Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

из тех открытий, которые немедленно
завоевывают всеобщее признание и понимание, и прежде всего в Южной Италии, в Элее, где
со времени появления в городе выходца из Малой Азии Ксенофана возникает философская
школа. Сам Ксенофан не был, строго говоря, философом, он больше прославился как поэт,
сатирик и атеист, писавший «неприличные Силлы» против всех богов, философов и поэтов.
Как атеист, Ксенофан строил свою антирелигиозную аргументацию на подчеркивании
антропоморфности религиозных представлений: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и
черны, фра-кияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми» (Климент.
Strom., VII, 22). Этот принцип уподобления богов по верующему Ксенофан распространяет и
на животных: «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и созАнтичная культура
281
давать произведения искусства подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на
лошадей, быки же — похожими на быков, и придавали бы им тела такого рода, каков
телесный образ у них самих» (Климент. Strom., V, ПО). И совершенно неясно, делалось ли это
в порядке шутки или всерьез, когда Ксенофан говорил о боге, что он «сросся со всем», никогда не был рожден и что его существо шарообразно.
Анализируя элейцев, Аристотель пишет: «Парме-нид, по-видимому, занимается единым,
которое соответствует понятию, Мелисс — единым, которое соответствует материи. Поэтому
один объявляет его ограниченным, другой — неограниченным; а Ксенофан, который раньше
их всех принял единство (говорят, что Парменид был его учеником), ничего не различил ясно
и не коснулся ни той, ни другой природы, указанной этими мыслителями, но, воззревши на
небо в его целости, он заявляет, что единое — вот что такое бог» (Метафизика, 986Ь).
Аристотель невысоко ставит Ксенофана и Мелисса — «они немного грубоваты». И это
действительно так; на фоне Парменида и ученика его Зенона они не выглядят сколько-нибудь
оригинальными, но вот идея Ксенофана о круглой, конечной, неизменной и вечной в своей
неизменности божественной сущности, которую позже так едко высмеет Аристофан,
оказывается сущим кладом для спекулятивного мышления, которое получает теперь для
производства своих идеальных продуктов и материал, и рабочее место — чистую и насквозь
идеальную доску, tabula rasa. Аристотель пишет о Пармениде: «Признавая, что небытие
отдельно от сущего есть ничто, он считает, что по необходимости существует только одно, а
именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в книгах о природе). Однако же,
вынуждаемый сообразоваться с явлениями и признавая, что единое существует
соответственно понятию, а множественность — соответственно чувственному восприятию, он
затем устанавливает две причины и два начала — теплое и холодное, а именно говорит об
огне и земле; причем из этих двух к бытию
282
М.К.Петров
относит теплое, а другое начало — к небытию» (Метафизика, 986Ь).Конструкция этого «сущего», куда выведено сухое и теплое, весьма прозрачна, и Аристотель
без труда ориентирует и схему Парменида и другие схемы по исходной традиционной
противоположности мужского и женского: «Эти философы из материи выводят множество, а
идея у них рождает только один раз, между тем из одной материи, очевидно, получается один
стол, а тот, который привносит идею, будучи один, производит много их. Подобным же
образом относится и мужское начало к женскому: это последнее заполняется через одно
соитие, а мужское заполняет много; и однако же, это — подобия тех начал» (Метафизика,
988а).
Нетрудно заметить, что именно вызывает у Аристотеля возражения. Говоря о существовании
по понятию, о «мужском начале», как об активной способности умножаться, творя
производное множество по собственному подобию, т.е. говоря об обычном технологическом
отношении, об изготовлении столов, например, Аристотель пытается увидеть в Пармениде
первооткрывателя формальной сущности, из которой затем можно будет лепить законы,
кибернетические программы, каноны искусства, научное знание и вообще все, что существует
по формальному определению и в отношении словодело представляет сторону слова. Но
Парменид не оправдывает его надежд. У него, как и у Гераклита, слово истинно по природе,
но если у Гераклита как раз этот тип связи слова и дела вскрывал внутреннюю форму мира,
его скелет, и сама эта устойчивость мыслилась динамическим равновесием борющихся
противоположностей, то у Парменида эта внутренняя форма ритуала оказывается
самодовлеющей и голой — истинность имени по природе сковывает схему и разлагает ее в
бесструктурную однородную целостность бытия: «Ведь одно и то же мысль и бытие»
(Климент. Strom., VI, 23); «одно и то же мысль и о чем эта мысль — «табтбу 5’ecm voeiv кш
OUVSKEV ?ст уотща» (Платон. Софист, 208 D).
Античная культура
283
Такая сущность похожа не столько на формализм, как таковой, а на то «место», где
формализм как таковой возможен — на «занебесную область» Платона, где у него
существуют идеи: «Эту область занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность,
истинно существующая, зримая лишь кормчему души — разуму» (Платон. Федр, 247 С). Мы
бы ее определили как «текстуально-творческий континуум», в котором выполняется ряд
известных философам и историкам науки постулатов идентичности, сводящих многое к
одному, вроде постулата Максвелла: «События, различенные только по месту и времени,
идентичны». Но независимо от того, как определять это «единое» Парменида, его бытие по
истине, перед нами, бесспорно, первая и, при всей ее случайности, удачная попытка
изолировать мир знаковых реальностей в особую автономную область, где безотказно
действуют законы формальной логики, где все различения связаны единством и не повторяют
друг друга. Здесь хранятся «обязательные экземпляры» всего, что было когда-либо создано
творчеством.
Единое Парменида напоминает пока не столько заставленный книгами стеллаж библиотеки,
сколько стеллаж пустой, которому еще предстоит заполниться содержательным формализмом
различений. Но это уже подготовленное и оборудованное для хранения человеческого знания
помещение арсенала, которое возведено за пределами пространства и времени и выстроено
таким хитрым способом, что у него нет начала, нет и конца — оно всегда «есть» в том смысле,
в каком рядом на полке стоит и Гомер и Эйнштейн, оно всегда под рукой, в настоящем:
…Ему ли разыщешь начало?
Как и откуда расти? …Тебе разрешить не могу я
Мыслить так иль говорить — из небытия: непостижимо,
невыразимо оно. (Парменид, 8, 7-9)
Единое бытие целостно, неделимо и непрерывно:
И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно. Нет его больше слегка или менее, чтобы мешало
284
М.К.Петров
Связности, но бытием наполнено все равномерно. Ведь бытие к бытию примкнувши подряд, непрерывно.
(Парменид, 8, 22-24)
Единое бытие неподвижно и неизменно:
Так неподвижно лежит в пределах оков величайших, И без начала, конца, затем что рожденье и гибельИстинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем. Одним и тем же, все там, само по себе пребывает, Не
изменяясь, оно. Могучая необходимость Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив.
(Парменид, 8, 25-31)
Поскольку же греческому сознанию, как и сознанию нашей эпохи, не так-то просто
представить существование без физического смысла явлений, Парменид вводит элемент
определенности и оформленное™ через шар, поскольку шар — место кругов, а у круга, как
говорит Гераклит, «общи начало и конец», т.е. нет ни начала, ни конца:
Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара С
правильным центром внутри. Чуть больше
иль меньше немного Здесь вот не может его скорее, чем там, оказаться.
(Парменид, 8, 42-45)
Парменид был не столько философом, сколько активным политическим деятелем,
законодателем родного города, и его вклад в развитие философии мог бы оказаться
незамеченным, не будь у него ученика и активнейшего пропагандиста новых идей Зенона.
Парме-ниду удалось показать, что космос Гераклита, если он опирается на слово, требует для
собственного существования особого мира истины (аХ^вега). Но наряду с этим Парменид
признавал существование в чувственном восприятии и другого мира — туманного мнения
смертных (Sd^a). Зенон же пытался доказывать право мира истины на монопольное
существование. Эти попытки неизбежно приводили к активизации и совершенствованию
созданного Парменидом логического аргумента: «Сила доказательства никогда не позволит
Античная культура
285
признать, чтобы из небытия возникало что-нибудь иное по сравнению с ним самим»
(Симгашций. Phys., 144, 29). Эта «сила доказательства» и есть, собственно, та имманентная
сила слова-логоса, которая имплицитно представлена уже у Гераклита, когда он жалуется на
засилье речевых автоматизмов и слепоту людей, но здесь эта сила представлена как активное
искусство отстранения ритуала, обнаружения в нем странного и удивительного.
Логическая аргументация, рассуждение долго еще будут представляться грекам как
совершенно особый и противопоставленный мифу вид искусства, и Прота-гор, например,
начиная спор о гражданской добродетели, первым делом осведомится у слушателей: «Как мне
вам показать все: рассказать миф, как старик молодым, или же разобрать вопрос с помощью
рассуждений?» (Платон. Протагор, 320 С). Первым великим мастером искусства рассуждения
был Зенон. «Если поверить Пармениду, — жалуется Сенека, — то нет ничего, кроме одного;
если Зенону — то не существует даже этого одного» (Ер. 80, 44). Зенон прирожденный
«трагик» логики, который умеет и фабулу разработать и действие представить таким
способом, что лучшие математические и логические умы всех столетий до сих пор
обращаются к Зенону, пробуя свои силы на его апориях. Даже теорию относительности мы до
сих пор объясняем не столько по Эйнштейну, сколько по «Стадиону» Зенона.
Апории Зенона: «Дихотомия», «Стрела», «Ахилл», «Стадион», а также его аргументы против
множественности, пространства и времени с формальной точки зрения безупречны, их
действительно нельзя «решить», оставаясь в рамках формальной логики и не разрушая
содержательного формализма. В них Зенон впервые обнаружил и представил в классической
форме безвыходных логических тупиков ту «суть диалектики», о которой Ленин писал: «Мы
не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не
упростив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда
286
М.К.Петров
огрубление, умертвление, и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и
всякого понятия» (Философские тетради. М., 1965. С. 233).
Действительное движение по выработке философского канона использует как раз эту последнюю
возможность — «огрубление, разделение и омертвление всякого понятия»: собственно только
теперь, после Парменида и во времена Зенона, современника расцвета Афин, философия
переходит к использованию начал, полностью удовлетворяющих определению Аристотеля: «То,
из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются,
причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется» (Метафизика, 983Ь). И это
начало есть «единое» Парменида. Именно его, как вечное, неизменное, самому себе равное,ритуальное вещество, пробуют теперь «томизировать» — делить, рубить, дробить до некоторого
предела, где начинается уже неразделимое — «атом». Идет ли речь об Эмпедокле, Анаксагоре или
Демокрите, под жерновами атомистики перемалывается не что иное, как содержательный
формализм, ритуализированный продукт творческой активности.
Эмпедокл из Агригента получает четыре «корня» — землю, воду, воздух и огонь. Корни обладают
всеми свойствами единого Парменида, они вечны и неизменны:
К ним ничто не прирождается, и ничто
в них не уничтожается.
Если б они совсем погибли и их не было бы более,
Как бы возникла вселенная? Откуда бы она явилась?
И где им потеряться, когда нет пространства, не
наполненного ими? (Симплиций. Phys., 157, 25).
Как вечные, неизменные, всегда равные себе сущности, корни выведены за рамки
физиологической модели порождений, допускают лишь смещение и перемещение: «Из всех
смертных вещей ни одна не имеет ни подлинного рождения, ни подлинного конца в губительной
смерти, но есть только смешение и перемещение частей этой смеси, рождение же есть название
Античная культура
287
для этого процесса у людей» (Плутарх. Adv. Colot., 1111 F). Гален уточняет эту механическую
аналогию ссылкой на Эмпедокла, который полагал, что природа сложных тел образуется из
четырех неизменяемых элементов. Последние при этом смешаны

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн