всей Ионии. Он советовал ионийским полисам объединиться против персов. Фалес был знаком с ближневосточной наукой: вавилонской, египетской, финикийской; он учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на ближневосточную астрономию, кото¬рая многовековыми наблюдениями установила периодичность затмений, Фалес предсказал солнечное затмение, которое, как
267
высчитали современные астрономы, имело место в Ионии 25 мая 585 г. до н. э. Фалесу приписывают несколько сочи¬нений, но ни одно из них до нас не дошло.
Об ученике Фалеса Анаксимандре мы знаем очень мало. Известно, что он первый (в середине VI в. до н. э.) написал на греческом языке прозаическое произведение, которое называ¬лось «О природе» и было посвящено натурфилософским вопро¬сам. Из этого сочинения дошли до нас два-три фрагмента. Как ученый, Анаксимандр еще более значителен, чем Фалес.
Об ученике Анаксимандра Анаксимене, жившем во второй половине VI в. до н. э., мы знаем еще меньше. Из его работы «О природе» сохранился лишь один отрывок.
О воззрениях милетских философов мы знаем главным образом из произведений более поздних греческих и римских ученых и писателей.
Перевод фрагментов сделан А. Н. Чанышевым по книге: H. Diels. Die Fragmente der Vorsokratiker. Elfte Auflage, B. I. Zurich — Berlin, 1964.
Диоген Лаэртский I 24, 27. Фалес, как сообщают некоторые, первый стал рассуждать о природе… Нача¬лом всего он положил воду.
Аристотель Metaph. 13. Из первых философов боль¬шинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего все сущее состоит, из чего как первого оно рождается и в чем как последнем оно гибнет; то, сущ¬ность чего сохраняется, а состояния изменяются; гово¬рят, что оно и есть основа и начало сущего и что по¬этому ничто не рождается и не уничтожается, так как такая природа сохраняется вечно… При этом о числе и виде такого начала не все говорят одно и то же. Фа-лес — родоначальник этой философии — говорит, что это вода ‘(поэтому и земля из воды появилась); сделал он это предположение, вероятно наблюдая, что все пи¬тается влагой и что сама теплота из нее рождается и ею живет… а еще потому, что семена всего сущего имеют влажную природу.
Аристотель de caelo II 13. Другие же считают, что
земля лежит на воде. Об этом мы имеем древнейшее
учение, которое, говорят, высказал Фалес Милетский:
будто бы земля держится благодаря своей плавучести
подобно дереву или чему-то в этом роде. *
Аристотель de anima I 2. Припоминают, что Фалес предположил, что душа есть нечто движущее, если он
268
действительно говорит, что камень имеет душу, потому что он двигает железо.
Аэций IV 2,1. Фалес первый провозгласил, что при¬рода души такова, что она находится в вечном движе¬нии или самодвижении.
Аэций I 7,11. Согласно Фалесу, ум есть божество мироздания, все одушевлено и полно демонов.
Сеида. Изречения Фалеса весьма многочисленны, среди них и общеизвестное: «Познай самого себя».
Симплиций Phys. 150, 20. Анаксимандр первый на¬звал началом лежащее в основании.
Симплиций Phys. 24, 13. Анаксимандр Милетский… сказал, что начало и основа всего сущего есть апейрон. Он первый ввел такое название для начала.
Аэций 13,3. Анаксимандр ошибается, не сказав, что такое апейрон: есть ли он воздух, или вода, или земля, или какое-то другое тело.
Симплиций Phys. 149,13. Анаксимандр говорит не¬определенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух.
Аэций de plac. I 3, 3. Апейрон есть не что иное, как материя.
Симплиций Phys. 24,13. Очевидно, что, наблюдая превращение друг в друга четырех стихий, Анакси-мандр не счёл возможным взять одну из них за осно-вание, но принял за него нечто от них отличное.
‘Симплиций de caelo 615, 13. Анаксимандр первый принял за основание апейрон, чтобы источник рожде¬ния был изобильным.
Аристотель Phys. Ill 5. Некоторые считают таким началом апейрон, а не воду или воздух, дабы все про¬чее не сгинуло в бесконечности этих стихий: ведь все они противоположны друг другу: воздух холоден, вода влажна, огонь горяч. Если бы одна из стихий была апейроном, то все остальные погибли бы. Поэтому го¬ворят, что есть нечто иное, из коего все эти стихии воз-
270
никают. Но невозможно, чтобы такое тело существо¬вало.
Аристотель Phys. II14. Все есть или начало, или произошло из начала. У апейрона же нет начала, ибо оно было бы для него пределом… Апейрон сам кажется началом всего другого.
Симплиций Phys. 1121,5. Анакеимандр говорит,
Гермий Irris. 10. Анаксимандр говорит, что вечное движение более древнее начало, чем. влага, и что бла¬годаря ему одно рождается, а другое погибает.
Диоген Лаэртский 11. Анаксимандр утверждал, что части изменяются, целое же неизменно.
Симплиций Phys. 24,13. Анаксимандр говорит, что
из беспредельной природы рождаются .все небеса и все
миры в них. :
Августин de civ. dei VIII 2. И эти миры… то разру¬шаются, то снова рождаются, причем каждый из них существует в течение возможного для него времени, И Анаксимандр в этих делах ничего йе оставляет бо¬жественному уму.
Аристотель Phys. Ill 4. Апейрон все объемлет и всем правит, как говорят те, кто, кроме апейрона, не допускает иных причин.
Аристотель Phys. II14. Апейрон} . есть божество: ведь он бессмертен и непреходящ, как говорит Анакси¬мандр.
Цицерон de nat. deor. 110, 25. Мнение же Анакси-мандра заключается в том, что есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают, причем эти периоды продолжительны.»Этими богами, по его мнению, являются бесчисленные миры. Но рааве можно мыслить бога иначе, чем вечным?
Аэций II 1, 3. Анаксимандр отрицал, что :неисчисли-мые миры суть боги… Анаксимандр…. считал} мир пре¬ходящим.
Аристотель Phys. 14. Некоторые полагают, что из единого выделяются соединенные в нем противополож¬ности, как говорит Анаксимандр…
Симплиций Phys. 24, 13. По мнению Анаксимандра, рождение происходит не через изменение стихии, а
37?.
через обособление благодаря вечному движению про¬тивоположностей… А противоположности эти: теплое и холодное, сухое и влажное и другие.
Псевдо-Плутарх Strom. 2. Анаксимандр говорил, что при зарождении этого мира из вечного выделилось жи¬вотворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий землю воздух, как кора — дерево. А когда она разорвалась и замкну¬лась в кольца, возникли солнце, луна и звезды.
Аэций II 20,1. По Анаксимандру, кольцо солнца в 28 раз больше земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный огнем. Этот огонь обна¬руживается сквозь отверстие в некоторой части обода как бы разрядами молнии. Это и есть солнце.
Аэций II 24, 2. По Анаксимандру, солнечное затме¬ние происходит, когда отверстие испускания огня за¬крывается.
Аэций. II 21, 1. По Анаксимандру, солнце равно земле.
Аэций 1125,1. По Анаксимандру, лунное кольцо в 19 раз больше земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный, как и кольцо солнца, огнем. Оно также лежит наискось и имеет одно испус¬кание, и это как бы разряды молнии.
Аэций 11,29,1. По Анаксимандру, лунное затмение бывает, когда отверстие на поверхности лунного коль¬ца закрывается.
Аэций II15, 6. По Анаксимандру, выше всего рас¬положено солнце, после него луна, а под ней непод¬вижные звезды и планеты.
Псевдо-Плутарх Strom. 2. Анаксимандр считал, что земля по своей форме цилиндрична и что ее высота равна трети ширины.
Аэций 11110,2. По Анаксимандру, земля подобна каменному столбу.
Аристотель de caelo II13. Некоторые же- говорят, что земля пребывает неподвижной вследствие одина¬кового расстояния. Так из древних говорил Анакси¬мандр. А именно то, что находится посредине и зани¬мает одинаковое положение относительно всех концов, должно ничуть не более двигаться вверх, чем вниз или
272
в стороны (вправо и влево). Но невозможно в одно и то же время совершать движения в противоположные сто¬роны, откуда вытекает необходимость оставаться вне-подвижном состоянии (перевод А. О. Маковельского).
Аристотель Meteor II1. Все место вокруг земли за¬нимает первичная влага: одна часть ее, высыхая от действия солнца, образует, превратившись в пар, ду-новения ветров и повороты солнца и луны; другая же, оставшаяся часть представляет собой море… Море, вы¬сыхая, уменьшается, и в конце концов оно все станет некогда сушей.
Ипполит Refut. I 6, 6. По Анаксимандру, все живое рождается из влаги, испаряемой солнцем.
Аэций V 19, 4. По учению Анаксимандра, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя лопнула, и вскоре они изменили свой образ жизни.
Псевдо-Плутарх Strom. 2. А еще говорит Анакси-мандр, что первый человек произошел от живых су-ществ другого вида. Животные быстро начинают кор¬миться сами, и только человек нуждается в продолжи¬тельном кормлении грудью. Он потому и сохранился, что в самом начале был не таким, как ныне.
Плутарх Symp. VIII 8,4 р. 730 Е. По Анаксиманд¬ру, первые люди зародились в рыбах и, вскормленные, как это делают пятнистые акулы, до такого состояния, когда они стали способны приходить на помощь самим себе, были изрыгнуты ими и вышли на землю.
Анаксимандр (по Симплицию Phys. 24, 13): из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и воз¬вращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за несправедливость.
Августин de civ. dei VIII 2. Анаксимен все причины вещей свел к беспредельному воздуху.
Симплиций Phys. 24,26. Милетец же Анаксимен… ставший другом Анаксимандра, как и последний, гово¬рит, что существует некое лежащее в основании всего единое начало, но оно не столь неопределенно, как у
273
того, а имеет определенную природу. И называет он это начало воздухом.
Псевдо-Плутарх Strom. 3. Говорят, что Анаксимен назвал началом всего воздух, по величине беспредель¬ный, но по своим качествам определенный.
Августин de civ. dei VIII2. Анаксимен богов не отрицал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха.
Аэций I 7, 13. Согласно Анаксимену, воздух есть бог. Следует же под этим понимать силы, пронизы-вающие стихии и тела.
Симплиций Phys. 24,26. Движение же Анаксимен считает вечным. Благодаря ему все вещи превращаются друг в друга.
Симплиций Phys. 24, 26. А различается воздух по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого воз¬никает все прочее.
Ипполит Ref ut. I 7,4. Земля, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же солнце, луна и другие небес¬ные огненные тела благодаря плоской форме держатся на воздухе… Светила произошли из земли через испа¬ряющуюся из нее влагу, которая, разрежаясь, порож¬дает огонь. А поскольку огонь поднимается в воздух, то таким образом и рождаются светила.
Псевдо-Плутарх Strom. 3. По Анаксимену, и солн¬це, и луна, и все остальные светила ведут свое проис¬хождение от земли… Солнце — это земля, воспламенив¬шаяся вследствие своего быстрого движения и нагре¬вания.
Аэций 1113,10. По Анаксимену, огненная природа звезд заключает в себе какие-то землеподобные тела, невидимые и вращающиеся вместе с ними.
Аэций II14,3. По Анаксимену, звезды наподобие гвоздей воткнуты в хрусталевидный небосвод.
Филопон de anima 9,9. Другие же считают душу