Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья

также Ксенофана и Гекатея.
Геродот IV 95. Пифагор — мудрейший из эллинов.
АЛКМЕОН
Аэций IV17,1. Алкмеон: первенствующая часть души находится в мозге.
Аэций IV 2, 2. Алкмеон считает душу самодвижу¬щейся по природе и обладающей вечным движением; поэтому-TOj по его мнению, она бессмертна и богопо¬добна.
Теофраст de sens. 25. А именно он говорит, что че¬ловек отличается от прочих животных тем, что только он мыслит, между тем как остальные животные ощу¬щают, но не мыслят.
Аэций V30,1. Сохраняет здоровье равновесие (изо-номия) в теле сил влажного, сухого, холодного, теп¬лого, горького, сладкого и прочих; господство же (мо¬нархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господ¬ство одной противоположности действует гибельно.
ФИЛОЛАЙ
Диоген Лаэртский VIII 84. Кротонец Филолай — пи-фагореец. У него поручает Платон Диону купить пифа¬горейские книги… По его мнению, все совершается по необходимости и согласно с законом гармонии. Он пер¬вый сказал, что земля совершает кругообразное движе¬ние; по мнению же других, это учение впервые выска¬зал сиракузянин Гикет.
Филолай (у Диогена Лаэртского VIII85). Природа же при устроении мира образовалась из соединения беспредельного и предела; весь мировой порядок и все вещи в нем представляют собой соединение беспредель¬ного и предела.
Филолай (у Стобея Eel. I 21, 7b). И действительно,
288

все познаваемое имеет число. Ибо без последнего невоз¬можно ничего ни понять, ни познать.
Филолай (у Никомаха Arithm. II 19р. 115,2). Гар-мония есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного.
Филолай (у Стобея Eel. I Prooem. cor. 3). Ибо при¬рода числа есть то, что дает познание, направляет и научает каждого относительно всего, что для него со¬мнительно и неизвестно. В самом деле, если бы не было числа и его сущности, то ни для кого не было бы ничего ясного ни в вещах самих по себе, ни в их отношениях друг к другу…
Можно заметить, что природа и сила числа дейст¬вует не только в демонических и божественных вещах, но также повсюду во всех человеческих делах и отноше¬ниях, во всех технических искусствах и в музыке. Лжи же вовсе не принимает в себя природа числа и гармо¬ния. Ибо ложь им чужда. Ложь и зависть присущи природе беспредельного, бессмысленного и неразумного.
Филолай (у Стобея Eel. I Prooem. cor. 3). Действия и сущность числа должно созерцать по силе, заклю¬чающейся в декаде. Ибо она велика и совершенна, все исполняет и есть начало (первооснова) божественной, небесной и человеческой жизни… Без нее же все бес¬предельно, неопределенно и неясно.
Аэций II 7, 7. Филолай помещает огонь посредине вокруг центра, который он называет Гестией (очагом) Вселенной, домом Зевса, матерью и алтарем богов, свя¬зью и мерою природы. И еще другой огонь принимает он — огонь, лежащий выше всего и объемлющий Все¬ленную. Центральный огонь есть первое по природе; вокруг него пляшут в хороводе десять божественных тел; небо, расположенное за сферою неподвижных звезд, пять планет, за ними солнце, под солнцем луна, под ней земля, под последней антихтон (противозем-лие), за ними всеми огонь Гестии, занимающий место вокруг центра. Итак, самую высшую часть перифери¬ческого огня, в которой находятся элементы в состоя¬нии совершенной чистоты, он называет Олимпом, про¬странство же ниже движущегося Олимпа, в котором расположены пять планет вместе с солнцем и луной,
10 Антология, т. 1 ч. 1 289

он называет космосом, лежащую же под ними подлун¬ную часть пространства, что вокруг земли, где нахо¬дится область изменчивого рождения, он называет Ураном.
—- Аэций III 13,1.2. Другие учили, что земля пребы¬вает неподвижно. Пифагореец же Филолай говорил, что она вращается вокруг центрального огня по на¬клонному кругу одинаково с солнцем и луной.
Филолай. (? Климента Strom. Ill 7). Свидетельст-вуют также древние теологи и прорицатели, что в нака¬зание за некоторые преступления душа соединена с телом и, как бы в могиле, погребена в нем.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Наряду с пифагорейской существовала другая философская школа, получившая название элейской (по имени города Элей в Южной Италии).
Предтечей школы элеатов был Ксенофан, происходивший из города Колофона в Ионии, завоеванной персами в начале V в. до н. э. Ксенофан вел скитальческую жизнь странствую-щего рапсода (сказителя, певца). Он написал ряд произведе-ний, облеченных в поэтическую форму. Обладая остро крити¬ческим умом, Ксенофан впервые в истории философии выска¬зал замечательную мысль, что все боги — плод людской фанта¬зии, что люди измыслили богов по своему образу, приписав им все свои физические черты и нравственные недостатки. Антропоморфическому политеизму (человекообразному много¬божию) традиционной античной мифологии Ксенофан противо¬поставлял философское понятие единого бога, неотделимого от природы.
Достигнув глубокой старости, Ксенофан переселился из Сицилии в новый город Элею, основание которого он воспел в стихах.
Философские идеи Ксенофана были развиты его учеником Парменидом, акмэ которого приходится на 69-ю олимпиаду (504—501 до н. э.). Таким образом, Парменид был современни¬ком Гераклита. Подрбно последнему он происходил из знат¬ного и богатого рода, однако в отличие от Гераклита, чуждав¬шегося политической жизни, Парменид принимал живейшее участие в политической жизни Элей. Парменидавтор поэмы «О природе», состоящей из переполненного мифологическими образами пролога и двух частей. В первой из них излагаются философские понятия Парменида, а во второй — натурфилософ¬ские представления, характерные для той эпохи. Первая часть противопоставляется второй как «путь истины» «пути мнения». От первой части сохранилось примерно °/ю текста, от вто-
290

рой — ‘/??- Именно в первой части поэмы Парменид излагает свое учение об абстрактном, неизменном бытии, постигаемом умом вопреки свидетельству органов чувств.
Приемный сын Парменида Зенон (его акмэ приходится на середину V в. до н. э.) много потрудился над обоснованием парадоксов своего учителя. Зенон доказывал немыслимость множества. Кроме того, на ряде примеров он доказывал и немыслимость движения. На самом деле Зенон натолкнулся на проблему внутренней противоречивости движения, времени и пространства. Поднятые Зеноном вопросы (апории Зенона) актуальны и для современной науки.
Последний представитель школы элеатов Мелисс (акмэ — 444—440 до н. э.) жил в Ионии на о. Самос. Он истолковал единое бытие Парменида как беспредельное первоначало (у Парменида бытие имеет предел).
Приводимые ниже фрагменты заимствованы из «Метафи-зики» и «Физики» Аристотеля и из поэмы Парменида в пере-воде М. Дынника; остальные фрагменты даны по названному выше переводу «Досократиков» А. О. Маковельского.
ЭЛЕАТЫ В ЦЕЛОМ
Аристотель Metaph. 15. Парменид, по-видимому, за¬нимается единым, которое соответствует понятию, Ме¬лисс — единым, которое соответствует материи. Поэтому один объявляет его ограниченным, другой — неограни¬ченным; а Ксенофан, который раньше их всех принял единство (говорят, что Парменид был его учеником), ничего не различил ясно и не коснулся ни той ни дру¬гой природы, указанной этими мыслителями, но, воз¬зревши на небо в его целости, он заявляет, что еди¬ное — вот что такое бог. Этих мыслителей, как мы сказали, с точки зрения теперешнего исследования над¬лежит оставить в стороне, двоих притом, именно Ксено¬фана и Мелисса, даже совсем, так как они немного гру-боваты; что же касается Парменида, то в его словах, по-видимому, больше проницательности. Признавая, что небытие отдельно от сущего есть ничто, он считает, что по необходимости существует только одно, а именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в книгах о природе). Однако же, вынуждаемый сообра¬зоваться с явлениями и признавая, что единое сущест¬вует соответственно понятию, а множественность — соответственно чувственному восприятию, он затем устанавливает две причины и два начала — теплое и
291

холодное, а именно говорит об огне и земле; причем из этих двух он к бытию относит теплое, а другое нача¬ло — к небытию.
КСЕНОФАН
Стобей Eel. I 8, 2. Ксенофан: не от начала все от¬крыли боги смертным, но постепенно, ища, люди на¬ходят лучшее.
Климент Strom. V 109. Ксенофан: но смертные ду¬мают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и те¬лесный образ, как и они.
Климент Strom. VII 22 Ксенофан: эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же представ¬ляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми.
Климент Strom. V HO. Ксенофан: но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения искусства подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков и придавали бы им тела такого рода, каков телесный образ у них самих, каждые по-своему.
.— Секст adv. math. IX 193. Ксенофан: все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман.
Климент Strom. V 109. Ксенофан: единый бог, величайший между богами и людьми, не подобный смертным ни внешним видом, ни мыслью.
Секст adv. math. IX 144. Ксенофан: всем своим су¬ществом он видит, мыслит и слышит.
Симплиций Phys. 23,19. Ксенофан: но без усилия силой ума он все потрясает.
Симплиций Phys. 22,9. Ксенофан: всегда он пре-бывает на одном и том же месте, никуда не двигаясь; переходить с места на место ему не подобает.
Диоген IX 19. Он учит, что… существо-божье шаро¬образно и нисколько не подобно человеку. Божество всем своим существом видит и все оно слышит, однако не дышит. Также все оно есть ум, мышление и веч¬ность.
Цицерон Acad. II 118. Все едино и неизменяемо, и
292

это есть бог, никогда не рожденный, вечный, шаровид¬ной формы.
Цицерон de nat. deor. I 11, 28. Затем Ксенофан, при¬писав разум Вселенной, которую он, сверх того, считал бесконечной, признал ее богом.
Аристотель de Melisso, Xenophane, Gorgia 4. Он сам говорит, что бог есть тело, говоря это или о нем целом или о его сущности. Ведь, будучи бестелесным, каким образом он мог бы быть шаровидным?
Аэций IV 5. Ксенофан: из земли все возникло и в землю все обратится в конце концов.
Ахилл Isag. 4 р. 11. Ксенофан: этот верхний конец земли, соприкасающийся с воздухом, мы видим у себя под ногами, нижняя же часть земли простирается в бесконечность.
Ипполит Refut. 114. Солнце же возникает ежеднев¬но из скопления мелких искорок, а земля беспредельна и не окружена ни воздухом, ни небом… Земля бывает смешана с морем и со временем освобождается от вла¬ги… В странах, удаленных от моря, и на горах находят раковины… Все люди гибнут всякий раз, когда, по¬грузившись в море, земля становится грязью, затем снова она полагает начало рождению, и такое чередова¬ние бывает во всех мирах.
Филопон Phys. 125, 27. Ксенофан считал началами сухое и влажное, то есть землю и воду.
Секст adv. math. ? 314. Ксенофан: ибо все мы ро¬дились из земли и воды.
ПАРМЕНИД
Диоген Лаэртский IX 22. Он сказал, что философий две: одна — сообразно истине, другая — сообразно мне¬нию… Критерием же истины он признал разум. И ощущения не точны, по его мнению.
Тимон (у Диогена Лаэртского 1X23). И не следую¬щий мнению толпы, могучий, надменный Парменид, который поистине освободил мышление от обмана во¬ображения.
Александр Афродисийский in Metaph. 13.

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн