Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

как опорная
база для наступательных действий» (Геродот. История, I, 90).
И снова Фемистоклу пришлось проявлять дипломатические таланты. Он отправился в Спарту
тянуть время, а афиняне принялись спешно возводить стены: «Постройку стен он предложил
производить всем поголовно жителям государства — самим, и женам, и детям, не жалея ни
частного, ни общественного здания, раз из него можно было бы воспользоваться чем-нибудь
для работы, но ломать все» (Геродот. История, I, 90). Ломать приходилось действительно все;
по свидетельству Геродота, в стене можно было обнаружить что угодно: «В самой постройке
еще и теперь видны признаки того, что она производилась поспешно. Именно в нижних
частях сложены камни различного характера, кое-где даже не прилаженные один к другому,
но сложены так, как их сюда приносили отдельные люди. В стену вложено много плит с
надгробных памятников и много камней, обработанных для других целей» (История, I, 93).
Фукидид справедливо, как нам кажется, видит в этой истории со строительством стен начало
той строительной лихорадки, которая заставила афинян соорудить затем стены вокруг Пирея,
начать огромное по тем временам строительство общественных сооружений, в том числе и
таких, как перестроенный по плану Перикла ансамбль Акрополя. Не всем это нра-нилось.
Платон, например, упрекал Фемистокла, Ки-мона и Перикла за то, что они наполнили город
«портиками, деньгами и всевозможными пустяками» (Гор-гий, 526 В), да и в Народном
собрании, когда союзная казна была перенесена с Делоса в Афины, многие, по
206
М.К.Петров
Плутарху, чернили Перикла: «Эллины понимают, что они терпят страшное насилие и
подвергаются открытой тирании, видя, что на вносимые ими по принуждению деньги,
предназначенные для войны, мы золотим и наряжаем город, точно женщину-щеголиху, обвешивая его дорогим мрамором, статуями богов и храмами, стоящими тысячи талантов»
(Перикл, XII).
Перикл отвечал на эти обвинения: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в деньгах,
потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают варваров, тогда как союзники не
поставляют ничего — ни коня, ни корабля, ни гоплита, а только платят деньги; а деньги
принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает, если он доставляет то, за что
.получает. Но если государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными длявойны, необходимо тратить его богатство на такие работы, которые после окончания их
доставят государству вечную славу, а во время исполнения будут служить тотчас же
источником благосостояния, благодаря тому что явится всевозможная работа и разные
потребности, которые пробуждают всякие ремесла, дают занятие всем рукам, составляют
заработок чуть ли не всему государству, так что оно за свой счет себя и украшает и кормит»
(Плутарх. Перикл, XII).
И действительно, жизнь в Афинах кипела: «Там, где были материалы: камень, медь, слоновая
кость, черное дерево, кипарис; где были ремесленники, обрабатывающие эти материалы:
плотники, мастера глиняных изделий, медники, каменотесы, красильщики золота,
размягчители слоновой кости, живописцы, эмалировщики, граверы; люди, причастные к
перевозке и доставке этих материалов: по морю — крупные торговцы, матросы, кормчие, а по
земле — тележные мастера, содержатели лошадей, кучера, крутильщики канатов,
веревочники, шорники, строители дорог, рудокопы; где, словно у полководца, имеющего
собственную армию, у каждого ремесла была организованная масса низших рабочих, не
знавших никакого мастерства, имевшая значение простого орудия, «тела», при произАнтичная культура
207
водстве работ, — там эти работы распределяли, сеяли благосостояние во всяких, можно
сказать, возрастах и способностях» (Плутарх. Перикл, XII).
Возникает, таким образом, какой-то общий сдвиг деятельности к строительству или, вернее,
распад деятельности полиса на две составляющие. Одну из них можно считать традиционной:
она воспроизводит ритуал, наличные социальные отношения. Но вот вторую составляющую,
эту строительную лихорадку, начало которой нетрудно объяснить восстановлением после
нашествия и кознями лакедемонян, оказывается все же трудно понять в рамках ритуальной
необходимости. В самом деле, почему именно Парфенон? Или почему портики?
Экономическая сторона дела выглядит довольно прозрачно: перед нами, видимо, явление того
же порядка, что и те, которые вызывают к жизни вещи загадочные и величественные, такие,
как Куско, Запретный город в Пекине, Чичен-Итца, Фатехпур-сикри и т.п., т.е. перед нами
прямое или косвенное омертвление капитала в общественные сокровища. Плутарх так,
собственно, и рассматривает все это строительство, когда он бесхитростно говорит о его
мотивах: «Перикл хотел, чтобы рабочая масса, не несущая военной службы, не была
обездолена, но вместе с тем чтобы она не получала денег в бездействии и праздности»
(Перикл, XII).
Такое экономическое понимание объясняет многие частные детали, и прежде всего
технологическую «всеядность» грека классического периода: его интерес к «полезному
занятию вообще» и безразличие к конкретной форме этого занятия, что мы уже видели в
свидетельствах Ксенофонта и Эсхина. В самом деле, если речь идет только о том, чтобы
«занять» рабочую массу, то, собственно, безразлично, каким способом она занята: пилит ли
камни для постройки Эрехтейона, получая за это драхму в день, либо же распиливает этот
Эрехтейон на кубики-сувениры, получая все ту же драхму в день. В деятельности полиса
появляется элемент бессмыслицы, «чудесного», выброшенного за ритуал, того, что Перикл
называет «вечной славой», а
208
М. К. Петров
Плутарх воспринимает именно как спор со временем: «Но что доставило жителям больше
всего удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление,
что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество
Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, — это постройка величественных зданий»
(Перикл, XII).
Пират-законодатель предстает в новом амплуа: предстает как творец величественной
бессмыслицы, которая способна «приводить в изумление» весь свет и вызывать у людей то,
что новое время назовет чувством «естественного благочестия», описание которого можно
встретить и у Гоббса, и у Канта, да и у всех вообще философов, в том числе и античных. Уже
древние понимали, что истолковать этот тип действий рационально, свести его к ритуалу, к
«природе», нет никакой возможности. Понимали, что здесь возникает какой-то алогизм,нарушение установившихся норм жизни. Антифонт, например, четко выразил эту антиномию
деятельности, заметив, что искусствовыдумка законодателей и существует оно по закону
(УОЦШ), а отнюдь не по природе (право на существование как деятельность чисто субъективная. По существу, к той же мысли склоняется и Платон, у которого бог «восхотел, чтобы по возможности все было добрым, дурного же ничего не было» (Тимей, 30 А), а восхотел потому, что он «чужд зависти», не имеет обычая «творить что-либо иначе, кроме прекраснейшего» (Тимей, 29 Е). Вместе с тем всякое сокровище, идет ли речь о пирамиде Хеопса или о кубке работы Гефеста — подарке Телемаху от Менелая, всегда имеет в доантичные периоды какое-то ритуальносемиотическое значение, будучи подчинено общему семиотическому закону немотивированности знака, тем или иным способом через знак организует мир либо удерживает его организованным. Оно или выступает символом надежности и нерушимости заведенного цикла жизни, помогая воспроизводить этот цикл бесконечно, или же фиксирует какую-то деталь этого всеобщего ритуала, напоминая, Античная культура 209 например, Телемаху, что кроме Итаки и буйствующих женихов есть на свете Лакедемон, где царствует Мене-лай, друг Одиссея, который в случае чего не оставит в беде и клятвой подтверждает это: Боги! Так подлинно сын несказанно мне милого друга, Столько тревог за меня потерпевшего, дом посетил мой, Я ж самого Одиссея отличнее прочих ахеян Встретить надеждой ласкался, когда б в кораблях быстроходных Путь нам домой по волнам отворил громовержец Кронион; Град бы ему я в Аргосе построил с дворцом для жилища; Взял бы его самого из Итаки с богатствами, с сыном, С целым народом; и область для них бы очистил, моими Близко людьми населенную, мой признающими скипетр. (Одиссея, IV, 169-177) И вот если с этими мерками ритуальной значимости мы подходим к той лихорадочной деятельности, которая обуяла Афины V-FV вв. до н.э., дала миру классические образцы античности, мы тут же наталкиваемся на сокрушительный вывод: хотя с экономической точки зрения перед нами типичное для всех олимпийских культур угасание избыточной деятельности в сокровищах, своего рода компенсация нестабильности, в Афинах эти сокровища не несут ритуальных функций, не столько укрепляют ритуал, сколько разрушают его — переделывают его в новый. Это все та же «текстуальность», и античность ввела для такой деритуализирующей деятельности прекрасный термин «технэ» (TEXVTI), окруженный исходными значениями •пктсо— рождать, TEKVOV— ребенок и т.п., которыми подчеркивалось рождение нового как характерная черта этой деятельности. Перейдя на ars (от греческого dpapicnco — соединять, сплачивать, сколачивать), римляне не слишком удачно сдвинули значение к моменту формализма, «собирания» нового из наличного формального материала. Но в этом вина и заслуга не только римлян: сдвиг отражает реальное движение творчества, его распочкование в формально обособленные искусства, что, собственно, и составляет особенность классического периода. 210 М.К.Петров Даже в таких каменно-статуарных, «строительных», формах творчество суть деятельность субъективная, а поэтому бессмысленная в том значении, какое Плутарх вкладывает в слова «приводило весь свет в изумление», а Аристотель — в знаменитый постулат: «Вследствие удивления люди и теперь и впервые начали философствовать» (Метафизика, 982в). Этот тезис, а его мы намерены придерживаться в дальнейшем изложении, может показаться странным в связи с тем, что античное искусство пользуется установившейся репутацией образца и вершины творчества, предмета для подражания, а нам придется показать его переходным моментом в движении от Олимпа к чему-то новому, причем моментом субъективным и определенным скорее возможностями материала и требованием преемственности, чем какими-то осознанными представлениями об интересах, вкусах, целях, задачах, которые принято сводить в понятие объективности искусства или правды жизни. Любителям такого подхода можно только напомнить слова Гёте: Grau, treurer Freund, ist alle Theorie, Und gran des Lebens goldner Baum. (Faust)Древо жизни, а с ним и «правда жизни», Дике древних, обнаруживает в эпоху классики такое мутационное разнообразие и такое богатство красок, что любая попытка уложить это многообразие в прокрустово ложе рассудочных определений грозит непоправимо исказить общую картину процессов. Глядя на Парфенон, например, мы не имеем права задуматься над тем, насколько полно отражены в нем представления Иктина и Калликрата об афинском государственном строе, о передовой роли афинского демоса в развитии античной культуры, о причинах свободного обращения архитекторов с математическими представлениями о точности, хотя весьма возможно, что некоторые из этих мыслей приходили иногда в головы Фидия, Иктина, Калликрата, Мнесикла или даже в головы тех упоминающихся в отчетах каменщиков, которые пилили Античная культура 211 плиты для Эрехтейона за драхму в день. Нас должно интересовать другое: почему, например, в архитектуре V в. до н.э. очевидно преобладание дорических элементов и становление архитектурных норм обнаруживает явно иерархическую структуру. Это выражается, например, в том, что, сооружая Колизей, римляне используют все три ордера, но в его ярусах дорический, как правило, располагается под ионическим, а коринфский — выше дорического и ионического. И прежде всего нас должно интересовать, насколько далеко и в каких направлениях эта деятельность (идет ли речь о строительстве, или о статуях, или о поэзии) отходит от традиции. Отходить от чего-то другого деятельность не может, и поэтому наш тезис о величественной бессмыслице как об основном содержании строительного творчества, которое греки долго еще будут называть «главным искусством», или «архитектурой», следует сразу же уточнить в том плане, что дело здесь идет о «бессмыслице» вполне определенной и конкретной — о бессмыслице с точки зрения наличного ритуала, по отношению к которому она только и может проявить себя как новое и достойное изумления. Если подходить к этой деятельности из далекого будущего, из XX в. н.э., например, то чувство новизны пропадает, все становится исполненным смысла, «классикой». Ясно, что это свойство «быть классикой» родилось не вдруг,

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн