в управле-
224
нии следуют природе, то это приносит счастье, если же используют природу для создания беспорядка, то это ведет к бедствиям. Если улучшать и расширять земле¬делие и быть бережливым, то небо не может сделать людей бедными. Если должным образом питаться и де¬лать все в свое время, то небо не может сделать людей больными. Если следовать дао и не допускать произво¬ла, то небо не мвжет навлечь бедствия…
Небо, не действуя, совершенствуется; не требуя, до¬стигает всего; это свойство природы. Хотя это так, хотя естественное дао глубоко, но человек не должен строить нелепые предположения относительно него; хотя есте¬ственное дао велико, но человек не должен произвольно приписывать ему свойства; хотя дао тончайшее, но че¬ловек не должен произвольно наделять его разумом. Тогда это можно назвать неоспариванием свойств при¬роды (гл. «Учение о небе»).
Природа взращивает и совершенствует все сущее без человеческих усилий; не прося ни о чем человека, создает сущему все необходимое; это называется делом неба (там же).
Выяснив действия природы, оценив ее достоинства, можно понять, как рождается и растет человек. Дух че¬ловека возникает вслед за возникновением тела челове¬ка. Чувства любви и ненависти, удовлетворения и гне¬ва, скорби и радости также скрыты в теле и душе чело¬века. Они называются природными чувствами. У челове¬ка имеются уши, глаза, рот, нос и туловище, каждое из которых соприкасается с внешними вещами, но имеет свои границы действия. Действуя, они не могут заме¬нять друг друга. Они называются природными органа¬ми чувств. Сердце человека находится в пустоте в се¬редине тела человека, оно управляет ушами, глазами, ртом, носом, а также всеми органами и частями тела. Оно называется естественным правителем. Человече¬ство употребляет другие предметы природы для поддер-жания своей жизни. Они называются естественной пи¬щей…
Поэтому совершенномудрый всегда сохраняет в чи¬стоте и невозмутимости сердце — этого естественного
225
правителя, дабы органы чувств могли работать соответ-ственно своему назначению…
Небо имеет определенные законы. Земля следует оп-ределенным правилам. Мудрый правитель имеет опре-деленные мерила (там же).
Вода и огонь существуют, но лишены жизни; травы и деревья наделены жизнью, но лишены способности воспринимать; птицы и звери способны воспринимать, но лишены чувства долга. Человек существует, наделен жизнью, способен воспринимать и, сверх того, одарен чувством справедливости, поэтому он и есть самое дра¬гоценное в Поднебесной (гл. «О порядке правителя»).
Если с неба упала звезда, а в лесу раздался необыч¬ный шум, то люди всей страны приходят в ужас. Неко¬торые спрашивают: «Что же происходит?» Отвечаю: «Ничего особенного не происходит, всего лишь произо¬шли какие-то изменения в постоянстве законов неба и земли, и в постоянном воздействии сил инь и ян друг на друга также произошли какие-то изменения, среди вещей возникли редкие явления. Все это, естественно, может вызывать удивление, но оснований для страха нет никаких (гл. «Учение о небе»).
Некто спросил: «Если духов нет, то почему же вы¬пал дождь после вознесения молитв?» — и ответил: «Здесь нет ничего особенного, ибо дождь появляется до вознесения молитв точно так же, как и после их возне¬сения» (там же).
Когда наступает затмение солнца и луны, люди пы¬таются спасти светила. Когда небо ниспосылает засуху, люди молят о дожде. Важные дела решаются только по¬сле гадания на черепашьих панцирях или обращения к прорицателю. Поступать так необходимо не потому, что желаемое достигается вознесенными молитвами, а ради благопристойности (там же).
Если рассматривать небо как величайшее и покло¬няться ему, то как можно относиться к небу как части природы и взращивать и опекать его? Если поклоняться небу и восхвалять его, то как же можно познать и овла¬деть законами изменения неба и использовать их? Если слепо преклоняться перед сменой времен года и сложа руки ждать милостей неба, то как же можно действо-
226
вать сообразно с временами года, чтобы использовать природу для создания средств к жизни, добиваться уве-личения тех полезных вещей, которые были первона-чально в природе, и как можно использовать изменения природы вещей на пользу людям?..
Поэтому если люди откажутся от собственных уси¬лий и будут лишь надеяться на естественное дао, то это не будет способствовать действительным изменениям вещей (там же).
О познании
С чего начинается учение? И где его предел? Отве¬чаю: если иметь в виду предмет его, то следует начать с чтения канонов древних книг и закончить изучением «Книги обрядов» 3. Если говорить об учении, имея в ви¬ду уяснение смысла жизни человека, то следует начать с усвоения правил служилых людей и завершить тем, как становятся совершенномудрыми. Только проявляя искренность и постоянное усердие, можно пройти через ворота знания. Нужно учиться до старости и смерти, ко-гда учение прекращается само собой. Поэтому хотя в предметах изучения может быть различие, но если иметь в виду значение, которое имеет уяснение смысла жизни, то учение нельзя ослаблять ни на один миг (гл. «Советую учиться»).
Недостаток человека в том, что он легко может из-за различных предубеждений затемнить основоположение учения. Только устранив предубеждения, можно восста-«новить истинное дао. Если не видеть различия между однобоким знанием и полным знанием или же однобо-кость в знании считать полнотой, то это приводит к за-блуждению. Истина в Поднебесной только одна, двух истин быть не может (гл. «Побороть крайности»).
Лишь познав дао в сердце, можно его считать истин¬ным. Найдя истинное дао в себе, следует сохранять его и предотвращать поступки, не соответствующие дао (там же).
Сердце — властелин тела и духа. Оно повелевает телом, но не принимает ни от кого повелений; то, что оно запрещает, запрещается; то, что оно хочет, чтобы двигалось, движется (там же).
8* 227
Всегда, когда человек смотрит на вещи однобоко, он не может в сердце определить, что истинно, поэтому он и не может иметь ясного представления о вещах (там же).
Способность познавать все— это врожденное качест¬во человека. Способность быть познанным — это свой¬ство вещей. Однако если способность человека к поз-нанию соединить без всякой цели со свойством вещей быть познанными, то это никогда не приведет к чему-то полезному. Хотя человек будет сталкиваться со многи¬ми свойствами вещей, он не сможет глубоко и полно ох¬ватить смысл изменений всего сущего. Такой человек мало чем отличается от глупца… Поэтому учение долж¬но с самого начала иметь какую-то цель. Что значит учиться, имея определенную цель? Отвечаю: цель уче¬ния — достичь наибольшего удовлетворения в получе¬нии знаний. Что такое наибольшее удовлетворение в по¬лучении знаний? Отвечаю: это усвоение знаний совер-шенномудрыми правителями древности. Совершенно-мудрые правители древности — это люди, которые смогли полностью вникнуть в смысл и правила вещей и природы человека… Поэтому в учении нужно прежде всего рассматривать совершенномудрых правителей древности как своих учителей. Порядок, установлен¬ный совершенномудрыми правителями, сделать законом, подражать установлениям совершенномудрых правите¬лей, придерживаться их при управлении страной; кро¬ме того, нужно стремиться следовать примеру совер-шенномудрых правителей в том, как стать добродетель¬ным человеком (там же).
То, что человек имеет от рождения, называется при-родой. Природа человека образуется от действия сил инь и я« друг на друга; связь между духом и вещью приводит к появлению неких качеств человека. Эти ка¬чества, присущие человеку от рождения, называются природой человека. Человеку от природы свойственны чувства любви и ненависти, радости и гнева, печали и веселья. Таковы чувства, и сердце каждый раз выби¬рает из них подобающее; это называется размышлени¬ем. Сердцу свойственно размышлять. Действия челове¬ка, совершаемые по размышлении, называются поступ-
228
нами. Длительные размышления и часто повторяемые действия создают привычку, после чего она становится постоянным правилом…
Те органы, с помощью которых человек познает ве¬щи, создают естественную способность человека к по¬знанию. Связанные между собой представления челове¬ка, полученные от соприкосновения с внешними веща¬ми, дают знания. То, чем наделен человек от рождения, называется способностью; применение способностей для изучения внешних вещей называется дарованием. Ущерб, наносимый природе человека, называется бо¬лезнью. Неожиданное несчастье называется судьбой. Все эти понятия, применяемые среди людей, были уста¬новлены правителями ранних эпох (гл. «Исправление имен»).
На чем основывается сходство и различие понятий? Отвечаю: оно основывается на образах, получаемых с помощью различных органов чувств. Все, что относит¬ся к сходному роду или сходным чувствам, органы чувств воспринимают как сходство. Поэтому стоит лишь описать и сравнить вещь, которую обозначает не¬кое понятие, как все станет определенным и собеседник сразу поймет, о чем идет речь. Вот почему люди уста¬навливают общеупотребляемые понятия для обозначе¬ния вещей при разговоре и обмене знаниями. Формы, цвет, красота вещей и их различие человек познает с помощью глаз. Слабые и сильные, приятные и неприят¬ные звуки человек различает и познает с помощью слу¬ха. Сладкое, горькое, соленое, пресное, пряное, кислое и другие различные вкусы человек познает с помощью рта; благовонное, зловонное, душистое и едкое, спертый воздух, запахи животных, растений и другие особые за¬пахи человек различает и познает с помощью носа; боль, нарыв, холод, жару, скользкое, шершавое, легкое, тя¬желое человек различает и познает осязанием и телом. Радость, неприятность, приятное, гнев, печаль, веселье, любовь и ненависть, желания человек различает и по¬знает сердцем. Сердце может также познавать непо¬средственным созерцанием (там же).
Слово «вещь» — это большое общее понятие. На ос¬нове общего понятия путем расширения его по родовц-
229
му сходству можно определить многие предметы. Так, расширяя круг предметов, имеющих общие признаки, можно дойти до предела, когда более общее Понятие уже невозможно (там же).
Иногда человек хочет из большой общности выде¬лить часть и обозначить ее родовым понятием, например дикие птицы. Дикие птицы — это большое отдельное понятие. На основе родового сходства можно многим сходным отдельным вещам дать отдельное наименова¬ние, и так, отделяя часть за частью, можно дойти до предела, когда уже ничего нельзя отделить (там же).
• Этические воззрения
Врожденные свойства — это плод действий неба, ко¬торых нельзя добиться учением и невозможно создать самому (гл. «О злой природе человека»).
Человек имеет злую природу. Доброе в человеке — это благоприобретенное. Нынешний человек от рожде¬ния стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют не¬уступчивость. Человек от рождения проникнут ненави¬стью. Если следуют этому свойству человеческой приро¬ды, то у людей появляется желание причинить друг другу зло и уже не придется говорить о доверии и пре¬данности. От рождения уши и глаза обладают жадно¬стью к наслаждению: уши любят приятные звуки, глаза любят красивые, хорошо сочетающиеся цвета. Если сле¬дуют этой стороне природы человека, то появляется развращенность и уже не придется говорить о правилах ли, справедливости и долге. Таким образом, послушное следование врожденной природе человека, повинове¬ние чувствам неизбежно порождает соперничество; в этом случае все люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие, что приведет к хаосу в государ¬стве. Поэтому необходимо путем воспитания изменять природу человека, обучая его правилам ли, справедли¬вости и долгу. Только после этого люди будут прояв¬лять уступчивость друг другу, их поступки будут