Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья

и значит иметь доказательство. Для доказа¬тельства должны быть причины и положения более известные и предшествующие доказываемому: причи¬ны — потому, что мы тогда познаем предмет, когда знаем его причину; предшествующие положения—по¬тому, что они причины, а ранее известные положе¬ния — не только в том смысле, что понимают, но и в том, что знают, что данный предмет есть. Предшеству¬ющее и более известное надо понимать двояко, ибо не одно и то же предшествующее по своей природе и пред-шествующее для нас, а также более известное безуслов¬но и более известное нам. Предшествующим и более из¬вестным для нас я называю то, что ближе к чувственно¬му восприятию; предшествующим и более известным безусловно — то, что находится дальше от него. Всего же дальше от чувственного восприятия — наиболее общее, всего ближе к нему — отдельное и оба они противопо¬ложны друг другу. «Из первичных» же означает: из свойственных данному предмету начал, ибо первичное и начало я считаю за одно и то же. Началом же доказа¬тельства является неопосредствованная посылка, а не-опосредствованной является такая, которой не предше¬ствует никакая другая. Посылка же есть одна из частей высказывания, в котором нечто одно приписывается другому. Диалектическая посылка есть та, которая одинаково берет одну из двух частей противоречия; до¬казывающая — которая одну из них определенно берет за истинную. Высказывание же есть та или другая часть противоречия, а противоречие — такое противопо-ложение, которое само по себе не имеет ничего среднего. Та из частей противоречия, которая что-то приписывает чему-то, есть утверждение, та же часть, которая что-то устраняет от чего-то, — отрицание. Из неопосредство¬ванных силлогистических начал тезисом, или положе¬нием, я называю то, которое нельзя доказать и которое тому, кто будет что-нибудь изучать, не необходимо иметь. То положение, которое необходимо иметь тому, кто будет что-нибудь изучать, я называю аксиомой; не¬которые такие положения, конечно, имеются, и к ним

430

главным образом мы обыкновенно и применяем это обозначение. Положение, которое содержит ту или дру¬гую часть высказывания, когда говорю, например, «нечто есть» или «нечто не есть», есть предположение, без этого же — определение. Определение есть именно положение; в самом деле, занимающийся арифметикой выдвигает положение, что единица в количественном от¬ношении неделима, но это не есть предположение. Ибо определение, что есть единица, и суждение, что еди¬ница есть, — не тождественны.

КНИГА ВТОРАЯ

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Таким образом, относительно силлогизма и доказа¬тельства ясно, что представляет собою каждое из них и каким образом они строятся, .вместе с тем и относитель¬но доказывающей науки, ибо она то же самое, что до¬казательство…

Однако можно сомневаться… появляются ли способ¬ности познавания, не будучи врожденными, или, буду¬чи врожденными, остаются сначала скрытыми для нас? Если бы мы их уже имели, то это было бы неле¬по, ибо тогда оказалось бы, что для тех, которые име¬ют более точные знания, чем доказательство, эти зна¬ния остались бы скрытыми. Если же мы приобретаем эти способности, не имея их раньше, то как мы можем познавать и научаться чему-нибудь, не имея предше¬ствующего познания? Это ведь невозможно, как мы уже сказали по поводу доказательства. Очевидно поэтому, что нельзя иметь эти способности заранее, и невозмож¬но, чтобы они возникли у незнающих и не наделенных никакой способностью. Поэтому необходимо обладать некоторой возможностью, однако не такой, которая пре¬восходила бы эти способности в отношении точности. Но такая возможность, очевидно, присуща всем живым существам. В самом деле, они обладают прирожденной способностью разбираться, которая называется чувст¬венным восприятием. Если же чувственное восприятие присуще, то у одних живых существ что-то остается

437

от чувственно воспринятого, а у других не остается. Одни живые существа, у которых ничего не остается от чувственно воспринятого, вне чувственного воспри¬ятия или вообще не имеют познания, или не имеют познания того, что не остается в чувственном восприя¬тии. Другие же, когда они чувственно воспринимают, удерживают что-то в душе. Если же таких восприятий много, то получается уже некоторое различие, так что из того, что остается от воспринятого, у одних возникает некоторое понимание, а у других нет. Таким образом, из чувственного восприятия возникает, как мы говорим, некоторая способность помнить. Из часто повторяюще¬гося воспоминания об одном и том же возникает опыт, ибо большое число воспоминаний составляет вместе не¬который опыт. Из опыта же или из всего общего, сохра¬няющегося в душе, то есть из чего-то помимо многого, что содержится как тождественное во всех вещах, бе-рут свое начало навыки и наука. Навыки — если дело касается создания вещей, наука — если дело касается существующего. Таким образом, эти способности позна¬ния не обособлены и не возникают из других способно¬стей, более известных, а из чувственного восприятия. Подобно тому как это бывает в сражении, после того как строй обращен в бегство: когда один останавлива¬ется, останавливается другой, а затем и третий, пока все не придет в первоначальный порядок. А душа та-кова, что может испытать нечто подобное. То, что уже раньше было сказано, но не ясно, мы объясним еще раз. В самом деле, если что-то из неотличающихся между собой вещей удерживается в воспоминании, то появ¬ляется впервые в душе общее (ибо воспринимается что-то отдельное, но восприятие есть восприятие об¬щего, например человека, а не отдельного человека — Каллия). Затем останавливаются на этом, пока не удер-живается нечто неделимое и общее, например оста¬навливаются на таком-то живом существе, пока не удерживается образ живого существа вообще. И на этом также останавливаются. Таким образом, ясно, что первичное нам необходимо познавать посредством ин¬дукции, ибо таким именно образом восприятие порож¬дает общее. Так как из способностей мыслить, обладая

438

которыми мы познаем истину, одними всегда постигает¬ся истина, — а другие ведут также к ошибкам (напри¬мер, мнение и рассуждение), истину же всегда дают на¬ука и ум, то и никакой другой род познания, кроме ума, не является более точным, чем наука. Начала же доказательств более известны, чем сами доказательства, а всякая наука обосновывается. Таким образом, наука не может иметь своим предметом начала. Но так как ничто, кроме ума, не может быть истиннее, чем наука, то ум может иметь своим предметом начала. Из рас-сматриваемого здесь видно также, что начало доказа¬тельства не есть доказательство, а поэтому и наука не есть начало науки. Таким образом, если помимо науки не имеем никакого другого рода истиннного познания, то ум может быть началом науки. И начало может иметь своим предметом начала, а всякая наука точно так же относится ко всякому предмету.

ФИЗИКА

/ КНИГА (А)

Так как научное знание возникает при всех исследо¬ваниях, которые простираются на начала, причины или элементы путем их познавания (ведь мы тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаем ее первые при¬чины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элемен¬тов), то ясно, что и в науке о природе надо определить прежде всего то, что относится к началам. Естествен¬ный путь к этому идет от более известного и явного для нас к более явному и известному с точки зрения природы вещей: ведь не одно и то же то, что известно для нас и прямо, само по себе. Поэтому необходимо дело вести именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более явного к более явному и из-вестному по природе. Для нас же в первую очередь ясно и явно более слитное, затем уже отсюда путем разгра¬ничения становятся известными начала и элементы. Поэтому надо идти от общего к частному. Именно вещь, взятая в целом, более знакома для чувства, а общее

439

есть нечто целое, так как оно охватывает многое напо¬добие частей. То же известным образом происходит с именем и его определением- имя, например круг, обо¬значает нечто целое, и притом неопределенным образом, а определение разделяет его на частности, и дети пер¬вое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями, потом уже различают каждого в отдельности.

начала, хотя и без логических обоснований, все-таки го¬ворят о противоположностях как бы вынуждаемые са¬мой истиной. Различаются же они друг от друга тем, что одни берут начала более первые, другие — произ¬водные, одни — более известные по понятию, другие — по чувству, именно: одни считают причиной возникно¬вения теплое и холодное, другие — влажное и сухое, иные — нечет и чет, некоторые — вражду и дружбу, а это все отличается друг от друга указанным способом. Таким образом, они говорят в некотором отношении од¬но и то же и в то же время различное: различное, по¬скольку оно и кажется таким для большинства, одно и то же — по аналогии; именно: они берут начала из одно¬го и того же ряда, так как одни из противоположностей заключают в себе другие, а другие заключаются в них. В этом именно отношении они говорят и одинаково, и по-разному, то хуже, то лучше: одни — о более знако¬мом на основе понятия (как было сказано раньше), другие — на основе чувства. Ведь общее известно нам по понятию, частное — по чувству, так как понятие от¬носится к общему, чувственное восприятие — к частно¬стям, например большое и малое известно по понятию, плотное и редкое — по чувству. Итак, что начала дол¬жны быть противоположными, это ясно.

предметы или путем переоформления, как статуя, или путем прибавления, как растущие тела, или путем от¬нятия, как Герм из камня, другие путем составления, как дом, и путем качественного изменения, как изме¬няющиеся в отношении материи. Очевидно, что все воз¬никающие таким путем предметы возникают из лежа¬щего в основе субстрата. Из сказанного, таким образом, ясно, что все возникающее бывает всегда сложным: есть нечто возникшее, и есть то, что становится таким, и это последнее двоякого рода: или лежащее в основе, т. е. подлежащее, или противолежащее. Я разумею здесь следующее: противолежит — необразованность, лежит в основе — человек; и бесформенность, безобра¬зие, беспорядок я называю противолежащим, а медь, камень, золото — подлежащим. Очевидно, таким обра¬зом, если существуют причины и начала для вещей, су¬ществующих по природе, из которых, как первых, они возникли не по совпадению, но каждое по той сущно¬сти, по которой именуется, то все возникает из подле¬жащего и формы; именно: образованный человек сла¬гается известным образом из человека и из образован¬ного, так как ты сможешь разложить предложения на эти термины. Ясно, таким образом, как возникающее будет возникать из указанных составных частей… Итак, сколько начал принимает участие в возникновении при¬родных тел и каковы они, об этом сказано; ясно также, что должно что-нибудь лежать в основе противополож-ностей и что противоположных начал должно быть два. Но в другом отношении это не является необходимым: достаточно, если одна из двух противоположностей бу¬дет

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн