Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

объединяет сами эти должности в систему не кровнородственной связью

186

М.К.Петров

порождения, а какой-то другой, также системной связью, в которой предпочтение отдается

принципам целостности и полноты представления функций, а должности, их число и

взаимные отношения представляются величинами переменными и подвижными. В олимпийской системе имен нельзя «упразднить» ни одного имени, не разрушая вместе с тем и саму

систему. Отменяя, например, Геру, мы вместе с ней отменили бы и все ее потомство

добрую половину олимпийских имен. В системе имен-законов такие отмены не вызывают

цепной реакции распада: теряя «прописку» по одной должности, функция переходит к другой,

становясь ее правом и обязанностью.

Эта способность к перераспределению при сохранении целостности и полноты впервые

реализует систему всеобщего типа, в которой связующее звено располагается не в горизонте

феноменологии, а в области умопостигаемого, и обнаруживается разумом как исходная

целостность, как принцип, реализуя который можно получить в горизонте должностей

сколько угодно равноценных с логической точки зрения систем-распределений по любому

количеству имен-должностей. И то обстоятельство, что в гражданском ритуале полиса

количество имен-должностей значительно меньше количества имен-граждан и что всегда

существует огромная избыточность кандидатов на занятие должностей, говорит только о том,

что движение начато с пиратских попыток овладеть кораблем государственности с помощью

принципа личной власти, с попыток утвердить здесь исходное отношение человекагосударства, где и число имен-должностей и число имен-граждан совпадают в личности

повелителя, в «едином».

В-четвертых, несовпадение имен-должностей и имен-граждан, а также постоянный конкурс на

замещение должностей в гражданском ритуале ставят всех граждан полиса в положение

соискателей. Как «существа политические», граждане полиса всю жизнь проходят через

многочисленные системы выбора, в которых внешней и экзаменующей силой всегда

выступает

Античная культура

187

эта новая знаковая сущность. В роли экзаменатора она, с одной стороны, действует

достаточно активно и убедительно, чтобы исключить всякие сомнения в собственном

существовании: человек либо становится политическим деятелем, либо нет. Но, с другойстороны, эта экзаменующая сила проявляет себя лишь опосредствованно, она обезличена либо

до поднятой руки, либо до несущегося с площади шума, либо до боба-жребия. Это неизбежно

накладывает на гражданский ритуал черты загадочности и мистики. Постоянно опредмечивая

этот ритуал в повседневной политической практике, граждане саму эту предметность делают

все более надежной копилкой тайн и скрытых от глаза истин.

В-пятых, наконец, ограничение гражданского ритуала только кругом тех отношений, которые

возникают между гражданами по поводу их совместного существования и совместной

деятельности, не устраняет, а, напротив, предполагает и с еще большей резкостью выявляет

наличие второй ритуальной системы, которая обслуживает область технологических

отношений к природе и «домашний» порядок гражданина-рабовладельца. Космос

раскалывается на две неравноценные части, в одну из которых входят обыденные и лишенные

какой-либо таинственности отношения «моего дома», а в другую — отношения сограждан.

Раскол локализован по фигуре свободного гражданина, которому теперь приходится

одновременно жить в двух мирах и, как говорит Протагор, с одной стороны, учиться «наилучшим образом управлять собственным домом», а с другойучиться быть «всех сильнее и

в поступках и в речах, касающихся государства».

И в том и в другом мирах свободный выявляет себя через слово, но если в мире собственного

дома он действительно свободен творить по слову все, что ему вздумается, и даже начисто

разориться, когда того душа требует, то в мире гражданского ритуала его слова и дела

приведены в подчиненную связь с «чужим» словом — законом, т.е. в этом новом мире

свободный сам оказывается несвободным, оказывается объектом слова или, в понимании

античности, — рабом. Это заметил

188

М.К.Петров

еще Антифонт: «Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены

законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой,

приносят человеку свободу» (Оксиринх. Папирус. XI, № 1364, Ф.А., 4).

Таким образом, возникающее на палубе пиратского корабля личное чувство свободы, власти

над ритуалом и ответственности за слово, командующее действиями многих, посажено в

полисе в клетку собственного дома и переходит за этими рамками в чувство несвободы и

зависимости от «изобретения славных древних законодателей», от безликой и всеобщей силы

законов. Если пираттворец перманентный, нанизывающий акты творчества в бесконечный

текст, в бесконечную цепь событий, где более или менее строго выдерживается запрет на

плагиат, то законодательтворец разовый, который в едином акте раз и навсегда закрепляет

текст ограниченной длины, чтобы затем уйти со сцены и оставить потомкам продукт своего

творчества на правах высшей и авторитетнейшей инстанции, на правах закона или

Священного Писания. Здесь мертвый начинает хватать за горло живого. И когда Платон,

например, заставляет своего «создателя» сотворить мир, а затем тут же уводит его на покой,

«сделав все эти распоряжения, он пребывал затем в состоянии, свойственном своему

существу» (Тимей, 42 Е), мы узнаем знакомую картину законодателя, творящего ритуал по

слову.

Насквозь*земной в своих помыслах, просоленный всеми ветрами пират идет по ступенькам

творчества в небо. И здесь, в эпоху становления полиса, мы застаем его временно

исполняющим должность законодателя — Ликурга, Солона, Клисфена и др. Их еще много,

этих «славных древних законодателей», но их уже несравненно меньше, чем пиратов-воиновземледельцев в гомеровские времена. Пират штурмует небо, чтобы опустошить Олимп и сесть

на нем одинокой фигурой пирата-законодателя-творца, который весь мир превратил в свой

дом, где он один повелитель.

ГЛАВА IV. АНТИЧНАЯ КЛАССИКА

Город-государство выдвигается в основную социальную структуру новой цивилизации, и

значительная часть тех отношений, с которыми мы встречались на уровне человекагосударства, начинает воспроизводиться на уровне полиса как отношения межполисные,

которые, с одной стороны, связывают полисы в экономическую и культурную целостность, а с

другой, и это не менее важно, устанавливают в рамках этой целостности обычные ранговыераспределения по силе и экономическому могуществу.

Большую роль в складывании и укреплении межполисных отношений, где также оказываются

возможными различные виды экономического и политического угнетения, играют

кровнородственные связи колоний и метрополий, которые довольно быстро перерождаются в

связи экономические и получают относительную самостоятельность. Насколько эти связи

становятся для полиса существенными и как быстро складывающийся панэллинский рынок

вторгается в экономическую жизнь полиса, формирует эту жизнь, говорит тот факт, что уже в

IV в. до н.э. Ксенофонту приходится самым обстоятельным и серьезным образом исследовать

проблему экономической состоятельности Афин: «Я решил посмотреть, не могут ли афинские

граждане каким-нибудь образом прокормиться за счет собственной страны, что и было бы

всего справедливее. Ибо я считаю, что если бы это оказалось возможным, то они

одновременно смогли бы помочь своей

190

М.К.Петров

бедности и перестали бы возбуждать подозрение эллинов» (О доходах, I). По свидетельству

Демосфена, в Афины этого времени ввозилось около 800 тыс. ме-димнов хлеба (примерно 45 000

т), причем половина — из Феодосии (Речь против Лептина, 31-33). А Лисий в речи против

хлебных торговцев прямо обвинял их в мошенничестве и антинародной политике: «Их интересы

противоположны интересам других: они больше всего наживаются тогда, когда при известии о

каком-нибудь государственном бедствии продают хлеб по дорогим ценам. Ваши несчастья так

приятно им видеть, что иногда о них они узнают раньше всех, а иногда их сочиняют: то корабли

наши в Понте погибли, то они захвачены спартанцами по выходе из Геллеспонта, то гавани

находятся в блокаде, то перемирие будет нарушено» (Лисий, XXII. Речь против хлебных

торговцев, 14).

Вместе с городом-государством поднимается и ряд общеэллинских культовых и культурных

центров, которые также включаются в становление экономических и политических связей.

Наиболее известны из них Дельфы в Фокиде с двумя священными источниками и «пупом земли»

— омфалом в храме Аполлона; Делос — наименьший из Кикладских островов с его священными

лаврами; Додона в Эпире со священными дубами и источником; и, конечно же, Олимпия в Элиде,

где с 776 г. до н.э. происходили общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского. Все эти

общегреческие празднества способствовали укреплению существующих и завязыванию новых

контактов, а соревнования атлетов, поэтов, музыкантов, к которым допускались только не

запятнанные преступлением свободные, вырабатывали высокий общеэллинский стандарт

физически и умственно развитого человека.

Стандарт этот всегда стоял перед глазами греческого юноши. Победители Олимпийских игр,

«олимпио-ники», пользовались особенным почетом и в ойкумене и у себя в городе. Тот, кто

побеждал трижды, получал право поставить собственную статую в Олимпии, но даже простой

однократный победитель в одном из видов (бег, двойной бег, долгий бег, пятиборье, кулачАнтичная культура

191

ный бой и т.д.), как правило, пожизненно освобождался от всех государственных повинностей, что

делало перспективу победы еще более привлекательной.

Смешению и осреднению всех разновидностей обычаев и культов способствовало также

включение в культурную ойкумену колоний, которые были допущены к участию в общегреческих

торжествах с 40-й Олимпиады (620 г. до н.э.). Процесс объединения поддерживался и рядом

унифицирующих тенденций, таких, как единая валютная система, единые цены, общность письма

и литературы и т.п.

Но наиболее сильным интегрирующим моментом стала для Греции угроза персидского нашествия,

особенно после неудачного восстания ионийских городов на побережье Малой Азии (494 г. до

н.э.). Угроза нависла над бассейном в целом, когда, подавив восстание, персы предприняли

несколько комбинированных сухопутно-морских походов. Битвы при Марафоне (490 г. до н.э.),

при Фермопилах и у Саламина (480 г. до н.э.), при Платеях и Микале (479 г. до н.э.), при Эвримедонте (468 г. до н.э.), хотя и не все они были победами, потребовали такого напряжения сил, что

чувство национального единства, общности судьбы, резкой грани между эллинами и варварами

стало живым и активным чувством каждого свободного эллина.

Отразив угрозу персов, греки в пределах всей ойкумены получили новый мир объединенного

интереса, в котором могли теперь происходить и действительно происходили раздоры и смуты, нов отношении к варварскому окружению он выступал всегда целостным и замкнутым миром

специфических процессов и отношений. Кроме парного космоса «домашних» и «гражданских»

интересов в уме грека начинает формироваться представление о новой, высшей, общеэллинской

сущности со своими неведомыми законодателями, героями и умопостигаемыми законами, по

отношению к которым законы собственного города-государства должны рассматриваться

второстепенными и производными.

Борьба с персами была не только напряжением духовных и физических сил полисной Греции. Она

во

192

М.К.Петров

многих случаях требовала внутренней перестройки, внутренней перекристаллизации

сложившихся отношений, и часть этих актов оказалась устойчивыми синтезами, которые

надолго определили и внешнюю политику и способ жизни отдельных полисов. Поэтому,

приступая к анализу того творческого семиотического взрыва, который характерен для эпохи

VI-IV вв. до н.э. и дает ей название классики, мы обязаны остановиться на этих внутренних

перестройках и пертурбациях в полисной жизни.

Без учета этих изменений мы попросту не поймем ни фронтонов и фризов Парфенона, ни

самого процесса канонизации и распочкования искусств. Не поймем причин того явления, что

на входе в классику перед нами духовный универсализм, когда нет, собственно, ни

драматургов, ни философов, ни риторов, ни поэтов, а есть лишь великие совмещенные фигуры

вроде Солона, который был одновременно и политическим деятелем, и законодателем, и

философом, и поэтом. Он даже, по преданию, тронул сердца сограждан именно поэтическим

искусством — заставил себя избрать в законодатели, сочинив элегию, которая начиналась

словами:

Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала: Вижу, как клонится ниц первая прежде страна Меж

Ионийских земель.

В этой элегии Солон, по словам Аристотеля, «нападает на обе партии, защищая в то же время

одну от другой, разбирает весь спор, а после этого убеждает одинаково тех и других

прекратить возникший раздор» (Афинская политая, V, 2). Неясно только, каким способом

Солон довел эту элегию до сограждан — читал ли ее на рыночной площади или исполнял на

кифаре.

А вот на выходе из классики перед нами типичная картина

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн