Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

как опорная
база для наступательных действий» (Геродот. История, I, 90).
И снова Фемистоклу пришлось проявлять дипломатические таланты. Он отправился в Спарту
тянуть время, а афиняне принялись спешно возводить стены: «Постройку стен он предложил
производить всем поголовно жителям государства — самим, и женам, и детям, не жалея ни
частного, ни общественного здания, раз из него можно было бы воспользоваться чем-нибудь
для работы, но ломать все» (Геродот. История, I, 90). Ломать приходилось действительно все;
по свидетельству Геродота, в стене можно было обнаружить что угодно: «В самой постройке
еще и теперь видны признаки того, что она производилась поспешно. Именно в нижних
частях сложены камни различного характера, кое-где даже не прилаженные один к другому,
но сложены так, как их сюда приносили отдельные люди. В стену вложено много плит с
надгробных памятников и много камней, обработанных для других целей» (История, I, 93).
Фукидид справедливо, как нам кажется, видит в этой истории со строительством стен начало
той строительной лихорадки, которая заставила афинян соорудить затем стены вокруг Пирея,
начать огромное по тем временам строительство общественных сооружений, в том числе и
таких, как перестроенный по плану Перикла ансамбль Акрополя. Не всем это нра-нилось.
Платон, например, упрекал Фемистокла, Ки-мона и Перикла за то, что они наполнили город
«портиками, деньгами и всевозможными пустяками» (Гор-гий, 526 В), да и в Народном
собрании, когда союзная казна была перенесена с Делоса в Афины, многие, по
206
М.К.Петров
Плутарху, чернили Перикла: «Эллины понимают, что они терпят страшное насилие и
подвергаются открытой тирании, видя, что на вносимые ими по принуждению деньги,
предназначенные для войны, мы золотим и наряжаем город, точно женщину-щеголиху, обвешивая его дорогим мрамором, статуями богов и храмами, стоящими тысячи талантов»
(Перикл, XII).
Перикл отвечал на эти обвинения: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в деньгах,
потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают варваров, тогда как союзники не
поставляют ничего — ни коня, ни корабля, ни гоплита, а только платят деньги; а деньги
принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает, если он доставляет то, за что
.получает. Но если государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными длявойны, необходимо тратить его богатство на такие работы, которые после окончания их
доставят государству вечную славу, а во время исполнения будут служить тотчас же
источником благосостояния, благодаря тому что явится всевозможная работа и разные
потребности, которые пробуждают всякие ремесла, дают занятие всем рукам, составляют
заработок чуть ли не всему государству, так что оно за свой счет себя и украшает и кормит»
(Плутарх. Перикл, XII).
И действительно, жизнь в Афинах кипела: «Там, где были материалы: камень, медь, слоновая
кость, черное дерево, кипарис; где были ремесленники, обрабатывающие эти материалы:
плотники, мастера глиняных изделий, медники, каменотесы, красильщики золота,
размягчители слоновой кости, живописцы, эмалировщики, граверы; люди, причастные к
перевозке и доставке этих материалов: по морю — крупные торговцы, матросы, кормчие, а по
земле — тележные мастера, содержатели лошадей, кучера, крутильщики канатов,
веревочники, шорники, строители дорог, рудокопы; где, словно у полководца, имеющего
собственную армию, у каждого ремесла была организованная масса низших рабочих, не
знавших никакого мастерства, имевшая значение простого орудия, «тела», при произАнтичная культура
207
водстве работ, — там эти работы распределяли, сеяли благосостояние во всяких, можно
сказать, возрастах и способностях» (Плутарх. Перикл, XII).
Возникает, таким образом, какой-то общий сдвиг деятельности к строительству или, вернее,
распад деятельности полиса на две составляющие. Одну из них можно считать традиционной:
она воспроизводит ритуал, наличные социальные отношения. Но вот вторую составляющую,
эту строительную лихорадку, начало которой нетрудно объяснить восстановлением после
нашествия и кознями лакедемонян, оказывается все же трудно понять в рамках ритуальной
необходимости. В самом деле, почему именно Парфенон? Или почему портики?
Экономическая сторона дела выглядит довольно прозрачно: перед нами, видимо, явление того
же порядка, что и те, которые вызывают к жизни вещи загадочные и величественные, такие,
как Куско, Запретный город в Пекине, Чичен-Итца, Фатехпур-сикри и т.п., т.е. перед нами
прямое или косвенное омертвление капитала в общественные сокровища. Плутарх так,
собственно, и рассматривает все это строительство, когда он бесхитростно говорит о его
мотивах: «Перикл хотел, чтобы рабочая масса, не несущая военной службы, не была
обездолена, но вместе с тем чтобы она не получала денег в бездействии и праздности»
(Перикл, XII).
Такое экономическое понимание объясняет многие частные детали, и прежде всего
технологическую «всеядность» грека классического периода: его интерес к «полезному
занятию вообще» и безразличие к конкретной форме этого занятия, что мы уже видели в
свидетельствах Ксенофонта и Эсхина. В самом деле, если речь идет только о том, чтобы
«занять» рабочую массу, то, собственно, безразлично, каким способом она занята: пилит ли
камни для постройки Эрехтейона, получая за это драхму в день, либо же распиливает этот
Эрехтейон на кубики-сувениры, получая все ту же драхму в день. В деятельности полиса
появляется элемент бессмыслицы, «чудесного», выброшенного за ритуал, того, что Перикл
называет «вечной славой», а
208
М. К. Петров
Плутарх воспринимает именно как спор со временем: «Но что доставило жителям больше
всего удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление,
что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество
Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, — это постройка величественных зданий»
(Перикл, XII).
Пират-законодатель предстает в новом амплуа: предстает как творец величественной
бессмыслицы, которая способна «приводить в изумление» весь свет и вызывать у людей то,
что новое время назовет чувством «естественного благочестия», описание которого можно
встретить и у Гоббса, и у Канта, да и у всех вообще философов, в том числе и античных. Уже
древние понимали, что истолковать этот тип действий рационально, свести его к ритуалу, к
«природе», нет никакой возможности. Понимали, что здесь возникает какой-то алогизм,нарушение установившихся норм жизни. Антифонт, например, четко выразил эту антиномию
деятельности, заметив, что искусствовыдумка законодателей и существует оно по закону
(УОЦШ), а отнюдь не по природе (130313254

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн