Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

накоплено веками оглядок на античность как на исходный
момент христианско-евро-пейской цивилизации. Грек V-FV вв. до н.э. вряд ли мог даже
подозревать, что именно его деятельность и будет через пару тысячелетий возведена в
достоинство классического образца. Все, видимо, было проще и «приземленнее», во всяком случае
в тех свидетельствах, которыми мы располагаем, классический грек выглядит не таким уж
счастливым и беспечным существом, каким иногда его показывают учебники и энциклопедии.
Он прошел Саламин, т.е. отвез жену и детей на Пелопоннес, стариков и имущество — на Саламин,
бросил на разграбление персам все: святыни, могилы от-
212
М.К.Петров
цов, налаженное хозяйствосвой дом, в котором он был один повелитель. А сам взял в руки
весло, сел на корабль и несколько лет ходил по морям воевать перса то на Крите, то на другом
конце ойкумены — у Византия. А когда он вернулся на пепелище, то первое, что ему
пришлось делать спешно и тайно от союзников, — это восстанавливать стены, не жалея для
этого тех самых святынь и надгробий, бросить которые было бы так тяжело перед приходом
персов. Так и пошло-завертелось: то стены, то корабль, то бунтующие союзники, то Парфенон
— одна кампания за другой. От своего дома осталось пустое место: дела пошли общие и
смешанные, вся жизнь на виду, а иногда и на суде.
Если говорить серьезно о духовной классике того времени как о каком-то общем свойстве
эпохи, то можно было бы указать только на одну равнораспреде-ленную «классическую»
черту: афинский грек потерял интерес к тому, что он делает, это теперь стало известным
узкому кругу лиц — политикам-зодчим, — зато он самым серьезным образом заинтересовался
тем, какую пользу, причем пользу личную и выраженную во всеобщем эквиваленте, можно
извлечь из деятельности. И совершенно правы античные авторы, когда они четко проводят
демаркационную линию между слепой, ищущей приложений активностью (Suvantq
Аристотеля, «род причины беспорядочной» Платона) и организующим началом.
Целеполагающее осмысление отчуждено теперь в фигуру зодчего — он один способен
охватить картину в целом, связать частные и промежуточные цели в единую упорядоченную
систему, в «замысел», в «архитектонику». Пират наращивает квалификацию, становится не
только законодателем, который, создав законы, скромно удаляется со сцены, предоставив
времени одевать эти законы плотью ритуала, но и зодчим, который сам лично измышляетстранное и необычное, а затем реализует свой замысел, активно подчиняя своему разуму и
организуя поведение людей и вещей. Разум становится творческой, активной силой, «движет,
оставаясь неподвижным» (Аристотель), «держит переАнтичная культура
213
вес над необходимостью тем, что заставляет ее приводить большую часть вещей к благу» (Платон.
Тимей, 48 А).
2. ТВОРЧЕСТВО
Всякое творчество предполагает активное отношение к ритуалу: слом его целиком или в
какой-то части с последующим построением новых ритуальных элементов. И если мы
говорим, что в доклассический период, в эпоху перехода от человека-государства к городугосударству, творчество носило не расчлененный по форме характер, универсально
использовало любые доступные формы, то это явление следует понимать весьма широко и
многопланово, не пытаясь, например, идти в уточнениях дальше простого противопоставления «мудреца» доклассического периода специализированным поэтам, философам,
историкам, ваятелям классики. Анализ распочкования, перехода из нерасчлененного в
предметно-дисциплинарное состояние должен, видимо, учитывать, во-первых, сравнительную
простоту и «обозримость» полисного ритуала, который в процессе формирования накапливает
сложность и постепенно уходит за рамки возможного восприятия и целостности, а во-вторых,
приходится учитывать отсутствие или необжитость новых средств выражения и закрепления
продуктов творчества. Последнее особенно важно — формальный элемент служит для
античности и башней вавилонской, позволяющей спустить Олимп на землю, и «вещью в
себе», изучение которой и развертывание результатов в многообразие познанного, рассудочно
упорядоченного, представляется, за малыми исключениями, не просто средством, но смыслом
и самоцелью творчества.
Письменность, например, позволила грекам опред-метить все виды речи, категориальный
формализм, логику; позволила разделить стили по принадлежности к тому или иному
искусству, хотя первоначально не искусство вырабатывает свой собственный формализм, а,
напротив, на том или ином виде традиционного фор-
214
М.К.Петров
мализма начинает вырабатываться, развиваться и отпочковываться от других какое-то
определенное искусство. Аристотель хорошо видел и понимал эту особенность возникающих
искусств: «Только люди, связывающие понятие «творить» с метром, называют одних
элегиками, других — эпиками, величая их поэтами не по сущности подражания, а вообще по
метру. И если издадут написанный метром какой-нибудь трактат по медицине или физике, то
они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего
общего, кроме метра, почему первого справедливо называть поэтом, а второго скорее
фисиоло-гом, чем поэтом. Равным образом если бы кто-нибудь издал сочинение, соединяя в
нем все размеры, подобно тому как Херемон создал «Кентавра», рапсодию, смешанную из
всяких метров, то и его приходится называть поэтом» (Поэтика, 1447Ь).
У Аристотеля уже виден протест против классификации искусств по форме, в данном случае
по метру, но реальная обстановка генезиса искусств вряд ли оставляет место для подобных
возражений. Тот же метр в эпоху профессионально-государственной письменности выполнял,
в частности, и ту функцию, которую позже взяла на себя грамотность, а именно функцию
мнемоническую, т.е. функционировал как универсальная форма записи-напоминания. И
чтобы обособиться в поэзию, в специализированную форму творчества со своим предметом и
архивом поэтических формализации, он должен был потерять черты универсализма: отдать
что-то возникающей прозе, ваянию, росписи и т.д.
Все это происходит не сразу, и многое на переходе от мудреца к художнику представляется
нам, приученным к строгости и различенности формализмов, странным и непонятным.
Плутарх, например, рассказывая о деятельности Солона во время войны с мегар-цами,
приводит одно из распространенных преданий: «Солон поехал морем вместе с Писистратом
на Колиа-ду. Там он застал всех женщин приносящими жертву Деметре по древнему обычаю.
Он послал на Саламин верного человека, который должен был выдать себя заАнтичная культура
215
перебежчика и посоветовать мегарянам, если они хотят, захватить афинских женщин высшего
круга, как можно скорее ехать с ним на Колиаду. Мегаряне поверили ему и послали отряд на
корабле. Когда Солон увидел, что корабль отчаливает от острова, он велел женщинам уйти
прочь, а юношам, еще не имеющим бороды, приказал надеть их платья, головные уборы и
обувь, спрятать под платьем кинжалы, играть и плясать у моря, пока неприятели не выйдут на
берег, а афиняне не завладеют кораблем. Между тем обманутые их видом мегаряне, пристав к
берегу, наперебой стали выскакивать из корабля, приняв их за женщин. Ни один из них не
спасся; все погибли. А афиняне поплыли на Саламин и овладели им» (Плутарх. Солон, VIII).
Такой Солон нам понятен, он видится продолжателем Одиссея, достойным пиратского знания.
Но тот же Плутарх приводит и еще один эпизод: «Афиняне, утомленные долгой и тяжкой
войной с ме-гарянами из-за Саламина, запретили законом, под страхом смертной казни,
предлагать гражданам вновь в письменной или устной форме продолжать борьбу за Саламин.
Солона огорчало это позорное положение. Он видел, что многие люди ждут только повода,
чтобы начать войну, не решаясь сами начать ее из-за этого закона. Поэтому он притворился
сумасшедшим… он тайно сочинил стихи, выучил их, чтобы говорить их наизусть, и вдруг
бросился на площадь с шапочкой на голове. Сбежалась масса народа. Солон, вскочив на
камень, с которого говорили глашатаи, пропел стихотворение, которое начинается так:
С вестью я прибыл от желанного всем Саламина, Стройную песню сложив, здесь, вместо речи, спою.
Это стихотворение носит заглавие «Саламин» и состоит из ста стихов; оно очень изящно»
(Плутарх. Солон, VIII).
И вот здесь мы, с нашими установившимися понятиями о подобающем и неподобающем,
перестаем что-либо понимать. Основной признак «сумасшествия» видится нам в том, что
Солон поет речь, хотя дело как раз не в этом. Солон «сумасшедший» потому, что у не-
216
М.К.Петров
го «шапочка на голове», носить которую по ритуалу афинской медицины предписывалось
только больным, а для афинского зеваки Солон в шапочке — такой же объект любопытства и
изумления, как в наши дни человек в тапочках, кальсонах и больничном халате, бегущий по
улице. Что же до пения речей и метра вообще, то Солон попробовал было даже законы издать
в виде поэмы; по преданию, начало ее было следующее:
Прежде молитвы свои вознесем владыке Крониду, Чтобы он этим законам успех дал и добрую славу.
(Плутарх. Солон, III)
Творчествопопытка обойти закон — возникает здесь как синтез несовместимых в обычных
условиях ритуальных схем: запрет упоминать о Саламине, шапочка — признак болезни,
песня. Все это вместе и дает нужный результат: закон соблюден, а Саламин упомянут.
Господином над формализмом и его знатоком проявляет себя Солон и во множестве других
ситуаций, из которых наиболее показательны, пожалуй, споры с мегарянами о праве владения
на Саламин. Солон, по Плутарху, перед пятью спартанскими судьями «ссылался на то, что
умершие похоронены на Саламине не по обычаю мегарян, а так, как хоронят афиняне:
мегаряне обращают тела умерших к востоку, а афиняне к западу» (Солон, X). Он даже пошел
на прямую историческую фальсификацию: «По свидетельству большей части авторов, Солону
помог в этом споре авторитет Гомера; говорят, Солон вставил в «Список кораблей» стих и
прочел его на суде:
Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов Саламинских Вывел и с оными встал, где стояли афинян
фаланги».
(Плутарх. Солон, X)
С тех пор стихи 557-558 второй главы «Илиады» традиционно считаются вставкой Солона, а
возникает эта возможность вставки и активного использования авторитета Гомера как раз
потому, что текст поэмы не был еще канонизирован, и доказывать что-либо или опровергать
относительно ее содержания не было тогда возможности, да и потом, естественно, не
появилось.
Античная культура
217
Важно здесь, однако, не то, совершил ли Солон грех фальсификации историческогодокумента или нет, а то, что в любом случае Солон активно использует ритуалберет из
него нужные ему детали для решения новой, заритуальной проблемы: Саламин. И если мы
присмотримся к тому, какая именно часть ритуала вовлечена Солоном в решение проблемы,
мы обнаружим, что Солон не ограничивается какой-либо специальной частью, что позволяло
бы говорить о «военном», или «дипломатическом», или еще каком-то решении, а вовлекает в
ситуацию по существу все, что в том или ином отношении решает ее или приближает к ее
решению. Солон ищет решения не как политик, или математик, или поэт, или военный, или
историк, а как мудрец, который в одной ситуации выглядит историком, в другой
политиком, в третьей — дипломатом, но всегда и везде остается Солоном — одним из семи
мудрецов Древней Греции.
Состав семерки, этой античной «сборной мудрости», довольно подвижен, но собирают его,
как правило, из греков VI в. до н.э., и в любом составе упоминаются обычно Солон из Афин,
Фалес Милетский, Пит-так Митиленский и Биант из Приены. Кроме них упоминают Клеобула
Линдейского, Мисона Хинейского, Хилона из Спарты, Периандра Коринфского, Эпиме-нида
Критского и др. Все они люди класса Солона, активные теоретики и практики-универсалы.
Уже древность, истолковав «мудрость» профессионально, свела наследство семи мудрецов в
группу мудрых высказываний афористического характера, вроде высказывания Питтака:
«Трудно человеку быть хорошим», вокруг которого ведется спор в «Протагоре» Платона (339
и далее). Но, судя по источникам, речь идет прежде всего о людях, свободных по отношению
к ритуалу и универсальных в этой своей свободе. Об Эпиме-ниде Критском, кандидате в
семерку, Плутарх пишет: «По прибытии в Афины он подружился с Солоном, во многом ему
тайно помогал и проложил путь для его законодательства. Он упростил религиозные обряды,
смягчил выражение скорби по умершим, введя жерт-
218
М. К. Петров
воприношения непосредственно при похоронах и отменив

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн