Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

запретил Гомера, запретил культ Адраста, привез из Фив
останки Мела-ниппа и ввел его культ. Стесихор, ужаснувшись безнравственности Гомера,
переработал мифы в антично-пуританском духе. Логограф Гекатей Милетский даже исследовал
пещеру, через которую Геракл, по преданию, проник в Аид. Пещеру он нашел не такой уж
глубокой, никаких адских псов в ней не обнаружилось, зато оказалось много змей; поэтому 12-й
подвиг Геракла — похищение Цербера ради прихоти Еврисфея — получил у Гекатея
«рационалистическое» истолкование: Геракл убил ядовитую змею, от укуса которой каждый
непременно попадал в Аид. Люди этого типа не были причислены классикой к лику философов,
поскольку начала их не интересовали или интересовали мало.
Собственно философию принято, со времени классики, начинать с Фалеса, Анаксимена и
Анаксиманд-ра, с милетцев, которые, как философы, занимались преобразованием
космологической вставки Гесиода с поправками орфиков. Если у Гесиода космогоническая часть
происходила «без сладкого обычая любви» и начиналась с Хаоса-разлома, а у орфиков появилась
идея исходного единства, то у милетцев начинается процесс опредмечивания-овеществления этих
начал. Исходное единство осознается как «вода» (Фалес), «воздух»
Античная культура
275
(Анаксимен), «неопределенное» (Анаксимандр), а стороны разделения-раскола, которые
возникали у орфиков как результат вражды (кат’ e’piv), осмысляются теперь как
«противоположности».
Конечный результат этих усилий можно (по Ф.Ко-рифорду) представить трехтактной схемой
космогене-ча: а) изначально существует первичное единство, состояние нерасчлененности или
смешения, где слиты в неразличимом целом начала, которые позднее станут различенными; б) из
этого единства возникают разделением пары противоположных начал, или сил: сначала теплое и
холодное, затем влажное и сухое. Это разделение ведет в конце концов к смещению больших
исходных масс, которые образуют мировой порядок и формируют небесные тела; в)
противоположности взаимодействуют — воссоединяются в метеорологических явлениях,
порождая индивидуальные живые вещи, растения и животных.
По свидетельству Аристотеля, превращения в милетской схеме носят циклический характер: «Из
тех, кто впервые занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь виды
материи (ev uXt|c; E’lSri): то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в
конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим
меняется, — это они считают элементом и это — началом вещей. И вследствие этого они
полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда
сохраняется» (Метафизика, 983Ь). Судить о том, насколько идея такой цикличности органично
входила в схемы милетцев, весьма затруднительно, но сохранившийся фрагмент из Анаксимандра
позволяет говорить о целостности-цикле: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и
разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают
иозмездие друг от друга в установленное время» (Сим-плиций. Phys., 24, 13). К тому же идея
вещественного начала, пребывающего в изменениях как устойчивое )тих изменений и их субстрат,наиболее полно пред-
276
М.К.Петров
ставлена у Гераклита Эфесского, ближайшего и по времени и по месту философского соседа
милетцев. Независимо от того, какой именно смысл мог вкладываться милетцами в их
овеществленные целостности, а смысл, видимо, меняться, «неопределенное» Анакси-мандра
очень уж напоминает «беспредельный хаос» (%doq аяегроу) орфиков, эти первые попытки
ввести в окружение целостную формальную структуру, представить окружение
универсальным, объективным и независимым от человека естественным порядком вещей
осмысляются именно как удачный «эксперимент», как нечто безусловно истинное, хотя и
требующее дальнейших уточнений и детализаций.
Возникает исходный контакт, тяж, своего рода труба, через которую вместе с водой Фалеса и
воздухом Анакси-мена в окружение втягивается неопределенный универсальный субстрат
всеобщий материал и всеобщая схема спекулятивного мышления. Уже у Гераклита этот материал приходит в связь с идеей прекрасной упорядоченности, с «космосом», и его «вечно
живой» огонь становится вечной, циклически изменяющейся, структурной схемой: «Этот
миропорядок один и тот же для всех, не установили его ни боги, ни люди, но всегда он был,
есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающим и угасающим» (Климент. Strom., V,
105). Исходная аналогия такой структуры представляется довольно прозрачной — это
товарообмен, деньги, которые и Аристотель считает «алфавитом» обмена, да и сам Гераклит
упоминает возможность такого истолкования: «Все обменивается на огонь и огонь на все, как
товары на золото и золото на товары» (Плутарх. Cons, ad ApoU., 10 p. 106 E).
Вечно живой огонь и разыгрывает, собственно, трагедию построения и разрушения космоса.
По свидетельству Ипполита (Ret., IX, 10), огонь у Гераклита вершит суд над космосом,
управляет им, поскольку он разумен и является причиной управления всем. Колебания огня
подчинены «недостатку и изобилию»; в фазе недостаточности огонь образует космос, а в фазе
избыточности возникает «мировой пожар», когда «грядущий огонь» все отделяет и связывает.
Античная культура
277
Вместе с тем огонь несет в себе меру, скрытую гармонию, которая, по Гераклиту, «лучше
явной» и которая складывается из борьбы противоположностей, согласуется как
«расходящееся само с собой» или же возникает по орфической схеме: «Враждующее
соединяется, из расходящихся же — прекрасная гармония, и все рождается через раздор»
(Аристотель. Никомахова этика, 1055Ь). Происходит это потому, что раздор, борьба, война
«отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим — людьми; одних она
сделала рабами, других — свободными» (Ипполит. Ret., IX, 9).
Мера становится универсальным законом существо-вания, даже Солнце не перейдет своей
меры: «Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Дике»
(Плутарх. De exil., II p. 604 А). Солнце выступает у Гераклита символом цикличной
упорядоченности: «Солнце, их управитель и надсмотрщик, устанавливает, руководит,
назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят» (Плутарх. Qu.
Plat., 8, 4 р. 1007 D), благодаря ему «один день равен всякому другому» (Сенека. Ер., 12, 7).
Эта в некотором роде «теологическая» вставка, когда Солнце, Дике, Эринии, Зевс
приобретают как будто бы олимпийские черты личного и божественного, объединяет и
синтезирует у Гераклита безлично-естественную и лично-именную схему бытия, т.е. по
существу опредмечивает олимпийскую норму связи слова и дела по природе, дает
знаменитую в античности теорию «истинности имени по природе», которая, по нашему
мнению, сыграла решающую роль в становлении античной, да и не только античной
философии.
В безлично-естественной части Гераклит заменяет олимпийское генеалогическое древо
порождений циклом рождений — родов со смертельным исходом: «Смертью душ рождается
вода, смертью воды рождается земля, от земли же вода рождается и от воды — душа»
(Климент. Strom., VI, 16), получает в этом цикле душу — носитель «самовозрастающего
слова», — которая, как сухое и теплое, во-первых, близка к огню, а но-вторых, несет
традиционное значение «мужского»278
М.К.Петров
начала. Душа причастна разуму, который «управляет всем при помощи всего» (Диоген
Лаэртский, IX, 1). Наиболее простой способ нарушить эти регуляторные функции души —
смочить ее: «Мальчонка тащит пьяницу, а тот шатается, не соображает, куда идет: душа его
влажна» (Стобей, Flor., V, 7).
С другой стороны, между безлично-естественной структурой связей и олимпийской системой
имен намечаются связи типа: «Единое, единственно мудрое, не желает и желает называться
именем Зевса» (Климент. Strom., V, 116); «Имени Дике не было бы известно, если бы она
(Дике, — М.П.) не существовала» (Климент. Strom., ГУ, 10). И хотя сам Гераклит высказывает
сомнения в однозначности этой связи слова и дела, ведь бывает же и так: «буоцсс pio<; epyov 5ё GdvaToq — имя луку — жизнь, а дело его — смерть», Гераклит все-таки подчеркивает неразрывность этой связи. Через слово-логос вещи и люди попадают во вторичный контур универсальных отношений, основанных на общности, общезначимости и единстве всего. Эта связь через слово едина у всех: «Представление обще всем» (Стобей, Flor., I, 179); она — свойство человека: «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить» (Стобей, Flor., V, 6), да и никто, собственно, как говорит Гераклит, не утверждал другого: «Из тех, чьи слова я слышал, никто не выходил так далеко, чтобы признать: мудрое от всего отделено» (Стобей, Flor., I, 174). И мудрое поэтому не какая-то особая сущность, а нечто возникающее в связи словодело: «Мыслить — величайший дар; мудро — истинно говорить и делать в согласии с природой» (Стобей Flor., I, 179). Важнейшим свойством этой связи является ее общность, общезначимость: «Нужно следовать общему; а общее — как все понимают, но, хотя слово всегда общезначимо, многие живут так, как если бы имели свое особое понимание» (Секст Эмпирик. Adv. math., VII, 133). С другой стороны, эта общность и общезначимость оказывается у Гераклита сопряженной с искусством «жить сообща», с юридической палубой законов, Античная культура 279 с фигурой законодателя: «Желающий быть понятым должен так держаться за понятное всем, как город держится за законы и даже много крепче; законы же (УОЦСН) человеческие питаются от единого (итсо evdq) божественного, которое правит, как хочет, всему довлеет и все себе подчиняет» (Стобей. Flor., I, 179). Эта тройная связь естественного (по линии истинности имен по природе), лингвистического (по линии системной связи слов) и юридического (по линии про-изводности человеческих законов от единого божественного закона) и предлагается Гераклитом как основной объект изучения для тех, кто стремится к мудрости. Познание, таким образом, ориентируется на изучение языковой структуры, на самосознание (yivco-rueiv ёюитоис;), где и должны обнаруживаться скрытая гармония, мера, связь. Трудность здесь, по Гераклиту, не в сложности самого предмета, а в шорах ритуала, которые мешают людям увидеть эти, в общем-то, простые вещи, которые Гераклит первым объединяет в комплексе «говоритьделать» (kiye.iv кои TtoieTv). В изложении трудностей самопознания Гераклит — сплошная жалоба на слепоту людей: «Не дружат они со словом, хоть и говорят непрерывно, и с чем встречаются повседневно, воспринимают как незнакомое» (Марк Антонин. ГУ, 46); «Многие не постигают того, с чем постоянно сталкиваются, да и научившись, не узнают» (Климент. Strom., II, 8). Излюбленное сравнение Гераклита для этого автоматизма речи — говорить и делать, «как во сне». Об этом упоминает Марк Антонин: «Не следует делать и говорить, как во сне» (ГУ, 46), а Секст Эмпирик приводит фрагмент из Гераклита, в котором, по существу, изложена целая теория речевого автоматизма: «Слово существует вечно, но не осознают его люди ни до того, как услышат, ни услышав впервые. И хотя все совершается по слову, люди оказываются беспомощными, когда берутся рассуждать о словах-делах, которые я объясняю, различая каждое по рождению и указывая, что оно содержит. Другим же людям не дано осознать, и они, бодрствуя, пользуются словами-делами, как если бы говорили-действовали во сне» (Adv. math., VII, 132).280 М.К.Петров Тем самым Гераклит впервые указывает людям на то, на что много позднее укажет гражданину Журдену учитель философии, — люди говорят прозой, и в этой прозе содержатся какие-то законы, имеющие не меньшую силу и обязательность, чем законы города-государства для его граждан. И поскольку все дела в новом мире попадают в различенную целостность: говорящий повелитель — исполняющий раб, эти законы слов имеют самое непосредственное отношение и к законам дел и к продуктам этих дел. В предметном соприкосновении и связи оказались, таким образом, все традиционные и новые различения, накопленные в гомеровский период и в период становления полиса. В Гераклите античная философия оказалась на развилке, где явственно уже видимы, хотя еще и не разделились, два пути: путь дальнейшего усложнения естественного формализма — им тайно и скрытно пойдут пифагорейцы, он будет также представлен у атомистов; и путь изучения слова-логоса, которым по-прежнему займутся атомисты, софисты и классики античной философии — Сократ, Платон и Аристотель. Пока же идея логоса — всеобщей структурной связи через слово, которая опирается на истинность имени по природе, — оказывается одним

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн