Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

смерти душа предстанет перед судом, и в зависимости от того, насколько
она глубоко испорчена телом, душа либо направится на вечные мучения в Тартар, либо заново
будет отсылаться на землю для повторного курса очищения. Если она проживет три жизни
достойно, она становится свободной и присоединяется к небесному сообществу блаженных.
Нетрудно заметить, что этот дисциплинарный метемпсихоз, которым особенно много будет
заниматься Платон, делает отношение раб—свободный исходным противоречием
человеческого существования. В беседе с Кебетом Сократ прямо говорит об этом: «Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и что не следует ни
избавляться от нее своими силами, ни бежать, — величественное, на мой взгляд, учение, и
очень глубокое. И вот что еще, Ке-бет, хорошо сказано, по-моему, о нас пекутся и заботятся
боги, и потому мы, люди, — часть божественного достояния. Согласен ты с этим или нет?
— Согласен, — отвечал Кебет.
— Но если бы кто-нибудь из тебе принадлежащих убил себя, не справившись
предварительно, угодна ли
Античная культура
231
его смерть тебе, ты бы, верно, разгневался и наказал бы его, будь это в твоей власти?
— Непременно! — воскликнул Кебет» (Платон. Фе-дон, 62 ВС).
Это чувство «божественного достояния» есть по существу духовное рабство, причем рабство
добровольное: «Бессмысленно предполагать, чтобы самые разумные из людей не испытывали
недовольства, выходя из-под присмотра и покровительства самых лучших покровителей —
богов. Едва ли они верят, что, очутившись на свободе, смогут лучше позаботиться о себе сами. Иное дело человек безрассудный: тот, пожалуй, решит как раз так, что надо бежать от
своего владыки» (Платон. Федон, 62 DE).
Более того, то же отношение раба и господина возникает в рамках дуализма души и тела:
«Когда душа и тело соединены, природа велит одному подчиняться и быть рабом, а другой
властвовать и быть госпожою» (Платон. Федон, 80 А). И все же отношение раб—господин
возникает здесь не как исходное палубное отношение прямой власти души над телом, а как
опосредствованное через закон, через социальный ритуал отношение. Разъясняя свое
несогласие с Анаксагором, Сократ старательно подчеркивает несвободу этой «госпожи», ее
связь с благом и долгом: «Раз уж афиняне почли за лучшее меня осудить, я, в свою очередь,
почел за лучшее сидеть здесь, счел более справедливым остаться на месте и понести то
наказание, какое они назначат. Да, клянусь псом, эти жилы и эти кости уже давно, я думаю,
были бы где-нибудь в Мегарах или в Беотии, увлеченные ложным представлением о лучшем,если бы я не признал более справедливым и более прекрасным не бежать и не скрываться, но
принять любое наказание, какое бы ни назначило мне государство» (Платон. Федон, 98 Е, 99
А).
И основной путь к спасению — путь познания: «Нет, существует лишь одна правильная
монетаразумение, и лишь в обмен на нее должно все отдавать: лишь в этом случае будет
неподдельно и мужество, и воздержанность, и справедливость; одним словом,
232
М.К.Петров
подлинная доблесть сопряжена с разумом, все равно, сопутствуют ли ей наслаждения, страхи
и все иное тому подобное или не сопутствуют. Если же их отделить от разума и обменивать
друг на друга, как бы не оказалась пустою видимостью такая доблесть, поистине годная лишь
для рабов, хилая и подложная. Между тем подлинная доблесть, будь то воздержанность,
справедливость или мужество, — это поистине очищение от всех страстей, а разум
средство такого очищения. И быть может, те, кому мы обязаны учреждением таинств, были не
так уж просты, но еще в древности приоткрыли в намеке, что сошедший в Аид непосвященным будет лежать в грязи, а очистившиеся и принявшие посвящение, отойдя в Аид,
поселятся среди богов. Да, ибо, как говорят те, кто сведущ в таинствах, «много тирсоносцев,
да мало вакхантов», и «вакханты» здесь, на мой взгляд, не иные кто-либо, а только истинные
философы. Одним из них старался стать и я — всю жизнь, всеми силами, ничего не
пропуская» (Платон. Федон, 69 ВС).
В этот период теологической критики Олимпа перестраиваются, меняют значение и
некоторые термины, меняется распределение функций по олимпийским именам. Если в
гомеровский период судьбу человека направляли Мойры, а наказывали человека за своеволие
и отступничество от обетов Эринии, то теперь по отношению к новому социальному ритуалу
эти функции начинает исполнять Дике, богиня справедливости, которая оценивает
человеческие дела от социального ритуала, используя для этого «метрон» (nsxpov), под
которым первоначально понималась обычная мера, но уже у Гесиода метрон становится
нравственной абстракцией — «должной мерой», «умеренностью», «воздержанием», т.е. одной
из гражданских доблестей. Роль Дике показана Солоном, который, описывая афинские
порядки, пугает сограждан молчаливой фигурой богини:
Тут не щадят ничего, ни из сокровищ святых,
Ни из народных богатств; они грабят откуда придется
Античная культура
233
И не боятся совсем Правды уставов святых. Ведает молча она настоящее все и былое, Но хоть и
поздно, придет дать воздаяние всем. Это-то граду всему и приносит удар неизбежный. В тяжкое
рабство затем вскоре же он попадет.
(Наставления афинянам, 13-19)
Сдвиг значения произошел и в ряде других терминов, и прежде всего в термине «ананке»,
который как универсальный для обозначения необходимости впервые появляется у Гераклита
и Парменида. В гомеровскую эпоху термин связывался с принуждением и послушанием в
рамках отношения повелительисполнитель. Посейдон, например, когда он говорит о разделе сфер влияния между ним, Аидом и Зевсом, упоминает именно это слово:
Нет, не хожу по уставам я Зевсовым; как он ни мощен, С миром пусть остается в собственном третьем
уделе; Силою рук он меня, как ничтожного, пусть не стращает! Дщерей своих и сынов для Зевса
приличнее будет Грозным глаголом обуздывать, коих на свет произвел он, Кои уставам его покоряться
должны поневоле.
(Илиада, XV, 194-199)
С движением термина «ананке» и его переходом в универсальное значение всеобщей
необходимости начинает набирать универсальные характеристики и связанный с «ананке»
термин «фисис» (фбстгс;), который первоначально был неразрывно связан с фиш— производить на свет, но теперь все больше приобретает значение всеобщего термина для
производимого и произ-иеденного на свет с необходимостью, с насилием (<рию иы avdyicuc;). Ранее это значение применялось только к потомству уведенных в рабство женщин, и «день порабощения» Гомер иногда так и называет — т|ро<; dvayKcaov. Теперь уже сама природа мыслится сотворенно-по-рожденной (по слову и в силупринуждения), т.е. примерно тем же способом, каким во времена Гомера творились рабы. Более того, последовательно проведенный дуализм души и тела входит в вещи и процессы 234 М.К.Петров как знакомое уже нам отношение повелитель — раб, и Платон даже пытается подкрепить тезис всеобщей власти души над природой лингвистически, предлагает этимологию: yux.fj (душа) от <ристг<; (природа) и ?vco (иметь, владеть) — Ч^ХП от (ростехп (Кратил, 400 В). Возникает тот взгляд на природу, который принято называть «гилозоизмом», но лучше было бы называть «психоилизмом», поскольку представление о мире как о живом существе, на котором строится гилозоизм, всегда имплицитно или открыто содержалось в любых олимпийских построениях, а сейчас, в VI — V вв. до н.э., происходит нечто другое — внедряется идея раздвоенности всех видов бытия на душу и тело, на госпожу и раба, и это внедрение идет силами как теологов, так и поэтов. Соответственно «поле» (иА,ч) проходит знаменательную эволюцию от значений «лес», «строевой лес», «сырой материал» (Гомер) до и^ч ауихос; — безжизненный, необработанный материал, который требует приложения духовных сил и все чаще понимается в наших, «редакторских», значениях недо-работанно-неупорядоченного «сырого» материала (Аристотель, Софокл, Полибий). По нормам психоилизма вещи окружающего мира мыслятся как свободные граждане космосаполиса, причем каждая вещь предстает аналогом человека-государства, микрокосмом, в котором есть свое активно-властвующее — душа вещи, ее повелитель, а также пассивно-исполняющее, рабское, телесное. В собственных пределах, «в своем доме», эта душа вещи, или ее форма, есть полновластный определитель внутреннего ритуала, сущности вещи: форма обеспечивает целостность и автономию вещи среди других вещей, она же, как душа в теле, ответственна за «правильное» поведение вещи по отношению к другим вещам и по отношению к макрокосму в целом. В своих отношениях с другими вещами данная вещь через ее форму, как и гражданин полиса через собственную душу, подчинена высшим законам «жизни сообща», подчинена «форме форм», т.е. той же единой и обязательной для всех системе верховных законов — вечной и неизменной Античная культура 235 душе макрокосма. Эта система верховных законов либо раз и навсегда установлена каким-то законодателем, либо пока только измыслена, как план в голове зодчего, и находится сейчас в процессе становления под общим наблюдением и руководством этого зодчего, или «первого двигателя», который устанавливает формам, как архитектор ремесленникам, частные «цели ради» по реализации общего замысла и вообще «движет, оставаясь неподвижным». Нетрудно заметить, что здесь происходит опредмечивание и осмысление социального ритуала в целом, причем осмысление не со стороны отходов от нормы и отклонений, не «медицинское» осмысление, а со стороны программ — «душ» деятельности, осмысление через закон как остающееся и неизменное в группе повторов. По сравнению с нашим пониманием закона и закономерности это античное понимание мира системой полисных отношений лишь несколько подчеркивает формальное единство мира и активность формы, но в принципе, особенно сегодня, когда кибернетика вооружила нас идеей активного и властвующего закона, который располагает средствами обратной связи для уничтожения любых помех, отклонений и шумов, наше понимание закона, в котором природа успокаивается и упорядочивается, получает организацию и структуру, перестает в чем-либо отличаться от классического понимания формы или идеи (ei5a><;, ISea, цор(рт|), которые мыслятся властвующей душой вещей и различных видов деятельности. Различие возникает лишь в оценке ритуальной составляющей. По античной норме закон-форма кроме деятельности имманентной, где он выступает душой вещи и активным регулятором ее сущностиритуала, обнаруживает также деятельность внешнюю, систематизирующую: удерживает вещи в системном контакте с другими вещами и образует единую систему нормативов — упорядоченную целостность различенного, сохранение которой есть и условие и польза, есть благо для всех, абсолютное благо — то ayaGcov. В олимпийских системах целостность обеспечивалась ключевой ролью божественных имен: по ним рас- 236 М.К.Петров пределялась вся совокупность практических отношений к миру, а с другой стороны, они самибыли единой семьей, и наращивание формализма не встречало никаких трудностей. Любое новое практическое или теоретическое отношение к миру всегда можно было связать либо с одним из существующих богов-имен, либо, на худой конец, объединить два имени для рождения третьего и уже к этому третьему привязать новую технологию. Этот тип кумуляции, развертывания формализма, широко представлен и в рассматриваемый период: новые боги и герои — Эрос, Дике, Дионис, Орфей, Психея и другие — довольно быстро усыновляются или удочеряются Олимпом без серьезных потрясений для всей олимпийской системы, хотя вот Диониса, чтобы сохранить ему бессмертие, приходится рождать дважды. Но наряду с этой традиционной системой сохранения и движения социального формализма возникает теперь система новая, которую можно было бы, в отличие от олимпийской, назвать «душевной» кумуляцией. В этом душевном механизме ключевую позицию занимают не имена, а формы-законы, т.е. понятия как знаковые сущностные системы, которые, с одной стороны, «командуют» ритуалом низшего ранга, и в этой своей функции они неразличимо близки с нашим пониманием закона как остающегося в явлении и'активно уподобляющего последовательность явлений по собственному образу и подобию, а с другой стороны, понятия единого ранга входят в отношения соподчинения и паратаксиса, которые продиктованы им понятием более высокого ранга и закреплены в этом понятии как сущностное отношение. Особенностью такой схемы оказывается ее полнота

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн