Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

храмом Аполлона, которые быстро оформились в общеэллинский

культовый, ремесленный, торговый и финансовый центр, просуществовавший до конца IV в.

н.э.

Вторая авторитетная опора — народное собрание — возникает, видимо, из общинно-родовых

институтов, связанных с разделами и переделами земли. Некоторые аналогии в поэмах

связаны именно с этим процессом, показывают его как общеизвестный и общепонятный. Так,

говоря о равновесии троян и ахейцев в борьбе за стены, Гомер сравнивает ситуацию со

спором на меже:

Античная культура

99

Тут как ликийцы храбрейшие все не могли у ахеян Крепкой стены проломить и открыть к кораблям их

дорогу, Так и ахеян сыны не могли нападавших ликиян Прочь от стены отразить, с тех пор, как они

подступили. Но как два человека, соседи, за межи раздорят, Оба с саженью в руках на смежном стоящие

поле, Узким пространством делимые, шумно за равенство спорят.

(Илиада, XII, 417-423)

Сюда же следует, видимо, отнести и ритуальные празднества, одно из которых застают Афина

и Телемах в Пилосе (Одиссея, III). «Народ» в поэмах — понятие весьма емкое и

трудноопределимое. Иногда это просто жители города; встречая Телемаха, Евмей упрекает

его: «Доныне в поле не часто к своим пастухам приходил ты, но боле в городе жил меж

народа» (Одиссея, XVI, 26-28). Иногда «народ» — все свободные, а иногда — подданные.

Алкиной, например, исчисляя подарки «владык феакийских», советует не скупиться,

списывать убытки за счет народа:

пускай же

К ним по большому котлу и треножнику прочной работы Каждый прибавит; себя ж наградим за убытки

богатым Сбором с народа; столь щедро дарить одному не по силам.

(Одиссея, XIII, 12-15)

Но какой бы смысл ни вкладывался в понятие «народ», созвать его на собрание — значит, как

правило, попытаться решить те вопросы, которые не хотят решаться рабочим порядком, в

узком кругу. Телемах собирает народ, чтобы его рассудили с женихами. Агамемнон — чтобы

избавиться от мора. Иногда народ и сам стихийно собирается на площадь, как это случилось

после убийства женихов:

Все взволновалися жители града; великой толпою С ропотом, с воплем сбежался народ к Одиссееву дому;

Вынесли мертвых оттуда; одних схоронили; других же В домы семейные их по иным городам разослали,

Трупы развезть поручив рыбакам на судах быстроходных. На площадь стали потом все печально сбираться;

когда же На площадь все собрались и собрание сделалось полным, Первое слово к народу Евпейт обратил

благородный

(Одиссея, XXV, 415-422)

100

М.К.Петров

Решающая и почетная роль в народных собраниях принадлежит старцам: они ведут его, вносят

предложения, истолковывают волю собрания. Но, во-первых, это не всегда те самые старцы,

которые заседают и в совете старейшин, и, во-вторых, деятельность старцев во время народных

собраний часто принимает форму кратковременного прогноза.

На собрании по случаю «погибельного мора» Ахилл сразу предлагает Агамемнону привычную

процедуру: «Испытаем, Атрид, и вопросим жреца иль пророка, или гадателя снов (и сны от Зевесабывают): пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон-небожитель» (Илиада, 62-64). Поднимается

Калхас, «верховный птицегадатель», и, обеспечив себе защиту со стороны Ахилла, объявляет

Агамемнону горькую правду — нужно отпустить дочь Хриса, ибо Аполлон «от пагубной язвы

разящей руки не удержит прежде, доколе к отцу не отпустят, без платы, свободной дщери его

черноокой» (Илиада, I, 97-99). На собрании ахеян по поводу сна Агамемнона, когда введенные в

заблуждение «пастырем народов» ахеяне едва не отправились по домам, Одиссей удерживает их

напоминанием о пророчестве Калхаса, по которому Троя падет на десятый год осады (Илиада, II,

300-330). На Итаке во время народного собрания пророчествует «многоопытный старец» Алиферс,

предвещая гибель женихам (Одиссея, II, 161-176).

В поэмах довольно четко прослеживается разложение функций герусии на совещательную и

авторитетную. По первой она преобразуется в совет старейшин, у которого нет пока ни жесткой

организации, ни определенного количественного состава, хотя правовое положение уже более или

менее стабилизировалось. Нестор, например, так определяет функцию совета:

Славою светлый Атрид, повелитель мужей Агамемнон! Слово начну я с тебя и окончу тобою: могучий

Многих народов ты царь, и тебе вручил Олимпиец Скиптр и законы, да суд и совет произносишь

народу. Более всех ты обязан и сказывать слово и слушать, Мысль исполнять и другого, если кто,

сердцем внушенный, Доброе скажет, но — что предпочесть, от тебя то зависит.

(Илиада, IX, 96-102)

Античная культура

101

В рамках этого отношения старцы подсказывают, а царь выбирает и исполняет. От старцев

требуется инициатива, предложение. Когда Одиссей приходит во дворец к Алкиною и обращается

с просьбой вернуть его на родину, то первая реакция исходит от «благородного племени старца»

Ехинея:

Царь Алкиной, неприлично тебе допускать, чтоб молящий Странник на пепле сидел очага твоего перед

нами. Почесть ему оказать ожидаем твоих повелений.

(Одиссея, VII, 159-161)

Вместе с тем отношение это может носить и активный и пассивный характер. Троянские старцы

показаны, например, в несколько иронической аналогии:

Старцы народа сидели на Скейской возвышенной башне, Старцы уже не могучие в брани, но мужи

совета, Сильные словом, цикадам подобные, кои по родам, Сидя на ветвях дерев, разливают голос их

звонкий: Сонм таковых илионских старейшин собрался на башне.

(Илиада, III, 149-153)

Но вот Нестор на совете поднимается иногда до прямой критики действий Агамемнона. Так

происходит, когда он требует у Агамемнона мира с Ахиллом:

Сколько тебя, Агамемнон, Я отговаривал, но, увлекался духом высоким, Мужа храбрейшего в рати,

которого чествуют боги, Ты обесчестил, награды лишив. Но хоть ныне, могучий, Вместе подумаем, как

бы его умолить нам, смягчивши Лестными сердцу дарами и дружеской ласковой речью.

(Илиада, IX, 108-113)

Выделение второй, авторитетной функции есть, собственно, ограничение права царя на выбор и

решения: это право передается народному собранию. Если Нестор оставляет Агамемнону и право

исполнения, и право истолкования законов, то в реальной жизни того времени право на «суд и

совет», на выбор все более отчуждается в народное собрание, а за царем признается лишь право

исполнения законов. При этом, естественно, дела не идут гладко: право на законодательство не

отдается без боя. Эпизод с Ферситом, «мужем

102

М.К.Петров

безобразнейшим», вскрывает чисто административную трактовку критика-смутьяна, примеры

которой можно найти не только в древние времена:

Только Ферсит меж безмолвными каркал один,

празднословный,

В мыслях имея всегда непристойные многие речи, Вечно искал он царей оскорблять, презирая

пристойность, Все позволяя себе, что казалось смешно для народа.

(Илиада, II, 212-215)

Но сдвиг заметен уже повсюду: царская власть редуцируется в исполнение должности, в

исполнительную административную функцию, которая в поэмах предстает то божественной,

то выборной, предполагает обезличивание до обычной выборной должности, причем право

выбора, а также и значительная доля ответственности за введение новых законов иистолкование существующих переходят к народному собранию.

Разложение «царского навыка» на исполнительно-административную и законодательную

составляющие, передача законодательных функций народному собранию и есть, собственно,

выделение «гражданской доблести» в чистом виде как способности «вершить суд и совет»,

которая теперь признается способностью и правом каждого. Если попытаться вскрыть

механизм перераспределения «царской» способности и перехода ее из профессионального

(царь) в личный (народное собрание) навык, то мы снова оказываемся на палубе корабля в

обстановке подготовки и проведения набегов на побережье. Только здесь возникают как

необходимые ситуации оценки и выбора из некоторого числа вариантов. Здесь работает

начальная школа, в которой преподается и закрепляется навык «вершить суд и совет» —

основная составляющая навыка «жить вместе».

Тот факт, что навык накоплен как необходимое условие жизни, делает его устойчивым и

способным противостоять любым попыткам концентрации законодательной власти. Тем же

объясняется и активный характер гражданской доблести, который зафиксирован, например,

Солоном в одном из законов афинского государства. Но это же обстоятельство делает активАнтичная культура

103

ным и устойчивым навык теоретического отношения к окружению, навык способности

теоретического суждения, без которого были бы невозможны теоретические операции выбора

и обоснования выбора.

До тех пор пока выбор признавался навыком царским, профессиональным, логический

механизм операций выбора и обоснования выбора не мог быть выявлен. Но с переходом его в

навык личный, предполагающий активное использование в народном собрании, выявление

логического механизма этих операций становится неизбежным. Этим, видимо, и можно

объяснить, с одной стороны, логическую общность большинства представленных в поэмах

суждений-прогнозов, а с другой стороны — неопределенность распределения навыка

прогнозирования, куда включаются все более широкие слои. Старцы, как основные и

традиционные носители этого навыка, представлены наиболее широко, но сюда не входят

воины и люди самых различных возрастов и профессий. В критический момент битвы с

троянами Агамемнон восклицает:

Муж да предстанет и лучший совет моего да предложит; Юноша он или старец — равно мне приятен он

будет.

(Илиада, XIV, 107-108)

При отъезде Телемаха от Менелая происходит уникальное событие:

орел темнокрылый

Шумно поднялся, большого домашнего белого гуся В сильных когтях со двора унося; и толпою вся дворня

С криком бежала за хищником; он, подлетев к колеснице, Мимо коней прошумел и ударился вправо.

(Одиссея, XIV, 160-164)

Елена тут же переводит этот знак свыше в форму прогноза:

Слушайте то, что скажу вам, что мне всемогущие боги В сердце вложили, и что, утверждаю я, сбудется

верно. Так же, как этого белого гуся, вскормленного дома, Сильный похитил орел, прилетевший с горы, где

родился Сам и где вывел могучих орлят, так, скитавшийся долго, В дом возвратясь, Одиссей отомстит.

(Одиссея, XIV, 172-177)

104

М.К.Петров

Таких актов прогнозирования в поэмах много, и, говоря об уважении к слову, о дисциплине,

мы уже упоминали о высокой вероятности прогнозирования у Гомера. Упомянут, собственно,

только один ложный прогноз, да и тот оговорен как заведомо ложный. Зевс посылает

Агамемнону обольстительное сновидение:

Мчися, обманчивый Сон, к кораблям быстролетным ахеян, Вниди под сень и явись Агамемнону, сыну

Атрея; Все ты ему возвести непременно, как я завещаю: В бой вести самому повели кудреглавых

данаев Все ополчения; ныне, вещай, завоюет троянский Град многолюдный

(Илиада, II, 8-13)

Обнадеженный Агамемнон тут же созывает совет и Народное собрание, хотя ложность

прогноза всячески подчеркивается Гомером, и прежде всего в словах Нестора, в образе

которого Зевс предстал Агамемнону: «Если б подобный сон возвещал нам другой от ахеян,

ложью почли б мы его и с презрением верно б отвергли» (Илиада, II, 80-81). Но ложныепрогнозы исключительно редки. Прогнозы, как правило, оправдываются, подтверждая

своеобразную, понятую уже очень широко, почти в рамках христианского «откровения»,

жесткость связи: словодело.

Вместе с тем в интересующем нас плане становления теоретического отношения к окружению

значительно больший интерес представляет не мера надежности прогнозирования, а состав

прогнозирующего умозаключения, его «логическая фигура». С этой точки зрения прогнозы

близки по структуре; почти везде обнаруживаются четыре последовательных момента: I) критическая и четко определенная по вариантам ситуация; 2) уникальное событие; 3) ссылка на

Олимп; 4) решение — выбор варианта. Второй и третий моменты могут меняться местами, но

в остальном последовательность выдерживается довольно строго.

Высадившись по возвращении от Менелая на Итаке, Телемах объясняет Феоклимену

ситуацию во дворце, обсуждая попутно шансы женихов стать царем Итаки. Телемах особенно

выделяет Евримаха:

Античная культура

105

Но одного из них я назову, он доступнее прочих: То Евримах благородный, Полибия умного сын; на

него же Смотрит в Итаке народ, как на бога, с почтеньем великим. Он, без сомненья, лучший меж

ними; усердней других он С матерью брака, чтоб место занять Одиссеево, ищет; Но лишь единый в

эфире живущий Зевес Олимпиец Ведает, что им судьбой предназначено — брак иль погибель?

(Одиссея, XV, 518-525)

Этот первый, определяющий ситуацию по возможным исходам момент сразу же перебивается

вторым — уникальным событием:

…В это мгновение справа поднялся огромный Сокол, посол Аполлонов, с пронзительным криком;

в когтях он

Дикого голубя мчал и ощипывал; перья упали Между Лаэртовым

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн