Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

явление возникает и на переходе от человека-государства к город угосударству. В структуре человек-государство повелитель обладает личной властью над

сотворенным им ритуалом. Одиссей, например, властвует над рабами и домочадцами вообще,

а конкретно, по слову, осуществляет свою власть над именной палубой рабов, а эти последние

тем же способом властвуют над палубой рабов безымянных. И хотя в целом эта власть во

многом иллюзорна и область активного вмешательства в ритуал сужена до наблюдения за

автоматически протекающими процессами и до их координации, фигура повелителя с его

личной властью из этой системы практически не-

180

М. К. Петров

устранима: в ней замкнуты все составные ритуала и в ней достигается его целостность.

Но если на уровне людей-государств личная власть неустранима, то на уровне городовгосударств уже сам договорный характер складывающихся отношений предполагает их

обезличивание. Ритуал, единожды сотворенный законодателем по слову, продолжает далее

существовать в отрыве от своего творца примерно в том же смысле, в каком в отрыве от

кибернетика существуют и функционируют автоматы. Гражданские отношения

обособляются от своего творца, отчуждаются не как собственное и личное творчество

человека, что имело место на палубе корабля и оставалось нормой в рамках «своего дома», а

отчуждается как творчество хотя и личное по источнику (античность помнит своих

законодателей), но вместе с тем безличное и всеобщее по своему функционированию в

бесконечных повторах. Последнему только способствует то обстоятельство, что исполнение

должностей оказывается кратким (35-36 дней в течение жизни человека).

Гражданский ритуал может быть и жестким, как у Ликурга, и гибким, как у Солона, и любым

другим творением законодателя, но всегда и всюду он остается устойчивым и автономным

образованием, которое надолго переживает своих создателей, входит в традицию, освящается

временем, становится привычным и обжитым, т.е. время и привычка уводят из поля зрения

закон как таковой, оставляют для осмысления лишь отклонения от закона.

На эту сторону дела Протагор и обращает внимание Сократа в споре о предметности

гражданского обучения: «Если какой человек из числа тех, что воспитаны в повиновении

законам среди людей, представляется тебе самым несправедливым, он все-таки справедлив идаже сведущ в законах, если судить о нем по сравнению с людьми, у которых нет ни

воспитания, ни судилищ, ни законов, кого ничто не вынуждает во всяком деле заботиться о

доблести… Ты теперь избалован, Сократ, потому что здесь все учат доблести, кто сколько

может, а ты никем не доволен: так, если бы ты стал

Античная культура

181

искать, кто годился бы в учителя эллинского языка, то не нашлось бы ни одного. Я думаю, что

если бы ты стал искать, кто бы у нас мог обучить сыновей ремесленников тому самому

ремеслу, которое они переняли от своего отца настолько же, насколько им владели отец и его

друзья, сотоварищи по ремеслу, — словом, искать такого, кто мог бы обучать даже таких, уже

наученных, я думаю, Сократ, что нелегко было бы отыскать им учителя; зато, будь они вовсе

несведущи, это было бы легко. То же самое, и когда дело касается доблести и всего прочего»

(Платон. Протагор, 327 DE — 328 АВ).

В Спарте процесс обособления и ритуализации совершился сравнительно быстро и

безболезненно, слишком уж надежными и исключающими всякую инициативу были

государственные институты уподобления. Понадобилось всего несколько поколений, чтобы

фигура Ликурга стала легендарной и полубожественной. В Афинах процесс проходил более

бурно: пират и законодатель долгое время не ладили друг с другом. Заминки возникали уже с

самого начала — законы требовали толкования, и к Солону, по преданию, «стали то и дело

обращаться с докучливыми разговорами о законах, одни пункты порицая, о других расспрашивая» (Аристотель. Афинская полития, II, 1). Солону пришлось на 10 лет вообще уехать в

Египет, а в Афинах тем временем начались смуты: «На пятый же год после правления Солона

не могли выбрать архонта вследствие смуты, и дальше на пятый год по той же причине было

безвластие. А после этого, спустя такой же промежуток времени, Дамасий, избранный архонтом, управлял два года и два месяца, пока не был силой устранен с должности» (Аристотель.

Афинская полития, XIII, 1-2).

В Афинах переход от личного принципа к безличной законности оставил след в

колоритнейшей фигуре тирана Писистрата, который в течение 33 лет трижды приходил к

власти, как пират. В первый раз события, по Геродоту, происходили так: «Поранив себя и

своих мулов, он приехал в повозке на площадь так, как будто только что спасся от врагов,

которые якобы хотели

182

М.К.Петров

убить его, когда он ехал в деревню, и под этим предлогом он просил народ, чтобы дали ему

какой-нибудь отряд телохранителей… Народ афинский, поддавшись на хитрость,

удовлетворил его ходатайство и набрал ему отрад из граждан. Это были у Писистрата не копейщики, а дубинщики; они провожали его, идя позади с деревянными дубинами. Эти люди,

подняв восстание с Писистратом во главе, заняли Акрополь» (История, I, 59).

Изгнанный после шестилетнего правления, Писист-рат, пообещав своему политическому

противнику Ме-гаклу жениться на его дочери, вновь возвращается в Афины способом,

который даже у Геродота вызывает удивление своей наивностью: «Тогда они, чтобы устроить

ему возвращение, затевают дело, далеко превосходящее, на мой взгляд, своею наивностью все

остальное; уже с давних пор греческое племя обособилось от варварского как более

сообразительное и более свободное от первобытной наивности, а они тут затевают такую

хитрость с афинянами, считавшимися за первых по разуму среди греков. В Пеанийском деме

была одна женщина по имени Фия, ростом в четыре локтя без трех пальцев и весьма красивой

наружности. Нарядив эту женщину в полное военное вооружение, они велели ей стать на

колесницу и, показав ей, как она должна держаться, чтобы производить впечатление как

можно более прекрасной, поехали в город, а вперед предварительно послали вестников»

(История, I, 60). Вестники уверяли, что это Афина возвращает Писистрата, и, по словам

Аристотеля: «Писистрат въезжал на колеснице, на которой рядом с ним стояла эта женщина, а

жители города встречали их, преклоняясь ниц в восторге» (Афинская полития, XIV, 4).

Не менее «хитроумным» было и третье возвращение Писистрата. И хотя события, связанные с

Писистратом, напоминают скорее анекдоты, чем факты, само наличие авантюристической,

пиратской жилки в политической жизни Афин представляется несомненным. Политическийманевр Фемистокла, который обеспечил строительство в Афинах первой сотни триер, был

Античная культура

183

с политической точки зрения не меньшей авантюрой. Однако при всем авантюризме

отдельных эпизодов афинской политики почти всегда оказывалось, что политики бессильны

что-либо изменить в сложившемся ритуале. О том же Писистрате известно, что он, взяв в свои

руки власть, «управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем

тирании» (Афинская полития, XIV, 3). Фукидид пишет о сыновьях Писистрата: «В течение

очень долгого времени Писистратиды, хотя и были тиранами, поступали благородно и

разумно, взимали с афинян только двадцатую часть получаемых с земли доходов, прекрасно

украсили их город, выдерживали войны и совершали жертвоприношения в священных местах.

В остальном государство управлялось ранее установленными законами, за исключением того,

что Писистратиды всегда заботились о том, чтобы назначить на государственные должности

кого-либо из своих родственников» (История, VI, 54).

Со временем уважение к закону как к особой сущности и верховному авторитету реализуется

в ряде постановлений Народного собрания, относящихся к началу V в. до н.э. Эти

постановления, по свидетельству Андокида, касались как законотворчества, так и исполнения

законов: «Что же касается законов, которые понадобятся дополнительно, то пусть

законодатели, только что выбранные Советом, напишут их на досках и выставят их перед

эпонимами (перед статуями древних героев, по имени которых были названы филы. — М.П.),

чтобы каждый желающий мог видеть, и пусть передадут властям в этом же месяце.

Переданные законы пусть будут подвергнуты сначала проверке Советом и пятьюстами

законодателями, которых выбрали демоты после принесения клятвы. Разрешить также

любому частному лицу являться в Совет и советовать все, что он сможет хорошего,

относительно законов. После того как законы будут составлены, пусть совет Ареопага

заботится о законах, чтобы власти соблюдали установленные законы… Неписаным законом’

властям не пользоваться ни в коем случае. Ни одному поста-

184

М.К.Петров

новлению ни Совета, ни народа не иметь большей силы, чем закон» (О мистериях, 83-85).

Эта новая «законная» сущностьбесспорный продукт творчества, причем творчества

знакового и личного, творчества по слову. Это осознается всеми, может быть, более других

софистами, которые видят смысл своей деятельности в обучении новой науке: «Наука же эта

есть сноровка в домашних делах, благодаря ей можно наилучшим образом управлять собственным домом, а также и в делах общественных, благодаря ей можно стать всех сильнее и в

поступках и в речах, касающихся государства» (Платон. Протагор, 218 Е). Атифонт же прямо

говорит об особом, невыводимом из традиционных начал характере этой новой сущности:

«Прекрасно по природе одно, по закону же другое, справедливого же вообще не существует

по природе» (Платон. Законы, 889 DE).

Особенность новой сущности состоит в целом ряде ее «странных» свойств. Во-первых, она

неподвижна или, во всяком случае, стремится к неподвижности, требует фиксации и

сохранения в том плане, в котором Народное собрание запрещает исполнителям пользоваться

неписаными законами и устанавливает приоритет закона по отношению к любым

постановлениям Совета и Народного собрания. Иными словами, эта сущность представляет

собой изолированный текст конечной длины, нечто вроде «священного гражданского

писания», в котором, с одной стороны, зафиксированы все или основные типы гражданских

отношений, а с другой — сама эта фиксация поставлена в особое отношение авторитетности:

формализм текста стабилизирован, огражден от прямой критики и активного использования

целой системой фильтров и отборов. Чтобы войти в текст и стать законом, новый элемент

продукт индивидуальной творческой активности — должен быть доведен до сведения всех,

«опубликован» на досках для всеобщего обозрения, проверен Советом и выборными

законодателями-экспертами, обсужден и принят на Народном собрании, т.е. пройти несколько

Инстанций сравнения и выбора, что крайне ограничивает возможности входа.

Античная культура

185

Во-вторых, такая остановленная именная сущность весьма напоминает по принципу действияобычную олимпийскую систему имен. Подобно олимпийской кровнородственной системе

имен, система законов реализует какой-то механизм накопления и порождения, а главное —

распределяет социальное отношение как целостность в мозаику вечных имен-должностей:

архонтов, членов совета, ареопагитов, пританов, фес-мофетов, казначеев, стратегов и т.п., и

должности эти занимаются с установленным сроком смертности исполнителей в один год.

Если присмотреться к этой схеме, то выясняется, что законодатели попросту стаскивают

Олимп на землю политических отношений: как боги на Олимпе, так и граждане в полисе

связаны кровнородственными отношениями, но сама по себе эта кровнородственная связь

оказывается, как и на Олимпе, недостаточной, дополняется иерархической связью

распределения по старшинству и силе. Вместе с тем в этих именных схемах обнаруживаются

и серьезные различия. Если на Олимпе свойство вечности и неизменности связано с

субъектами деятельности, с именами богов, то в системе законов это свойство переходит на

действие: фиксируется функция, а затем уже, по функции, ее исполнитель. Далее, если

олимпийская система имен несла на себе распределение всех практических отношений к

миру, прежде всего отношений технологических, то система законов резко ограничивает

распределение только гражданскими отношениями, возникающими среди граждан и по

поводу граждан, начисто исключая отношения технологические. Для системы имен-законов

мир кончается там, где кончаются отношения равноправных граждан и начинается совсем

другой класс «домашних» отношений, т.е. отношений человека-государства, до которых

полису нет дела.

В-третьих, система имен-законов, фиксируя гражданские функции в их различении и

распределяя их как целокупность различений по должностям — по фиксированному кругу

имен, —

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн