Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

духовного профессионализма.

Здесь законодателю уже не нужно быть одновременно и поэтом, и философом, и оратором,

здесь каждое искусство отделено от других спецификой собственного формализма: историки

пишут прозой, поэты — метром, ваятели —

Античная культура

193

каноном, музыканты — гармонией. Законодателю не приходит уже в голову объясняться с

согражданами в стиле теоретических элегий. Смещая ориентиры с чего-то внешнего и

объединяющего на имманентный различающий формализм, деятели античной культуры к

концу классического периода оказываются примерно в той же позиции профессионального

кретинизма и снобизма, в позиции взаимного непонимания и взаимного превращения, в какой

когда-то располагались олимпийские профессионалы, а в наш славный век располагаются

люди в белых халатах, профессионалы от науки.

Когда союзники обвинили лакедемонян в малочисленности их воинов, то спартанский

командующий, по Полиену, предложил наглядную и характерную для спартанского образа

мыслей процедуру: «Агесилай на равнине приказал сесть отдельно лакедемонянам, отдельно

союзникам. Когда они расселись так, глашатай объявил: пусть встанут гончары; у союзников

встало немало. Вторыми — кузнецы; встали многие. В-третьих — плотники; встало еще

больше. Так вызывал он по порядку и остальных ремесленников, и занимающихся низкими

работами, и без малого встали почти все союзники, из лакедемонян же ни один: им запрещено

было заниматься низким ремеслом. Таким-то образом союзникам было показано, что

лакедемоняне составляют большее количество воинов, чем союзники» (Военные хитрости, II,

1). К деятелям культуры доклассического времени такая процедура была бы неприменима,

зато где-то к середине IV в. до н.э. и глашатай не затруднился бы объявлять профессии, и

воины творчества твердо бы знали, на какой крик .вставать.1. ПОЛИС ДО И ПОСЛЕ ПЕРСИДСКОГО НАШЕСТВИЯ

Солону, а вслед на ним и Клисфену удалось расшатать кровнородственные связи, а также

связи граждан с землей и наследственным ремеслом. Однако процесс освобождения от

родовых традиционных пут был да-

194

М.К.Петров

лек еще от завершения частью потому, что земля традиционно мыслилась неотчуждаемой

собственностью (хотя после Солона она и ^»югла менять владельца), а частью, причем главной, в

силу установившейся от века традиции. Этот психологический консерватизм как сумма

«пережитков олимпийского прошлого» обрекал на неудачу любые попытки радикально изменить

привычный уклад жизни и традиционные психологические установки.

Перипетии персидского нашествия внесли в сознание грека, афинского во всяком случае,

представление о новом способе существования, который вовсе не обязательно соотнесен с какимто конкретным участком земли, с храмами своих особых богов и могилами отцов. Гражданская

принадлежность оказалась более прочной и надежной, а главное — более гибкой связью, которая

открыла перед греком классического периода новые жизненные горизонты и поставила перед ним

в чистом и не замутненном традицией виде большую группу теоретических и практических

проблем, связанных уже не только с навыком «жить сообща», но и с навыком эксплуатировать

сообща, извлекать пользу вообще, «доход», из окружения как на личном, так и на

государственном уровне.

Слава первооткрывателя этой новой тропинки исторического развития, которая выводит на

широкую дорогу межполисных союзов и античных империй, принадлежит, бесспорно,

<$емистоклу: ему первому удалось под страхом гибели от персов оторвать граждан от насиженной земли и привычных занятий, превратить их в граждан «вообще», способных заниматься чем угодно, в частности и земледелием, но не привязанных, собственно, ни к какому определенному ремеслу. Эсхин, например, в попытке очернить своего политического противника Тимарха так рисует его имущественное положение и экономическую деятельность: «Отец оставил ему такое состояние, за счет которого всякий другой мог бы даже выполнять общественные повинности, а он не сумел сохранить это состояние даже для себя! Действительно, он получил дом Античная культура 195 за Акрополем, загородное имение в Сфетте, еще один участок в Алопеке, кроме того, девять или десять рабов, специалистов по кожевенному делу, из которых каждый приносил ему ежедневно два обола оброка, а заведующий мастерской — даже три. Прибавьте сюда женщину, искусную в выделке одежды из аморгосско-го льна, которую она сама выносила продавать на рынок, мужчину-вышивальщика, ряд сумм, оставшихся за должниками его отца, и всякую утварь» (Эсхин, I. Против Тимарха). Процесс разрыва связей с землей и ремеслом, превращения собственности из формы конкретного владения некоторой суммой отчуждаемых навыков в форму абстрактного владения «источниками дохода» возникает уже во времена Солона, о чем, в частности, говорит сто закон о передаче навыка от отца к сыну, но наиболее бурно этот процесс протекает в период персидского нашествия и после него. Афиняне познакомились со свойствами капитала как такового, и грек V в. до н.э. без труда понимает тонкости извлечения прибыли вообще. Ксенофонт приводит разговор Сократа с Аристархом, попавшим в затруднительное положение: «Когда у нас в городе началось восстание и многие бежали в Пирей, ко мне сошлись покинутые сестры, племянницы, двоюродные сестры, и столько их собралось, что теперь у меня в доме одних свободных четырнадцать человек. А доходов нет у нас никаких — ни от земли, потому что она в руках противной партии, ни от домов, потому что в городе мало народа». Начатый с этого заявления Аристарха разговор настолько любопытен в интересующем нас плане, что мы приведем его почти полностью: «Выслушав это, Сократ сказал: что же за причина, что Керамон, который содержит много людей, может не только добывать и себе и им средства к жизни, но еще столько у него остается, что он даже нажил состояние, а ты оттого, что содержишь много людей, боишься, как бы вам всем не умереть от недостатка средств. — Потому что, клянусь Зевсом, — отвечал Аристарх, — он содержит рабов, а я — свободных. 196 М. К. Петров — Кто же, по-твоему, лучше, — спросил Сократ, — свободные у тебя или рабы у Керамона? — Я думаю, — отвечал он, — свободные у меня.— Гак разве это не срам, — сказал Сократ, — что он благодаря худшим живет в богатстве, а ты с гораздо лучшими — в бедности? — Да, клянусь Зевсом, — отвечал Аристарх, — он ведь содержит ремесленников, а я людей, получивших воспитание свободных граждан. — Так, ремесленники — это люди, умеющие делать что-нибудь полезное? — спросил Сократ. — Конечно, — отвечал Аристарх. — Мука — полезная вещь? — Очень даже. — А печеный хлеб? — Нисколько не хуже. — А плащи мужские и женские, рубашки, солдатские накидки, рабочие блузы? — спросил Сократ. — И это все очень полезные вещи, -^отвечал Аристарх. — Неужели твои ничего этого не умеют делать? — спросил Сократ. — Нет, все умеют, думаю. — Разве ты не знаешь, что одним таким занятием, приготовлением муки, Навликид не только себя со слугами может прокормить, но, сверх того, и множество свиней и коров и столько у него еще остается, что он и в пользу города может часто исполнять разные литургии; а печением хлеба Киреб содержит весь дом и живет великолепно. Демей рз Коллита изготовляет солдатские накидки, Менон — тонкие платья, а огромное большинство мегарцев — рабочие блузы, и на это все они живут — разве ты этого не знаешь? — Да, клянусь Зевсом: они ведь покупают и де^кат у себя варваров, которых могут заставлять изготовлять такие хорошие вещи, а у меня живут свободные, да еще родные. — Так неужели оттого, что они свободные, они не должны ничего делать, как только есть и спать?» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, 7, 2-7). Этот последний вопрос о том, чем должен заниматься свободный, попадает прямо в центр проблемы № 1 классического полиса. Свойство капитала реализоваться в любой полезной деятельности и давать прибыль известно уже всем. Та же история с Аристархом заканчивается, например, финалом в духе рождественАнтичная культура 197 ских сказок: «После этого достали основной капитал, купили шерсти, во время работы обедали, после работы ужинали, из мрачных стали веселыми» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, 7, 12). Свободный труд в поисках приложения начинает конкурировать с рабским и в процессе этой конкуренции оказывается в крайне невыгодном положении, не говоря уже о моральной стороне дела. Сократ, например, предлагает Евферу: «Лучше тебе заняться таким делом, которое и на старости лет обеспечит тебя: обратиться к какому-нибудь состоятельному человеку, которому нужен помощник по управлению хозяйством, смотреть за полевыми работами, помогать в уборке хлеба и охране имущества, и таким образом, принося ему пользу, получать ее и самому». А Евфер отвечает: «Тяжело будет мне, Сократ, нести такую рабскую службу» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, 8, 3-4). Свободному приходится искать новые полезные занятия, причем такие, в которых конкуренция со стороны раба была бы наименьшей. Из традиционных технологий свободный труд продолжает оставаться господствующим в земледелии, и Сократ советует собеседникам последовать в этом смысле примеру персов: «Разве нам стыдно будет последовать примеру персидского царя? Он, говорят, считает одними из самых благородных и нужных занятий земледелие и военное искусство и чрезвычайно заботится о том и о другом» (Ксенофонт. Домострой, IV, 2). Однако и здесь налицо момент конкуренции: «Для людей, умеющих заботиться о деле и усердно обрабатывающих землю, земледелие — самое эффективное средство обогащения. Мой отец и сам так вел хозяйство, и меня научил. Он никогда не позволял мне покупать землю, хорошо обработанную, а такую, которая по небрежности ли хозяев или по недостатку средств у них не обработана и не засажена; такую он советовал покупать. Обработанная, говорил он, и стоит дорого, и улучшать ее нельзя» (Ксенофонт. Домострой, XX, 22). Но земледелие, как благородная и сложная технология, доступно далеко не всем, и свободные обраща- 198М. К. Петров ются к торговле, к операциям с движимым и недвижимым имуществом, к ростовщичеству, к сутяжничеству и ко многим другим занятиям. Особенно процветают сутяжники. Критон жалуется Сократу: «Тяжко жить в Афинах тому, кто хочет заниматься своими делами... меня таскают по судам разные лица не за вину с моей стороны, а только в расчете, что я скорее готов откупиться деньгами, чтобы только не возиться с судом» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, 9). Демосфен обвиняет Феокрина: «Он возбудил у архонта дело против Полиевкта за дурную опеку сиротского имущества... но, получив 300 драхм... примирился с ним и снял обвинение, предав интересы народа» (Демосфен. VIII, Против Феокрина, 32). Среди огромного многообразия новых «свободных» профессий мы обнаруживаем и такие, которые имеют прямое отношение к искусству. Так, обвиняя Тимарха в разбазаривании отцовского наследства, Эсхин говорит: «Дом в городе Тимарх продал комическому поэту Навсикрату; позднее этот дом купил у Навсикрата за двадцать мин преподаватель хорового искусства Кли-энет» (Эсхин, I. Против Тимарха, 98). И тому же Эсхи-ну принадлежит одна из лучших формулировок «свободного занятия» вообще: «Но, быть может, мне скажут, что, продав отчий дом, Тимарх мог приобрести себе другой в какой-либо иной части города, что деньги, вырученные от продажи загородного имения, участка в Алопеке, рабовремесленников и прочего имущества, он мог вложить в какое-либо предприятие в серебряных рудниках подобно тому, как раньше сделал его отец. Однако в том-то и дело, что у Тимарха не осталось ничего: ни своего дома, ни сдаваемого внаем, ни участка, ни рабов, ни денег, отданных в долг, ничего другого, что составляет источник существования для честных людей» (Эсхин, I. Против Тимарха, 105). Если сделать попытку присмотреться к тому, как все это произошло, как привязанные к земле и1 ремеслу граждане Афин превратились в людей свободных профессий, которые постоянно ищут и постоянно изобретают все новые способы приложения сил и таланАнтичная культура 199 тов и профессионализируют эти новые способы, то нам придется обратить внимание на те времена, когда впервые начинают упоминаться серебряные

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн