zur Entstehung des europaischen Denkens bei den Griechen. Heidelberg, 1949; Hamburg, 1955.

65. Wardman A.E. Myth in Greek historiography. — «Historia». Zeitschrift fur alte Geschichte, 1960, Bd. IX, H. 4, S. 413.

66. Weil R. Aristote et 1’histoire. Essai sur la «Politique». Paris, 1960.

1 В квадратных скобках указан порядковый номер, под которим издание стоит в библиографии (см. в конце книги), и страница издания.

2 В круглых скобках приводятся традиционные научные обозначения греческих подлинников, что дает возможность находить цитируемые места в различных изданиях.

3 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 329.

4 Подробнее о Платоне и Аристотеле см.: Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции. — В сб.: История философии и вопросы культуры. М., Наука, 1975, с. 7 — 61.

5 Ограниченность античного понимания личности и общества доказывает на обширных греческих текстах А.А.Тахо-Годи в ряде статей [25, с. 273 — 298; 23, с. 107 — 126; 24, 127 — 158].

Скачать:TXTPDF

Античная философия истории читать, Античная философия истории читать бесплатно, Античная философия истории читать онлайн