Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров


возникновении животных, 737а), и «вечность» у Аристотеля имеет лишь тот смысл, что
смертное и гибнущее может при некоторых условиях создать бессмертное и вечное.
По всем этим пунктам Аристотель решительно расходится с Платоном, у которого сама
возможность выбора скрыта в необходимости — роде причины беспорядочной — как
внутреннее несовершенство природы, и подлежит устранению в процессе подражания образцам. В отличие от системы Платона, система Аристотеля открыта, не завершена и в этом
смысле научна — толкает человека на изучение мира, его потенций и условий их реализации.
Если внешние контуры системы Платона очерчены необходимостью, а космический порядок,
как и любой другой, плавает в этой атмосфере необходимости-зла как устойчивое и
организованное, как однозначное благо, единственное и наилучшее решение, которому
должно подчиняться все, то у Аристотеля положение как раз обратное: необходимость в ее
однозначной непрерывности дана человеку как исходный, но незавершенный формализм,
причем формализм избыточный: из наличного формального материала можно построить
бесконечное множество
Античная культура
319
порядков. И эту избыточность можно наращивать, исследуя природу и открывая в ней все
новые и новые потенции.
Всякое знание, по Аристотелю, существует и как органон, определяющий объем и категории
выбора, и как канон, который позволяет отталкиваться от наличного знания в поисках нового
примерно тем же способом, каким драматург отталкивается в поисках высокого от «низкого»
(общеупотребительного). Отсюда и лейтмотив всех философских и специальных работ
Аристотеля — поиски удивительного и необычного, что устанавливает новые
психологические ориентиры, без которых не могла бы существовать ни одна наука.
Если внимательно исследовать состав и смысл тех расхождений, которые возникли на
переходе от Платона к Аристотелю, то обнаруживается несколько неожиданная и
действительно удивительная вещь: философские категории проходят примерно ту же эволюцию, что и навыки на переходе от олимпийской к античной социальности. От бытия
«привилегированного», «кастового», «профессионального», в котором мы застаем
философскую проблематику у досократиков и Платона, всеобщее переходит в
раскрепощенную форму, в атомизированно-свободное бытие аристотелевых сущностей — в
синтез наименьшего числа всеобщих определителей («начал», «причин»), который позволяет
говорить о том или ином явлении как о существующем.
Сущность Аристотеля с точки зрения ее автономии и независимости напоминает
атомизированную до личного начала государственность гомеровской эпохи. Там речь шла о
перераспределении навыков, о переходе их из профессионально-ремесленного в универсально-личное существование, когда, например, ремесло воина или писаря переходит,
соответственно, в воинский навык и грамотность, которыми должны обладать все. Здесь, в
философии, возникает близкий по смыслу процесс синтеза «существенных» характеристик наматериале «вещи», которая осмысляется теперь носителем ряда универсально распределенных
свойств-навы-
320
М.К.Петров
ков, становится автономной сущностью, основой космического порядка. И космос,
соответственно, теперь уже не просто произведение архитектора или художника, но живущий
по обязательным для всех законам полис, и действие этих законов обрывается на сущности
таким же способом, каким действие законов полиса обрывается на гражданине. Все сущности,
как и все граждане, подчинены одним и тем же законам, и каждая сущность автономна в
собственных пределах, как и каждый гражданин — «повелитель в собственном доме».
Как автономные образования сущности образуют внешнюю границу универсального
космического порядка, на которой действие универсальных законов прерывается и за которой
начинаются свои особые миры с особыми в каждом конкретном случае законами. Поэтому
сущность располагается в горизонте особенного как гетерономный синтез всеобщего и единичного. Со стороны всеобщего она выглядит единичной различенностью, образом или
формой, со стороны же единичного — общим. Аристотель пишет: «О сущности может идти
речь в двух основных значениях: так называется последний субстрат, который уже не сказывается про что-нибудь другое, и, кроме того, то, что представляет собою определенную
вещь и в понятии отделимо от материи, а таковым является у каждой вещи ее образ и форма»
(Метафизика, 1017Ь).
Здесь, в понятии сущности, возникает новый ключ целостности, которым мы пользуемся до
сих пор. В олимпийском формализме в качестве ключевого элемента использовалось имя
бога: по олимпийским именам распределялись практические и теоретические отношения к
миру, а сами имена объединялись в систему по кровнородственным отношениям. Теперь же
практические и теоретические отношения к миру распределены по сущностям, а сущности
связаны в систему всеобщим отношением «гражданства», как «граждане» единого и
целостного космоса, субъекты и объекты общих для всех и равнообязательных законов. Кроме
того, изменился и сам способ присоединения этих практических и теоретических отношений к
ключу. По
Античная культура
321
олимпийской норме связующим звеном выступает деятельработник Афины, Гефеста,
Деметры и т.п., а через деятеля получают определения и его продукты: корабль — по
ведомству Афины, а зерно — по ведомству Деметры. В качестве связующего звена в новом
ключе используется не деятель, а продукт, и только через продукт получают определенность,
связь со всеобщим деятель и материал.
Ключевой характер сущности подчеркнут Аристотелем в распространении целевого начала на
все тела по природе, т.е. универсальной характеристикой мира оказывается не только его
оформленность, но и ценность — то, что Маркс позже выделит как потребительную
стоимость. Отождествляя искусство и природу («как делается каждая вещь, такова она и есть
по своей природе»), Аристотель не останавливается на границе технологического ритуала, но
тут же пересекает ее и переходит в ритуал социальный, в производственные отношения:
«Делается же ради чего-нибудь, следовательно, и по природе существует ради этого. Например, если бы дом был из числа природных предметов, он возникал бы так же, как теперь
делается искусством; если же природные тела возникали бы не только природным путем, но и
путем искусства, они возникали бы соответственно своему природному бытию. Вообще же
искусство частью завершает то, чего природа не в состоянии сделать, частью подражает ей»
(Физика, 199а).
С онтологической точки зрения, как «атомы» бытия, все сущности однородны и «равны», как
однородны и равны перед законом все «атомы» античного правопорядка — граждане полиса.
Любая сущность (ovjcria) есть, по Аристотелю, единство непрерывной однозначной
необходимости — материи (ОХтО и дискретного различающе-оформляющего начала —
формы или вида (цор<рт), el5oq); как таковое единство непрерывного и прерывного сущность есть автономное целое (то auvoXov). Иллюстрируя этот онтологический момент сущности, Аристотель почти всегда приводит один пример — медную статую.322 М.К.Петров С точки же зрения включенности во всеобщий космический ритуал внутренняя структура сущности выглядит более развитой, в ней прослеживаются четыре всеобщих начала-причины: субстрат оформления, или материальная причина (ОА,М); деятель, или производящая причина, «откуда начало движения» (6'6sv f| архт| тид Kivricrecx;); продукт, или начало формальное (цорсрп), которое Аристотель часто просто называет сущностью (оиспа), или ставшим бытием (то -ri i\v sTvai); и, наконец, ценность, всеобщий определитель, причина «ради» (то ои ёуека), или «финальная причина» средневековья. Эта последняя ритуальная структура сущности может показаться избыточной, поскольку со времен Гоб-бса и философия, и наука пользуются более универсальным и менее богатым структурой постулатом существования, в котором различены лишь действующая (активная) и материальная (пассивная) стороны примерно в том плане, в каком Гоббс говорил о полной причине: «Полной причиной называется сумма всех акциденций обоих тел — действующего и подвергающегося воздействию, наличие которых делает немыслимым отсутствие действия, отсутствие же одной из которых делает немыслимым его наступление» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 1. М., 1965. С. 151). Гоббс, а вслед за ним и все метафизическое крыло материализма не прочь были посмеяться насчет сущности Аристотеля и особенно формальной причины: «Кроме действующей и материальной причины метафизики признают еще две причины, а именно сущность вещи (которую некоторые называют формальной причиной) и цель, или конечную причину. На деле же обе они являются действующими причинами, ибо непонятно даже, какой смысл можно вложить в утверждение: сущность вещи является ее причиной» (Гоббс Т. Т. 1. С. 160). Однако, как только философам пришлось заняться анализом социального ритуала и особенно анализом связи производства с другими областями социальной жизни, сущность Аристотеля была реабилитирована как исходная клеточка социального ритуала. Маркс, наприАнтичная культура 323 мер, в анализе стоимости исходит из той же четырех-причинной структуры: «В процессе труда деятельность человека при помощи средства труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда. Процесс угасает в продукте. Продукт процесса труда есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы. Труд соединился с предметом труда. Труд овеществлен в предмете, а предмет обработан» (Капитал. С. 191-192). Труд, предмет, продукт, потребительная стоимость связаны в этой схеме точно таким же образом, как и причины в сущности Аристотеля. По характеру связи причин в пределах сущности и по типу воздействия на другие сущности Аристотель разделяет всех «жителей» космоса на существа одушевленные и неодушевленные, а последние — на растения, животных и человека, причем люди, в свою очередь, делятся на «одушевленные орудия» и «существа политические». Эти последние — (jnva яоХгтмса — и есть, собственно, космическая элита: они обладают разумом, способностью выбора, предвидением; они могут активно воздействовать на космический ритуал, подчинять его собственным стремлениям и создавать в окружении свою особую энтелехиальную действительность. Вместе с тем, поскольку космос уже существует как миропорядок с удивительной подогнанностью и целесообразностью всех его частей, Аристотель, как и все философы до Дарвина, не мог отрешиться от идеи со-творенности мира, вынужден был предполагать наличие высшего существа с огромной возможностью выбора, которое уже произвело и продолжает производить выборы, порождая движение и космос как энтелехиальную действительность: «Должно быть такое начало, существо которого деятельность. А кроме того, у сущностей этих не должно быть 'материи: ведь они должны быть вечными, если только есть еще хоть что-нибудь вечное; следовательно, им необходимо пребывать в деятельности» (Метафизика, 1071Ь). Такая деятельность целиком оказывается в области мысли и во- 324 М.К.Петровления: «Есть нечто, что движет, не находясь в движении, нечто вечное и являющее собой сущность и реальную активность. Но движут так предмет желания и предмет мысли: они движут, сами не находясь в движении» (Метафизика, 1072Ь). Требованиям к такой сущности удовлетворяет ум Анаксагора: «Так как мы видим тот последний предмет, который может двигаться, не имея, однако, в себе начала движения, и тот, который приводит в движение, движимый другим, а не самим собою, вполне основательно, если не необходимо, предположить и третье — предмет, который приводит в движение, будучи неподвижным. Поэтому правильно говорит Анаксагор, утверждая, что разум не подвержен воздействию и не смешан после того, как он сделал его началом движения, ибо только таким образом он может двигать, будучи неподвижным, и может владычествовать, будучи несмешанным» (Физика, 256Ь). Это, конечно же, Бог — полюс активности в мире, где есть вещи, лишенные самодвижения. И поскольку «умозрение есть то, что приятнее всего и лучше», Бог и есть это отчужденное умозрение: «Если поэтому так хорошо, как нам — иногда, Богу — всегда, то это изумительно; если же лучше — то еще изумительнее» (Метафизика, 1072Ь). Но с точки зрения традиционных богов и верований это бесспорный атеизм, который отрицает множественность богов, их родственные связи, форму, протяженность, размеры. У нового Бога нет ни величины, ни частей; он, по сути дела, самонаслаждающийся космос, активный формализм, который свойствен и человеку и Богу и различает человека от Бога как конечное и бесконечное: «И жизнь у него такая, как наша, — самая лучшая, которая у нас на малый срок» (Метафизика, 1072Ь). Бог существует «необходимо», т.е., с точки зрения Аристотеля, он существует, как и все другое, как однозначная преемственность во времени, что включает Бога в космос на правах начала, делает его сущностью среди сущностей, а все сущности космоса располагает в едином спектре необходимости от неодушевленной телесности до бестелесной одушевленности, где неодуАнтичная культура 325 шевленные существа и Бог занимают крайние положения, а

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн