Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

из букв самой по себе без всех их, и,

размыслив, что союз этот единичен и что все буквы приводятся как бы к одному, он учение о

них нарек грамматикою и наименовал ее одним искусством» (Филеб, 18 BCD).

На переходе от профессионального к личному навыку упрощению подверглись не только

принципы письменности и ее знаковый материал, но и ее предметная технология. В Египте, на

Кипре и Крите, в Междуречье письменность была по генезису анаглифи-ческой: запись веласьна устойчивом материале — на камне, глине и т.п. Этот метод требовал значительных затрат

квалифицированного труда, ограничивал случаи употребления письменности официальными

обстоятельствами и к самому тексту предъявлял довольно строгие требования. Текст по

необходимости должен был быть предельно краток и экономичен; стилистические и

художественные приемы были противопоказаны этой официальной прозе глины и камня.

Папирус, кожа и другие заменители анаглифики долгое время не могли приобрести

самостоятельного значения, рассматривались несовершенным заменителем или даже

«черновым» дополнением к основному способу пись-

134

М.К.Петров

ма, который уже в силу сложности работы требовал профессионального мастерства и

повсеместно рассматривался высоким, государственной важности, искусством.

Ко времени появления греческой письменности анаглифика хотя и продолжает занимать в

графике ведущее положение, но перестает быть монополистом. Достаточно широкое

распространение получают более простые и экономичные способы записи текста, причем

текста неограниченной длины. На греков не давит традиция ограниченного применения

письменности, и уже в VII—VI вв. до н.э. мы сталкиваемся с массой гражданских и бытовых

текстов, которые были бы немыслимы в египетских или хеттских условиях. В социальную

память вводятся и в социальной памяти сохраняются, позволяют отныне возвращаться к себе,

не только тексты, фиксирующие законы, договоры, отдельные события истории, но и тексты

нравственного, бытового, политического, лирического содержания.

Архилох (VI в. до н.э.) оставил среди других эпиграмм и такую, посвященную гетере:

Много ворон на утесе смоковница кормит плодами; Всех Пасифила гостей, добрая, рада принять.

Симонид Кеосский в VI в. до н.э. пишет эпитафию купцу-критянину:

Родом критянин Бротах из Гортины, в земле здесь лежу я. Прибыл сюда не за тем, а по торговым делам.

Трудно себе представить возможность появления таких текстов в олимпийских условиях

профессионально-государственной монополии на письменность. И уж совсем невозможно

было бы представить высеченной на камне «Историю» Фукидида или хотя бы одно из

посланий Феогнида, поэта второй половины VI в. до н.э., в которых по нескольку сотен строк.

Да и само содержание этих новых текстов порой бывает таким (у Феогнида, например), что

вряд ли какая-нибудь государственность решилась бы увековечить это «подрывное»

творчество.

Раскрепощение письменности и переход ее из профессионально-кастового навыка в

общедоступную граАнтичная культура

135

мотность носили взрывной характер. Уже к VI в. до н.э. создается такое положение, когда

становятся возможны совершенно дикие, с точки зрения олимпийской цивилизации, факты.

Например, группа греческих наемников, участвовавших в походах египетского фараона

Псамметиха II в Нубию (594-589 гг. до н.э.), выцарапала на левой ноге огромной статуи

Рамсеса II надпись, близкую по содержанию к обычным для нашего времени надписям и

росписям отдельных лиц в память о собственном пребывании в исторических местах: «Когда

царь Псамметих пришел в Элефантину, те, кто плыл вместе с Псамметихом, сыном Теокла,

сделали эту надпись». Судя по подписям, а их двенадцать, надпись сделали самые

обыкновенные земле-дельцы-воины-пираты. И это очень интересно: обычные люди, причем

люди из разных мест, оказались грамотными. Однако не менее интересно и другое — новое

отношение к письменности: ни китаец, ни египтянин, да и вообще ни один человек,

воспитанный в нормах олимпийского космоса, не решился бы на такое святотатство, имеющее

для тех времен примерно тот же смысл, какой для наших имеет рассказанная Ильфом и

Петровым история с бюстом Жуковскому на Старопанской площади.

Как особый и самостоятельный стиль официальной прозы анаглифика продолжает

существовать и у греков: на каменных столбах вырезаются и устанавливаются для всеобщего

обозрения и сведения законы, постановления, решения, а иногда и благодарственные тексты

богам или отличившимся смертным, вроде текста на мраморном столбе в Ольвии, которым

народное собрание признало заслуги и отметило доблести гражданина Протогена. Эта

анаглифическая традиция дошла до нашего времени как обычай говорить языком обелисков,мемориальных досок, эпитафий, медалей и вообще пользоваться каменной графикой в

случаях официальных и торжественных. Но в античности анаглифика использовалась шире и

оперативнее: бывали случаи переиначивания текстов, подчисток или искажений с помощью

ограничивающих или уточняющих

136

М. К. Петров

дополнений; последнее, впрочем, не такая уж редкость и в более поздние времена, но только

античность, кажется, решалась на самом камне оставлять предупреждения типа: «А если кто

повредит эту надпись, частный ли человек, или должностное лицо, или народ, то пусть он

будет подвергнут священному штрафу, о котором здесь написано» (договор между Элидой и

Гереей).

Вместе с тем процесс раскрепощения письменности содержит как частную сторону и процесс

раскрепощения камня. Связанные семиотическим ритуалом, камень и керамика обретают

теперь известную самостоятельность, становятся такими же носителями семиотической

революции, как и новые способы письма. Солдаты, царапающие фараонову ногу, Гераклит,

Фео-гнид, Христофан, Фидий, Пракситель — все они продукты единого взрыва. Связанная

ритуалом, конформизмом прошлого и настоящего, намертво привязанная к традиционному

набору практических отношений к миру, социальная память, и прежде всего система

олимпийских имен, обретает теперь движение, становится «рабочей» памятью, которая

функционирует не в режиме тотемного столба или пирамиды, охраняющих узкий мирок

социального ритуала от посягательств нового, а в режиме накопления нового: в режиме критического отношения к наличному формализму.

Основной агент и необходимое условие этого процесса — раскрепощенная письменность,

которая вводит в социальный обиход новые реалии — тексты ограниченной длины

(сочинения, документы), через текст ставит на службу обществу, утилизирует мышление

авторов. Личность, голова индивида вводятся через письменность в процесс общественного

познания, несут свои вклады-тексты в социальную память, тут же устанавливая законы этого

нового процесса, понимание которых обнаруживает уже Одиссей:

весьма неразумно и скучно

Снова рассказывать то, что уж мы рассказали однажды.

(Одиссея, XII, 452-453)

Законы этого нового процесса оказываются уже известными нам «ползущими» законами

накопления ноАнтичная культура

137

вого. Но здесь их действие строже: плагиат запрещен полностью. Каждый новый текст

предполагает, с одной стороны, связь и знакомство со всеми предыдущими текстами,

выступает как шаг единого процесса, а с другой — ни один текст не повторяет ни одного из

предыдущих. Частная собственность на раба, орудия дополняется теперь в той же

«отчуждаемой» форме и частной собственностью на продукты мысли. Через текст

индивидуальное мышление отчуждается в социальную память, а из социальной памяти —

этого текста текстов — индивидуальное мышление берет материал для синтеза новых текстов,

новых вкладов в социальную копилку знания.

Процесс необратим, и каждый новый текст «наращивает» социальную память, создает в ней

избыток противоречащих друг другу, подтверждающих друг друга, примыкающих друг к

другу, опровергающих друг друга взглядов и идей, т.е. возникает типичная ситуация выбора, в

которой индивидуальное мышление получает возможность выбрать из наличного материала

нужное и связать выбранное в свою особую неповторимую концепцию. Если прогноз

гомеровских времен включал на правах обязательной составной ссылку на Олимп, то теперь

такая ссылка становится хотя и частой, но необязательной: ссылаются теперь не на

олимпийское имя, а на идею, точку зрения другой личности.

Но если присмотреться к этому процессу, то обнаруживается любопытная деталь: идет ли

речь о раскрепощенном камне или о раскрепощенном имени, перед нами, собственно, все тот

же олимпийский материал. Олимп сведен на землю, поставлен на греческую почву статуями

богов и героев, храмами, театрами. Бессмертные имена богов пущены во всеобщее

обращение, также «раскрепощены», освобождены от олимпийских обязанностей и начинаютсамостоятельную жизнь в текстах элегий, трагедий, комедий, историй, философских

трактатов, договорных обязательств. Имена несут еще значительные олимпийские довески, от

которых бывает очень трудно освободиться, но они уже под-

138

М.К.Петров

вижны, вырваны из строго регламентированных отношений Олимпа. Переход социального

ритуала в новый способ жизни по установлению, который ввел в «дело» принцип творения по

слову, обратным эффектом имел освобождение слова и мысли от тех связей, в которых они

содержались, будучи словом и мыслью по природе. Начатая пиратами революция «дела» с

необходимостью перерастает в семиотическую революцию слова, которое теперь становится

словом по установлению — средством гибкого и активного формализма.

Процесс раскрепощения слова не связан с экспериментом, с обращением к природе за санкцией на

объективную истинность или ложность нового знания, поэтому творчество носит во многом

произвольный характер: ищет критерии истинности в самом себе и довольствуется этими

критериями. Но это уже творчество в полном смысле слова с характерной структурой переднего

края познания, на котором индивидуальное мышление ломает взгляды предшественников и объединяет эти обломки своей собственной индивидуальной связью, порождая таким образом новые

взгляды и новые теоретические отношения к миру. В этом процессе античность довольно быстро

обнаруживает ряд жестких правил словоупотребления и связи мыслей в единство: обнаруживает

языковую структуру и формально-логический аппарат мышления.

Процесс раскрепощения письменности переходит через кумуляцию личных текстов в общий

процесс раскрепощения мысли, причем положение человека в этом новом мире теоретического

творчества оказывалось весьма специфичным и не имеющим аналогий в олимпийской

цивилизации. Создавая тексты, античная творческая индивидуальность попадала в позицию даже

более радикальную и активную, чем позиция того же индивидуума в политике. В политике

человек обязан был быть гражданином, стоять «с оружием в руках» за тех или других под угрозой

лишения гражданства и продажи в рабство. В мире теоретического творчества, в мире постоянной

теоретической «смуты» получить права гражданства было еще труднее: здесь треАнтичная культура

139

бовалось встать во всеоружии не только за «тех или других», но и за самого себя в отличие от «тех

и других», встать во всеоружии за себя как творческую личность.

3. ПАЛУБА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассчитанная на массового потребителя-непрофессионала новая письменность должна была

укладываться в рамки одной из способностей человека, т.е. должна была стать предельно простой,

перейти из профессиональной формы ремесла, какой мы застаем ее в нормальных олимпийских

цивилизациях, в доступный для каждого частный навык. Такой она и возникает: это уже не старая

бюрократическая письменность, обслуживающая потребность самой государственной машины и

доведенная искусством писцов до тонкого, требующего огромного мастерства и знаний искусства.

В рамках человека-государства, в условиях личной и прямой власти необходимости в такой

внутренней письменности нет. Нужна письменность «внешнего» типа — письменность переписки,

а не бухгалтерии и учета. Нужна государственная и вместе с тем личная письменность общения

личностей, которая удерживала бы этот личностный характер, обращалась бы к каждому и тогда,

когда люди-государства объединяются в массивные и сложные социальные структуры.

Чтобы осознать существо и величие этого сдвига, достаточно попытаться себе представить

Египет, Ассирию, Вавилон и другие государства вырабатывающими единую для всех

письменность, а затем «доводящими» эту письменность до уровня бытового навыка любого члена

общества.

Основные темы возникающей государственно-личной переписки суть грабеж, взаимная

безопасность и обмен. Это «вечные темы» античной социальности, которые сохраняются надолго.

Договор между локрид-скими городами Эантией и Халеем открывают, например, такие

знаменательные фразы: «Пусть ни эантиец не захватывает чужеземца из земли халеян, ни халеянин из земли эантийцев ни его самого, ни его имуще-

140

М.К.Петров

ства для получения выкупа; но если сам чужеземец захватывает, то можно захватывать его

безнаказанно. Имущество чужеземца на море вольно брать всюду, кроме лишь гавани угорода*. Близки по содержанию и основные статьи договора между критскими городами

Кноссом и Тилиссом: «Тилиссянину разрешается безнаказанно заниматься грабежом повсюду,

кроме районов, принадлежащих городу кноссян. Все, что мы захватим вместе у врагов, от

всего этого при дележе пусть (тилиссяне) имеют: от захваченного на суше — третью часть, а

от захваченного на море

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн