оговорка, которая указывает на морской разбой как на существенную деталь
древней государственности.
Античная культура
53
В более позднее время, когда новая полисная государственность возродит древнее искусство
уже на более высоком уровне, Псевдоксенофонт, отметив преимущества морского дела для
слабого, разовьет этот тезис в наглядную картину выравнивания распределения опасности
морских нападений: «Тому, кто едет по морю, можно высадиться там, где он имеет превосходство, а в том месте, где этого не имеет, можно не высаживаться, а проехать мимо, пока не
придет к дружественной стране или к более слабым, чем он сам» (По-лития, II, 5).
Мы довольно мало знаем о Кноссе, и реставрировать критскую государственность в деталях
было бы практически невозможно. Несколько полнее, а главное системнее, наши сведения о
Пилосе, где жизнь оборвалась практически мгновенно в результате пожара во время осады, и
найденные здесь таблички дают своего рода рентгеновский снимок социальной структуры.
Хотя сам факт близости микенской и критской культур далеко не так бесспорен, чтобы можно
было, например, в Пилосе или Тиринфе видеть уменьшенную копию Кносса, по ряду
существенных для нас признаков мы можем рассматривать Кносс, Микены, Ти-ринф, Пилос
членами единой последовательности.
Во всех случаях речь идет о крупном дворцовом или храмовом хозяйстве. Центромадминистративной жизни выступает дворец, а орудием организации — развитый
бюрократический аппарат. Для учета рабочей силы и материальных ценностей используется
письменность единого для всех центров типа: тексты представляют из себя табличку-форму, в
которой меняются только имена и цифры. По типу организационной структуры эти
образования близки к ближневосточным обществам. Но хотя письменность, как и на Ближнем
Востоке, носит государственный характер и не может рассматриваться частной
собственностью, область ее использования в крито-микенских центрах значительно уже: нет
дипломатической переписки, законодательных актов, религиозных текстов, не говоря уже о
литературе. Начертание слоговых знаков линейного
54
М.К.Петров
письма изобилует овальными и изогнутыми линиями, которые, в отличие от клинописи,
например, довольно сложно выдавливать в глине, к тому же и сами таблички несколько
напоминают по форме пальмовый лист. Возможно, что исходной формой этого
«бухгалтерского учета» был именно лист, а затем уже полностью или частично начал
использоваться более стойкий материал.
Штатная номенклатура пилосской государственности достигала, судя по табличкам, двух
десятков постоянных должностей: владыка, воевода, жрицы, телесты, коретеры, даматы,
порокоретеры, ключари, надзиратели, свинопасы, волопасы, пчеловоды, оружейники,
кузнецы, басилеи и т.п. Общее число штатных единиц, состоящих на централизованном учете
и снабжении, не считая рабов, доходило, видимо, до нескольких сотен. Государство делилось
на 9 административных округов (эдр), населенные пункты имели постоянных представителей
центральной власти — басилеев или телестов, которые правили дела совместно с герусией,
советом старейшин, куда входило от 15 до 20 геронтов.
Общие контуры такой государственности рисуются как в значительной степени разрушенная
уже социальная матрица олимпийского типа, в которой не столько сосуществуют, сколько
удерживаются в единой государственной структуре разнородные и центробежные элементы.
Орудийно-техническая основа крито-микенской культуры выглядит по составу традиционноолимпийской. В основе технологии лежит земледелие, производство ячменя, пшеницы,
оливок, винограда. Развито и животноводство: разводят овец, коз, свиней, а также крупный
рогатый скот — лошадей, мулов. Основная тягловая сила — быки и реже мулы. «Долее мулы
волов тяжконогих могут плуг составной волочить по глубокому пару» (Илиада, X, 352-353).
Лошади находят ограниченное использование, главным образом в военном деле и как
средство передвижения. В одном из рассказов Нестора, конника геренского, о прежних
подвигах дается сравнительно полный отчет о составе животноводства:
Античная культура
55
Мы от Эпеян добычу богатую с поля погнали: Овчих ватаг пятьдесят и столько же гуртов воловых, Столько
же стад и свиных, и (бесчисленных козьих, и с ними Конский табун захватили мы, сто пятьдесят
светломастных Всех кобылиц, и при многих прекрасные были жребята.
(Илиада, XI, 676-680)
Основные материалы орудийной техники — дерево и бронза, причем дерево, заготовка
древесины для поделок — забота самого земледельца, который обязан подготовить материал
для плотника, «работника Афины». У Гесиода эта деятельность сведена в группу рекомендаций, когда, что и для какой цели готовить (Работы и дни, 420-436).
С бронзой положение другое, она — государственная собственность, подлежит
централизованному учету и распределению. В табличке Тп 829, например, указаны нормы
поставок бронзы для мечей и наконечников по 16 поселениям. В табличке In 43 фиксируется
выдача бронзы кузнецам, из которой следует, что медных дел мастера образуют две
категории: надомников-сдельщиков, которые получают бронзу от государства и сдают
продукцию басилею, и категорию работников государственных мастерских.
Кроме бронзы и дерева в ходу золото, серебро, слоновая кость, кожа и в крайне ограниченном,
скорее даже в символическом, употреблении — железо. Из железа, например, оси боевых
колесниц у богов: меди или дубу трудно выдержать божественный вес. Когда Афина
вскакивает на колесницу Диомеда, произведению рук человеческих приходится туго:
Быстро сама в колесницу к Тидиду восходит богиня, Бранью пылая; ужасно дубовая ось застонала, Зевсаподъявшая грозную дочь и храбрейшего мужа.
(Илиада, V, 837-839)
Железо применяют и в изготовлении щитов, а иногда оно просто ценный или даже
драгоценный метал, из которого делаются уникальные и легендарные вещи вроде «железной
булавы» (Илиада, VII, 141). Эта группа материалов, как и бронза, ориентирована в основном
на изготовление военного снаряжения. В кнос-
56
М.К.Петров
ских табличках (Sd) упоминаются как объекты государственного учета «колесницы
инкрустированные, из слоновой кости, собранные полностью; с красным покрывалом,
снабженные вожжами, кожаным налобником и роговыми подвесками». Описывая предметы
вооружения, Гомер дает общую картину распределения металлов в традиционном оружии:
…и сам в блестящую медь облачился. Прежде всего по прекрасной поноже на каждую голень Он
наложил, прикрепляя поножу серебряной пряжкой. Следом за этим и грудь защитил себе крепкой
бронею… Десять полос в той броне вороненого было железа, Олова двадцать полос, из золота было
двенадцать. Иссиня-черные змеи до шеи брони простирались, По три с обеих сторон, подобные
радугам в туче, Зевсом-Кронидом на небе воздвигнутым в знаменье смертным. На плечи меч свой
набросил; сверкали на нем золотые Частые гвозди; ножны, этот меч заключавшие, были Из серебра и
спускались с плеча на ремне золоченом. Всепокрывающий поднял он щит многоперстый, прекрасный,
Буйный; десять кругов на щите том светилося медных; Двадцать сияющих блях оловянных его
украшало Белых; и бляха была в середине из ворони черной. Щит головою Горгоны венчался, свирепо
глядящей, С ликом ужасным; вокруг головы ее — Ужас и Бегство. Был серебренный ремень на щите;
на ремне извивался Иссиня-черный дракон, и из шеи единой дракона В разные стороны три головы у
него выходило. Четырехбляшенный шлем свой надел он, имевший два гребня, С гривою конскою.
Страшно над шлемом она волновалась. В руку два крепких копья захватил, повершенные медью,
Острые, медь от которых далеко до самого неба Ярко сияла.
(Илиада, XI, 16-19, 24-25)
Кроме упомянутых здесь материалов довольно широко используется свинец.
Случаи и контексты упоминания железа и стали («воронь черная») показывают, что
употребление железа вряд ли можно отнести непосредственно к эпохе Кносса. Кроме
стальных полос и железной булавы, о которых мы уже говорили, Гомер поет также о кинжале,
когда сраженный гибелью Патрокла Ахилл подозАнтичная культура
57
ревается в желании покончить с собой и его держат за руку: «Да выи железом себе не пронзит
исступленный» (Илиада, XVIII, 34). Из железа и нож для забивания скота: «Множество
сильных тельцов под ударом железа ревело» (Илиада, XXIII, 30). Известна и технология
обработки железа; описывая ослепление Циклопа, которому Одиссей выжигает глаз тлеющим
колом, Гомер привлекает для сравнения процесс закалки (Одиссея, IX, 390-394):
…выбрызгнул глаз, на огне зашипевши. Так расторопный ковач, изготовив топор иль секиру, В воду
металл (на огне раскаливши его, чтоб двойную Крепость имел) погружает, и звонко шипит он в
холодной Влаге: так глаз зашипел, острием раскаленным пронзенный.
(Одиссея, IX, 390-394)
Но в целом для Гомера железо нечто редкое, удивительное и ценное, вроде знаменитого диска
из самородного железа, который Ахилл предлагает победителю соревнований, уверяя, что
диска хватит на пять лет в любом хозяйстве:
Сколько бы кто ни имел и далеких полей и широких, На пять круглых годов и тому на потребы
достанет Глыбы такой; у него никогда оскуделый в железе В град не пойдет ни оратай, ни пастырь, но
дома добудет.
(Илиада, XXIII, 832-835)
В противоположность железу техника медного дела обжита и изучена всеми, вошла в быт.
Меланфо, рабыня, советуя неузнанному Одиссею не лезть во дворец, предлагает ему для
ночлега расположиться где-нибудь в медной кузне (Одиссея, XVIII, 327).
Более мирное, в основном бытовое, назначение имеют камень, глина, кожа, лен, шерсть.
Камень — основной строительный материал, из него возводят стены, водоемы, жилища,
хозяйственные постройки, хотя в строительстве используют и дерево. Глину применяют как
сырье для керамики. Кожа идет на сандалии, тетивы, шлемы, щиты, пояса, меха. Лен и шерсть— основной материал для одежды и, видимо, корабельных снастей.
М.КПетров
Обработка почти всех материалов требует профессионального навыка, лишь размол зерна и
ткачество представляются делом домашним, «женским навыком» хотя и здесь налицо градации.
Особым качеством славятся ткани «жен Сидонских работы», а также ткани феакийских женщин:
Жило в прооранном дворце пятьдесят рукодельных невольниц: Рожь золотую мололи они жерновами
ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками Рядом подобные листьям трепещущим тополя;
ткани ж Были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло. Сколь феакийские мужи отличны в
правлении были Быстрых своих кораблей на морях, столь отличны их жены были в тканье: их богиня Афина
сама научила Всем рукодельным искусствам, открыв им и хитростей много
(Одиссея, VII, 104-111)
Среди профессий в табличках упомянуты: мололь-щицы, чинильшицы, прядильщицы, банщицы,
швеи, белошвейки, ножевщики, горшечники, уборщики, золотых дел мастера, медники, мастера
луков, портные, каменщики, оружейники, письмоносцы, смотрители, плотники, свинопасы,
волопасы, пчеловоды, конюхи, шорники, воины, колесничие, гребцы.
Несколько особняком поставлен корабль. В табличках флот упоминается как само собой
разумеющаяся статья расходов, фиксируется, например, мобилизация гребцов (An 12). В поэмах
Гомера, а затем у Гесиода корабль почти никогда не описывается целиком, потому видимо, что
такое описание было бы излишним: всё знают, что такое корабль. Зато точнейшим образом
описываются детали, показывающие тонкое знание
морского дела.
Судя по описаниям Гомера и более поздних авторов корабли издревле делились на торговые
(круглые) и военные (длинные). Оба типа использовали как парус так и весло, причем на военных
кораблях число гребцов могло быть от 20 до 120. Гребцы военного корабля были, как правило, и
воинами. На кораблях Фи-локтета, например, «пятьдесят восседало на каждом сильных гребцов и
стрелами искусных жестоко ераАнтичная культура
59
жаться» (Илиада, II, 719). Сама морская профессия и ее атрибуты мыслятся делом почетным.
Ельпенор, один из спутников Одиссея, «спать для прохлады ушел на площадку возвышенной
кровли дома Цирцеи священного» (Одиссея, X, 554-555), откуда и свалился спьяну, сломав шею.
Встретив Одиссея в Аиде, Ельпенор требует почетного погребения:
Холм гробовой надо мною насыпьте близ моря седого; В памятный знак же о гибели мужа для поздних
потомков В землю на холме моем то весло водрузите, которым Некогда в жизни, ваш верный товарищ, я
волны тревожил.
(Одиссея, XI, 75-78)
Особого упоминания, наравне с «вождями», удостаиваются в поэмах корабельщики. Таков,
например, Ферекл, павший от руки Мериона:
Вождь Мерион Ферекла повергнул, Гермонова сына, Зодчего мужа, которого руки во всяком искусстве
Опытны были; его безмерно любила Паллада. Он и Парису-герою — суда многовеслые строил.
(Илиада, V, 59-62)
Таковы внешние контуры эгейской культуры, ее, так сказать, обводы. По многим пунктам эта
культура близка к обычной «военной» разновидности олимпийской цивилизации с тем
малоприметным, но важным различием, что военное