А родил В, В родил С, С … Т родил меня. С другой стороны,
приступая к трудовой деятельности, человек в каждом акте парадигматически связан со
множеством имен, молится многим богам. Тот же Гесиод наставляет:
Жарко подземному Зевсу молись и Деметре пречистой, Чтоб полновесными вышли священные зерна.
(Работы и дни, 465-466)
Ясно, что в этих условиях не мог уже сохраниться тот общеплеменной способ передачи
наследственной информации и накопления нового, который использовал память старейшин
для синтеза истории имени и вкладов ближайших носителей этого имени. Появление
специализированных технологий, требовавших малого числа участников и высокой
квалификации (земледелие, ремесло), вызывало специализацию и распад единого
производственного организма по технологическому признаку и, соответственно,
дифференцировало социальные отношения на группу общесоциальных связей,
поддерживающих единство и координацию в производственном комплексе, и на группу более
тесных и замкнутых профессиональных связей, которые постепенно монополизируют
наследственно-кумуляАнтичная культура
25
тивную функцию. Обряд посвящения как общесоциальный институт технологической
наследственности и накопления нового уступает место группе специализированных
институтов профессионалъно-кастово-се-мейно-родового типа, где наследственный сложный
навык обогащается в практической деятельности и передается ближайшему наследнику,
обычно старшему сыну, в процессе «естественного обучения», т.е. через участие наследника в
практической деятельности семьи.
Система регулирования по специализированной программе становится теперь
господствующим отношением на профессиональном уровне, хотя, конечно, технологии этого
периода много сложнее наших и работают они при значительно более высоких уровнях шума.
Если, как это делают иногда в истории науки и техники, мы выделим в технологии «код» —
набор жестких и обязательных правил, и «стратегию» — группу вспомогательныхфакультативных правил, обеспечивающих нейтрализацию отклонений и гибкое приложение
кода, то соотношение между кодом и стратегией было, по сравнению с нашим временем,
несколько иным, и человек в таких технологиях хотя уже и бесспорный регулятор, вместе с
тем регулятор высокой универсальности.
4. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ВОЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ .
Олимпийская именная структура и соответствующая технологическая матрица фиксируются
для большинства цивилизаций, но развитие в разных цивилизациях идет своими путями,
причем выбор того или иного пути во многом зависит от условий существования общества, от
специфики его окружения. Одним путем идут общества, в той или иной степени изолированные от внешних потрясений, и другим — общества, оказавшиеся на пути этнических
миграций. Большое влияние оказывают также естественные факторы: устойчивость или
неустойчивость климатических условий, географическое положение и т.д.
26
М.К.Петров
Китай, Цейлон, Тибет, Египет — все они имели возможность в течение многие столетий
развиваться без срывов преемственности. В этих районах возникают весьма специфические
культуры, которые хотя и отличаются в деталях друг от друга, но близки в главном — в
стабильности. Значительно менее стабильны социальные структуры Ближнего Востока и Индии,
где возникали сильные внешние возмущения, приводившие к скачкообразным изменениям среды.
И совершенно уже своеобразные условия складывались в бассейне Эгейского моря, в колыбели
антчности.
Основная технология олимпийской цивилизации — земледелие, к тому же земледелие
относительно автономное, полунатурального типа. Поэтому появление в олимпийских
цивилизациях государственных структур неизбежно должно было опираться на потребности
земледелия и на возможности земледелия отчуждть часть продукта и живой силы для обеспечения
собственного существования. Земледелие зависит от ремесла, от климатических явлений, водного
режима, нуждается в защите от нападений извне и т.п. По общим примерно нормам, связанным с
состоянием сельскохозяйственной технологии, земледелие в состоянии отчуждать от 10 до 20%
продукта на эти вспомогательные и обеспечивающие цели. Поскольку зависимость земледелия от
ремесла — величина сравнительно постоянная для всех олимпийских цивилизаций, специфику их
государственного оформления следует искать не в движении именных матриц и не в
перераспределении практических отношений к миру, а в социальном окружении.
В спектре социальных окружений довольно четко выделяются линии, которые могут стать и
действительно становятся причинами интегрирующих тенденций. Во-первых, это естественная
недостаточность, когда обеспечение нормального годового цикла сельскохозяйственных работ
требует вмешательства человека с большими и постоянными затратами труда. Во-вторых, это
опасность внешних нападений, нейтрализация которой требует также некоторого отвлечения сил и
средств.
Античная культура
27
Конкретные картины для каждой цивилизации могут отличаться весьма значительно, и в
зависимости от типа окружения олимпийские цивилизации располагаются в ряд от почти чистых
«естественных» социальных структур, интеграция которых отражает необходимость
поддерживать порядок в природе, до почти чистых «военных» социальных структур, где
интеграция вызвана постоянной и неустранимой угрозой внешних вторжений. Китай и бассейн
Эгейского моря могут служить хорошими иллюстрациями этих крайних случаев.
В континентальном Китае опасность внешних вторжений сравнительно мала, и с образованием
единого государства она практически была сведена к минимуму, поэтому китайская
государственность развивалась как сравнительно чистая «естественная» структура, основными
объектами регулирования которой оказывались не люди и не человеческие установления, а силы
природы. Чтобы обеспечить годовой сельскохозяйственный цикл, здесь приходилось вести
огромные гидротехнические работы: ограждать реки дамбами, прорывать каналы, строить
системы ирригации. И строительство и эксплуатация этих сооружений требовали значительных и
организованных усилий.
Это обстоятельство — «инженерный», так сказать, тип китайской бюрократии, где наибольшей
славой и авторитетом пользуется строитель, а кадры военных комплектуются из неудачников,
провалившихся на экзаменах, — толкуется многими исследователями в пользу изначальной«научности» Китая. Тезис этот подтверждается как будто и тем фактом, что китайская «наука» с
самого начала была государственной: накопленные за несколько тысячелетий астрономические
данные хранились в государственных архивах, на государственные средства снаряжались
экспедиции по измерению меридианов, составлению каталогов звезд, на средства государства
составлялись компендиумы по отдельным отраслям знаний и энциклопедии.
Но как раз государственный характер китайской науки, как и государственный характер
письменности, а это свойственно всем олимпийским цивилизациям,
28
М.К.Петров
Античная культура
29
вынуждает весьма осторожно подходить и к тезису «инженерной бюрократии», и к слухам о
расцвете наук в Китае или, скажем, в Египте и Вавилоне. Если говорить о науке в том смысле,
какой мы вкладываем в понятие науки — производительной силы, которая исследует природу с
помощью гипотез и экспериментов методом многочисленных проб и редких удач-открытий, то
науки в этом понимании не было ни в олимпийских цивилизациях, ни даже в античности, хотя
именно античность создала основную предпосылку науки: активное владение формализмом, т.е.
умение вскрывать логические связи, ломать их и строить из обломков связи новые. Ни в Китае, ни
в какой-либо другой олимпийской цивилизации и речи быть не могло о власти человека над
формализмом, об активном поиске в природе полезных для человека, но пока неведомых
«отклонений от известного», об активном поиске нового. Об этом, в частности, свидетельствует
первая реакция китайских ученых на слухи о европейской науке. Китайцы соглашались, что
человеку-законодателю дано вводить законы и устанавливать наказания, чтобы обеспечить
соблюдение этих законов. Но они решительно отказывались принять и понять тезис о том, что
природа может существовать еще и по каким-то другим, не познанным пока законам, что вооруженный экспериментом человек-законодатель может иногда напасть на след такого
неизвестного нам закона и вскрыть его. С «естественной» точки зрения китайца, невозможность и
немыслимость науки прямо вытекала из того факта, что действие любого закона, особенно закона
нового, предполагает понимание со стороны тех, кто подпадает под действие этого закона. И
китайцы прямо задавали свой удивительно точно сформулированный в олимпийских терминах
вопрос: «Не хотите ли вы убедить нас, что способностью понимать наделены воздух, вода, палки и
камни?»
Вопрос задан на олимпийском языке: в нем без труда обнаруживается постулат истинности имени
по природе и, следовательно, имплицитно содержится отрицание любой формальной операции,
поскольку такая операция предполагает разрыв между формой (знак) и содержанием (означаемое). Для нас этот
вопрос важен не только как прямое, «устами китайцев», отрицание науки, но прежде всего как
демонстрация «нормальной» олимпийской психологической установки, того самого
«парадигматизма», в котором нет уже предметной конкретности, но налицо стремление искать
ответы на все вопросы в опыте, в прошлом и отрицать саму возможность ответа в форме
«отклонения от известного».
С примерами этой психологической установки мы встречаемся на каждом шагу. Наши понятия
порядка, законности, здоровья, правильности и т.п. основаны именно на отрицании «отклонения
от известного». Это та «медицинская» рамка, которая поддерживает нас в твердом убеждении, что
любое отклонение от здоровья есть болезнь, ее можно только лечить, ни на что другое она не
годна. Но область действия этой медицинской рамки довольно строго ограничена у нас ритуалом,
за пределами которого действует уже другая рамка и другая психологическая установка —
установка на новое. Когда мы возмущаемся по поводу опаздывающего поезда, или подгоревших
котлет, или ошибки в произношении, мы — целиком в пределах олимпийской психологической
установки: не ждем от этих отклонений от нормы ничего хорошего. Но когда мы судим человека
за плагиат, обижаемся на приевшийся штамп литературного героя, вступаем даже в международные споры о приоритете, мы — в пределах совершенно другой психологической установки.
Демаркационная линия между этими установками размыта, именно на ней возникают
трагикомические ситуации вроде спора «лириков и физиков». Но как бы ни была размыта эта
линия, в психологических полюсах обе установки предельно ясны. Любой врач, который вздумал
бы «сдвинуть» понятие здорового человека к вирусному гриппу, например, и стал бы способствовать распространению этой болезни, неизбежно угодил бы в сумасшедший дом; там же оказался
бы и любой редактор, который вздумал бы «зафиксировать»30
М.К.Петров
понятие хорошей статьи и стал бы из номера в номер публиковать одну и ту же статью.
Это сосуществование двух психологических установок, из которых «медицинская» приемлет
только повторы, любое отклонение рассматривается болезнью, а «радикальная» приемлет
только отклонения от известного и повтор рассматривает как плагиат — преступление, нам
особенно важно иметь в виду, если мы пытаемся понять античность как отклонение, как
патологию нормальной олимпийской цивилизации. Олимпийская психологическая установка,
«парадигматизм» — в существе своем установка медицинская, кибернетическая, всегда
предполагающая реакцию по отрицательной обратной связи и некоторый «нуль регулирования», когда все идет своим чередом, «протекает нормально» и для активного вмешательства
нет никаких причин. Китайская олимпийская социальность насквозь пропитана этой
медициной наименьшего вмешательства и нейтрализующей реакции на любое отклонение.
Идет ли речь о «дао», или о символике воды и вечной женственности, или о других
мировоззренческих схемах — везде перед нами возникает естественный цикл нулей
регулирования, смысл которого прекрасно передан в легенде о человеке из царства Сун,
которому не понравилось, как медленно растут злаки, и он, на потеху окружающим, принялся
тянуть стебли, чтобы заставить их расти быстрее.
Китайский администратор-ученый вплетен в ритуал, ощущает себя как часть механизма
природы, видит свою задачу не в том, чтобы ломать этот механизм и искать что-то новое, а в
том, чтобы удерживать механизм природы в пределах допустимого режима. Идеальный
китайский правитель должен был сидеть лицом к югу и распространять добродетель на все
части света, с тем чтобы «десять тысяч вещей» автоматически самоуправлялись наилучшим
способом. Когда один из императоров династии Хань задумал было освободиться от пышного
дворцового этикета, это было воспринято как угроза целостности страны и космоса. Ему
вежливо, но твердо заметили: «Империю можно
Античная культура
31
завоевать верхом, но управлять империей с седла нельзя». И императору пришлось уступить.
Идея невмешательства в естественный процесс функционирования захватывает в Китае и
социальные институты: лучшим городским управлением всегда считалось то, которое менее
других вмешивается в дела общин, лучшей общиной та, которая решает дела семейно, не
выносит сор из избы и не прибегает к услугам государства, а наилучшая власть та, которая менее других себя обнаруживает. Это не значит, конечно, что все в китайской социальности
пущено на самотек. Совсем напротив, многовековая традиция вырабатывает устойчивые и
связанные в единую профессионально-нравственную матрицу должностные абстракты,
которые четко определяют и место человека в природе, и место человека среди людей. Но
такая матрица почти не использует идеи «законного насилия», «власти» как чего-то отличного
от