Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

и однозначная определенность, т.е. активное отрицание
нового. И кумуляция, накопление нового, может здесь совершаться лишь за счет слома всей
иерархии или какой-то ее части и выстраивания новой иерархии. Процесс формообразования
и трансформации ориентирован теперь не на какой-то внешний источник, из которого время
от времени поступают в готовом и проверенном на
Античная культура
237
практике виде новые отношения к миру, а на саму эту иерархию понятий: сказать, измыслить,
сотворить что-то новое можно теперь лишь в том случае, если это новое отнесено к уже
сказанному, измышленному, сотворенному. Текстуальная преемственность, а с нею и запрет
на плагиат, вступают здесь в полную силу. Душа оказывается подвижной или, как говорит
Гераклит, «слово души самовозрастает» (Стобей, йог. I, 180 а). И предел этому
самовозрастанию обнаружить, по словам того же Гераклита, невозможно: «Какой бы дорогой
ни двигаться, границ души не найдешь — так глубоко ее слово» (Диоген Лаэрте кий, IX, 7).
Мы видели, что процесс этого «самовозрастания» возник впервые в пиратском ремесле, где
осмысление действительности не по отклонению, а по сущностному закону-программе было
навязано особыми условиями среды. Теперь этот процесс захватывает все виды человеческой
деятельности, во всяком случае деятельности свободного человека, но в новых условиях этот
процесс самовозрастания не может уже совершаться как деятельность универсальная. И
происходит это не только потому, что объем формализма становится чересчур велик для
человеческой головы, но и потому также, что свобода человека ограничена и определена в
своем универсализме законами гражданской жизни, а за границами этого единого и всеобщего
умения «жить сообща» и примыкая ко всеобщей гражданской доблести, начинают
прорисовываться области специализированных иерархий — души професеиональногражданских видов деятельности. Теперь предполагается, что любой вид деятельности обязан
нести в себе элемент устойчивости и внутренней самоорганизации, обязан иметь «душу» —
внутренний закон преемственного и автономного существования, — выстраивать в себе
внутреннюю форму-понятие.
Процесс перерождения пирата — свободного творца и законодателя — творца по правилам
захватывает всю область проявления гражданских доблестей. Творчество переходит в
искусство, в творческий профессионализм, и потом оно распадается на «науки», на области
238
М.К.Петров
автономных формализмов, у каждой из которых своя душа и сущность, свои особые правила.
Древние невесело шутили: поэзия умерла, когда пришла грамматика. °
И в каком-то смысле это действительно так: рас-почкование универсального творчества на
специализированные души и распределение творчества в систему искусств вводит элементремесла и ограниченности. Но соотношение ремесленного и творческого в различных
искусствах само оказывается распределенным по степени близости к практике, берет
наличный ритуал в качестве основания для пирамиды рангового распределения. Наименее
творческими и наиболее связанными традиционным ритуалом оказываются те искусства,
которые ближе всего стоят к практической деятельности, они образуют основание и
наименьший ранг распределения, где творчество переплетено и слито с ритуалом, предстает
«одушевленным» ритуалом практических отношений к миру.
Аристотель так рисует отношение этого низшего ранга творчества к ритуалу-опыту: «В
отношении к деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; напротив,
мы видим, что люди, действующие на основании опыта, достигают даже большего успеха,
нежели те, которые владеют общим понятием, но не имеют опыта. Дело в том, что опыт есть
знание индивидуальных вещей, а искусствознание общего, между тем при всяком
действии и всяком возникновении дело идет об индивидуальной вещи… Но все же знание или
понимание мы приписываем скорее искусству, чем опыту, и ставим людей искусства выше по
мудрости, чем людей опыта, ибо мудрости у каждого имеется больше в зависимости от
знания: дело в том, что одни знают причину, а другие — нет… Поэтому и руководителям в
каждом деле мы отдаем больший почет, считая, что они больше знают, чем простые
ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается. А с
ремесленниками обстоит дело подобно тому, как и некоторые неодушевленные существа хоть
и делают то или другое, но делаАнтичная культура
239
ют это, сами того не зная (например, огонь жжет): неодушевленные существа в каждом таком
случае действуют по своим природным свойствам, а ремесленники — по привычке»
(Метафизика, 981а).
Поэтому, например, говоря о ваянии и о душе — понятии этого искусства, Аристотель без
колебаний относит Фидия и Поликлета к низшему и ритуализированному рангу мудрости:
«Мудрость в искусствах мы приписываем тем, кто наиболее точно владеет данным
искусством, — например, называем мудрыми обделы-вателя камней Фидия и ваятеля
Поликлета, разумея при этом под мудростью не что иное, как то, что она — гражданская
доблесть (аретг)) искусства» (Никомахова этика, 114 а).
Вообще же ранги мудрости растут по мере удаления от ритуала: «Человек, располагающий
опытом, оказывается мудрее тех, у кого есть любое чувственное восприятие, а человек,
сведущий в искусстве, мудрее тех, кто владеет опытом, руководитель мудрее ремесленника, а
умозрительные (теоретические) дисциплины выше созидающих» (Метафизика, 981Ь—982а).
И в первом ранге, на вершине творчества, располагается философия, или наука о мудрости:
«Это должна быть наука, занимающаяся рассмотрением первых начал и причин; ведь и благо
и то, ради чего, также являются одною из причин» (Метафизика, 982Ь).
Только философия существует сама для себя, как самодовлеющее понятие о всеобщем и душа
этого всеобщего. Но ритуальное отношение всеобщности и творческое отношение
душевности оказываются на этом высшем уровне в неразрешимой коллизии. И, выстраивая
иерархию мудростей, Аристотель тут же вскрывает тайну этого иерархического построения. С
одной стороны, мудрость есть власть над ритуалом: «Мудрому не надлежит получать
распоряжения, но давать их, и не он должен повиноваться другому, а ему — тот, кто менее
мудр» (Метафизика, 982а). И эта власть над ритуалом такого сорта, что ставит человека в единый ряд с богами: «Но как свободный человек, говорим мы, это — тот, который существует
ради себя, а
240
М.К.Петров
Античная культура
241
не ради другого, так ищем мы и эту науку, так как она одна только свободна изо всех наук:
она одна существует ради самой себя. Поэтому и достижение ее по справедливости можно бы
считать не человеческим делом; ибо во многих отношениях являет природа людей рабские
черты, так что, по словам Симонида: «Бог один иметь лишь мог бы этот дар», человеку жеподобает искать соразмерного ему знания» (Метафизика, 982Ь).
Со стороны же другой, замкнутость иерархии, в вершине которой располагается философия,
приводит к тому, что в конечном счете знание этой иерархии делает человека рабом научного
формализма, и власть над ритуалом превращается в свою противоположность: «А под конец
нужно прийти к противоположному — и к лучшему, как говорится в пословице, — этим дело
кончается и в приведенных случаях, когда в них разберутся: ведь ничему бы так не удивился
человек, сведущий в геометрии, чем если бы диагональ оказалась измеримой» (Метафизика,
983а).
Такое распределение творчества в иерархию искусств, где каждое искусство имеет
собственную душу — свой особый сущностный формализм, а все вместе искусства образуют
сложное структурное целое, сводимое ко всеобщим началам, отражает действительное
положение дел в Афинах V—ГУ вв. до н.э. Огромный по тем временам размах строительства
независимо от философов подчинял и соизмерял ремесла и другие виды деятельности,
формировал творчество в единый по цели и, следовательно, целостный процесс перехода от
множества, пестроты и неупорядоченности множества олимпийских и переходных ритуалов в
целостную различенность нового ритуала — в античную классику.
Было бы, естественно, напрасным трудом дать рациональное, от причин, истолкование
конечных целей этого движения: для этого пришлось бы доказывать, что Парфенон,
например, по каким-то объективным меркам «совершеннее» пагоды Красоты дракона в
Шанхае или храма Амона-Ра в Карнаке. Само по себе движение это, видимо, произвольно, и
закономерен в нем только процесс консолидации внутренней формы
как различенной целостности. Но процесс этот налицо. Каким бы химерическим и загадочным
ни представлялось становление греческого искусства и науки по своим конечным целям,
всегда приходится помнить, что греческая Химера имеет вполне определенную структуру
пропорций, что в ее изображениях сквозит идея единства и целостности, т.е. как раз то, чего
нет, например, в изображениях египетского сфинкса.
3. ИСКУССТВО И НАУКА
Ведущая роль Афин в эллинском мире, недавние победы над персами, а главное —
неиссякающий приток денег и, следовательно, товаров и талантов со всех концов ойкумены,
— все это создавало ту духовную атмосферу авторитетности и общеэллинской значимости, в
которой любое афинское новшество и любой афинский продукт приобретал значение эталона
и образца для всех эллинов: вызывая либо волну подражаний, либо волну отрицаний, он тем
или иным способом оказывал влияние на общеэллинский стандарт культуры.
Объективно Афины оказались на положении не только экономического и политического
центра, что было естественным следствием Делосского морского союза и вызванных им
изменений в структуре эллинских экономических и политических связей, но и на положении
центра культурного — на положении своего рода дома моделей для всех структур
социального ритуала от предметов быта до законов. В Афины едут не только с данью и
товарами, но приезжают судиться, соревноваться, да и попросту набраться ума-разума или
найти приложение своему таланту. Перикл хорошо понимал это особое положение Афин в
эллинском мире. «Наш государственный строй, — заявлял он, — не подражает чужим
учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим…
Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государствоцентр просвещения Эллады;
каждый чело-иск может, мне кажется, приспособиться у нас к мно-
242
М.К.Петров
гочисленным родам деятельности и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего
лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния» (Фуки-дид. История, II, 37, 40).
И это не пустое бахвальство человека, который более пятидесяти лет оказывал решающее
влияние на внутреннюю и внешнюю политику Афин, а простая констатация сложившегося
положения. «Между тем, — пишет Плутарх, — росли здания, грандиозные по величине,
неподражаемые по красоте. Все мастера старались друг перед другом отличиться изяществом
работы; особенно же удивительна была быстрота исполнения. Сооружения, из которых
каждое, как думали, только в течение многих поколений и человеческих жизней с трудом
будет доведено до конца, — все они были завершены в цветущий период деятельности одногогосударственного мужа» (Перикл, XIII).
Архитектура и оказалась первым для греков и во многом классическим искусством, основной
деятельностью по понятию, в рамках которой и по отношению к которой возникали и
становились другие искусства. Площади, храмы, театры, стадионы, стены, фризы, фронтоны,
метопы, гермы — именно здесь начинается жизнь искусства, здесь что-то вроде космогонической вставки Гесиода: земля и небо искусства, его «всеобщий приют безопасный» и
«прочное жилище». Это центральное положение архитектуры удержано и в смысловом
окружении самого термина, значение которого неразрывно сплетено для грека классической
эпохи с властью, руководством и творчеством.
Агора и храм, театр и стадион становятся центрами деловой, политической и духовной жизни
города довольно рано, хотя отношение к этим местам народной деятельности в разных
полисах не совпадало. Здесь, как и во всех других делах, полюсами были Спарта и Афины.
Ликург, если верить Плутарху, отрицал «кос-мисис» — благоустроенную упорядоченность —
и находил ее даже вредной для дела. Народные собрания спартанцев проходили, собственно,
на пустыре: «В этом месте не было ни портика, ни каких-либо иных
Античная культура
243
укрытий. Ничто подобное, полагал Ликург, не будет способствовать успешному обсуждению
дел; если собравшиеся будут разглядывать различные статуи, картины, просцений театра или
красиво украшенный потолок здания Совета, то это скорее даже будет приносить вред,
отвлекая их от дела и развлекая их пустыми и бесполезными размышлениями» (Ликург, VI).
Но в целом преобладал афинский взгляд, и уже с VII в. до н.э. в культовых центрах, особенно
в Олимпии, начинают вырабатываться общегреческие нормы оформления

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн