подобны производимым ими вещам, он назвал их гомеомериями (подобочастными) и признал их на-чалами сущего.
Симплиций Phys. 460,4. Все питается подобным… Все возникает из всего если и не прямо, то по поряд-ку… Вследствие этого он признал, что в пище и воде, если этим питаются деревья, находится древесина, кора и плод.
Симплиций Phys. 27,2. Анаксагор говорит: «Во всем есть часть всего».
Аристотель Phys. Ill 4. Анаксагор утверждает, что любая из частиц есть смесь, подобная целому, так как можно видеть, как любая вещь возникает из лю¬бой.
Симплиций Phys. 166,15. Теофраст во второй книге «Об Анаксагоре» пишет следующее: «Затем недоста¬точно доказательно утверждение, что все заключается во всем по той причине, что и в большом, и в малом находится бесконечность и нельзя получить ни наи¬меньшего, ни наибольшего».
310
Аристотель Metaph. 13. Анаксагор… утверждает, что начала неограниченны по числу.
Симплиций Phys. 27,2. Все гомеомерии… не имеют ни начала, ни конца во времени.
Симплиций Phys. 163,18. Анаксагор в первой книге «Физики» ‘ ясно говорит, что возникновение и гибель суть соединение и разделение. А именно он пишет следующим образом: «Слова возникновение и гибель неправильно употребляют эллины. Ибо на самом деле ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но каж¬дая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» — «смешиваться» и вместо «погибать» — «разделяться»».
Симплиций Phys. 27, 2. Все заключается во всем, каждая же вещь характеризуется тем, что в ней пре¬обладает. Так, золотом кажется то, в чем много золотого, хотя в нем есть все. По крайней мере Анаксагор гово¬рит: «… чего в вещи наиболыне, тем каждая отдельная вещь наиболее кажется и казалась».
Аэций 13,5. Начинается же его сочинение следу-ющим образом: «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок».
Аристотель Phys. Ill 4. Анаксагор… говорит, что когда-то «все вещи и были вместе».
Симплиций Phys. 155, 23. Анаксагор говорит в на¬чале первой книги своей «Физики», что «вместе все вещи были, бесконечные и по множеству, и по малости. Ибо малое было бесконечным (бесконечно малым). И пока все .они были вместе, ни одно из них не было заметно вследствие малости. Ибо всех их сдерживал воздух и эфир, которые оба были бесконечными. Дело в том, что их наиболыне заключается во всем и по ко¬личеству, и по величине».
Аристотель Metaph. I 8. Анаксагор утверждает, что все было смешано, кроме ума, и лишь он один не смешан и чист.
Аэций I 7,5. Анаксагор же говорит, что в начале тела стояли неподвижно, божественный же ум привел их в порядок и произвел возникновение Вселенной.
311
Аристотель Phys. 111,4. Анаксагор утверждает, что… должно существовать какое-нибудь начало возникно¬вения; оно едино; и называет он его разумом; разум, начавши некогда, действует посредством мышления; таким образом, по необходимости все когда-то было вместе и начало в известное время двигаться.
Симплиций Phys. 164,24; 156,13. Анаксагор говорит, что «остальные вещи имеют в себе часть всего, ум же бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо если бы он не существовал сам по себе, но был бы смешан с чем-нибудь другим, то он участвовал бы во всех вещах, если бы был смешан хотя бы с какой-либо одной вещью. Дело в том, что во всем заключается часть всего… Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни одной вещью править столь хорошо, как теперь, когда он существует отдельно сам по себе. И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господ¬ствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило на¬чало. Сперва это вращение началось с некоторого ма¬лого пространства, затем оно приняло большие раз¬меры и в будущем примет еще большие. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как- раньше было, чего ныне уже нет, и как в настоящее время есть — поря¬док всего этого определил ум. Он установил также это круговое движение, которое совершают ныне звезды, солнце, луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение их. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое. Много частиц многих веществ находится там. Вполне же ничто, кроме ума, ни отделяется, ни выделяется из другого. Ум же вся¬кий, как большой, так и меньший, одинаков. Из всего же остального ни одна вещь не похожа ни на одну, но каждая отдельная вещь более всего кажется и казалась тем, чего в ней наиболыпе».
312
Платон Phaedon 97 В. Однажды мне кто-то расска¬зал, как он читал в книге Анаксагора, что всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной разум; и эта причина мне пришлась по душе, я подумал, что это прекрасный выход из затруднений, если всему при¬чина — разум. Я решил, что если так, то разум-устро¬итель должен устраивать все наилучшим образом… С величайшей охотой принялся я за книги Анаксагора, чтобы поскорее их прочесть и поскорее узнать, что же всего лучше и что хуже. Но… я… увидел, что разум у него остается без всякого применения и что порядок вещей вообще не возводится ни к каким причинам, но приписывается — совершенно неожиданно и нелепо — воздуху, эфиру, воде и многому иному.
Симплиций Phys. 327, 26. И Анаксагор хотя и до-пустил в числе начал ум… однако полагает, что многое образуется само собою, без его содействия.
Диоген Лаэртский 1X41. Демокрит осмеивал учения Анаксагора об устроении Вселенной и уме.
*Аэций II13,3. Анаксагор полагает, что лежащий кругом эфир является огненным по своей сущности, и учит, что он, силою своего вращательного движения оторвав от земли камни и воспламенив их, сделал зве¬зды.
Ипполит Refut. I 8, 6. Солнце, луна и все звезды суть горящие камни, охваченные круговращением эфира.
Диоген Лаэртский II12. Анаксагор… сказал, что все небо состоит из камней. Вследствие сильного круго¬вращения оно прочно держится, и, если это движение прекратится, оно упадет вниз.
Аэций II 20, 6; 21, 3. Анаксагор: солнце — кусок раскаленного железа или горящий камень… Солнце во много раз больше Пелопоннеса.
Ипполит Refut. 18. Луна же расположена ниже солнца и ближе к нам… Он сказал, что луна — земной природы и что на ней находятся равнины и пропа¬сти…
Затмение же луны происходит вследствие того, что ее загораживает от солнца земля, иногда также тела, лежащие ниже луны; солнечное же затмение бы-
313
вает, когда во время новолуния луна загораживает собой солнце.
Платон Cratyl. 409 А. Он (Анаксагор) сказал не-давно, что луна заимствует свой свет от солнца (пере¬вод В. Н. Карпова).
Диоген Лаэртский II 8. Луна же обитаема, и на ней имеются холмы и долины.
Теофраст Н. Plant. 1111,4. Анаксагор говорит, что воздух содержит в себе семена всего, которые уносятся вниз дождем и порождают растения.
Аэций IV 3, 1; 7, 1. Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Диоген считали душу воздушной… Пифагор, Анакса¬гор и Диоген… объявили, что душа бессмертна.
Аэций V 25, 2. Сон возникает вследствие истощения телесной энергии. Ибо сон — телесное состояние, а не душевное. Смерть же есть отделение души.
Аристотель de anima I 2. Анаксагор считает душу источником движения… Часто он называет ум источ¬ником красоты и основательности, в другом месте у него сказано, что ум есть душа. Ведь ум, по его взглядам, имеется у всех животных, как больших, так и маленьких, как у благородных, так и у более низких. Между тем, по-видимому, то, что называют умом в смысле рассудительности, не присуще одинаково всем животным, даже не всем людям… Анаксагор, по-види¬мому, считал, что душа отлична от ума… но поль¬зуется обоими понятиями, словно их природа одина¬кова, за исключением того, что ум он почитает началом преимущественно перед другими. Действительно, он го¬ворит, что из всего существующего только ум есть неч¬то простое, несмешанное и чистое. Тому же самому началу он приписывает оба качества: и познание, и движение, утверждая, что ум все привел в движение.
Аристотель de anima III 4. И поскольку ум мыслит обо всем, ему необходимо быть ни с чем не смешанным, как сказал Анаксагор, чтобы иметь господство, то есть чтобы познавать.
Аристотель de part, animal. IV 10. Анаксагор гово¬рит, что человек является самым разумным из живот¬ных вследствие того, что он имеет руки.
314
Теофраст de sens. 27—29. По мнению Анаксагора, ощущения происходят благодаря противоположному, так как подобное не действует на подобное… Нельзя сладкого и горького познать при помощи их самих, но холодное познается теплым, пресное — соленым, слад¬кое — горьким сообразно тому, чего в другом недо¬стает… Всякое ощущение сопровождается страданием… ибо все неподобное при прикосновении вызывает стра¬дание, причем явным делается это страдание благо¬даря продолжительности и силе ощущений.
Секст VII 90. Анаксагор, обвиняя ощущения в сла¬бости, говорит: «Вследствие слабости их мы не в со¬стоянии судить об истине».
Аэций I 3, 5. Гомеомерии… могут быть… усмотрены только разумом. Ведь не следует все возводить к ощу¬щению.
СОФИСТЫ
Древнегреческое слово sofistes обозначало мастера, худож¬ника, создателя, изобретателя, мудреца. Но со второй половины V в. до н. э. это слово приобретает специальный смысл. Софи¬стами стали называть платных учителей философии, красноре¬чия (риторики) и искусства спора (эристики). Позднее Платон вложил в это слово предосудительный смысл, а Аристотель подверг критике метод софистов с позиций созданной им ло¬гики. Однако следует иметь в виду, что во второй половине V в. до н. э. деятельность софистов была прогрессивна и отвечала потребностям демократического общества, в котором убеждение, а тем самым слово и умение владеть им были жизненно важны.
Софисты не представляли единой школы. Они соперни-чали друг с другом. Однако их объединяли не только внешние черты (профессиональное преподавание), но и метод философ¬ствования. Главный вопрос, интересовавший софистов, — как относятся к окружающему нас миру наши мысли о нем?
Софистов условно делят на старших и младших. К стар-шим относят Протагора, Ксениада, Горгия, Продика, Гипгшя, Антифонта, к младшим — Алкидама, Пола, Калликла. Фрази-маха, Ликофрона, Крития иногда относят к старшим, а иногда к младшим софистам.
Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.), как и Демокрит, про¬исходил из г. Абдер. Разъезжая по Греции в качестве «учи¬теля мудрости», неоднократно бывал в Афинах. Здесь в 411 г. Протагор был обвинен в атеизме, а его книга «О богах» пуб¬лично сожжена. Известны названия и других его книг: «Истина», «О сущем», «Великое слово», «Противоречия» и
315
другие, но из всех