Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

своей безопасности. Но чуть они собирались вместе,

так сейчас же начинали обижать друг друга, потому что у них не было умения жить сообща;

опять приходилось им расселяться и гибнуть» (Платон. Протагор, 322 В).

В связи с этим на Олимпе было решено «ввести среди людей совестливость и правду, чтобыони объединили их стройным общественным порядком и дружественной связью» (Платон.

Протагор, 322 С). Посланный в качестве уполномоченного по проведению решения в жизнь,

Гермес задает Зевсу те самые вопросы о характере распределения гражданской доблести,

которые мучают и нас: «Так ли их распределить, как распределено умение? А оно

распределено вот как: одного, владеющего, положим, врачеванием, хватает на многих, не

сведущих в нем; то же и со всеми прочими мастерами. Значит, правду и совестливость мне

тоже так установить среди людей или же уделить их всем?»

«Всем, — сказал Зевс, — пусть все будут к этому причастны; не бывать государству, если

только немногие будут причастны к ним, как бывают причастны к другим знаниям. И закон

положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным совестливости и правде,

убивать, как язву общества» (Платон. Протагор, 322 С).

Дальше этого «историзма» античность не ушла, да и не могла уйти, поскольку в любых

собственно античных теоретических построениях гражданская доблесть представлена уже как

данное, «дар», т.е. столь же неустранима, неуловима и неопределима, как и тяготе-

86

М.Х.Петров

ние, например, в системе Ньютона. Вместе с тем в мифе достаточно четко проведено различие

между профессионально-социальным и лично-социальным. Первое мыслится как отнесенное

к отдельным богам Олимпа умение, в котором «одного владеющего» хватает на «многих

несведущих», т.е. прежде всего как умение-ремесло. Второе отнесено к Зевсу и мыслится как

универсальное свойство, распределенное по всем: «Пусть все будут к этому причастны».

Миф отражает реальное положение дел и тогда, когда в военном ремесле видит только «часть

умения действовать сообща». Вторую, основную часть гражданской доблести — умение вести

свои личные дела как государственные и государственные как свои личные — миф прячет в

«совестливости и правде», т.е. в нравственности и праве. Но навык этот явно позднего

происхождения: не столько взят с Олимпа, сколько создан вопреки ему. Частная деталь мифа

признает это обстоятельство: «умение жить сообща» показано как умение новое,

«украденное». Прометей не смог добыть человеку этого умения: «Оно было у Зевса, а войти в

обитель Зевса, в его верхний город, Прометею уже не было возможности, да и страшны были

стражи Зевса. Прометей проник украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где

они предавались своим искусным занятиям» (Платон. Протагор, 321 DE). Сам факт кражи

человеческих умений с Олимпа дает восприятие человеческой истории в аналогии конфликта,

в противопоставлении Олимпу и его замыслам, а не в аналогии конформизма, характерной

для нормальных олимпийских цивилизаций.

Эта конфликтная характеристика в более заземленном и бытовом плане представлена в

поэмах Гомера, где принцип «в доме своем я один повелитель» признается всеми, в том числе

и богами, а восприятие природы царской власти колеблется между признанием ее

божественной и трактовкой простым результатом процедуры выбора. Интересны здесь оба

аспекта возникающей гражданственности: и внутренний, где будущий гражданин проходит на

материале «своего доАнтичная культура

87

ма» начальную школу управления государством, и аспект внешний, где будущий гражданин

научается азам права и нравственности, приобщается к умению «жить сообща» частью

потому, что в его новом окружении остаются реликты «профессионально-социальных» навыков (кузнецы, врачеватели, певцы, плотники и т.п.), частью же под давлением того простого

факта, что всеобщий грабеж как норма существования входит в насыщение, исчерпывает себя

в возможностях наступательных и оборонительных применений меди. Но особый интерес

представляет аспект внутреннийпроцесс самосознания одиссеев как личностей, способных

четко представить себе собственные права и бороться за эти права.

С производственно-экономической точки зрения «дом» Одиссея представляет собой

сравнительно автономную «государственную» структуру, в которой довольно четко проведен

палубный принцип и, соответственно, просматривается иерархия палуб-должностей. На

нижней, безымянной палубе, как творящая продукт «материя», располагаются «чистые»

исполнители: рабы и рабыни. Число рабынь названо — пятьдесят. Число рабов установитьтрудно, но они есть. Одиссей излагает сыну план проверки рабов на лояльность, Телемах

принимает этот план для рабынь, но высказывает серьезные сомнения в его выполнимости

применительно к рабам, живущим в разных местах (ката

…Я желаю и сам, чтоб подвергнувши опыту женщин, Мог отличить ты порочных от честных и верных;

рабов же Трудно испытывать всех, одного за другим, на работе Порознь живущих; то сделаешь позже в

досужное время, Если уж подлинно знак ты имел от владыки Зевеса.

(Одиссея, XVI, 316-320)

Что в этой системе «человек-государство» существует ритуал, и весьма строгий, доказывают

результаты проверки. Собрав провинившихся рабынь «меж стеною и житною башней»,

Телемах объявляет им состав преступлений и приговор.

88

М.К.Петров

Честною смертью, развратницы, вы умереть недостойны, Вы, столь меня и мою благородную мать

Пенелопу Здесь осрамившие, в доме моем с женихами слюбившись.

(Одиссея, XXII, 462-464)

Приговор рабыням и козоводу Меланфию, пытавшемуся изменить ситуацию в пользу

женихов, тут же приводится в исполнение:

канат корабля черноносого взял он и туго Так укрепил, натянувши его на колоннах под сводом

Башни, что было ногой до земли им достать невозможно. Там, как дрозды длиннокрылые или как

голуби, в сети Целою стаей — летя на ночлег свой — попавшие (в тесных Петлях трепещут они, и

ночлег им становится гробом), Все на канате они голова с головою повисли; Петлями шею стянули у

каждой; и смерть их постигла Скоро: немного подергав ногами, все разом утихли. Силою вытащен

после на двор козовод был Меланфий; Медью нещадною вырвали ноздри, обрезали уши. Руки и ноги

отсекли ему; и потом, изрубивши В крохи его, на съедение бросили жадным собакам.

(Одиссея, XXII, 465-477)

Эта жестокость расправы, по поводу которой исписано множество бумаги, не должна

восприниматься в отрыве от общих норм «медного» периода, когда угроза бросить на

съедение собакам звучит повсеместно, без различия свободного и рабского положения. Жестокость не обязательно связана с рабским состоянием, не меньшая, иногда даже изощренная

жестокость допускается и по отношению к свободным. Одиссей и Диомед, например,

встретив в ночном поиске «соглядатая троянского» Долона, затевают с ним совсем уже

недостойную игру, которая кончается обычным исходом: «Диомед замахнул и по вые острым

ножом поразил и рассек ее крепкие жилы» (Илиада, X, 455-456).

Бесправное положение раба доказывает лишь одно — юридическую автономность одиссеева

дома, отсутствие какой-либо внешней ритуальной структуры, правомочной регулировать

отношения в пределах «человека-государства». Здесь свой «личный» ритуал, по отношению к

которому Одиссей — творец и хозяин, испольАнтичная культура

89

зующий дисциплинарную практику в полном объеме. Кроме мер наказания, Одиссей

использует и меры поощрения. Евмею и Филойтию он обещает:

Если Дий мне истребить женихов многобуйных поможет, Вам я обоим найду по невесте, приданое

каждой Дам и построю вам домы вблизи моего, и, как братья, Будете жить вы со мною и с сыном моим

Телемахом.

(Одиссея, XXI, 213-216)

Вместе с тем сама возможность дисциплинарной практики, сочетания кнута и пряника,

предполагает наличие в человеке-государстве жесткой ритуальной структуры, «порядка», т.е.

обычного контура регулирования. В этой бюрократической части в доме Одиссея без труда

опознаются остатки государственного аппарата кносско-пилосского типа. Но аппарат этот

редуцирован, подогнан под возможности личного контакта, т.е. включает лишь столько

объектов управления, сколько в состоянии контролировать отдельный человек.

Любопытная деталь, и к ней нам еще придется возвращаться многократно, — размеры людейгосударств соизмеримы с размерами «невидимых колледжей», основных единиц

самоорганизации науки. И там и здесь речь идет о возможностях прямого и личного контакта,

хотя, конечно, в наше время возможности эти усилены средствами коммуникации в несколько

раз. И если норма «невидимого колледжа» — несколько сот ученых, то норма человекагосударства измерима, видимо, в десятках: дом Одиссея — самая крупная на Итакесоциальная единица — насчитывает примерно 100-150 связанных в единый ритуал людей.

Кроме нижней безмолвной палубы, население которой безымянно и получает имена лишь в

исключительных случаях, в доме Одиссея налицо палуба средняя, которую населяют

«старшие» поименованные рабы: свинопас Евмей, главный пастух Филойтий, козовод

Меланфий и, соответственно, приближенные рабыни Евриклея, Евринома и т.д. Эта именная

палубанепосредственный предмет регулирования со стороны Одиссея и Телемаха — сама

поставлена примерно в те же отношения к палубе безымянной. Евриклея, напри-

90

М.К.Петров

мер, распоряжается безымянными рабынями ничуть не хуже, чем Одиссей гребцами:

Все на работу! Одни за метлы; и проворнее выместь Горницы, вспрыснув полы; на скамейки, на кресла и

стулья Пестро-пурпурные ткани постлать; ноздреватою губкой Начисто вымыть столы; всполоснуть

пировые кратеры; Чаши глубокие, кубки двудонные вымыть. Другие ж Все за водою к ключу и скорее назад.

(Одиссея, XX, 149-154)

Труд рабынь носит регламентированный характер. Приказание Евриклеи выполняется

традиционным, видимо, способом:

…Ее повинуяся воле,

Двадцать рабынь побежали на ключ темноводный; другие

Начали горницы все прибирать и посуду всю чистить.

(Одиссея, XX, 157-159)

О том же говорит и сцена гадания Одиссея в день избиения женихов. Одиссей просит у Зевса:

«Дай, чтоб от первого, кто здесь проснется, мной вещее слово было услышано» (Одиссея, XX, 100-

101). Одиссей идет на мельницу и уже по условиям ситуации должен увидеть здесь типичную

картину. Оказывается, что работа здесь измерена «уроком», нормой:

…на мельнице этой двенадцать

Было рабынь, и вседневно от раннего утра по поздней Ночи ячмень и пшено там они для домашних мололи.

Спали другие, всю кончив работу; а эта, слабее Прочих, проснулася ранее, чтоб труд довершить неготовый.

(Одиссея, XX, 106-110)

Тот же тип межпалубных отношений можно обнаружить и в линии Евмей — свинопасы. Евмей

полностью самостоятелен экономически: он даже создает свою личную иерархию подчинений. Во

время ужина Одиссея со свинопасами выясняется, что у Евмея есть свой раб:

Хлебов принес им Месавлий, который в то время, как в Трое Царь Одиссей находился, самим свинопасом из

денег Собственных был, без согласья царицы, без спроса с Лаэртом Куплен, для разных прислуг, у

тафийских купцов мореходных.

(Одиссея, XIV, 449-452)

Античная культура

91

Евмей представлен в ритуале как регулярный поставщик свиней, и, пока он выполняет эту

функцию, претензий к нему не возникает. В таком же положении находились, вероятно, и другие

старшие пастухи. Не совсем ясно, использовались ли рабы непосредственно в земледелии?

Постоянных «должностных» рабов здесь не видно.

Рабы именной палубы во многом самостоятельны, близки по поведению к свободным, проявляют

преданность к своим хозяевам. Но они все же рабы, а чувство рабства, рабское отношение к

деятельности представлено в ряде высказываний и ситуаций.

Прежде всего это чувство неполноценности, скованности:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевес

истребляет.

(Одиссея, XVII, 322-323)

Это чувство сродни той несвободе от ритуала, которая в любые времена ощущается как

скованность человека обычаями и обстоятельствами. Ничего специфически «рабского» здесь нет,

или, вернее, рабство в этом аспекте и чувство скованности ритуалом — одно и то же, различие

лишь в масштабах и остроте. Ритуал рабов Одиссея более личен, компактен и обозрим, чем

ритуал, например, гражданского чиновника более поздних времен; рабу видны границы, за

которыми начинается царство свободы и творчества, поэтому чувство скованности и задавленности принимает здесь более острые формы.

Здесь впервые приобретает силу естественного закона палубное отношение повелителя и

исполнителя, которое отрицает за исполнителем право на какую-либо инициативу мысли и

действия. Говоря о рабстве, Аристотель подчеркивает именно это обстоятельство: «В целях

взаимного сохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы власт-вующему, и существу, в силу своей природы подвластному.

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн