Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

городов.
Храм «в антах», где выступающие боковые стены и две колонны посредине образуют портик,
послужил исходной формой, от которой начинаются преемственные трансформации, т.е.
обычный текстуальный процесс развития. Выступы боковых стен (анты) заменяются
колоннами — простиль. Те же четыре колонны появляются и перед противоположной стеной
— ам-фипростиль. Все стены оказываются окруженными колоннадой — периптер.
Появляются храмы с двойным рядом колонн — диптер. Колонны иногда заменяются статуями
и т.д. Периптер, в котором центральное закрытое прямоугольное помещение, унаследованное
от «мега-рона» микенской эпохи, хранит статую божества, окружено портиками и галереями,
становится с VII в. до н.э. господствующим. Наиболее известны храмы этого рода в Олимпии
(храм Геры) и в Коринфе (храм Аполлона).
В это же время возникают и ордера: дорический, ионический, а затем и коринфский; из них
дорический считают исходным и наиболее строгим, а коринфский — наиболее поздним по
происхождению и наиболее нарядным. Различия ордеров с точки зрения красоты и
нарядности весьма условны, конечно, но для художника эти различия имеют существенное
значение: фриз дорического ордера разбит триглифами — выступающими прямоугольниками
— на метопы, а фриз ионического и коринфского ордеров — нерасчлененный, и украшение
фризов требует различных подходов.
В самих Афинах это движение и распочкование архитектурной формы отчетливо выразились
в судьбе Ге-
244
М.К.Петров
катомпедона — стофутового храма Афины на Акрополе. Первоначально его построил
Писистрат в виде древнего актового храма и украсил фронтон олимпийскими сюжетами вроде
борьбы Зевса с Тифоном. Около 530 г. до н.э. Гекатомпедон был перестроен уже как периптер,
на фронтонах появились более земные картины. В 447-438 гг. до н.э. на месте разрушенного
персами Гекатомпедона Калликрат и Иктин сооружают в дорическом ордере Парфенон, на
метопах фриза появляются сцены настолько близкие к современности, что их создатель
Фидий, по преданию, заплатил за них жизнью. Фидия обвинили в хищении золота при работе
над знаменитой статуей Афины Паллады. Как пишет Плутарх: «При разборе этого дела в
Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Пе-рикла Фидий с самого
начала так приделал к статуе золото и так ее обложил им, что можно было все его снять и
проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но надФидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите
сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего
камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла,
сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная
мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон. Итак, Фидий
был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а по свидетельству некоторых авторов, от яда,
который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении» (Перикл,
XXXI).
Театры возникают так же, по существу, как и храмы, а именно храмы Диониса, культ которого
после реформы Мелампа был ограничен тремя праздниками в году: Малые (сельские)
Дионисии, Леней, Великие (городские) Дионисии, которые носили характер состязания.
Первоначальная форма театра — круглая площадка-орхестра (от орхеоцш — плясать) для
хора и ведущего, а зрителям положено было располагаться как придется вокруг площадки на
склонах. Затем эти
Античная культура
245
склоны превращались в более или менее благоустроенные места для зрителей, а рядом с
орхестрой выстраивалась «скена» (палатка, шатер), которая служила сначала для
переодевания и выхода актеров, но довольно быстро приобрела самостоятельное значение
превратилась в портик-просцений, за которым или рядом с которым (театр Диониса на
Акрополе) строились служебные помещения.
Примерно та же «естественная» эволюция формы характерна и для стадионов, которые имели
прямоугольную или подковообразную вытянутую арену, где размещался стадий (185 м), а
вдоль арены располагались места для зрителей. Общей чертой театров и стадионов была их
огромная вместимость. Афинский театр, например, вмещал 17 тыс., а стадион — 47 тыс.
зрителей. Даже в Олимпии стадион был несколько меньших размеров — на 45 тыс. мест.
Несколько особняком стоит сооружение Одеона, которое традиция приписывает гордыне
Перикла: «Одеон во внутренней части имел много мест для сидения и колонн; крыша его,
покатая со всех сторон, выходила из одной вершины; говорят, он был построен наподобие
палатки персидского царя тоже под руководством Перикла. Вот почему Кратин во «Фракиянках» опять шутит над ним:
…Вон Зевс идет. А голова!.. — как лук!
И на макушке он свой Одеон несет;
Небось теперь он рад — изгнанья страх прошел.
Во имя своего честолюбия Перикл тогда впервые добился народного постановления, чтобы на
Панафи-неях происходило музыкальное состязание; выбранный судьей состязания, он сам
установил правила, которыми участники состязания должны руководствоваться при игре на
флейте, пении и игре на кифаре. Тогда, как и впоследствии, в Одеоне устраивались музыкальные состязания» (Плутарх. Перикл, XIII).
То же «ползущее» движение, прерываемое время от времени появлением чего-то уже
совершенно оторванного от традиции или прямо противоположного тради-
246
М.К.Петров
ции, вроде Одеона в архитектуре, наблюдается повсеместно. Чернофигурная вазопись VI в. до
н.э. уже обнаруживает подвижность сюжета и смещение к новым богам в работах Эксекия,
например, но особенно быстро этот процесс развертывается с появлением крас-нофигурной
техники, которая не ограничивается уже просто силуэтом, а дает трехмерное построение. В
работах Евфрония, Евфимида, Дуриса, Брига, Пистоксе-на, Полиглота, Мидия совершался
переход не только от старой техники росписи, где фигуры наносились черным лаком, к новой,
где фон покрыт черным лаком, а фигуры есть, собственно, отсутствие рисунка, но и переход
из одного круга сюжетов в другой, более широкий и близкий к быту, вроде изображения
похмелья на вазе Брига.
Та же картина в стенной росписи и в возникающей станковой. Полигнот создает сложные
многофигурные картины не только на мифологические, но и на исторические темы («Битву
при Марафоне», например). На Акрополе появляется Пинакотека — крупнейшая картиннаягалерея древности. Движение совершается и в скульптуре. От столпообразных застывших
фронтальных фигур богов, которые стоят как вкопанные с растопыренными руками, смотрят
неизвестно куда и улыбаются неизвестно чему, вроде статуй Артемиды на Делосе или Геры на
Самосе, скульптура обращается к изображению живого человека. И хотя здесь движение
дается не сразу, памятник Крития и Несиота тираноубийцам еще во многом статичен, но
необходимость внешнего и внутреннего движения уже осознана. Пифагор Регийский получает
славу за свое умение изображать боль и страдание. Мирон в статуях бегуна Ла-даса, в
Дискоболе, в Афине и Марсии, Пеоний в статуе Ники, Фидий в Мойрах и группе Мильтиада
уже четко намечают тот путь, который приведет к статуэтке из Танагры, к Афродитам,
Аполлонам, сатирам круга Праксителя, где, как в Афродите Книдской, не просто движение и
не просто красота и пропорции, но и осознание этой красоты и осознание того, что на нее
смотрят.
Античная культура
247
Близкими, по сути дела, путями идут и литературное творчество, и драматургия, и музыка. До
V в. мы видим лишь весьма условное и расплывчатое распоч-кование по метру, когда в
едином ряду «элегиков» оказываются такие разные поэты, как Тиртей, Фео-гнид, Архилох,
Солон, Мимнерм, и тот же Архилох, например, считается отцом сатиры и ямба. Элегия, исполнение которой сопровождалось игрой на флейте, находила самое широкое применение.
Это и основной размер эпиграмм, которые писали Архилох, Анакреонт, Симонид, даже Эсхил
и Платон. Но тем же размером Солон «пел речь» о Саламине, а Тиртей объяснял спартанцу
нравственные идеалы. Ямб, напротив, считался бичующим и насмешливым метром, хотя вот
Анакреонт не испугался написать ямбическим тетра-стихом эпитафию Аристоклиду:
Тебя я больше всех друзей, Аристоклид, жалею; Ты юность отдал, край родной от рабства охраняя.
А элегию тот же Анакреонт использует в эпиграмме на бронзовую телку Мирона:
Дальше паси свое стадо, пастух, чтобы телку Мирона, Как живую, тебе с прочим скотом не угнать.
Алкей и Сапфо пишут собственными метрами. Более оформлена и с точки зрения назначения,
и с точки зрения метра хоровая лирика — гимны, оды, дифирамбы, эпиникии, эпикомии, — в
которой особой известностью и популярностью пользовался Пиндар. Возникает и
художественная проза, где устойчивым успехом пользуется форма басни, большинство из
которых приписывается Эзопу.
Тенденция к самоопределению литературных форм резко усиливается с появлением театра,
чему во многом способствуют регламентация театральных представлений и жесткие условия
конкурсов. Представления происходили на трех праздниках в честь Диониса и велись как
состязания сначала драматургов, а затем и актеров. В состязаниях участвовало три
драматурга, причем каждый должен был представить три трагедии и одну сатировскую драму.
Организацию представле-
248
М.К.Петров
ний государство брало на себя: архонты назначали хо-регов из числа состоятельных граждан,
которые обязаны были нести расходы по содержанию и подготовке хора. Быть хорегом, как и
драматургом и актером, считалось почетной обязанностью граждан. Часто драматург сам
играл в трагедии.
Театр был огромен и мало приспособлен к передаче тонких чувств, к тому же актерам
приходилось играть сразу несколько ролей. Известно, например, что в «Царе Эдипе» Софокла
только первый актер (протагонист) играл одну роль — самого Эдипа, второй же
(девтерагонист) играл Иокасту, жреца, вестника и раба Лая, а третий (тритагонист) —
Креонта, Тересия, вестника из Коринфа. Поэтому греческий театр широко использовал маску
и котурны. Поскольку действие сопровождалось музыкой, от актера требовались универсальные навыки: хорошо поставленная дикция, умение петь и танцевать. Одежда артистатрагика сохраняла связь с ритуальной одеждой жрецов Диониса и была довольно пышной.
До Эсхила действия в трагедии почти не было, и представление развертывалось во многом как
импровизация актера, обычно самого автора, с более или менее подготовленным хором. О
дальнейшей судьбе трагедии Аристотель пишет: «Возникши с самого начала путем
импровизации, и сама она и комедия (первая от зачинателей дифирамба, а вторая отзачинателей фаллических песен, употребительных еще и ныне во многих городах) разрослись
понемногу путем постепенного развития того, что составляет их особенность. Испытав много
перемен, трагедия остановилась, приобретя достодолжную и вполне присущую ей форму. Что
касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии
хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации. Затем, что
касается содержания, то трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения,
так как она произошла путем перемен из сатирического представления, уже впоследствии достигла своего прославленного величия; и размер ее из
Античная культура
249
тетраметра стал ямбическим (триметром): сперва же пользовались тетраметром, потому что
самое поэтическое произведение было сатирическим и более носило характер танца; а как
скоро развился диалог, то сама природа открыла свойственный ей размер, так как ямб из всех
размеров самый близкий к разговорной речи» (Поэтика, 1449а).
Вместе с тем изменения задевали не только внешнюю сторону трагедии. В движении от
Эсхила к Еври-пиду мы снова обнаруживаем знакомый уже вектор: от традиции к жизни. У
Эсхила действуют не столько люди, сколько боги их и герои, действуют в обстановке пышной
и в какой-то степени помпезной: разъезжают на колесницах, ходят в процессиях. Они чем-то
напоминают тираноубийц Крития и Несиота, где налицо глубоко гражданственная тема, и
надпись, которую, по преданию, сделал Симонид, подтверждает величие темы: «День, в
который Гиппарх пал, убитый Аристоги-тоном и Гармодием, был светлым поистине днем».
Но в целом статуя опирается на внешние определители, требует предварительных знаний о
Писиетратидах и о заговоре против Гиппарха, без которых она теряет смысл.
Так и у Эсхила. И в «Прометее Прикованном» и в «Персах» великие все мысли. Но мысли эти
«воспеты» в том смысле, в каком тираноубийцы «изваяны», тогда как вот Афродиту
Книдскую Пракситель менее

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн