Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья

же как, с другой стороны, идолы, вылетаю¬щие в большом количестве от лиц, пылающих стра¬стью и сильно возбужденных, и быстро несущиеся, про¬изводят свежие и ясные видения.

44. Теофраст de sens. (50) Видение, по его мнению, возникает от отражения. О последнем он учит ориги¬нально. А именно, по его учению, отражение не прямо возникает в зрачке, но воздух, лежащий между глазом и видимым предметом, получает отпечаток, сдавли-ваясь видимым и видящим. Дело в том, что от всего всегда происходит некоторое истечение. Затем воздух, став плотным и приняв иной цвет, отражается во влажной части глаз. Плотное не принимает отраже¬ния, влажное же пропускает его. Поэтому влажные глаза для зрения лучше сухих. Если бы внешняя обо¬лочка глаза была возможно более тонкой и возможно более плотной, внутренние же части глаза — как можно более мягкими, не заключающими в себе плот¬ного и твердого мяса, но наполненными густой и туч¬ной жидкостью, и жилки глаз были бы прямые и су¬хие, тогда лучше всего происходил бы в глазах про¬цесс принимания форм, подобных отпечаткам воз¬духа. Дело в том, что каждая вещь наиболее познает вещи, однородные с нею.

(55). Слух же он объясняет почти так же, как и прочие философы. А именно, попадая в пустоту, воз¬дух совершает движение; помимо того что он одинако¬во входит во все тело, он особенно и наиболее прони¬кает в уши, так как здесь он проходит через наиболь¬шую пустоту и менее всего задерживается. Поэтому звук не ощущается в остальном теле, но только здесь, в ушах. Когда же звук возникает внутри, то он тотчас рассеивается вследствие быстроты своего дви¬жения. Ибо звук бывает, когда воздух сгущается и с силою входит в уши. И так, как он объясняет воз¬никновение внешнего ощущения осязания, точно так же он объясняет и возникновение внутреннего (ощу¬щения слуха).

45. Аэций IV 13, 1. Левкипл, Демокрит, Эпикур по¬лагают, что зрительное восприятие происходит вслед¬ствие вхождения образов.

334

46. Аэций IV 8,5. Левкипп, Демокрит: ощущения и мысли суть изменения тела. 8,10. Левкипп, Демо-крит, Эпикур: ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо ни¬кому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа.

47. Аристотель de anima II7. Неправильно учит Демокрит, что если бы промежуточной средой была пустота, то можно было бы отчетливо видеть муравья на небе.

УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ

48. Секст adv. math, VII117. Демокрит дает следу¬ющее учение об одушевленных существах и неоду¬шевленных предметах. «Животные, — говорит он, — соединяются с животными того же самого вида, как, например, голуби с голубями и журавли с журавлями, и у всех прочих неразумных животных дело обстоит точно так же. Равным образом то же самое можно сказать и относительно неодушевленных предметов, как можно видеть на примере просеивания семян и на примере камешков на морских берегах. А именно в первом случае при вращении веялки отдельно ло-жатся чечевицы с чечевицами, ячменные зерна с яч-менными, во втором же случае под действием прибоя волн продолговатые камешки отбрасываются на одно место с продолговатыми, круглые же — на одно место с круглыми, так что как будто подобие в вещах имеет силу соединять их вместе, в одно».

49. Симплиций Phys. 648,12. Демокрит и Левкипп со своими приверженцами учили, что не только в мире есть некоторая пустота, но также и вне мира.

50. Симплиций de caelo 202,16. Левкипп и Демо-крит говорят, что существует в бесконечной пустоте бесконечное множество миров и что они образуются из бесконечного множества атомов.

‘. 51. Аэций 112,2. Левкипп и Демокрит: мир шаро-образен. (3,2). Левкипп, Демокрит и Эпикур; мир не одушевлен и не управляется провидением, но, будучи образован из атомов, он управляется некоторой

335

неразумной природой. (4, 6). АнаксимандрЛевкипп: мир не вечен.

52. Ипполит Refut. 112. Левкипп: от сплетения атомов образуются светила, последние увеличива¬ются и погибают по необходимости. Он и говорит о возникновении солнца и луны. Сами по себе вначале носились они, еще не имея вовсе теплой природы, при¬чем луна вообще не имела весьма светлой природы, но, напротив, естество ее было совершенно похоже на при¬роду земли и тел на ней. А именно каждое из этих светил (т. е. солнце и луна) сперва были сами по себе вне мира в качестве некоторого внешнего придатка к нему и лишь позже, с увеличением круга солнца, был вовлечен в наш мир огонь, заключавшийся в этом круге.

53. Аэций 11113,4. Демокрит: вначале земля блуж¬дала вследствие своей малости и легкости; с течением же времени, сделавшись плотнее и тяжелее, она при¬шла в неподвижное состояние.

54. Аэций III15,7. Парменид, Демокрит: земля пребывает в равновесии вследствие равного расстояния отовсюду, ибо нет причины, которая заставила бы ее скорее наклониться в одну сторону, чем в другую. Вследствие этого она может лишь сотрясаться, но не двигаться.

55. Ипполит Refut. 113. Миры, по его мнению, бесчисленны и различны по величине. В некоторых мирах нет ни солнца, ни луны, в некоторых солнце и луна больше по размерам наших и в некоторых их большее число.

(3) Расстояния между мирами не равны: между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги.

(4) Земля нашего мира возникла раньше светил; луна расположена внизу, затем солнце и далее непод¬вижные звезды. И самые планеты имеют неодинако¬вую высоту. Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать в себя что-либо извне,

336

56. Аэций 1113,4 (о сущности светил). Демокрит: они — камни.

57. Ахилл Isag. in Arat. 113. Ни Анаксагор, ни Де-мокрит в «Великом диакосмосе» не думают, чтобы светила были живыми существами.

58. Аэций II 25,9. Анаксагор и Демокрит: луна — огненное твердое тело, заключающее в себе равнины, горы и пропасти.

59. Аэций II20, 7. Демокрит: солнце — раскаленное железо или раскаленный камень.

60. Цицерон de fin. 16,20. Солнце Демокрит счи-тает громадным по размерам.

61. Аристотель de caelo II13. Анаксимен, Анакса¬гор и Демокрит говорят, что плоская форма есть при¬чина того, что земля пребывает в неподвижности. Ибо она не рассекает лежащий под ней воздух, но замы¬кает его, что, как кажется, делают те из тел, которые имеют плоскую форму. Ибо эти тела не приходят в движение и под действием ветров вследствие сопротив¬ления, которое они оказывают ветрам. То же самое и земля благодаря своей плоской форме, говорят они, делает по отношению к лежащему под ней воздуху. Последний же, не имея удобного места для перемеще¬ния, остается скопленным внизу, подобно тому как вода в клепсидрах 2.

УЧЕНИЕ 0В ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

62. Давид Prol. 38,14 Busse. И подобно тому как во Вселенной мы видим, что одни вещи только управ¬ляют, как, например, божественные; другие и управ¬ляют, и управляются, как, например, человеческие, а именно они и управляются божественными, и управ¬ляют неразумными животными; третьи же только уп¬равляются, как, например, неразумные животные; точ¬но так же и в человеке, который есть, по Демокриту, микрокосм (малый мир), наблюдается то же самое. И в человеке одни части, как разум, только управляют, другие же, как сердце, и повинуются, и управляют.., третьи же только повинуются, как вожделение.

337

63. Галек de usu part. Ill 10. Но и животное есть как бы некоторый малый мир, как говорят древние мужи, искусные в познании природы.

Срв. Аристотель Phys. VIII 2. Если это возможно для живого существа, почему это невозможно для Все¬ленной в целом? Ведь если это происходит в микрокос¬ме, то, следовательно, и в макрокосме.

64. Николай из Дамаска de plant. 12. Демокрит: растения имеют ум и знание.

65. Диодор I 7 (1). При первоначальном образова-нии Вселенной небо и земля имели единую форму вследствие смешения их природы. Затем, после того как тела отделились друг от друга, космос приобрел весь ныне видимый в нем порядок, воздух же получил непрерывное движение, и огневидная часть его собра¬лась к самым верхним местам, так как таковое веще¬ство вследствие своей легкости поднималось вверх. По этой причине солнце и прочее множество светил были охвачены всеобщим вихрем. Грязеподобное же и ило-видное вещество, соединенное с влагою, осталось пре¬бывать на том же самом месте вследствие своей тяже^ сти.

(2) Последнее, непрерывно сжимаясь в себе и скопляясь в одном месте, образовало из жидких своих частей море, из более же твердых — землю, которая была вначале влажной и совершенно рыхлой.

(3) Когда появился огонь солнца, земля сперва затвердела, затем, когда вследствие согревания поверх¬ность ее стала приходить в брожение, она во многих местах подняла вверх кое-какие из влажных веществ, и таким образом возникли на их поверхности гнию^ щие образования, покрытые тонкими оболочками. Это явление еще и в настоящее время можно наблюдать в болотистых местах и в стоячих водах, когда после холода наступает жара, так что температура воздуха сразу сильно изменяется.

(4) Когда влажные вещества вследствие согрева¬ния, происходившего вышеуказанным образом, начали рождать жизнь, они (гниющие образования) тут же стали получать по ночам питание от влаги, осаждав¬шейся из окружающей атмосферы, днем же они отвер-

339

Девали от жары. Наконец, когда эти образования, носившие плод во чреве, вполне созрели и их оболоч¬ки прожглись насквозь и разорвались, тогда из них возникли разнообразные формы животных.

(5) Из последних же, которые заключали в себе наиболыпе теплоты, поднялись в воздух, став птицами; другие же, в которых преобладала смесь земли, попали в число пресмыкающихся и прочих живущих на по¬верхности земли животных; третьи же, в которых было наиболее влажного вещества, называемые пла¬вающими животными, собрались в сродное им место. Земля же, все более отвердевая под действием солнеч¬ного огня и ветров, наконец более стала не в состоянии рождать ничего из более крупных животных, но каж¬дый вид живых существ стал рождаться от их взаим¬ного совокупления.

66. Цензорин 4, 9. По мнению Демокрита, первые люди произошли из воды и ила.

67. АэЦий V 19, 6. Демокрит: животные возникли вследствие соединения форм, которые не имели чле¬нов… когда впервые влага стала рождать живые су¬щества;

68. Лактанций Inst. div. VII 7,9. Стоики говорят, что мир и все, что в нем, возникли для людей; тому же самому учат нас божественные письмена. Следова¬тельно, заблуждался Демокрит, который полагал, что люди произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания.

69. Аристотель de anima I 2. Некоторые высказали мнение, что душаогонь. Дело в том, что огонь со¬стоит из самых мелких частиц и является наименее ма¬териальным из всех элементов, притом же он преиму¬щественно перед всем остальным и сам подвижен и приводит в движение

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн