Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья

на третье. Так по¬ступает Зенон в книге о разуме, а также Хрисипп, Ар-хедем и Евдем. (41) Зато Диоген из Птолемаиды начинает с этики. Аполлодор же ставит этику на вто¬ром месте; Панетий и Посидоний начинают с физики, как говорит ученик Посидония Фаний в первой книге об учениях Посидония. Клеанф же различает шесть частей философии: диалектику, риторику, этику, поли-тику, физику и учение о богах.

476

I. ЛОГИКА А. Теория познания

Аэций IV 12, 1—5 (Арним II, № 54). Чем разли-чаются между собой представление и представляемое, воображение и воображаемое? Хрисипп говорит, что эти четыре термина следует различать. Представление — это впечатление, рождающееся в душе и выражающее в себе то, что его произвело. Например, когда мы гла¬зами видим белое — это впечатление, рождающееся в душе благодаря видению. Исходя из этого впечатле¬ния, мы можем сказать, что оно имеет своим основа¬нием белое, которое воздействовало на нас. Подобное происходит, когда впечатление вызвано осязанием или обонянием. Phantasia происходит от pho’s. В самом деле, подобно тому как свет заставляет видеть себя са¬мого и то, что он окружает, так и представление застав¬ляет видеть себя само и то, что его произвело.

Представляемое — это то, что вызывает представле¬ние, как, например, белое или холодное, и вообще все, что может воздействовать на душу, есть представляе¬мое.

Воображение — это призрак, впечатление, возникаю¬щее в душе, но без представляемого, как, например, если бы кто-нибудь боролся с тенью и пустотой; пред¬ставление имеет своим основанное представляемое, воображение нет.

Воображаемое — это то, к чему мы влечемся в тщет¬ном движении воображения; это то, что происходит у душевнобольных и одержимых.

Диоген Лаэртский VII. (50) Существует различие между представлением и воображаемым; воображае¬мое — это видимость мысли, как это бывает в сновиде¬ниях, а представление — это отпечаток на душе, то есть изменение, как это показывает Хрисипп в двенадцатой книге о душе. В то же время нельзя этот отпечаток счи¬тать следом от перстня с печатью: ведь не может много следов в одно и то же время возникнуть на одном и том же месте. Под представлением понимается отпечаток, след и знак от существующего, который не может

477

возникать от несуществующего. (51) По мнению стоиков, одни представления чувственные, другие нет. Чувствен¬ные те, что воспринимаются одним или несколькими органами чувств, нечувственные те, что постигаются мышлением, например бестелесное и все прочее, пости¬гаемое только разумом. Чувственные представления возникают от существующего, и им сопутствует наше согласие и одобрение. Имеются и мнимые представле¬ния, как будто возникающие от существующих вещей. Далее, одни представления разумные, другие неразум¬ные: разумные присущи разумным существам, неразум¬ные — лишенным разума. Представления разумные — это мысли, а неразумные еще не получили названия. Кроме того, одни связаны со знанием дела, другие нет, поэтому мысленный образ рассматривается по-разному человеком сведущим и несведущим.

Диоген Лаэртский VII. (45) Представление — это отпечаток на душе, а название взято от следов, полу-чаемых на воске от печатки перстня. (46) Среди пред-ставлений одни постигающие, другие непостигающие.

Цицерон Acad. prior. II145. Никто, кроме мудреца, ничего не знает. И это Зенон разъяснял жестом: пока¬зав свою руку с вытянутыми пальцами, он говорил: «Вот образ»; затем, немного согнув пальцы, заявлял: «Вот согласие»; наконец, полностью сжав пальцы в ку¬лак, он восклицал: «А это постижение». На основании такого уподобления он дал этому явлению не употреб¬лявшееся ранее название katalepsis ‘. Затем он протя¬гивал левую руку и, сильно сжимая ею кулак, говорил, что это знание, которым никто, кроме мудреца, не обла¬дает. Но даже сами стоики обыкновенно не говорят, кто мудрец или кто был таковым.

Диоген Лаэртский VII48—49. Вот что говорит Диокл из Магнесии в своем «Обзоре философов»: «Стои¬кам угодно придавать главное значение учению о пред-ставлении и ощущении, так как мерило, при помощи которого познается истинность вещей, есть по роду сво-ему представление и так как учение о признании, по-стижении и мышлении, предшествующих всему дру-гому, не возникает без представления. Действительно, сначала появляется представление, затем мышление,

478

способное выражать то, что вызвано представлением, и передавать его речью».

Диоген Лаэртский VII 54. Стоики говорят, что мери-лом истинности бывает постигающее представление, то есть исходящее от существующего, как об этом говорит Хрисипп в двенадцатой книге о явлениях природы, а также Антипатр и Аполлодор. Боэт допускает больше мерил: ум, ощущение, стремление и знание. Но Хри-сипп, не соглашаясь с ним, в первой книге о разуме говорит, что мерилами служат ощущение и предвосхи-щение. А предвосхищение — это прирожденное понима-ние общего. Другие же из более ранних стоиков счи¬тают мерилом верное рассуждение, как это делает По-сидоний в книге о мериле.

Диоген Лаэртский VII 52. По мнению стоиков, ощу-щение — это пневма, которая исходит от управляющей силы души и простирается на чувства, а также пости-жение с помощью чувств и устройство органов чувств, коего некоторым людям недостает. Действие органов чувств стоики называют ощущением. По их мнению, постижение происходит или через ощущение, как, на-пример, постижение белого и черного, шероховатого и гладкого, или посредством разума, как, например, по-стижение того, что выведено на основании доказатель-ства, например что боги существуют и что они осущест-вляют провидение.

Псевдо-Плутарх de plac. phil. IV 4. Стоики говорят, что душа состоит из восьми частей: пять чувств — зре-ние, слух, обоняние, вкус, осязание; шестая частьголос; седьмая — воспроизводительная часть; восьмая — управляющая, которая распоряжается всеми осталь¬ными и пользуется своими орудиями, как осьминог щупальцами.

Б. Диалектика

Диоген Лаэртский VII. (41) Что касается логики, то некоторые говорят, что она подразделяется на два пред-мета: риторику и диалектику. Одни присовокупляют способ определения и то, что касается правил и мерил, другие исключают учение об определениях. (42)… Ри-торику они считают умением хорошо говорить, излагая

479

что-то, а диалектику — умением правильно вести бе¬седу, ставя вопросы и давая ответы. Поэтому ее опреде¬ляют также как знание истинного и ложного и того, что не есть ни то ни другое. Самое риторику они делят на три части: совещательную, судебную и торжественную. (43) К ней относится нахождение доводов, способ вы¬ражения, расположение слов и способ произнесения. Сама риторическая речь состоит из вступления, изложе¬ния, возражения противнику и заключительной части. Диалектика делится на части, из которых одна касается смысла, другая — словесного выражения… (45)… Они говорят, что учение о силлогизмах очень полезно. В са¬мом деле, силлогизм обладает доказательной силой, что содействует образованию правильных положений, упо¬рядочивает знания, укрепляет нашу память. Само же рассуждение состоит из посылок и заключения. Силло¬гизм — это вытекающее из них умозаключение. Дока¬зательство — это рассуждение, делающее вывод о менее понятном через более понятное… (46) Диалектика, говорят они, необходима, она прекрасное качество, охва-тывающее как вид другие прекрасные качества: нето¬ропливость, подсказывающую нам, когда следует и ко¬гда не следует соглашаться; осмотрительность, содей¬ствующую приведению доводов против кажущегося правдоподобным, чтобы не поддаться ему; (47) неопро¬вержимость — силу в доводах, чтобы не отклоняться от них к противоположному; серьезность — способность приводить представления• к правильным суждениям. Само же знание, говорят они, — это верное постижение или надежное средство закрепить представления силой разума. Без диалектического познания мудрец не будет безупречным в рассуждении. Ведь именно при помощи диалектики распознают истину и ложь, различают суж¬дение убедительное и суждение сомнительное. Без диа-лектики невозможно ни правильно спрашивать, ни пра¬вильно отвечать. (48) Опрометчивость в высказываниях распространяется на существующее, что приводит тех, кто неискушен в представлениях, к непристойному по¬ведению и легкомыслию. И нет иного средства у муд¬реца, кроме диалектики, обнаружить остроту своего ума, проницательность и умение рассуждать. Один и тот

480

же человек должен правильно говорить и правильно размышлять, а также рассуждать по поводу высказан¬ных положений, отвечать на вопросы, и все это свойст¬венно человеку, сведущему в диалектике.

Диоген Лаэртский VII. (55) Что касается диалек-тического познания, то большая часть стоиков едино¬душно считает, что следует начинать с изучения звука. Звук — это колыхание воздуха, или, как говорит Диоген Вавилонский в своем «Искусстве речи», одному лишь слуху свойственное восприятие… По учению стоиков, звук — это также тело, как говорит Архедем в сочине¬нии о голосе, Диоген, Антипатр, а также Хрисипп во второй книге о явлениях природы. (56) Ведь все, что оказывает действие, есть тело. Оказывает действие и звук, поскольку он переходит от произносящего его к слушающему.

II. ФИЗИКА

Диоген Лаэртский VII. (132) Физику они делят на учения о телах, о началах, о стихиях, о богах, о конеч¬ном, о пространстве, о пустоте. Это — деление по видам. По родам же физику делят на три учения — о мирозда¬нии, о стихиях и о причинах. Учение о мироздании они делят на две части. Одна часть, общая у них с матема¬тиками2, изучает неподвижные и блуждающие звезды, исследует, например, такого ли размера солнце, каким оно нам кажется; сходным образом она исследует луну, 8 также вращение звезд. (133) Другая часть, которая касается только физиков и которая исследует природу мироздания, доискивается, состоят ли солнце и звезды из материи и формы, сотворено ли мироздание или не сотворено, наделено ли оно душой или нет, преходяще ли оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т. д. Учение о причинах также состоит из двух частей. Одна из них, общая с исследованиями вра-чевателей, исследует управляющую силу души и то, что происходит в душе, ее семена и прочее тому подобное. Другая часть, на которую притязают также матема¬тики, исследует, как мы воспринимаем зрением, какова причина отражения в зеркале, как образуются облака, гром, радуга, ореол, кометы и т. п. (134) Они полагают,

что существуют два начала всего: деятельное и страда¬тельное. Начало страдательное — это материя, бескаче¬ственная сущность; начало деятельное — это находя¬щийся в материи разум, бог. Ведь он, будучи вечным, создает каждую вещь посредством всей материи. Это учение было изложено Зеноном из Кития в его книге о сущности, Клеанфом в его книге об атомах и Хрисип-пом в конце первой книги о явлениях природы, Археде-мом в книге о стихиях и Посидонием во второй книге его «Учения о природе». Они различают начала и сти¬хии: первые несотворены и неуничтожимы, стихии же гибнут от воспламенения3. Кроме того, начала бесте¬лесны и лишены формы, стихии же имеют форму. (135)… Бог, ум, судьба, Зевс — это одно, и называется он многими другими именами. (136) Сначала, будучи самим по себе, он всю сущность посредством воздуха превратил в воду. И подобно тому как в семени содер¬жится зародыш, он помещает во влаге образовательное начало4 мироздания, делая, таким образом, материю пригодной порождать вещи, которые потом появились. Затем он создал прежде всего четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. Так рассуждают Зенон в книге о Вселенной, Хрисипп

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн