Скачать:TXTPDF
Антология даосской философии

середины» можно понять и иначе — как «правильный принцип».

295

Имеется в виду течение семени вверх по позвоночному столбу к головному мозгу, что соответствует даосскому принципу «попятного течения» (ни лю) как основы даосского подвига «внутреннего делания».

296

Золотой эликсир. — Зародыш бессмертного тела в даосском подвижнике, зарождающийся и растущий благодаря «внутреннему деланию».

297

Имеется в виду темя (точка «бай хой»), где скапливается тончайшие эссенции семени.

298

Вероятно имеются в виду тридцать два неба, различимых в даосской литературе.

299

Дворец Нивань. — Название «верхнего Киноварного поля», расположенного в области головного мозга.

300

Драгоценный треножник. — Еще одно аллегорическое название тела подвижника.

301

Имеется в виду бессмертный зародыш, взращиваемый даосским подвижником в себе.

302

Вероятно, имеется в виду упоминаемое ниже правило «двух быстрых движений на восемь медленных» в половом акте.

303

Три цветка. — Семя, энергия и дух.

304

Еще одно указание на даосский принцип «повертывания вспять» естественных токов энергии.

305

Имеется в виду движение от триграммы кань (вода) к триграмме ли (огонь) в схеме восьми триграмм.

306

Цветущий пруд. — Область под языком, где скапливается слюна.

307

В даосских картинах «внутреннего ландшафта» тела рядом с нижним Киноварным полем изображалось водоподъемное колесо, обозначавшее силы, направившие течение энергии вверх.

308

Речь идет о «прежденебесном» состоянии семенной энергии, предваряющем все материальные формы. Рассеяние и есть модус «прежденебесного» существования.

309

Небесный столб. — Позвоночник.

310

Имеется в виду известный прием даосской гимнастики: зажав уши ладонями, одновременно ударять обоими указательными пальцами по основанию черепа. Раздающийся в ушах гул называется «ударами небесного барабана».

311

Небесный двор. — Область переносицы и середины лба.

312

Согласно китайским представлениям, Врата жизни (мин мэнь), с которых начинается формирование человеческого тела, располагаются в области почек.

313

Яшмовая трубка. — Половой член.

314

Так описывается здесь необыкновенно обостренная чувствительность мастера, ощущающего даже касание перышка и вес мухи.

315

В оригинале употреблен знак «ли», имеющий также значение «истина», «разумное основание». Речь идет об универсальном, — следовательно, разумном — основании воинского искусства.

316

Выражение «пронизано одной нитью» восходит еще к Конфуцию, характеризовавшим таким образом свое учение. В даосской традиции оно обозначало действие «единого превращения» мира.

317

В оригинале употреблен знак «ци», обычно переводимый нами как «энергия».

318

По китайским представлениям, голова была вместилищем четырех основных янских меридианов человеческого тела и, как следствие, воплощением «крайнего ян».

319

Цянь Лоу — древний мудрец, прославившийся своим бескорыстием.

320

У Хуай и Гэ Тяньши — легендарные правители древности, герои китайского «золотого века».

321

Се Хэ (V в.) — один из первых в Китае критиков живописи; сформулированные им «шесть законов живописи» стали основой классической эстетики живописного произведения в Китае.

322

Гу Кайчжи — знаменитый художник, живший в IV в.

323

Здесь цитируется формула Чжуан-цзы, ставшая в даосской традиции обозначением высшего медитативного состояния.

324

Старцы Хань Ци — даосские отшельники, жившие в III в. до н. э.

325

Го Сыпин — сын Го Си, прибавивший к книге отца свои личные заметки.

326

Чи — мера длины, равная примерно 1/3 м.

327

Ван Чунфилософ, живший в I в., автор трактата «Лунь хэн» («Весы суждений»).

328

Имеются в виду первые три царя-мироустроителя китайской истории.

329

Здесь имеются в виду первые три династии в Китае: Ся, Инь, Чжоу

330

Эпоха Воюющих царств относится к V–III вв. до н. э.

331

Воцарение династии Хань относится к рубежу III–II вв. до н. э.

332

Здесь речь идет, по-видимому, о Дао Цao, полководце и политическом деятеле, жившем в конце II и начале Ш вв.

333

Имеется в виду известный литератор Лу Цзи (конец III в.), который в письме брату заявлял, что «думание приносит тяготы».

334

Хуан Гунван. — Знаменитый живописец XIV в.

335

Ми Южэнь (1055–1107). — Один из самых авторитетных художников в старом Китае.

Скачать:TXTPDF

Антология даосской философии читать, Антология даосской философии читать бесплатно, Антология даосской философии читать онлайн