между собой; 3) про-тиворечивость (вируддха): на горе огонь, потому что там вода. Извращение (чхала) строится обычно на игре слов, на-пример нава — новый и девять. Одна сторона утверждает: «В колодце новая (нава) вода», на что противник возражает: «Как может в колодце быть девять (нава) вод?».
30. Решающим доводом называют то, чем останав¬ливают другого в споре. Есть много видов его: выяв¬ление в основной посылке противника несостоятель¬ности, вынуждение к отказу от этой посылки, обнару¬жение противоречий в ней и т. д.
31. Таково краткое изложение смысла учения найяиков. Теперь так же будут изложены основные принципы учения санкхьи.
4. САНКХЬЯ
32. То, что поистине находится в состоянии равно¬весия, называется в санкхье материей, обозначаемой также словами прадхана и авьякта; она по своему существу вечна.
145
Прадхана — то, что вначале, природа; авьякта — непрояв¬ленное.
33. Одни последователи санкхьи — безбожники (ни-ришвара), другие признают своим богом Ишвару. Но все они признают двадцать пять категорий.
34. Саттва, раджас и тамас — так следует знать три качества (гуны). Они своим следствием имеют признаки: спокойствие, удовольствие, страдание и т. п.
35. Из этих трех гун возникает сознание (буддхи), которое называется также великим (махат). Из него возникает самосознание (ахамкара), а из него — шест¬надцать.
36. Осязание (или кожа — спарша), вкус (или язык — расана), обоняние (или нос — гхрана), зрение (или глаз — чакшу) и пятый — слух (или ухо — шро-тра) — эти пять называются органами познания; пять органов действия: орган выделения, орган деторожде¬ния, речь, руки и ноги; ум, а также танматры, которых пять, — таковы шестнадцать.
Танматры, — тонкие, не воспринимаемые чувствами сущ¬ности пяти первоэлементов (бхута), составляющие основу соответствующих им восприятий. Орган восприятия и соответ¬ствующее ему восприятие обозначаются в санскрите одним и тем же термином.
37. Из формы (рупа) — свет, из вкуса — вода, из е запаха — земля, из звука — пространство, из осяза¬ния — воздух; подобно этому из пяти танматр возника¬ет пять первоэлементов.
Установленное еще в Упанишадах соответствие между чувствами и внешними стихиями используется в санкхье для объяснения возникновения грубых, вещественных первоэлемен¬тов (бхута) из тонких сущностей (танматр).
38. Так в учении санкхьи описываются двадцать четыре категории материи. И еще есть другой — пуру-ша, не-деятель, без гун, наслаждающийся и созерцаю¬щий, с вечным сознанием.
39. Итак, всего в санкхье двадцать пять категорий. Связь между материей и пурушей подобна той, какая есть между слепым и хромым.
Имеется в виду распространенная в древности притча о содружестве между безногим и слепым: второй переносил на спине первого, а тот указывал ему дорогу. Точно так же пу-
146
руша (чистая душа) не способен действовать сам по себе, а как бы вовлекается в активность материи (пракрита), оста-ваясь в действительности совершенно не затронутым ею.
40. Освобождение пуруши состоит в избавлении от материи с помощью его различающего знания.
Санкхья признает три средства познания: восприя¬тие, вывод и свидетельство.
41. Так рассказано об учении санкхьи. Теперь рас-скажем о существе глубоко продуманной философии джайнов.
5. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНОВ
42. У них божество — повелитель джайнов, свобод¬ный от привязанности к предметам и отвращения к ним, победитель заблуждения, великий подвижник, обладатель совершенного знания и видения (кевала-джняна-даршана), достойный почитания богов и демо¬нов, учитель истинной природы вещей, достигший выс¬шей цели разрушением всех карм.
43. В их учении девять категорий: живое (джива) и неживое (аджива), а также добродетель, грех, ашра-ва, самвара, зависимость, нирджара, освобождение.
Существующее подразделяется в джайнизме на живые субстанции, отождествляемые с душами (джива), которыми обладают все предметы, а не только человек (у него самая совершенная душа), и субстанции неживые (аджива), куда включаются: материя (пудгала — то, что поддается соедине-нию и разъединению), состоящая из атомов (ану), простран-ство (акаша), время (кала) и условия движения и покоя (дхарма и адхарма). Остальные категории объясняются в по-следующих шлоках.
44. Здесь, у джайнов, джива и отличима, и неот-личима от свойств (дхарма), таких, как знание и т. д., подвержена изменению, совершает добрые и дурные поступки, пользуется их плодами и имеет своим при¬знаком сознание. Противоположное этому — аджива.
45. Добродетель есть воплощение добрых поступ-ков, а грех — противоположное этому. Ложь и другие подобные пороки — причина зависимости, они извест¬ны в учении джайнов как ашрава.
А шрава — прилив материи в душу, т. е. (согласно джай-низму) воздействие дурных поступков на душу.
147
46. Прекращение этого есть самвара. Зависимость есть связь души и поступков, которые проникают друг в друга.
47. То, что разрушает связывающие кармы, назы-вается нирджара. Полное же разъединение души и тела называется освобождением.
48. Укрепивший себя признанием этих девяти кате¬горий становится на путь правильного поведения (ча-ритра), сочетая правильную веру (шраддха) и правиль¬ное знание (джняна).
Правильная вера, правильное знание и правильное пове-дение известны в джайнизме как «три жемчужины» (три-ратна).
49. Приобретши эти три — правильную веру, знание и поведение, он после созревания бхавъятвы становит¬ся готовым к освобождению через сочетание правиль¬ного знания и действия.
Бхавьятва—то, что есть и наступит.
50. В этом учении признаются два средства позна¬ния: непосредственное познавание (пратьякша) и опосредованное (парокша). Объект познания — все ре¬ально существующее, обладающее множеством свойств.
У джайнистов в непосредственное знание включено не только чувственное восприятие (собственно пратьякша), но и непосредственное постижение душой, очищенной от плодов кармы, внутренней сути бытия — как отдельных предметов, так и*всей их совокупности.
51. Знание от непосредственного схватывания объ¬екта есть пратъякша. Отличное от него знание назы¬вается парокша.
Различают пять видов опосредованного познавания (па-рокша): воспоминание, узнавание, индукция, умозаключение и свидетельство. Фактически же джайнисты, как и санкхья, признают три вида познания: восприятие, вывод (умозаклю-чение) и свидетельство авторитета.
52. На основе положения «реально все то, что воз¬никает, уничтожается и длится» утверждается наличие множества признаков у каждой вещи.
53. Таково краткое изложение философии джайнов, свободной от ошибок и от противоречий между сказан¬ным прежде и сказанным теперь.
148
в. ВАЙШЕШИКА
54. В отношении божества вайшешики согласны с найяиками и не отличаются от них. Но в отношении категорий различие имеется и будет сейчас показано.
Как и в сутрах ньяи, в сутрах вайшешики бог не упо-минается — он вводится в это учение позднейшими коммента¬торами.
55. В этом учении поистине шесть категорий: суб¬станция (дравья), качество, действие, четвертая — об¬щность (саманъя), особенность (вишеша) и присущ¬ность (самавая).
В отличие от 16 категорий ньяи, являющихся в основном логическими, категории вайшешики носят онтологический ха¬рактер. Первые три из них имеют вещественную природу (артха), существуют во времени и пространстве, последние — вне их, сами по себе и невещественны.
В другом отношении вайшешика делит все объекты на два вида: существующие (бхава) и несуществующие (абхава); последний объединяет все негативное, например отсутствие вещи. Перечисленные выше шесть категорий относятся к су¬ществующим объектам.
56. Из них субстанция бывает девяти видов: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Качество же бывает двадцати четырех видов.
Харибхадра не упоминает об атомизме вайшешиков, ко-торые считают первоэлементы (бхута) состоящими из мель-чайших неделимых частиц — ану (атомов). Виды качеств пере¬числяются в следующей шлоке.
57. Осязание, вкус, цвет, запах, звук, количество, разъединение и соединение, величина, определенность, отдаленность и близость, а также способность распо¬знавания, удовольствие и страдание, желание, доброде¬тель и порок, усилие, впечатление, неприязнь, вязкость, тяжесть, текучесть и скорость — таковы качества.
Харибхадра называет 25 качеств за счет выделения в са¬мостоятельное качество вега (скорость), которую другие счи¬тают разновидностью самскары (вега — длительность впечатле¬ния — самскары — или импульс к нему).
58. Подъем, опускание, сжатие, расширение и об-щее движение — таковы пять видов действия. Общность бывает двух видов — высшая и низшая.
149
59. Из них то, что зовется бытием, есть высшая об¬щность; субстанциальность (дравьятва) и другие счи¬таются низшей общностью. Теперь относительно осо¬бенности: поистине она — единичное и определяется как то, что существует в вечных субстанциях.
Высший тип общности — бытие, ибо оно включает в себя все, само же не исчерпывается ничем. Под особенностью Ха-рибхадра, возможно, имеет в виду атомы. Между «бытием» и «особенностью» находятся все объекты. Некоторые вайшешики выделяют еще промежуточную общность (парапара), например «вещественность», «животность» и т. п..
60. Присущностью называется такое отношение ме¬жду двумя неразрывно связанными вещами, которое составляет основу для знания о том, что одна из них поддержка, а другая — поддерживаемое.
Например, между целым и частью, тканью и нитью.
61. Эта школа признает два вида познания: чув-ственное и выводное.
Таково краткое изложение учения вайшешика.
7. МИМАНСА
62. Также и последователи Джаймини утверждают, что не существует всеведущего бога, чьи слова могут быть источником знания.
63. Поэтому из-за несуществования кого-либо, кто способен непосредственно воспринимать сверхчувствен¬ные вещи, определение подлинной природы вещей воз¬можно на основе вечных предписаний Вед.
Не признавая бога-творца, миманса верит в дхарму, карму, перерождение, другие миры и тому подобные сверхчув¬ственные вещи, существование которых устанавливается через вечные Веды. Главным основанием для утверждения вечности Вед служит в мимансе тот аргумент, что нельзя доказать их создание людьми — для них Веды всегда были священными книгами; вечность Вед обосновывается также положением о вечности звука.
64. Поэтому должно сначала приступить к изучению Вед с добрыми намерениями, затем исследовать дхарму, ибо это ведет к дхарме.
65. Дхарма есть то, что имеет своим признаком предписание Вед. К исполнению предписаний люди
150
побуждаются произнесением молитв и заклинаний, например: «Стремящийся к достижению неба должен совершить обряд жертвоприношения на огне».
66. Джаймини признает шесть средств познания: восприятие, вывод, свидетельство, а также аналогию, допущение (артхапати) и отсутствие.
67. Среди них восприятие есть знание, получаемое от соприкосновения неповрежденных органов чувств с объектами. Далее, вывод есть присущее атману знание, выводимое разумом из признака.
68. Свидетельство есть знание, получаемое из вечных Вед. Аналогия определяется как узнавание ве¬щи малоизвестной по ее сходству с вещью уже изве¬стной.
Трактовка шабды как свидетельство только Вед дается школой Прабхакары — одной из двух главных школ в мимансе. Другая школа — Кумарилы — под шабдой понимает не только свидетельство Вед, но и всякое достоверное устное свидетель¬ство. Аналогия понимается в мимансе так же, как и в ньяе, иллюстрирующей ее примером сходства дикой коровы с до¬машней.
69. Допущением называется такой способ познания, когда непонятная видимая вещь объясняется с помо¬щью предполагаемой вещи.
Например, когда видят, что толстеющий человек днем ни¬чего не ест, это можно объяснить только допущением того, что он наедается по ночам.
70. Там, где эти пять средств познания не дают знания о реальных вещах, для знания о существова¬нии этих вещей применяется шестое средство — от¬сутствие.
Отсутствие (абхава) в качестве самостоятельного сред-ства познания признается только школой Кумарилы. О несуще¬ствовании какого-либо предмета в данном месте, например кувшина на этом столе, человек узнает не через восприятие и вывод, а из самого факта его невосприятия (анупалабдхи) в данном месте, хотя