Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

Первое благодаря своим

интеллектуальным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей

существо властвующее и господ-

92

М.К.Петров

ствующе; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные

указания, по природе своей существо подвластное и рабствующее. В этом отношении и

господином и рабом руководит общность интересов» (Политика, 1252а).

Но это же обстоятельство порождает и опасную парность психологических установок свободного

и раба. Накоплению творческого потенциала на «свободном» полюсе слова соответствует

накопление безразличия и безынициативности на «рабском» полюсе дела.

Евмей жалуется:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой.

(Одиссея, XVII, 320-322)

Эта жалоба звучит не совсем корректно: принуждение, действие по слову и в пределах, указанных

словом, отсутствие инициативы и «охоты» — не просто несовершенство раба, а закон палубной

жизни, который выражен Платоном в форме: «Всякое обращение к ним должно содержать в себе

приказание» (Законы, 778 А). В палубных условиях «перевыполнить» приказание так же опасно,

как и не выполнить его. Поэтому рабская добродетель — откровенное холуйство, которое ищет

свои ценности и способы удовлетворения не в труде и в творчестве, а в беспрекословном

подчинении слову.

Теперь вектор психологической установки обращен не к природе, что позволяло, например, в

нормальных олимпийских цивилизациях довольно активно совершенствовать профессиональный

навык, а к источнику управляющего слова — к господину, к его указаниям и приказаниям.

Отсюда, а не от природы ожидаются теперь возможные блага и перемены в жизни. Эту рабскую

установку на господина, в котором раб видит источник всех настоящих и будущих благ земных,

Евмей демонстрирует самым наглядным и беспардонным образом в своем панегирике Одиссею:

Он, столь ко мне благосклонный; меня б он устроил,

мне дал бы Поле и дом, и невесту с богатым приданым, и, словом,

Античная культура

93

Все, что служителям верным давать господин благодушный Должен, когда справедливые боги успехом

усердье Их наградили…

(Одиссея, XIV, 62-66)

Такое «служебное косноязычие», которое прячет холуйское «чего изволите» в солидность

терминов «беспорочная служба», «усердие», «прилежание», смущает многих исследователей. Они

склонны видеть здесь преувеличение, потерянное «чувство меры». Но если палубный принцип

действительно реализован в человеке-государстве, то холуйские ноты в прославлении господина

естественны и неизбежны. Определяя словом границы дела и эталоны дела, когда равно опасно и

не дойти до этих границ, и перейти их, господин действительно выступает для раба в его

технологической частичности источником всех благ земных, поскольку именно господин

объединяет его с другими рабами в целостный ритуал практических отношений к миру.

Реальная трагедия здесь не в том, что Одиссей — погрязшее в произволе и самоуправстве

чудовище, а Евмей — грязный холуй и подхалим, а в том, что, редуцируя навыки практических

отношений к миру и устанавливая пределы этой редукции в рамках личных навыков и умений,

одиссеи сковывают и разрушают механизмы накопления нового в наличных технологиях,

способствуют их стабилизации, окостенению и даже — падению технологического навыка. Раб —

реальный субъект практических отношений к миру — обращен к природе спиной: его

деятельность ориентирована не на приспособление к природе и совершенствование навыка, а на

точное исполнение слова.

Эта технологическая самоизоляция системы, когда растущая творческая способность на

«свободном» полюсе слова порождает упрощение, стабилизацию и омертвление формализма на

«рабском» полюсе дела, оказывается и трагедией и проклятием всего античного периода. Именно

она губит античность. Энгельс по этому поводу писал: «Рабство — там, где оно является

господствующей формой производства, — превращает труд в рабскую деятельность, т.е. в

занятие, бесчестя-

94

М.К.Петровщее свободных людей. Тем самым закрывается выход из подобного способа производства, между

тем как, с другой стороны, для более развитого производства рабство является помехой,

устранение которой становится настоятельной необходимостью. Всякое основанное на рабстве

производство и всякое основывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия» (Маркс

К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.643).

Таким образом, гражданская доблесть как личный навык управления человеком-государством

имеет в пассиве то неприятное свойство, что становление этого навыка сопряжено с упрощением и

омертвлением существующих технологий. Это и создает эффект деградации, падения навыков и

ремесел на переходе от крито-микенской государственности к полису. Вместе с тем

распространение палубного принципа на социальный ритуал означало опредмечивание всех его

программ, т.е. возникновение активного отношения к социальному ритуалу в целом, возможность

критических и оценивающих позиций.

Эта активная стороналичный навык администрирования, квалифицированного указания и

руководства — основа гражданской доблести, умения «жить вместе». В рамках человекагосударства гражданская доблесть носит в основном личный, адресно-указующий характер:

Одиссей управляет именной палубой старших рабов, а эти, в свою очередь, — палубой безымянной. Здесь есть, правда, свои особенности, связанные с тем, что сложные технологические

навыки все же не палуба корабля и управление в земледелии, например, не может подняться выше

поощрения, идет не столько в палубной модели, сколько в модели, которую можно видеть на щите

Ахилла:

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню, Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем землепашцы

Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь, И всегда, как обратно к концу приближаются нивы,

Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце, Муж подает; и они, по своим полосам обращаясь, Вновь

поспешают дойти до конца глубокобраздного пара.

(Илиада, XVIII, 541-547)

Античная культура

95

Этот же тип неопределенно-личной связи скорее по продукту дела, чем по самому делу ощутим и

в отношениях Одиссея с Евмеем и Филойтием. Оба они далеко пасут своих свиней и коров,

приказывать им непосредственно невозможно, поэтому между ними и Одиссеем возникает нечто

вроде договора, в рамках которого стороны довольно свободны. Филойтий, которого Одиссей в

молодости поставил старшим пастухом, высказывает даже идею о перемене хозяина:

Часто мне замысел в милое сердце приходит (хотя он,

Правду сказать, и не вовсе похвален: есть в доме наследник),

Замысел в землю чужую со стадом моим, к иноземным

Людям уйти

Стадо уведши с собою, к иному царю перешел бы

В службу.

(Одиссея, XX, 217-220, 223-224)

Филойтий ощущает себя «на службе», и желание переменить хозяина не представляется чем-то уж

очень необычным ни ему самому, ни слушающему его Одиссею.

Но это не норма, а исключение, вызванное и особенностями животноводства, и размахом

хозяйства, размеры которого описаны Евмеем в рассказе о богатствах Одиссея:

Дом же его несказанно богат был, никто из живущих Здесь благородных мужей — на твердыне ли черного

Зама Или в Итаке — того не имел; получал он дохода Более, чем десять у нас богачей; я сочту по порядку:

Стад криворогих быков до двенадцати было, овечьих Также, и столько ж свиных, и не менее козьих.

(Одиссея, XIV, 96-101)

В целом же палубный принцип в личной форме («в доме своем я один повелитель») — принцип

утвердившийся и признанный. Он ищет утверждения не только в рамках человека-государства, но

и за его пределами как норма социальной жизни. Но здесь, во «внешней политике» людейгосударств, этот принцип не может уже оставаться личным, переходит в политические и

юридические сущности безличной природы типа договора, равноправия, равноспособности,

равнообязанно-

96

М.К.Петров

сти и т.п. Возникали те ситуации «войны всех против всех», «общественного договора»,

«естественного равенства», о которых многократно спотыкалась философия нового времени.

Детальный анализ этого внешнего аспекта гражданской доблести — основное содержание

перехода от человека-государства к городу-государству, и здесь мы можем констатироватьлишь наличие этого аспекта и неразвитые, во многом традиционные формы его проявления:

совет старейшин, народное собрание, жрецы. Поскольку новые функции этих древних

установлений связаны с переходом от олимпийской социальности к полису, все более

насыщаются идеей выбора и прогноза, эволюцию этих древних институтов полезно проследить по связи с эволюцией палубного принципа.

5. ПАЛУБА И ПРОГНОЗ

В нормальной олимпийской системе всегда обнаруживаются два ключа-стыка, которые

связывают социум в единое целое. Это, во-первых, институт старейшин рода, в котором

регулируется обмен продуктов земледелия на государственные блага: устойчивость годового

цикла, нормативность окружения, хорошее поведение рек, соседей и т.п. Здесь старейшины

рода представляют интересы земледелия, возможно, и ремесла, а государственный чиновник

выступает координирующим агентом связи этих частнородовых интересов с интересами всего

государственного ритуала. В табличках крито-микенского периода ключ обнаруживается как

совет старейшин (герусия) при басилее. В надписи An 616 перечисляются некоторые басилеи

и состав соответствующих герусий: от 14 до 20 геронтов. Неопределенность численного

состава герусий связана, видимо, с тем обстоятельством, что в административных округах

могло быть разное число родов.

Второй ключинститут жрецов — координировал отношения между природой и обществом

и оказывался тем самым «научным» включением в олимпийский ритуал, о котором часто

пишут как о «науке Китая»,

Античная культура

97

«науке Вавилона», «науке Египта» и т.п. Смысл деятельности этого института —

регулирование сил природы и обеспечение устойчивой годовой цикличности. Это

регулирование не обязательно носит чисто пассивный характер, ирригационные работы и

эксплуатация гидротехнических сооружений, как и внешняя политика, — явно активный тип

воздействия на среду, но в большей своей части регулирование по внешнему циклу связей

общества со средой было несомненно пассивным, строилось на истолковании олимпийской

воли с помощью наблюдений над типичными явлениями: движением светил по небу,

разливом рек, периодичностью сезонов дождей и т.п. Эти наблюдения, независимо от их

олимпийского истолкования, имеют большую научную ценность уже потому, что велись они

длительные периоды времени. В Китае, например, хранятся (или хранились до недавнего

времени) записи астрономических наблюдений за несколько тысячелетий. Этот ключ

представлен в табличках «храмовым» стратом: упоминанием о жрецах, богах и т.п. В кносской табличке Fpl, фиксирующей выдачу масла, упоминаются: Зевс Диктейский, храм Дедала,

бог Дитяти, все боги, богиня-охотница, Эриннии.

Оба ключа — институт жрецов и герусия — работали, как и положено быть: имели дело с

отклонениями от традиционной нормы и заняты были уничтожением этих отклонений. В

процессе распада государственности крито-микенского типа возникает стяжение и синтез

первого ключа: главы родов, с одной стороны, и государственные чиновники-басилеи, с

другой, становятся различными по генезису, но тождественными по сути главами людейгородов. Геронты в лице басилея теряют авторитетную государственную инстанцию,

способную на месте и оперативно решать все затруднительные ситуации. С другой стороны, и

сами баси-лей оказываются перед закрытой дверью: у них нет теперь ни права, ни

возможности вмешиваться в дела людей-государств, где каждый в своем доме «один повелитель». В этих условиях герусия перерождается из ключа, в котором стыкуется

государственное и родо-

4 Петров М. К.

98

М.К.Петров

вое, в своеобразный надгосударственный институт: совет старейшин или совет владык.

В таком совете нет, собственно, непререкаемых авторитетов, но нужда в авторитете есть, и

она реализуется в сохранении института жрецов на правах межгосударственного

установления и в появлении нового института — народного собрания.

Институт жрецов, как и раньше, мыслится орудием связи человека и обожествленногоритуала, но он теперь переключается с истолкования частотных явлений на прогноз явлений

уникальных и становится автономным в политическом отношении. Черты жреческой

автономии видны уже в пилосских табличках. В табличке Ер 704, например, некая Эрита,

жрица, доказывает, что участок земли искони принадлежит храму, не подлежит отчуждению

или переделу, хотя и признает, что часть земли сдана храму в аренду. Эта неотчуждаемость

храмовой собственности, которая изымается из государственного ритуала, и может служить

указанием на появление автономных храмовых хозяйств. Храмы превращаются в институты

прогнозов, к которым теперь вынуждены обращаться все деятели античной политики, которые

потеряли связь с социальностью по природе, но не получили вместе с правом творить

историю по слову также и дар политического предвидения. Храмовая структура развивается

в межгосударственный, освященный традицией институт, находящийся под

покровительством и защитой всех греческих государств. Примером здесь могут служить

Дельфы в Фокиде с

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн