Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья

достижения истины, который получил наименование диалектиче¬ского (от глагола «диалегомай» — разговаривать, вести беседу, спорить). Его основное содержание заключается в неустанных поисках истины путем преодоления про¬тиворечий в наших суждениях, в уточнении наших по¬нятий и т. п.
Мысли Сократа продолжил, углубил и развил до по¬следовательной системы объективного идеализма его ученик Платон. Большинство написанных им произве-
39

дений облечены в высокохудожественную форму диало¬гов, ярко демонстрирующих близость философского и художественного творчества в эпоху античности. По сравнению с Сократом Платон значительно расширил область применения общих понятий. Великий ученик Сократа понимал огромную, решающую роль общих понятий не только в этике, но и в других науках, осо¬бенно в математике (здесь он многое воспринял от пи-фагорейцев). Важнейшая заслуга Платона в истории научно-философского знания состоит в осознании ре¬шающего значения знания общего. Но, сделав столь важное открытие, Платон исказил его сущность тем, что объявил общее, понятия не более или менее точ¬ным отражением в человеческом сознании вещей реаль¬ного мира и их отношений друг к другу и к человеку, а особого рода бестелесными сущностями, которые он и назвал эйдосами, бестелесными родами подлинного бытия. Эйдосы философ именовал также словом «идеи» (оба этих греческих слова можно передать русским словом «вид», ибо они как бы видятся — при определен¬ных предпосылках — умом).
Что же касается реального мира вещей, повседневно воспринимаемых человеческими чувствами, то, по убеж¬дению Платона, они представляют собой весьма несо¬вершенные, а порой и чрезвычайно искаженные копии своих идеальных прообразов. В отличие от этих измен¬чивых и преходящих теней идеи вечны и неизменны, в чем и выражается истинность, подлинность их бытия. Абсолютная противоположность мира идей — совер¬шенно пассивная материя, отождествляемая идеалистом с пространством и объявляемая небытием. Именно ма¬терия дробит единство каждой идеи на множество чув¬ственных вещей. Последние представляют собой «смесь» бытия и небытия, активных идей и пассивной материи. Все, что в вещах составляет устойчивость, истину и красоту, обязано своим существованием идеям, а все неустойчивое, ложное и безобразное в них идет от материи. Идеи как бестелесные первообразцы вещей суть цели, которым вещи подражают в своем преходя¬щем земном существовании. Истинность и проявляется здесь лишь в той мере, в какой обнаруживается их под-
40

ражание своим идеальным «видам», своим целям. Тем Цр самым, в противоположность Демокриту, выдвинув-„шему принцип детерминизма, вне которого невозможно научное познание, Платон утверждает в своей филосо¬фии противоположный ему принцип телеологического истолкования всех явлений. Каждая идея выступает
— в качестве цели для всех вещей или явлений соответ¬ствующего класса. В мире самих идей имеется единая цель, составляющая одновременно верховную цель всего существующего, — идея добра, блага (здесь сказывается этическое происхождение философской системы Пла¬тона, ее зависимость от учения Сократа).
* Идеализм Платона с необходимостью заставляет его сближаться с мифологией.• Мифологическими образами переполнены его диалоги (часто они выступают в каче¬стве средства иллюстрации его мыслей). Более тою, в очень важном диалоге «Тимей» Платон, стремясь объ¬яснить происхождение мира и назначение всех его час¬тей и явлений, Сам творит грандиозный миф. Он рисует фантастический образ демиурга (зодчего, творца), ко¬торый, взирая на мир идей и имея под рукой всегда пассивную материю, восхотел, чтобы добро не остава¬лось лишь в мире идей, а имело хоть какой-нибудь от-
, блеск в вещественном мире, который он и создает. Ха¬рактерно, что демиург создает единственный мир, ожив¬ленный и направляемый мировой душой.
Идеализм пронизывает и все платоновское учение о знании. Вслед за Парменидом, но радикальнее его, философ-идеалист объявляет чувственное знание мни¬мым знанием, лишенным подлинной познавательной ценности. Подлинное знание непреходящего мира идей доступно лишь разуму, Только рациональное знание, оперирующее общими понятиями, может притязать на имя науки, в то время как чувственное знание не боль¬ше, чем вера. Не будучи связано с чувственным, рацио-нальное знание врожденно, оно укоренено в глубинах | человеческой души. Развивая орфико-пифагорейские представления о бессмертии человеческой души, Пла¬тон объявляет ее единственной носительницей знания. Она как бы сродни идеям и до своего вселения в чело¬веческое тело созерцала мир идей. Попадая затем в тело,
41

как в темницу, и будучи оглушена ежедневным наплы¬вом чувственных впечатлений, душа постепенно при¬ходит в себя и, всматриваясь в мир вещей, немного по¬хожих на идеи, начинает вспоминать идеальный мир. Таким образом, знание по сути есть не что иное, как воспоминание бессмертной души.
Платоновский идеализм достигает здесь едва ли не высшей своей точки. Познающий человеческий дух для него нечто нематериальное и бессмертное. Здесь совер¬шенно очевидна диаметральная противоположность фи¬лософских воззрений Платона и Демокрита, «линии Платона» и «линии Демокрита», о которых писал В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме».
Средством познания мира идей выступает у Платона диалектика. Диалектику понятий Сократа его ученик развивает как чисто умозрительную теорию сверхчув¬ственного знания. Основной ее вопрос — это вопрос о роли общих понятий в познании истины. Диалектика, по Платону, состоит не только в выявлении противо¬речий в суждениях людей и преодолении их, но и в рас¬крытии противоречивости высших понятий — бытия, движения, покоя, тождества и изменения. Учение Пла¬тона об объективности противоречий, присущих важ¬нейшим философским понятиям, сыграло большую роль в истории диалектики.
Ученик Платона Аристотель — величайший древне¬греческий философ и ученый. Он представлен в данном издании наибольшим количеством текстов, что соответ¬ствует его роли в истории и античной философии, и средневековой философии мусульманских и христиан¬ских стран. Его произведения отличаются большой зре¬лостью научной мысли, разработанностью философской терминологии, в них почти отсутствуют мифологические образы.
В своих трудах великий мыслитель как бы подвел итог всему предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зооло¬гией, психологией, политической экономией, эстетикой, этикой, социологией. Особенно велики его заслуги в со-
42

I:»*• здании логики, которую он считал и методологией науч-ного знания, и лучшим введением в философию.
Уровень развития науки в Древней Греции в это время был уже столь значителен, что Аристотель сде¬лал первую в истории философии попытку классифи¬кации знаний. В особенности он стремился определить соотношение таких — с его точки зрения, чисто теоре¬тических — наук, как философия, математика и физика (наука о природе). Истолковывая философию как су¬губо умозрительную науку о наиболее общих принци¬пах бытия и называя ее первой философией (впослед-ствии, в I в. до н. э., ей было присвоено наименование метафизики; с тех пор этим именем называется и глав¬ное произведение мыслителя), он отличал от нее мате¬матику и физику как науки о некоторых, более конкретных свойствах бытия и называл их вторыми философиями. Положения «первой философии», сформу¬лированные автором «Метафизики», рассматриваются им как теоретический фундамент, на котором основы-ваются «вторые философии» — математика, физика и другие науки.
Разрабатывая принципы «первой философии», Арис¬тотель стремился критически учесть все философские концепции, выдвинутые до него. Наиболее обстоятель¬ной критике он подверг теорию идей своего учителя Платона. Он показал несостоятельность отрыва идей как сущностей вещей от самих вещей и тем более про-тивопоставления их друг другу. В противоположность Платону Аристотель не выражал никаких сомнений в объективности, реальности существования единичных вещей, считал их бытие не кажущимся, а истинным. Здесь великий мыслитель выступал как материалист. Вслед за своим учителем Аристотель признавал огром¬ное значение общих понятий в познании. Однако позна¬ние направлено у него на реальный мир конкретных, единичных- вещей. В противоположность Платону он видел свою задачу в том, чтобы найти единое и об¬щее не помимо единичного, а в самом единичном, индивидуальном, воспринимаемом чувствами чело¬века.
Важнейшая философская проблема общего и
43

единичного в первой философии Аристотеля решалась в учении о материи и форме. Материя — это вещество каждой вещи. Форма же — то, что придает ей опреде¬ленность, позволяющую отличать вещь одного класса от вещей других классов. В этом смысле материя инди¬видуализирует, а форма обобщает. Форма существует лишь в единстве с материей, и каждая конкретная вещь всегда есть соединение материи и формы. Платоновские идеи как обособленные от вещей сущности становятся у Аристотеля формами, внутренне присущими самим вещам. Философ говорит в этой связи о материальных и формальных причинах. Исследуя органическую при¬роду и постоянно имея в виду человеческую деятель¬ность, Аристотель ищет также причины производящие (или движущие), благодаря которым происходит соеди¬нение материй и форм. Кроме того, в каждом акте дви¬жения, по его мнению, важен не столько исходный пункт, сколько конечный результат. Он уподобляет все изменения в природном мире целенаправленной дея¬тельности людей. Все, что осуществляется в нем, с этой точки зрения наделено стремлением к определен¬ной цели. Следовательно, все имеет конечную, целевую причину. В учении о материальной причине Аристотель приближается к «линии Демокрита», а в учении о це-левой — к «линии Платона». В целом же в своей «пер¬вой философии» он ближе к Платону, чем к Демокриту. Формальную, производящую и целевую причины Арис¬тотель часто объединяет в одну — формальную. Форма рассматривается при этом и как целевая причина, и как производящая. Различаясь в каждой отдельной вещи, материя и форма как категории соотносительны. То, что для одного есть форма, для другого должно считаться материей. Например, кирпич есть материал для дома, который из него построен, но в то же время и форма для той глины, из которой он сделан. В природе все от¬носится друг к другу как форма и материя, все пред¬меты природы представляют собой их соединение, веч¬ное оформление, непрерывное становление, превраще¬ние из возможности в действительность. Близость Арис-тотеля к «линии Платона» проявляется прежде всего в том, что формы рассматриваются им как вечные, ак-
44

тивные, действующие начала, а материи — как начала пассивные, лишь подвергающиеся действию.
Соединение материи и формы как процесс, осущест¬вляющийся во всем мире, имеет начало и конец. Его начало — так называемая первоматерия, не восприни¬маемая чувствами. Это — неопределенное первовеще-ство, лишенное всякой формы (даже формы традицион¬ных в древности первоэлементов — воды, земли, воздуха и огня). Как таковая, она совершенно пассивна и пред¬ставляет собой чистую возможность, но без нее невоз¬можен весь последующий процесс оформления и появ¬ления все более и более высоких организаций. Завер¬шает этот процесс высшая форма, которую уже нельзя рассматривать как возможность по отношению к какой-либо другой форме, которая была бы выше ее. Эту по¬следнюю, чистую, лишенную всякой материальности форму Аристотель называл богом. Конечно, это не ми¬фологический, а философский бог (в этой связи автор «Метафизики» именует свою «первую философию» тео¬логией, т. е. учением о боге, впервые вводя этот тер¬мин). Его деятельность сугубо теоретическая, мысли¬тельная. Аристотелевский бог — это мышление, мысля¬щее само себя, в

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн