Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

внуком и судном его быстроходным.

(Одиссея, XV, 526-528)

Третий и четвертый моменты реализованы в слове-прогнозе Феоклимена:

Знай, Телемах, не без воли Зевеса поднялся тот сокол Справа; я вещую птицу, его рассмотрев, угадал в

нем. Царственней вашего царского рода не может в Итаке Быть никакой; навсегда вам владычество там

сохранится.

(Одиссея, XV, 531-534)

Тот же тип движения мысли представлен и в прогно-чах Калхаса (Илиада, I, 93-100; II, 300-

330), Полидамаса (Илиада, XII, 200-229) и в ряде других, хотя иногда, в прогнозе Алиферса

например, ссылка на Олимп предшествует уникальному событию (Одиссея, .11, 140-176).

Эта шаговая структура прогноза и очевидная произвольность синтезируемых единой связью

элементов интересны во многих отношениях. От обычных жреческих процедур прогноз

отличается тем, что в процедуру вводится уникальность — нечто принципиально неныводимое из прошлого опыта. При этом возникает примечательное восхождение

универсальности: событиеОлимппрогноз.

Событие выглядит более или менее типичным, и *то позволяет женихам, например, и Гектору

довольно скептически относиться к знаковой составляющей со-

106

М.К.Петров

бытия. Гектор задает Полидамасу скользкий вопрос: «Ты не обетам богов, а шныряющим в

воздухе птицам верить велишь?» (Илиада, XII, 237-238). А женихи вообще неуместно, с точки

зрения Гомера, геройствуют: «Мы не боимся ни полного звучных речей Телемаха, ни же

пророчеств, которыми ты, говорун поседелый, всем докучаешь» (Одиссея, II, 200-202).

Третий моментобращение к Олимпу — есть, собственно, активная попытка заставить

олимпийский формализм работать. Здесь происходят недопустимые с точки зрения нормальной

олимпийской цивилизации вещи: пророки вовлекают богов в частноличные ситуации, заставляют

их наращивать за счет новых уникальных поступков имя бога, т.е. тот текст-миф, который

традиционно отнесен к данному имени. По отношению к Олимпу воспроизводится, но уже в

теоретической области, то «ползущее движение», которое впервые возникает в феноменологии

как гонка равнорас-пределенных противоположностей: опасности нападения и средств защиты.

Это теоретическое освоение Олимпа представлено не только в системе прогнозирования, но и в

системе «причинного» объяснения фактов.

В системе прогнозирования Хрис, например, молит Аполлона: «услышь и исполни одно мнежеланье: слезы мои отомсти аргивянам стрелами своими» (Илиада, I, 41-42). И олимпийский бог

тут же зажигается этой идеей, спешит действовать по слову Хриса:

Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, Лук за плечами неся и колчан со стрелами,

отвсюду закрытый. Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали В шествии гневного бога: он

шествовал, ночи подобный. Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет; Страшный звон

издает среброблешущий лук Аполлонов.

(Илиада, I, 44-49)

В системе прогнозирования бывает даже путаница. Нестор молит Зевса: «Погибели день отврати,

Олимпиец! Гордым троянам не дай совершенно осилить ахеян!» (Илиада, XV, 375-376).

Исполнительный Зевс тут же подтверждающе громыхает, но получается усерАнтичная культура

107

дие не по разуму, своего рода свисток судьи в пользу провинившегося:

…и грянул с небес промыслитель Кронион, Внявший молению Нестора, благочестивого старца. Но

трояне, в их пользу принявшие знаменье Зевса, Жарче на рати ахейские бросились, жадные боя.

(Илиада, XV, 377-380)

Тот же настрой мысли, вплетающий высокие имена в бытовые ситуации и делающий богов, по

существу, теоретическими рабами человека, представлен и за пределами прогнозирования, в

«причинном» объяснении фактов. Тевкр и Мерион соревнуются в стрельбе из лука, т.е. в навыке

Аполлона. Стреляют они в голубку, привязанную к мачте. Тевкр промахивается, Мерион попадает

в цель, а объясняется это событие так:

Вылетел первому жребий стрелять; и, не медля, стрелу он С страшною силой послал, но не сделал

обета владыке Фебу в жертву принесть первородных овнов гекатомбу. В птицу герой не попал;

воспрепятствовал

Феб раздраженный.

В шнур близ ноги он уметил, которым привязана птица. Привязь у самой ноги пересекла стрела;

встрепенулась, К небу взвилась голубица свободная; привязь по ветру На землю вся опустилася;

громко вскричали данаи. Быстро тогда Мерион у печального Тевкра из длани Выхватил лук, а стрелу

наготове держал, чтоб направить; В сердце обет сотворил метателю стрел Аполлону Первенцев агнцев

ему в благодарность принесть гекатомбу. И, высоко под облаком робкую птицу завидев, Быстро

кружащую, в бок под крыло угодил он стрелою.

(Илиада, XXIII, 861-875)

Олимп, таким образом, становится постоянной теоретической составляющей в отношении слово

дело, таким же рабом в теории, как и исполнитель в практике. Тем самым Олимп вовлекается в

типичную «научную» процедуру творчества. Объединяясь в четвертом, прогнозирующем,

моменте, три первых элемента (ситуация выбора, уникальное событие, обращение к Олимпу) дают

новую связь, крайне напоминающую и по составу и по способу изготовления научную гипоте-

108

М.К.Петров

зу: требующее проверки и использующее форму «если — то» суждение о событии,

необходимость которого невыводима из наличного опыта. Аналогия получается довольно

широкой: прогноз, как и гипотеза, предполагает «экспериментальную» проверку, и по этой

части гомеровские прогнозы, хотя они и выглядят «сумасшедшими мыслями», вполне

«научны», подтверждаются самым блестящим образом. Прогноз Алиферса, «говоруна

поседелого», о грозящих бедах, с которым женихи позволили себе не согласиться, дает, по

данным эксперимента, такую картину:

Мертвые все, он увидел, в крови и пыли неподвижно Кучей лежали они на полу там, как рыбы, которых, На

берег вытащив их из глубокозеленого моря Неводом мелкопетлистым, рыбак высыпает на землю; Там на

песке раскаленном их, влаги соленой лишенных, Гелиос пламенный душит, и все до одной умирают.

Мертвые так там один на другом неподвижно лежали.

(Одиссея, XII, 383-389)

Различие между античным прогнозом и научной гипотезой обнаруживается не в механизме

творчества или, во всяком случае, не в теоретической части этого механизма, а в составе

творчества. Научное творчество технологично в том смысле, что эксперимент призван не

только подтвердить объективную истинность гипотезы, но и перевести вскрытое этим путем

уникальное событие в ритуал. Эксперимент гарантирует возможность бесконечного повтора

реализованной в нем связи, т.е. переводит событие с уровня единичных и уникальных явлений

на феноменологический уровень особенного. В античном прогнозе (как и в прогнозе вообще)эта ритуальная и обязательная для научного эксперимента сторона отсутствует.

За исключением этой детали, механизмы античного прогнозирования и научного творчества

совпадают. Следует, однако, отметить, что как раз по этой детали античный прогноз не

совпадает и с предрассудком, с обычаем шарахаться, например, от черных кошек: женихам

при виде орлов вовсе не обязательно вспоминать о рыбах на песке раскаленном. Поэтому, как

бы

Античная культура

109

парадоксально это ни прозвучало, единый источник творчества приходится фиксировать в той

несколько мистической и огорчительной для рациональных умов «суеверности», которая

пышно расцветает в «медный» период. Под творчеством и его первыми шагами приходится

понимать любые попытки формализовать «суеверную» неопределенность с активным

вовлечением в эти попытки наличного знания, т.е. прежде всего именной системы Олимпа.

Здесь, думается, нужно отталкиваться не от сравнений с более поздними и развитыми

формами творчест-на, а от реального положения дел для того периода, когда не было еще ни

энциклопедий, ни справочников, ни даже задачников с ответами на последних страницах.

Монополией на память, на сохранение и классификацию наличного знания обладала в те времена именная система Олимпа, ничего нельзя было бы ни объяснить, ни понять, не обращаясь

к Олимпу, к связям с именем бога или к кровнородственным отношениям божественных

имен. Трудности и ограниченные возможности этого периода очевидны. И удивляться здесь

приходится не «наивности» античных прогнозов, а силе обстоятельств и изворотливости грека

гомеровских времен, который находит все же способ поработить Олимп: ставит сложившийся

олимпийский формализм в положение материи, материала творчества.

В технологии этот процесс овладения ритуалом затрагивает, собственно, одно ремесло

пиратское. Отсюда он возникает, и отсюда он распространяется на другие области социальной

жизни: на внутреннюю («мой дом») и на внешнюю (совет, Народное собрание) политику

людей-государств, на строительство новых форм социальности, на именную систему Олимпа.

Повсюду возникает первичное смещение-накопление, которое мы охарактеризовали бы

техническим термином «текстуальность». Более традиционным термином была бы здесь

«историчность», но в нашем понимании истории, хотя мы и говорим о необратимости исторического процесса, нет нужного нам подчеркивания не-

110

М.К.Петров

повторимости, нового, «запрета на плагиат». Поэтому во всех тех случаях, когда рассматриваются

процессы, избегающие повтора или прямо запрещающие его, мы будем говорить о текстуальном

их характере.

Пока мы обнаружили несколько таких процессов: история гонки средств нападения и средств

защиты, история пиратского ремесла, история прогнозирования. Материал текстуальных

процессов разный: столкновение военных навыков, способность средствами гребцов-воинов

нетипично решать типичные ситуации, способность изолировать действия богов и включать их в

уникальные связи для решения теоретических ситуаций выбора. Но смысл всех текстуальных

процессов одиннакопление нового через теоретическое отношение к миру, через анализ и

синтез логических структур.

, * * *

Рассматривая гомеровский период в его отношении к крито-микенскому, мы видим, что в

бассейне Эгейского моря действительно происходили радикальные сдвиги. Исчезли крупные

социальные организации олимпийского образца, а на их месте появились мелкие автономные

организации, использующие уже другой, «палубный», принцип администрирования. Переход к

этой новой форме социальности совершался в условиях нормального распределения опасности,

что потребовало такого же распределения средств обороны, заставило земледельца синтезировать

как личный навык то, что традиционно существовало в профессиональной форме.

Кроме защитно-агрессивных функций, освоение которых превращало олимпийского земледельца

в античного земледельца-воина-пирата, синтезировались также и навыки гражданские, умение

«жить вместе». Эта гражданская линия включает перераспределение функций и трансформацию

основных институтов олимпийской государственности: царской власти, жречества, совета

старейшин. Возникает и укрепляется народное собрание, которое постепенно монополизируетфункцию истолкования законов и в какой-то стеАнтичная культура

111

пени — функцию законодательную, регулирующую отношения между людьми-государствами.

Царская власть перестает быть наследственным навыком, становится выборной и в основном

исполнительной должностью. Жречество изолируется в самостоятельную надгосударственную

структуру, в институт прогнозов, хотя в гомеровский период процесс еще только начат.

Нестабильность «медного» периода реализуется в необходимости активного подхода к

формализму сложившегося ритуала и вызывает к жизни первые попытки творчества. Основной

материал творчества — формализм пиратского навыка, формализм палубы корабля и

командования, формализм именной системы Олимпа. Попытки активного подхода к формализму

фиксируются как взрыв мифотворчества и становление первых, через именную систему Олимпа,

теоретических отношений к миру. В этих теоретических отношениях водораздел между природой

и человеком устанавливается на разрыве между командующим словом и подчиненным ему делом.

Мир принимает черты сотворенно-сти по слову, что отражает объективное положение как в

рамках человека-государства, где вся полнота власти над формализмом принадлежит земледельцувоину-пира-ту, так и в юридической плоскости взаимодействия таких людей-государств, где

отношения фиксируются словом.

ПЛАВА III. ОТ ЧЕЛОВЕКА-ГОСУДАРСТВА К ГОРОДУГОСУДАРСТВУ

Человек-государство как основной атом эгейской цивилизации не мог уже в силу собственной

агрессивности и агрессивности окружающей его среды быть конечным продуктом синтеза

новой социальности. Тем или иным способом он вынужден искать стабильности. Он активен

и «многовалентен» в том смысле, что ему приходится, с одной стороны, пополнять собственную рабочую силу методами открытого грабежа всех и вся, а с другой — он вынужден

охранять свою собственную рабочую силу от разграбления другими. В этих отношениях

человек-государство волей-неволей входит в многообразные контакты с другими людьмигосударствами и стремится закрепить эти контакты, если они оказываются для него

выгодными. Возникающие контакты наиболее прочны, если они обоюдовыгодны. Иными

словами, в бассейне, как только начинают складываться люди-государства, возникает и

селекция на стабильность, на отбор и закрепление таких отношений между людьмигосударствами, которые обоюдовыгодны и образуют более или менее устойчивые оазисы

общих интересов по грабежу и защите.

Становление палубного принципа, творчества по слову, отчуждение воли и навыка, а также и

становление новой области договорных отношений — все это раскрепощает силы, связанные

прежде в олимпийском ритуале. Теперь эти силы обретают свободу, начинают формировать

реалии нового мира: свободных и рабов,

Античная культура

113

товарно-денежные отношения эквивалентного обмена, отношения собственности, права и т.п.

И прежде всего начинает формироваться новая

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн