Скачать:TXTPDF
Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров

оговорка, которая указывает на морской разбой как на существенную деталь

древней государственности.

Античная культура

53

В более позднее время, когда новая полисная государственность возродит древнее искусство

уже на более высоком уровне, Псевдоксенофонт, отметив преимущества морского дела для

слабого, разовьет этот тезис в наглядную картину выравнивания распределения опасности

морских нападений: «Тому, кто едет по морю, можно высадиться там, где он имеет превосходство, а в том месте, где этого не имеет, можно не высаживаться, а проехать мимо, пока не

придет к дружественной стране или к более слабым, чем он сам» (По-лития, II, 5).

Мы довольно мало знаем о Кноссе, и реставрировать критскую государственность в деталях

было бы практически невозможно. Несколько полнее, а главное системнее, наши сведения о

Пилосе, где жизнь оборвалась практически мгновенно в результате пожара во время осады, и

найденные здесь таблички дают своего рода рентгеновский снимок социальной структуры.

Хотя сам факт близости микенской и критской культур далеко не так бесспорен, чтобы можно

было, например, в Пилосе или Тиринфе видеть уменьшенную копию Кносса, по ряду

существенных для нас признаков мы можем рассматривать Кносс, Микены, Ти-ринф, Пилос

членами единой последовательности.

Во всех случаях речь идет о крупном дворцовом или храмовом хозяйстве. Центромадминистративной жизни выступает дворец, а орудием организации — развитый

бюрократический аппарат. Для учета рабочей силы и материальных ценностей используется

письменность единого для всех центров типа: тексты представляют из себя табличку-форму, в

которой меняются только имена и цифры. По типу организационной структуры эти

образования близки к ближневосточным обществам. Но хотя письменность, как и на Ближнем

Востоке, носит государственный характер и не может рассматриваться частной

собственностью, область ее использования в крито-микенских центрах значительно уже: нет

дипломатической переписки, законодательных актов, религиозных текстов, не говоря уже о

литературе. Начертание слоговых знаков линейного

54

М.К.Петров

письма изобилует овальными и изогнутыми линиями, которые, в отличие от клинописи,

например, довольно сложно выдавливать в глине, к тому же и сами таблички несколько

напоминают по форме пальмовый лист. Возможно, что исходной формой этого

«бухгалтерского учета» был именно лист, а затем уже полностью или частично начал

использоваться более стойкий материал.

Штатная номенклатура пилосской государственности достигала, судя по табличкам, двух

десятков постоянных должностей: владыка, воевода, жрицы, телесты, коретеры, даматы,

порокоретеры, ключари, надзиратели, свинопасы, волопасы, пчеловоды, оружейники,

кузнецы, басилеи и т.п. Общее число штатных единиц, состоящих на централизованном учете

и снабжении, не считая рабов, доходило, видимо, до нескольких сотен. Государство делилось

на 9 административных округов (эдр), населенные пункты имели постоянных представителей

центральной власти — басилеев или телестов, которые правили дела совместно с герусией,

советом старейшин, куда входило от 15 до 20 геронтов.

Общие контуры такой государственности рисуются как в значительной степени разрушенная

уже социальная матрица олимпийского типа, в которой не столько сосуществуют, сколько

удерживаются в единой государственной структуре разнородные и центробежные элементы.

Орудийно-техническая основа крито-микенской культуры выглядит по составу традиционноолимпийской. В основе технологии лежит земледелие, производство ячменя, пшеницы,

оливок, винограда. Развито и животноводство: разводят овец, коз, свиней, а также крупный

рогатый скот — лошадей, мулов. Основная тягловая сила — быки и реже мулы. «Долее мулы

волов тяжконогих могут плуг составной волочить по глубокому пару» (Илиада, X, 352-353).

Лошади находят ограниченное использование, главным образом в военном деле и как

средство передвижения. В одном из рассказов Нестора, конника геренского, о прежних

подвигах дается сравнительно полный отчет о составе животноводства:

Античная культура

55

Мы от Эпеян добычу богатую с поля погнали: Овчих ватаг пятьдесят и столько же гуртов воловых, Столько

же стад и свиных, и (бесчисленных козьих, и с ними Конский табун захватили мы, сто пятьдесят

светломастных Всех кобылиц, и при многих прекрасные были жребята.

(Илиада, XI, 676-680)

Основные материалы орудийной техники — дерево и бронза, причем дерево, заготовка

древесины для поделок — забота самого земледельца, который обязан подготовить материал

для плотника, «работника Афины». У Гесиода эта деятельность сведена в группу рекомендаций, когда, что и для какой цели готовить (Работы и дни, 420-436).

С бронзой положение другое, она — государственная собственность, подлежит

централизованному учету и распределению. В табличке Тп 829, например, указаны нормы

поставок бронзы для мечей и наконечников по 16 поселениям. В табличке In 43 фиксируется

выдача бронзы кузнецам, из которой следует, что медных дел мастера образуют две

категории: надомников-сдельщиков, которые получают бронзу от государства и сдают

продукцию басилею, и категорию работников государственных мастерских.

Кроме бронзы и дерева в ходу золото, серебро, слоновая кость, кожа и в крайне ограниченном,

скорее даже в символическом, употреблении — железо. Из железа, например, оси боевых

колесниц у богов: меди или дубу трудно выдержать божественный вес. Когда Афина

вскакивает на колесницу Диомеда, произведению рук человеческих приходится туго:

Быстро сама в колесницу к Тидиду восходит богиня, Бранью пылая; ужасно дубовая ось застонала, Зевсаподъявшая грозную дочь и храбрейшего мужа.

(Илиада, V, 837-839)

Железо применяют и в изготовлении щитов, а иногда оно просто ценный или даже

драгоценный метал, из которого делаются уникальные и легендарные вещи вроде «железной

булавы» (Илиада, VII, 141). Эта группа материалов, как и бронза, ориентирована в основном

на изготовление военного снаряжения. В кнос-

56

М.К.Петров

ских табличках (Sd) упоминаются как объекты государственного учета «колесницы

инкрустированные, из слоновой кости, собранные полностью; с красным покрывалом,

снабженные вожжами, кожаным налобником и роговыми подвесками». Описывая предметы

вооружения, Гомер дает общую картину распределения металлов в традиционном оружии:

…и сам в блестящую медь облачился. Прежде всего по прекрасной поноже на каждую голень Он

наложил, прикрепляя поножу серебряной пряжкой. Следом за этим и грудь защитил себе крепкой

бронею… Десять полос в той броне вороненого было железа, Олова двадцать полос, из золота было

двенадцать. Иссиня-черные змеи до шеи брони простирались, По три с обеих сторон, подобные

радугам в туче, Зевсом-Кронидом на небе воздвигнутым в знаменье смертным. На плечи меч свой

набросил; сверкали на нем золотые Частые гвозди; ножны, этот меч заключавшие, были Из серебра и

спускались с плеча на ремне золоченом. Всепокрывающий поднял он щит многоперстый, прекрасный,

Буйный; десять кругов на щите том светилося медных; Двадцать сияющих блях оловянных его

украшало Белых; и бляха была в середине из ворони черной. Щит головою Горгоны венчался, свирепо

глядящей, С ликом ужасным; вокруг головы ее — Ужас и Бегство. Был серебренный ремень на щите;

на ремне извивался Иссиня-черный дракон, и из шеи единой дракона В разные стороны три головы у

него выходило. Четырехбляшенный шлем свой надел он, имевший два гребня, С гривою конскою.

Страшно над шлемом она волновалась. В руку два крепких копья захватил, повершенные медью,

Острые, медь от которых далеко до самого неба Ярко сияла.

(Илиада, XI, 16-19, 24-25)

Кроме упомянутых здесь материалов довольно широко используется свинец.

Случаи и контексты упоминания железа и стали («воронь черная») показывают, что

употребление железа вряд ли можно отнести непосредственно к эпохе Кносса. Кроме

стальных полос и железной булавы, о которых мы уже говорили, Гомер поет также о кинжале,

когда сраженный гибелью Патрокла Ахилл подозАнтичная культура

57

ревается в желании покончить с собой и его держат за руку: «Да выи железом себе не пронзит

исступленный» (Илиада, XVIII, 34). Из железа и нож для забивания скота: «Множество

сильных тельцов под ударом железа ревело» (Илиада, XXIII, 30). Известна и технология

обработки железа; описывая ослепление Циклопа, которому Одиссей выжигает глаз тлеющим

колом, Гомер привлекает для сравнения процесс закалки (Одиссея, IX, 390-394):

…выбрызгнул глаз, на огне зашипевши. Так расторопный ковач, изготовив топор иль секиру, В воду

металл (на огне раскаливши его, чтоб двойную Крепость имел) погружает, и звонко шипит он в

холодной Влаге: так глаз зашипел, острием раскаленным пронзенный.

(Одиссея, IX, 390-394)

Но в целом для Гомера железо нечто редкое, удивительное и ценное, вроде знаменитого диска

из самородного железа, который Ахилл предлагает победителю соревнований, уверяя, что

диска хватит на пять лет в любом хозяйстве:

Сколько бы кто ни имел и далеких полей и широких, На пять круглых годов и тому на потребы

достанет Глыбы такой; у него никогда оскуделый в железе В град не пойдет ни оратай, ни пастырь, но

дома добудет.

(Илиада, XXIII, 832-835)

В противоположность железу техника медного дела обжита и изучена всеми, вошла в быт.

Меланфо, рабыня, советуя неузнанному Одиссею не лезть во дворец, предлагает ему для

ночлега расположиться где-нибудь в медной кузне (Одиссея, XVIII, 327).

Более мирное, в основном бытовое, назначение имеют камень, глина, кожа, лен, шерсть.

Каменьосновной строительный материал, из него возводят стены, водоемы, жилища,

хозяйственные постройки, хотя в строительстве используют и дерево. Глину применяют как

сырье для керамики. Кожа идет на сандалии, тетивы, шлемы, щиты, пояса, меха. Лен и шерстьосновной материал для одежды и, видимо, корабельных снастей.

М.КПетров

Обработка почти всех материалов требует профессионального навыка, лишь размол зерна и

ткачество представляются делом домашним, «женским навыком» хотя и здесь налицо градации.

Особым качеством славятся ткани «жен Сидонских работы», а также ткани феакийских женщин:

Жило в прооранном дворце пятьдесят рукодельных невольниц: Рожь золотую мололи они жерновами

ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками Рядом подобные листьям трепещущим тополя;

ткани ж Были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло. Сколь феакийские мужи отличны в

правлении были Быстрых своих кораблей на морях, столь отличны их жены были в тканье: их богиня Афина

сама научила Всем рукодельным искусствам, открыв им и хитростей много

(Одиссея, VII, 104-111)

Среди профессий в табличках упомянуты: мололь-щицы, чинильшицы, прядильщицы, банщицы,

швеи, белошвейки, ножевщики, горшечники, уборщики, золотых дел мастера, медники, мастера

луков, портные, каменщики, оружейники, письмоносцы, смотрители, плотники, свинопасы,

волопасы, пчеловоды, конюхи, шорники, воины, колесничие, гребцы.

Несколько особняком поставлен корабль. В табличках флот упоминается как само собой

разумеющаяся статья расходов, фиксируется, например, мобилизация гребцов (An 12). В поэмах

Гомера, а затем у Гесиода корабль почти никогда не описывается целиком, потому видимо, что

такое описание было бы излишним: всё знают, что такое корабль. Зато точнейшим образом

описываются детали, показывающие тонкое знание

морского дела.

Судя по описаниям Гомера и более поздних авторов корабли издревле делились на торговые

(круглые) и военные (длинные). Оба типа использовали как парус так и весло, причем на военных

кораблях число гребцов могло быть от 20 до 120. Гребцы военного корабля были, как правило, и

воинами. На кораблях Фи-локтета, например, «пятьдесят восседало на каждом сильных гребцов и

стрелами искусных жестоко ераАнтичная культура

59

жаться» (Илиада, II, 719). Сама морская профессия и ее атрибуты мыслятся делом почетным.

Ельпенор, один из спутников Одиссея, «спать для прохлады ушел на площадку возвышенной

кровли дома Цирцеи священного» (Одиссея, X, 554-555), откуда и свалился спьяну, сломав шею.

Встретив Одиссея в Аиде, Ельпенор требует почетного погребения:

Холм гробовой надо мною насыпьте близ моря седого; В памятный знак же о гибели мужа для поздних

потомков В землю на холме моем то весло водрузите, которым Некогда в жизни, ваш верный товарищ, я

волны тревожил.

(Одиссея, XI, 75-78)

Особого упоминания, наравне с «вождями», удостаиваются в поэмах корабельщики. Таков,

например, Ферекл, павший от руки Мериона:

Вождь Мерион Ферекла повергнул, Гермонова сына, Зодчего мужа, которого руки во всяком искусстве

Опытны были; его безмерно любила Паллада. Он и Парису-герою — суда многовеслые строил.

(Илиада, V, 59-62)

Таковы внешние контуры эгейской культуры, ее, так сказать, обводы. По многим пунктам эта

культура близка к обычной «военной» разновидности олимпийской цивилизации с тем

малоприметным, но важным различием, что военное

Скачать:TXTPDF

Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать бесплатно, Античная культура. Философы России XX века. М. К. Петров Философия читать онлайн